Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Особенности работы учителя-логопеда по коррекции неврозоподобного заикания»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты работы учителя-логопеда по коррекции
неврозоподобного заикания. 6

1.1 Заикание
как нарушение темпо-ритмической стороны речи: определение, этиология,
классификация, характеристика и механизмы.. 6

1.2
Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием. 15

Выводы по главе 1. 19

Глава 2. Эмпирическое исследование работы учителя-логопеда по коррекции
неврозоподобного заикания. 21

2.1
Организация и методы изучения неврозоподобного заикания у младших школьников. 21

2.2
Направления работы учителя-логопеда по коррекции неврозоподобного заикания. 33

Выводы
по главе 2. 38

Заключение. 40

Список использованной литературы.. 42

Приложение……………………………………………………………….……46

  

Введение:

 

Актуальность нашей работы обусловлена
значительным распространением проблемы заикания среди детей. По данным мировой и отечественной статистики,
количество детей с речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. По данным В.И.
Селиверстова, заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых [17].

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема поиска
новых путей оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речевого
развития.

Данной проблемой занимаются такие ученые как: А.Н. Корнев [32],
Г.В. Чиркина [35] и др.

По определению М.Е. Хватцева [23], заикание выступает одним из
наиболее труднопреодолимых нарушений речи, характеризующимся нарушением темпа,
ритма, плавности экспрессивной речи, обусловленным судорожным состоянием мышц
артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата.

Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова [2], И.А. Поварова [16]
отмечают также, что для заикания характерно преобладание нарушений
коммуникативной функции. Нарушение в развитии речи заикающегося ребенка
существенно влияет на эффективность процесса его социализации.

Объект
исследования: заикание как нарушение темпо-ритмической
организации речи у детей.

Предмет
исследования: работа учителя-логопеда по коррекции
неврозоподобного заикания.

Цель
исследования: изучить особенности работы
учителя-логопеда по коррекции неврозоподобного заикания.

Гипотеза исследования: предполагается, что у
младших школьников с неврозоподобным заиканием нарушен темп речи и устная речь

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методы преодоления
нарушений темпо-ритмической организации речи у детей целесообразно включать в
комплекс реабилитационных мероприятий, состоящий из следующих разделов:
постановка дыхания, развитие артикуляционно-резонаторной системы, формирование
навыка правильного голосообразования, темпа и ритма речи, навыка самоконтроля
за речью. При такой организации коррекционной программы комплексной
реабилитации заикающихся достигается оптимальное как по содержанию, так и по
форме сопряжение предметно-практической и коммуникативной деятельности. Это
способствует динамике, прежде всего, в области временной организации речи, что
отражается и на поведенческом уровне (уменьшается логофобия, увеличивается
общая и вербальная активность заикающегося) и в сфере межличностных отношений с
окружающими.

По
итогам проведения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило изучить особенности работы учителя-логопеда по
коррекции неврозоподобного заикания.

Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:

— было рассмотрено
заикание как нарушение темпо-ритмической стороны речи: определение, этиология,
классификация, характеристика и механизмы;

— была представлена психолого-педагогическая
характеристика детей с заиканием;

— была описана организация
и методы изучения неврозоподобного заикания у младших школьников;

— были описаны направления
работы учителя-логопеда по коррекции неврозоподобного заикания.

Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать, что у младших школьников с неврозоподобным
заиканием нарушен темп речи и устная речь.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи
реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет научные
перспективы. Так, с нашей точки зрения, было бы полезным и информативным
сравнить результативность различных методологических подходов к преодолению
нарушений темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с неврозоподобным заиканием.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты работы учителя-логопеда по
коррекции неврозоподобного заикания 1.1 Заикание как нарушение
темпо-ритмической стороны речи: определение, этиология, классификация,
характеристика и механизмы Понятие
«темпо-ритмическая сторона речи» рассматривалось отечественными исследователями
различно.

Например, Л.И. Белякова,
которая ввела этот термин, представляет этот термин под понятием,
как скорость ее протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых
в единицу времени [2].

Похожий термин ввел В.И. Селиверстов,
который считал, что темп речи – скорость протекания
речи во времени, ее ускорения или замедления, которая обуславливает степень артикуляционной
напряженности и слуховой отчетливости [17].

Но И.А. Поварова приводит
такое определение, которое несколько отличается от вышеперечисленных,
темп речи – степень быстроты чередования звучащих элементов речевого
потока [16].

Таким образом, можно
сказать, что темпо-ритмическая сторона речи объединяет и координирует
все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование,
артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических
характеристик.

Итак, темпо-ритмическую сторону
речи необходимо рассматривать как относящуюся к просодической стороне речи, в
частности к темпу, ритму, паузе. Исследуя темпо-ритмическую сторону речи, важно
учитывать взаимосвязь и взаимозависимость ее компонентов, вид речевой
деятельности, ритмическую организацию языкового материала, а также
разграничивать исследование восприятия и воспроизведения темпо-ритма в речевом
и неречевом плане

У детей с заиканием
обнаруживаются стойкие нарушения компонентов темпо-ритмической стороны речи:
темпа и ритма, плавности, интонационной выразительности, тембра, высоты и силы
голоса, мелодики, модуляции голоса, логического ударения.

Заикание – одно из
распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей.
Р.Е. Левина подчеркивает, что при заикании страдает преимущественно
коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения, неизбежная в
этом случае, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, порождает
психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и
обусловливает развитие таких качеств характера, как застенчивость,
нерешительность, замкнутость, негативизм. Все это может ухудшить школьную
адаптацию, успеваемость, а в дальнейшем стать причиной проблем при выборе
профессии.

При заикании вследствие
судорог в речевом аппарате происходит сбой темпо-ритмической организации речи.
Это в первую очередь сказывается на плавности речевого высказывания и внешне
проявляется в прерывании говорения вынужденными остановками, запинками,
повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Сложность данного речевого
нарушения связана с тем, что темпо-ритмическая организация устной речи –
стержень, который объединяет и координирует все составляющие устной речи,
включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную
программу и полный комплекс просодических характеристик

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы