Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Специальная психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической
готовности к школьному обучению дошкольников с нарушением речи. 5

1.1.Понятие готовности к школьному обучению.. 5

1.2.Психологические особенности детей с нарушениями речи. 16

1.3.Готовность детей с нарушениями речи к обучению в школе. 23

Выводы по 1 главе. 29

Глава 2. Эмпирическое исследование психологической
готовности старших дошкольников с нарушениями речи к школьному обучению.. 30

2.1. Организация, методы и методики исследования. 30

2.2. Результаты исследования. 31

Вывод по 2 главе. 36

Глава 3. Психологическая помощь детям с нарушением речи с
недостаточной готовностью к школьному обучению. 37

Заключение. 46

Список литературы.. 48

  

Введение:

 

Под готовностью ребенка к
школьному обучению понимается целостная система свойств и качеств,
характеризующих достижение ребенком новой, более высокой ступени общего
физического, психического, нравственного и эстетического развития [10].

Готовность к школьному
обучению является предметом многочисленных исследований отечественных и
зарубежных ученых (Я. Йирасек, Г. И. Капчеля, А. Керн, Г. Гетпер, С. Стребель;
Л. И. Божович, Л. А. Гуткина, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова,
М. И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).

Интеллектуальная
готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его
дальнейшего обучения обусловлены всем ходом его предшествующего развития. Для
вовлечения ребенка в образовательный процесс в дошкольном возрасте должен быть
сформирован определенный уровень психического развития, сформирован ряд
школьно-значимых умений, сформирован достаточно широкий круг представлений об
окружающем мире. приобретенный.

Интеллектуальная
готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов —
умением обобщать, сравнивать предметы, классифицировать их, выделять
существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта
представлений, в том числе образно-пространственных, соответствующее речевое
развитие, познавательная деятельность. Особенности интеллектуальной готовности
и ее виды изучали такие ученые, как Е.М. Мастюкова, Г.Ф. Сергеева, Л.С.
Цветкова, Т.М. Пирцхалаишвили (разные типы восприятия). Особенности памяти
изучала Г. С. Гуменная. Внимание изучали Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова,
Т.А.Фотекова. Такие ученые, как И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович,
Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин занимался изучением мышления, В.П.
Глухова исследованиями воображения.

В психолого-педагогической
литературе существует множество подходов к рассмотрению содержания и сущности
интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В последнее время задача
подготовки детей к школе занимает одно из важнейших мест в педагогике и
психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с
отклонениями в развитии, в том числе по отношению к детям с речевыми
нарушениями. От ее решения зависит как построение оптимальной программы
воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности
младших школьников.

Речевую готовность
изучали такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и
др.

Актуальность темы: Данная
тема актуальна, так как не существует целостного представления об
интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Цель исследования:
Выявить особенности готовности к школьному обучению у детей старшего
дошкольного возраста.

Объект исследования:
Готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:
Особенности психологической готовности к школьному обучению у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением речи.

Гипотезой исследования явилось
предположение о том, что психолого-педагогическая коррекция готовности детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению будет
более эффективной если реализовать программу по формированию готовности к
школе, а также дать рекомендации родителям и педагогам ДОУ.

Исходя из целей и гипотезы,
были сформулированы задачи:

1.Изучение психолого-
педагогической и методической литературы по особенностям интеллектуальной
готовности к школьному обучению у детей с нарушением речи старшего дошкольного
возраста.

Подобрать диагностические
методики для выявления особенностей готовности к школьному обучению детей с нарушением
речи старшего дошкольного возраста;

Осуществить
экспериментальное исследование для выявления особенностей готовности к
школьному обучению детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста;

Проанализировать
полученные результаты и выявить особенности готовности к школьному обучению
детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в сравнении с нормально
развивающимися сверстниками.

В соответствии с задачами
исследования нами были использованы следующие методы: теоретический метод,
предполагающий анализ литературы; экспериментальный метод.

Экспериментальной базой
явилось д/с "Рябинушка" Поселок Хурмули, солнечный район, Хабаровский
край.

В исследовании приняли
участие 10 детей. Средний возраст на момент исследования составил от 6 лет.

Структура работы:

Работа состоит из
введения, 3 глав, заключения, списка литературы состоящего из 32 источников и
приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе анализа
психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что «психологическая
готовность» — фундаментальная площадка для успешной адаптации ребенка к
условиям школьной жизни. Это комплексная характеристика психического развития
ребенка, включающая в себя сформированность способностей (мыслительной
деятельности, коммуникативной сферы, личностной). Психологическая готовность к
обучению в школе включает в себя следующие компоненты: физический,
мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный.
Готовность к школьному обучению, с психологической точки зрения, — это уровень
психического развития ребенка, который необходим и достаточен для того, чтобы
освоить школьную учебную программу в условиях обучения в группе сверстников. Формируется
готовность постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие
организма.

Наличие у детей нарушений
речевого развития приводит к серьезным проблемам в формировании речевой
готовности к обучению в школе как составной части готовности вообще. Это
вызывает затруднения в усвоении программы общеобразовательной школы. Такие дети
нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедического
воздействия с целью преодоления имеющихся нарушений и предотвращения
возникновения вторичных в структуре дефекта.

Констатирующий эксперимент
был реализован при помощи трех методик, по которым были получены следующие
результаты:

– методика «Общая
ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Л.А. Ясюковой:
высокий уровень – 3 человека (30%), средний – 4 человек (40%), низкий – 3
человек (30%).

−Тест оценки
«Словесно-логического мышления» (Керна — Йирасека): 6(60%) детей находится на
низком уровне развития, 3(30%)детей со средним уровнем познавательных
процессов, и 1(10%) ребенок с низким уровнем.

— Методика «Отношение
ребенка к обучению в школе» (Т.А. Нежнова). Полностью готовым к обучению в
школе – 2 (20%)детей. Не вполне готовыми к обучению в школе – 2(20%) детей. Не
готовы-ми к обучению в школе -6(60% )детей.

Полученные результаты
диагностики выше представленных компонентов (социально – личностный,
интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой) психологической
готовности дошкольников к обучению в школе свидетельствуют о том, что у
большинства испытуемых сформированы низкие показатели психологической
готовности к обучению в школе. В связи с этим, детям целесообразна разработка и
реализация программы психолого-педагогических условий формирования
психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Таким
образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей
условия коррекции готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
речи к школьному обучению. При условии внедрения результатов исследования в
практику мы достигли цели и задач исследования и экспериментально проверили
гипотезу исследования: психолого-педагогическая коррекция готовности детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к школьному обучению будет
более эффективной если реализовать программу по формированию готовности к
школе, а также дать рекомендации родителям и педагогам ДОУ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения психологической готовности к школьному обучению
дошкольников с нарушением речи

1.1.Понятие
готовности к школьному обучению Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый
дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети,
переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень 
психического  развития
ребенка  для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в группе сверстников.

Имеются различные точки зрения на структуру психологической готовности
ребенка к школе, но все авторы выделяют мотивационную готовность к школе как
основную.

То, насколько подготовленным психологически придет ребенок в школу,
окажет непосредственное влияние на возникновение трудностей в процессе
обучения. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному
обучению А.К.Маркова,  Гуткина Н. И. [5], Гинзбург М. Р., Божович Л. И. [2] определяют
мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником.

Проблема психологической готовности к школе рассматривается с
практической точки зрения.

Л.И. Божович[2] отмечала, что психологическая готовность к обучению в
школе включает в себя: мыслительную деятельность, познавательные интересы,
произвольность регуляции и социальную позицию школьника.

 В.С. Мухина также подчеркивает
комплексность понятия готовности к школе: мотивация, познавательная
деятельность, аналитико-синтетическая деятельность, волевая регуляция действий.
Готовность к школьному обучению- это необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников. Такой же подход к трактовке понятия
готовность к школе используют Д.Б. Эльконин [24], Е.Е. Кравцова[5], Л.А.
Венгер[8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы