Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Криминалистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности расследования терроризма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Терроризм: понятие, сущность, тенденции развития 7

1.1. Понятие и сущность террористического акта 7

1.2. Причины возникновения терроризма 14

1.3. Основные тенденции современного терроризма 18

Глава 2. Криминалистическая характеристика террористического акта 27

2.1. Понятие и содержание криминалистической характеристики террористического акта 27

2.2. Характеристика террористических организаций 39

2.3. Основные элементы криминалистической характеристики террористического акта 44

Глава 3. Особенности раскрытия и расследования террористического акта 53

3.1. Характеристика следственных ситуаций первоначального этапа расследования террористического акта 53

3.2. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании террористического акта 61

3.3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании террористического акта 68

Заключение 73

Список использованных источников и литературы 79

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы исследования. Всю историю человечества, все сферы его жизнедеятельности всегда пронизывала и пронизывает угроза насилия: «физическая», «природная», «экологическая», «военная», «этническая», «структурная» «экономическая», «продовольственная», «биологическая», «бактериологическая» и т.д.

По данным МВД за январь-февраль 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечен значительный рост преступлений, связанных с терроризм. В сводки попало 362 таких преступления, что на 13,8% больше, чем годом ранее. Также за первые два месяца года выросло число преступлений экстремистского характера — их выявлено 149, что на 12,9% больше, чем годом ранее. Из общего числа зарегистрированных преступлений террористического характера 33 совершены либо пресечены на стадии подготовки (четыре преступления) уже в этом году, но это, напротив, на 13,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Также 13 преступлений из общего числа совершено против россиян либо российских интересов за рубежом.

Уровень такой угрозы насилия и конкретные формы ее проявления представляют собой, с одной стороны, показатель эффективности усилий государства по решению наиболее острых проблем, в частности профилактики и пресечения террористических актов, а с другой стороны – показатель социальной нравственности и коммуникации (общения) широких слоев населения. Именно от реального состояния этих показателей зависит уровень свободы личности, реальная защищенность ее прав и интересов как от произвола государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, так и от посягательства со стороны любых других лиц.

Одним из элементов, кардинально влияющим на реальную защищенность личности, общества и государства от посягательств со стороны любых других лиц, являются террористические акты, которые во втором десятилетии ХХI века приобрели системный характер, являются самыми опасными, трудно прогнозируемыми, приносят массовые человеческие жертвы и разрушения, порождают подозрительность и недоверие между социальными и национальными группами и государствами.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года характеризует терроризм как один из глобальных вызовов современности .

Терроризм на сегодняшний день превратился в глобальную проблему человечества, угрожающую жизни и здоровью людей, а также разрушающий действующий миропорядок, как в отдельно взятом государстве, так и во всем мире в целом. Терроризм является одним из опаснейших и сложно прогнозируемых проблем современного мира, который трансформируется в разнообразные формы и принимает устрашающие масштабы.

Изложенное, свидетельствует о необходимости углубленного изучения и анализа понятия терроризма, квалификации террористического акта, и разработки обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Актуальность темы также определяется тем, что изучение террористического акта с исторической, международной, уголовно-правовой точек зрения, антитеррористического законодательства, а также эффективности мер предупреждения террористического акта способно сыграть важную роль, как в понимании этого феномена, так и в борьбе с ним.

Данная тема актуальна и по причине негативных тенденций, наметившихся в последние годы в обществе – масштабы последствий от совершенных террористических актов на сегодняшний день потрясает сознание. Методы и способы действий террористов постоянно совершенствуются. Кроме взрыва, появились и другие способы совершения терактов: обстрел из огнестрельного оружия, отравление атмосферного воздуха и питьевой воды, давка людей на грузовиках и машинах, теракт с использованием охотничьих ножей.

В настоящее время проблема борьбы с терроризмом как никогда актуальна. Подтверждением этому могут служить террористические акты, произошедшие: в 1995 — захват заложников в больнице в Будённовске, в октябре 2002 г. — в Москве в театре на Дубровке, получив печально-известное название «Норд-Ост», в сентябре 2004 г. — захват заложников в школе г. Беслан, в августе 2006 — взрыв на Черкизовском рынке, в марте 2010 г. — двойной взрыв в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», в январе 2011 г. — взрыв в аэропорту «Домодедово» в Москве, в декабре 2013 г. — взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, в октябре 2014 г. — взрыв в Грозном на дне Города, в декабре 2015 г. — обстрел Дербентской крепости, в феврале 2016 г. — взрыв на посту ДПС в Дербентском районе Дагестана, в апреле 2017 — теракт в Петербургском метрополитене.

Это неполный список терактов, случившихся на территории нашей страны. Поэтому для борьбы с терроризмом существенная роль должна принадлежать усовершенствованию действующего законодательства, в том числе и уголовного, об ответственности за терроризм, но пока этот вопрос остается открытым.

Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с уголовной ответственностью за террористическую деятельность, являлись предметом рассмотрения в трудах ряда ученых, а именно: А.О Безверхова, А.Г. Волеводз, А.В. Карягина, С. Максимова, Т.Н. Москальковой, М.В. Сипки, Н.А. Чернядьевой и других авторов.

Целью настоящей работы является исследование проблем расследования террористического акта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— понятие и сущность террористического акта;

— выявить причины возникновения терроризма;

— рассмотреть основные тенденции современного терроризма;

— исследовать понятие и содержание криминалистической характеристики террористического акта;

— дать характеристику террористических организаций;

— проанализировать основные элементы криминалистической характеристики террористического акта;

— дать характеристику следственных ситуаций первоначального этапа расследования террористического акта;

— выявить особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании террористического акта;

— выявить особенности производства отдельных следственных действий при расследовании террористического акта.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере наступления уголовной ответственности за террористический акт и расследования указанного преступления.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие уголовную ответственность за совершение террористического акта и методики расследования рассматриваемого вида преступлений.

Методологическую основу исследования составляют материалистическая диалектика, общенаучные методы познания, к которым относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, а также частнонаучные методы познания социально-правовых явлений при исследовании организации и осуществления правоохранительной деятельности.

Нормативная база исследования. В Конституции Российской Федерации в статье второй провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а защита этих прав является обязанностью государства. Базовыми законами в данном исследовании являются Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в котором определены правовые и организационные основы противодействия терроризму, ответственность за осуществление террористической деятельности и Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002г., в котором определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности. Также в работе использованы иные нормативно-правовые акты как Российской Федерации, так и международного значения.

Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.

Законодательство РФ несовершенно и требует внесения ряда изменений:

— необходимо увеличить роль потерпевшего в уголовно-правовых отношениях и, соответственно, внести изменения в ст. 7 УК РФ. Нужно отразить не только недопустимость причинения страданий преступнику, но и необходимость защиты прав потерпевших;

— в связи с недостаточным урегулированием санкций ряда статей УК РФ, необходимо снизить максимальный предел санкции за пособничество террористическому акту (ч. 3 ст. 2051 УК РФ);

— внести поправки в закон в части, касающейся возможности назначения за преступления террористической направленности наказания в виде лишения свободы на срок ниже низшего предела и ограничить на законодательном уровне возможность смягчения наказаний за подобные преступления;

— ввести процедуру особого учета данных о личности в случае осуждения за преступления террористического характера, а также прописать в перечне обязанностей прокурора (ст. 37 УПК РФ) норму о необходимости контроля за учетом данных о личности и назначением наказания.

При изучении условий, влияющих на распространение терроризма во всем мире и в разнообразных регионах, необходимо отметить и выделить ряд факторов: неустойчивость и неразвитость экономики, отсутствие стабильности политической власти на территории конкретного государства, низкий уровень жизни значительной части населения, достаточно высокий уровень безработицы, большое количество случаев нарушения прав и свобод человека, расовые и этнические разногласия, проявление неуважения к религии и её основным ценностям и др.

Терроризм сегодня является «популярным» методом политической борьбы и достижения политических целей, а иногда, к сожалению, и самой политикой. На сегодняшний день существует множество разновидностей этой преступной деятельности, которые были рассмотрены выше; теракты совершают как независимые «одиночки» с, порою, весьма расплывчатыми мотивами, так и, профессиональные крупные организации, последовательно проводящие из года в год свою кровавую политику всеобщего террора; 70-е годы 20 века наглядно показали, что отныне терроризм — это глобальная проблема человечества, такая же, как и экологический кризис или проблема ядерного разоружения, и ее также можно решить лишь совместными усилиями государств; все эти факторы говорят о том, что феномен терроризма все больше проникает во все сферы жизни общества, все больше касается жизни каждого из нас; впрочем, эти тенденции — естественное следствие «глобализационной» природы современного международного терроризма. С другой стороны, нельзя отчаиваться и заявлять, что терроризм сегодня имеет лишь негативную динамику. Многие исследования показывают, что развитые страны в целом адаптировались к террористической угрозе, ведь количество терактов и пострадавших от них в последние годы значительно меньше, чем в 70-е, 80-е годы прошлого века, когда международный терроризм внезапно «заявил о себе» и нанес болезненный удар по безопасности многих развитых государств, в том числе и европейских.

События последних лет показывают, что настало время конкретных шагов, а не громких политических заявлений. В этой связи стоит обратить внимание на инициативу Президента Российской Федерации В.В. Путина по созданию под эгидой ООН широкого антитеррористического фронта на универсальной международно-правовой основе.

Ведущая роль в противодействии терроризму отведена специальным службам и правоохранительным органам, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны противостоять этой угрозе на первых рубежах, стремиться к совершенствованию и повышению эффективности своей деятельности.

В современный период принято говорить о терроризме с международной точки зрения, изучать и исследовать понятие международного терроризма. Точного определения понятия международного терроризма нет, и решение этого вопроса остается важнейшей составляющей процесса эффективного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом, что на сегодняшний период времени является затруднительным.

Меры, способы, варианты борьбы с терроризмом принимают качественный скачок в своем исполнении только на международном уровне, поскольку здесь набирают оборот, во-первых, сроки, во-вторых, количество участников, в-третьих, сила теоретических документов, которые применяются на практике. Невозможно упразднить терроризм, а тем более международный терроризм избирательно подходя к выбору применимой меры. Важно осознавать их действующую силу совместно. Всегда легче предупредить террористические акции, чем искоренять результаты жестокого проявления мнения людей, выступающих против политических режимов, социального неравенства, безработицы, экономической несбалансированности столь радикальным способом, именуемых терроризмом.

Применительно к преступлениям террористического характера на первоначальном этапе расследования можно выделить следующие виды наиболее типичных ситуаций: на месте происшествия обнаружены огнестрельное или холодное оружие; штатный боеприпас или СВУ, не сработавшие по каким-либо причинам; в результате применения орудий преступления (огнестрельного или холодного оружия, ВУ, отравляющих веществ и т.п.) на месте происшествия обнаружен труп представителя власти, государственного или общественного деятеля либо имело место ранение таких лиц; на месте происшествия произошли массовые убийства на почве межнациональной или религиозной вражды, во время массовых беспорядков, на объектах и средствах транспорта, при большом скоплении людей; имело место покушение на террористический акт, но пострадавших нет; произошел захват заложников. При этом заложники освобождены, а террористы уничтожены или арестованы, террористам удалось скрыться с заложниками или без них.

Практика свидетельствует, что до возвращения захваченного транспортного средства и освобождения заложников целесообразно спланировать и провести следующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия: изъять и с участием специалистов прослушать магнитную запись переговоров террористов с представителями органов власти или правоохранительных органов; членов экипажа захваченного воздушного судна с наземными диспетчерскими пунктами, а нередко и с самими террористами (по внутренней связи) с целью получения информации о характере возникновения и развития на борту воздушного судна экстремальной ситуации в связи с захватом и угоном самолета (вертолета) в зону локального вооруженного конфликта или за пределы России; запросить сообщения иностранных агентств, касающиеся обстоятельств захвата и угона транспортного средства; направить запросы представителям органов федеральной власти, работающим в данном регионе, с просьбой о предоставлении в распоряжение следствия возможно имеющейся информации о личности террористов и их действиях, при получении данных о личности террористов произвести обыск по месту их жительства и работы; допросить в качестве свидетелей их родственников и знакомых; наложить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую на имя их родственников и близких; по возможности предъявить фото террористов для опознания сотрудникам аэропорта, водителям автобусов и т.п.

Одновременно с проведением следственных действий осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по месту жительства подозреваемых с целью сбора характеризующих их сведений, выявления близких связей и лиц, возможно причастных к террористической акции.

Без взаимного обмена информацией невозможна согласованная деятельность. Кроме оперативно-розыскных данных оперативные службы располагают и другой информацией. Она может содержаться в различных оперативных учетах (например, о совершенных ранее преступлениях, о задерживавшихся лицах). Необходимо отметить, что помимо централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, ведущихся другими подразделениями, могут создаваться свои специальные учеты. Практика показывает, что своевременное обращение следователя к различным видам учетов, а также умелое использование полученной информации может сыграть существенную роль в расследовании преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности. Также в отдел полиции могут поступать письменные свидетельства и анонимные сообщения, которые могут иметь отношение к уголовному делу, и т.д.

Значение взаимного обмена информацией велико. Это способствует концентрации усилий следователя и оперативных служб, позволяет сократить время, которое требуется для раскрытия и расследования преступления, помогает избежать дублирования следственных и розыскных действий.

Сложность задач, привлечение к их выполнению различных по возможностям сил требуют тщательно продуманного планирования мероприятий, координации действий привлекаемых органов, служб, подразделений, создания единого банка полученной информации и организации постоянной аналитической работы.

Таким образом, к факторам, влияющим на раскрытие и расследование терроризма, можно отнести технико-криминалистическое обеспечение, тактико-криминалистическое обеспечение, организационные (управленческие) и информационные элементы системы.

Рассмотрение их в сочетании с объективными и субъективными составляющими, определяющими формирование следственной ситуации, является основой анализа, направленного на повышение результативности раскрытия и расследования терроризма.

Было бы также целесообразным наладить систему взаимного или совместного обучения сотрудников взаимодействующих сторон на базе учебных заведений и иных служебных комплексов (в том числе и на курсах), а также согласование содержания учебных программ и дисциплин, тематических планов, касающихся единства действий в области применения оперативно-розыскных мер по обеспечению безопасности. Так как оперативные сотрудники и следователь должны быть в одинаковой степени вооружены криминалистикой в части знания криминалистических характеристик преступления и ситуации по делу, перечня возможных носителей розыскной и доказательственной информации, условий и порядка использования средств их обнаружения, изъятия и сохранения, а также продуманных и согласованных до мелочей последующих исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Терроризм: понятие, сущность, тенденции развития

1.1. Понятие и сущность террористического акта

Несмотря на продолжительное интенсивное развитие и многогранность проблемы терроризма, весь процесс его изучения имеет единый базис и фундамент определение самих понятий «террор» и «терроризм» . Все исследования, связанные с феноменом терроризма прямо или косвенно, основываются на этих понятиях, либо оперируют ими. Современные научные и правовые источники, касающиеся данной тематики, также содержат понятия «террористический акт», «террорист», «террористическая деятельность», «международный терроризм», «террористический акт международного характера». Таким образом, прослеживается основополагающий характер понятия «терроризм» для всего понятийного аппарата, характеризующего данное явление.

Казалось бы, вопрос установления дефиниции является в большей степени научно-теоретическим, чем практическим. Однако существующая потребность в разработке и определении юридически грамотного, тщательно выверенного понятия «терроризм» исходит из необходимости практического и эффективного противодействия террористической деятельности. Отграничение терроризма от смежных явлений, рассмотрение этого явления как совокупности противоправных деяний и отвергаемой мировым сообществом идеологии противоправного насилия определенного характера позволит с успехом предупреждать и осуществлять борьбу с террористической угрозой как на международном и национальном уровнях, осуществлять надгосударственное и государственное управление в этой сфере .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы