Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей (на примере ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос»»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ НАБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 8
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «неблагополучная семья», причины семейного неблагополучия 8
1.2. Личностные и поведенческие особенности подростков из неблагополучных семей 14
1.3. Содержание психолого-педагогической коррекции по оптимизации социальной ситуации развития подростков из неблагополучных семей 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 41
2.1. Организация процедуры исследования: цель, задачи, методы 41
2.2. Программа психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей 46
2.3. Оценка эффективности программы, анализ и интерпретация результатов исследования 53
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ГЛОССАРИЙ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Введение:
Актуальность исследования. Современные тенденции развития общества характеризуются ростом напряженности в различных сферах социального взаимодействия, что неизбежно оказывает влияние на положение института семьи и брака. Проблемы нестабильности современной семьи отражаются в нарушениях детско-родительских отношений внутри семьи, в увеличении количества семей, характеризующихся неблагополучием. Микросоциальные условия жизни, сложности социально-экономических условий, расширение диапазона стрессовых нагрузок предъявляют высокие требования к воспитательным возможностям современной семьи. Семья является первичным социальным институтом, в котором происходит формирование и развитие личности. Благоприятные условия воспитания содействуют успешной социализации ребенка, однако в условиях неблагополучной семьи у ребенка происходит и неблагополучное психическое развитие.
В научной литературе, обращенной к исследованию проблем семьи, попытки систематизации типологии семейного воспитания зачастую сводятся к выделению характеристик полных и неполных семей. При этом обнаруживается недостаточная проработанность критериев для их определения, и имеющиеся классификации не всегда наглядно и информативно отражают взаимоотношения между родителями и детьми в процессе семейного воспитания.
Современное российское общество претерпело значительные изменения в политике, социальной сфере, появились новые социокультурные модели взаимодействия между членами социума. Видоизмененная социальная реальность повлекла за собой преобразования во многих социальных, институтах, в том числе и семьи. На сегодняшний день неблагополучные семьи – реальность, имеющая тенденцию к росту.
При ослаблении либо деформации одной из функций биологического или социального порядка формируются депривационные условия воспитания для ребенка. В неблагополучных семьях наблюдается дефицит имеющихся воспитательных ресурсов, нарушаются процессы социализации. В итоге у ребенка происходит нарушение психологического развития, формируется так называемая «семейная запущенность», развиваются различные неблагоприятные эмоциональные состояния, нарушаются навыки коммуникации. В неблагополучных семьях ослаблена материальная поддержка несовершеннолетних членов семьи, снижена реализация репродуктивной функции, затруднена возможность организации содержательного досуга и отдыха, могут произойти нарушения в овладении ребенком социальными нормами и правилами. Специфические условия воспитания детей и подростков в неблагополучной семье затрудняют процесс их развития, социализации и формирования навыков коммуникации.
Анализ данной проблемы позволил выявить следующее противоречие: между значимостью изучения роли неблагополучной семьи на развитие адаптивного потенциала подростков и недостаточным использованием потенциала психокоррекционных методов и средств, направленных на оказание помощи подросткам. Это позволило сформулировать тему исследования: Особенности психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей (на примере ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос»).
Объект исследования – неблагополучная семья.
Предмет исследования – специфика психокоррекционной работы с подростками в ситуации семейного неблагополучия.
Цель исследования – выявить особенности психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что подростков из неблагополучных семей отличает ряд личностных и поведенческих особенностей: повышенная враждебность, агрессивность, подозрительность, раздражительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость, выраженное недоверие к окружающим, несформированность образа Я, пассивное отношение к жизненной ситуации, неудовлетворенность жизнью, которые возможно попытаться нивелировать в ходе психокоррекции.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть научные подходы к определению понятия «неблагополучная семья», провести обзор типологии и причин семейного неблагополучия.
2. Охарактеризовать личностные и поведенческие особенности подростков из неблагополучных семей.
3. Проанализировать содержание психолого-педагогической коррекции по оптимизации социальной ситуации развития подростков из неблагополучных семей.
4. В рамках эмпирического исследования оценить степень эффективности психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей на примере ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос».
Положения, выдвигаемые на защиту.
1. Показатели отнесения подростков к «группе риска»: отношения в семье, агрессивность и склонность к риску, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера имеют тенденцию к снижению и положительной динамике, выражаясь меньшими проявлениями рискованного и агрессивного поведения, тревожности, повышением уровня коммуникативной компетентности и самооценки, а также пересмотром отношения к ситуации в семье и снижением гипертрофированных черт характера.
2. Показатели агрессивных и враждебных реакций в отношении окружающих имеют тенденцию к снижению и положительной динамике, выраженной в снижении агрессивных установок, вербального и физического проявления агрессии, негативизма и т.д.
3. Выраженность параметров доминирующих психических состояний (пассивное отношение и пессимистические установки к жизненной ситуации; низкая работоспособность; высокий уровень немотивированной тревоги в ответ на эмоциогенные раздражители; неустойчивость эмоционального тона; неудовлетворенность жизнью, повышенная самокритичность и негативное отношение к себе) имеет тенденцию к снижению и положительной динамике, выражаясь в лучшей социальной приспособленности, адекватной самооценке, готовности к преодолению препятствий, активным отношением к жизненной ситуации и т.д.
Методологическая основа исследования – системный подход к изучению жизнедеятельности семьи (Э.Г. Эйдемиллер), подходы к организации социально-психологической работы с семьей в ситуации семейного неблагополучия (В.Н. Дружинин, Г.И. Захарова, С. Каган, С. Минухин, Ч. Фишман, Г. Навайтис, Н.И. Олифирович и др.). Исследованием проблем неблагополучных семей занимались такие ученые, как В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и уточнении имеющихся в психологии материалов по проблеме психокоррекции подростков из неблагополучных семей.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности психологов-консультантов, работающих с неблагополучными семьями. Материалы также могут быть использованы в разработке семинаров, лекций для специалистов, взаимодействующих с проблемными семьями, а также могут служить основой для решения задач в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при психологической помощи подросткам из неблагополучных семей.
Методы исследования: определяются поставленными задачами: теоретические: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы; синтез; обобщение; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. В качестве психодиагностических методик применялись следующие: методика диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков и М.А. Ковальчук), методика «Диагностика агрессивных и враждебных реакций» (А. Басса, А. Дарки); методика определения доминирующего психического состояния (Л.В.Куликов).
Эмпирическая б аза исследования. Исследование проводилось на базе «Ступинский СРЦН «Альбатрос». В экспериментальном исследовании приняли участие приняли участие 10 подростков возрастной категории 15-16 лет.
Структура работы. ВКР включает ведение, две главы, заключение. Имеется глоссарий, список использованных источников, приложения.
Заключение:
Проблема изучения психологических особенностей подростков из неблагополучных семей – одна из наиболее актуальных в психологии и педагогике.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что в научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл – «семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие» (Т.И. Шульга, В.М. Целуйко); «семья с отсутствием семейного взаимодействия» (Л.С. Алексеева); «семья с недостатком воспитательных ресурсов» (В.В. Зикратов); «аномальная семья» (В.Н. Дружинин); «семья, в которой выражены факторы, негативно влияющие на развитие детей» (М.И. Буянов); «семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой» (Г.П. Бочкарева) и др.
Деформация воспитательного процесса, нарушение семейных взаимоотношений в неблагополучных семьях приводит к тому, что подростки вынуждены прибегать к деструктивным социальным ролям как механизмам социальной компенсации ведущих социогенных потребностей в контексте семейных отношений. Результатом является присвоение подростками девиантных паттернов поведения, личность подростка становится не способна к социально-психической адаптации и выбирает девиантные формы поведения во взаимодействии с окружающими, негативистическое противопоставление своего поведения нормативному. В этой связи особенно актуальным становится выявление эффективности психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей.
Для прояснения некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой проблемы нами было предпринято эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование проводилось с подростками возрастной категории 15-16 лет. На констатирующем этапе исследования был определен следующий инструментарий: методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожкова и М.А. Ковальчук); «диагностика агрессивных и враждебных реакций» (Басса – Дарки); методика определения доминирующего состояния (Л.В.Куликов).
В ходе исследования у подростков диагностировались агрессивные и враждебные реакции в отношении окружающих; диагностировались признаки, по которым подростков можно отнести к группе риска (отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации характера); диагностировались доминирующие состояния (пассивное или активное отношение к жизненной ситуации; высокий или низкий тонус; спокойствие или тревога; устойчивость и неустойчивость эмоционального тона; удовлетворенность жизнью, самопринятие и самооценивание).
По результатам констатирующего этапа исследования выявлено, что у подростков высокие показатели агрессивности, недоверия к людям, неуверенности в себе, тревожности, повышенной подозрительности и враждебности, а также выявлены напряженные внутрисемейные отношения. Полученные на констатирующем этапе результаты детерминировали необходимость оказания комплексной специализированной психологической помощи подросткам из неблагополучных семей с целью изменения характера адаптационных возможностей личности.
Формирующий этап эксперимента был представлен программой психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей, которая проводилась в условиях ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос» и была направлена на стимулирование процесса личностного развития подростков, на снижение эмоционального напряжения, тревожности, повышение самооценки подростков, на развитие у подростков коммуника¬тивных умений, на развитие компетентности подростков по вопросам нормативного поведения, на формирование положительной установки к общественно принятым нормам поведения и т.д.
На каждом занятии подростками применялся комплекс средств и методов психокоррекционной работы: игры и упражнения, беседы, психотехники, динамические релаксации, и т.д. Эффективность занятий обеспечивалась посредством формирования у подростков положительных установок к общественно принятым нормам поведения, осознания подростками наличия способов поведения, альтернативных агрессивным. Подростки на занятиях обучались навыкам коммуникативной компетенции, навыкам отреагирования в ситуации стресса, прорабатывали совместно с психологом обиды, страхи, способы снятия физического и эмоционального напряжения, развивали навыки саморегуляции. В ходе участия в проблемных ситуациях, беседах у подростков формировалось ценностное отношение к родителям, с испытуемыми отрабатывались способы и модели конструктивного семейного взаимодействия и социально приемлемых форм поведения в проблемных ситуациях, подростки приобретали опыт проживания ситуаций взаимодействия между родителями и детьми, учились методам преодоления конфликтных противоречий в семье.
Контрольный этап исследования включал оценку эффективности программы. Проводилась повторная диагностика с целью выявления динамики личностных и поведенческих изменений у подростков. Подростки отличаются меньшей агрессивностью, менее выражено недоверие к людям, снизились показатели тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки. Показатели враждебности приближены к норме, отмечается снижение показателей агрессивности. Выявлена лучшая социальная приспособленность, более адекватная самооценка и уровень притязаний. Подростки показывают лучшую коммуникативную активность, снизились проявления социально неадекватного поведения, однако по-прежнему актуализирована тревожность. Подростки отличаются большей уверенностью в себе, менее выражены показатели генерализованной тревоги в ответ на эмоциогенные раздражители.
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтвердилась: подростки из неблагополучных семей обладают определенными личностными и поведенческими особенностями, которые поддаются коррекции в ходе психокоррекционных воздействий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ИЗ НАБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «неблагополучная семья», причины семейного неблагополучия
Изучение благополучия находит отражение в социологии, философии, психологии, и других науках. Дефиниция «благополучие» является сложнейшим, многоаспектным понятием, представленным совокупностью многих факторов и аспектов (личностных, социокультурных, социально-психологических). В целом благополучие как многомерный конструкт можно описать как совокупность социокультурных, экономических, политических, психологических, физических и духовных факторов.
В западной психологии понятие «благополучие» определяется как «well-being», что дословно означает «хорошо» и «бытие», и предполагает наличие динамичной системы социальных связей, а также межличностных отношений с позитивной направленностью. М. Селигман при описании субъективного благополучия выделяет позитивные эмоции, смысл, вовлеченность, благоприятные отношения с окружающими [52].
С точки зрения Р.М. Шамионова, субъективное благополучие в рамках интегративной концепции субъективного благополучия интерпретируется как эмоционально-оценочное отношение индивида к собственной жизни, личности, коммуникациям с окружающими, к процессам, обладающим значением в контексте нормативно-ценностных представлений относительно «благополучной» внешней и внутренней среды [59]. Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским и др. подчеркивается необходимость благополучия для того, чтобы человек ощутил осмысленность, наполненность и продуктивность жизни [9; 50; 69].
В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.
В научной литературе, обращенной к исследованию проблем семьи, попытки систематизации типологии семейного воспитания зачастую сводятся к выделению характеристик благополучных и неблагополучных семей.
М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [15]. По определению М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с нарушенной структурой, в рамках которой происходит обесценивание либо игнорирование ведущих семейных функций, присутствуют явные либо скрытые дефекты воспитания, вследствие чего возникает такое явление, как «трудные» дети.
Т.И. Шульга под неблагополучной семьей понимает «семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие» (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка [65]. По мнению Т.И. Шульги, неблагополучной можно назвать семью с нарушенным семейным функционированием, а также некомфортными условиями жизнедеятельности для детей. Отсутствие заботы по отношению к ребенку, родительское пренебрежение, неспособность родителей защищать права и законные интересы детей сказываются на формировании у ребенка личностных и поведенческих отклонений. Наличие внутрисемейных неблагоприятных межличностных отношений провоцирует нарушение психики детей, воспитывающихся в условиях такой семьи. Т.И. Шульга отмечает, что в неблагополучных семьях у ребенка могут проявляться психические дефекты, девиантное поведение.
П.Д. Павленок также считает, что неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху [40].
По Г. Г. Зайдуллиной понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами – школой, училищем, производством, досуговыми и другими учреждениями [21].
Неблагополучной М. А. Алемаскин, Л.С. Алексеева, В.Д. Ермаков и др. считают такую семью, в которой не решается одна из ее главных задач – воспитание детей [3; 5]. Л.С. Алексеева объясняет: «Неблагополучная семья» – это система, в которой нет или нерегулярно существуют решающие факторы семейного взаимодействия» [3, с. 78].
В.Н. Дружинин, рассматривая неблагополучные семьи, обозначает их как «аномальные», имея в виду, что в нормальной семье ответственность за благополучие лежит на мужчине, отце. Остальные семьи, где данный аспект не представлен или представлен крайне слабо, считаются аномальными. В них отсутствует иерархическая структура власти и ясно сформулированные семейные границы и правила [18].
М.И. Буяновым подчеркивается, что неблагополучная семья не всегда асоциальна, и неблагополучная для детей и подростков является такая семья, в которой выражены факторы, отрицательно влияющие на личностное развитие детей, а также усугубляющие их негативные эмоционально-психические состояния [10]. В условиях неблагополучной семьи наблюдается размытость внутренних границ, нарушение структуры, обесценивание основных семейных функций, присутствуют явные либо латентные дефекты воспитания, нарушения психологического климата и появляются трудные дети.