Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология управления

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности проявления профессиональной деформации личности у работников социальной сферы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение психологической сущности
явления профессиональной деформации. 6
1.1 Сущность
профессиональной деформации работников. 6
1.2 Факторы, способствующие возникновению и развитию
профессиональной деформации работников социальной сферы.. 15
Вывод по главе 1. 32
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявлений
профессиональной деформации у работников социальной сферы.. 35
2.1 Организация и методы исследования. 35
2.2 Результаты исследования. 40
2.3 Анализ результатов. 47
Вывод по главе 2. 61
Заключение. 63
Список литературы. 71
Приложения. 78

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В условиях социально-экономических деформаций,
которые происходят на современном этапе развития общества, профессиональная
деятельность человека характеризуется высокой динамичностью, связанной с
возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в
традиционных видах деятельности. Особое внимание следует уделять
социально-экономическим профессиям, которые обеспечивают постоянное
взаимодействие и прямое общение в профессиональной деятельности, и к
представителям этих профессий предъявляются повышенные требования, поскольку
они нацелены на других людей. Современное общество требует от такого
специалиста не только большого объема профессиональных знаний, но и ряда
качеств зрелой личности, таких как: способность к изменениям и развитию,
самостоятельное принятие решений, соответствие смыслов жизни смыслам общества и
универсальность. человеческие ценности.

Степень
изученности. Как отечественные, так и зарубежные
исследователи акцентируют внимание на специфике деятельности специалистов по
ионно-ионному профилю. Итак, раскрывается специфика: активность субъекта в
социально-экономических профессиях и расширение его ролей (А. Журавлев, А.
Занковский, Б. Косов, Г. Кричевский, К. Левин, Н. Ревенко, Ф. Фидлер, Р. Хаус,
Х. Минцберг, Т. Митчелл, Р. Мокер, Э. Шейн, В. Шидт, Р. Танненбаум и др.),
Изменения содержания и смысла труда в течение жизни человека и изменения личных
ценностей Экспертов социально-экономического профиля (К. Дэвис, А. Казакова, Ф.
Лютенс, В. Марков, Ю. Синягин, В. Толочек, Э. Фриллинг, Ф. Герцберг, Б.
Мауснер, Р. Роббинс, Б. Снайдерман, К. Зоннтаг и др.) Безопасность и
профессиональная деятельность специалистов социального профиля (С. Гвоздий, Ю.
Иванек). Формирование личностно-профессиональных качеств при обучении
экспертной группы социологических специальностей изучалось в связи с проектной
деятельностью (Т. Васильева, И. Никишина, А. Пронина), формированием профессиональной
культуры эмоционального интеллекта. (А. Чиркина), социальная мотивация (Т.
Брессо), мультикультурная компетентность (А. Горин, А. Скрипкина), конфликтная
культура (Т. Браницкая). Научный интерес вызвали также представители
социально-экономических профессий (менеджеры, директора, обслуживающий
персонал, сотрудники правоохранительных органов, учителя, медперсонал) (С.
Безносов, В. Зазыкин, Э. Зеер, Г. Маркова, В. Орел. , Н. Родина, К. Маслач, С.
Джексон и др.).

В то же время было проведено исследование
социально-психологических факторов возникновения и преодоления профессиональных
деформаций среди социальных профессионалов (социальных работников, специалистов
по социальному обеспечению, руководителей социальных институтов и их
подразделений) как представителей социально-социологического профиля
профессиональной деятельности. за пределами горизонта исследователей. Однако
социальная работа является одним из важных аспектов социальной защиты населения
и состоит из предоставления помощи, различных форм поддержки и ресоциализации
нуждающихся людей. Кроме того, определенная профессиональная группа, которая до
сих пор переживала значительный психологический стресс в атмосфере человеческих
проблем, боли и проблем, может способствовать возникновению ряда негативных
социально-психологических явлений, которые оказываются профессиональными деформациями.

Гипотеза
исследования:

— с увеличением стажа работы происходит деформация
мотивационной сферы, связанной с повышением ориентации на профессиональную
компетентность. Возрастные тенденции изменений мотивационной сферы во многом
повторяются для стажа и позволяют утверждать, что с возрастом повышаются те
мотивационные тенденции, связанные с установками на стабильность, труд,
альтруизм и свободу, то есть гуманистическая мотивация.

— профессиональные деформации возникают
преимущественно у специалистов замкнутых, сдержанных в контактах, недовольных
деятельностью, тревожных, ригидных, неуверенных в себе, напряженных с
неуравновешенностью эмоциональных реакций и их обеднение.

Объект
исследования — профессиональная деятельность
специалистов социальной сфнры.

Предмет
исследования — социально-психологические факторы
профессиональных деформаций у специалистов социальной сферы.

Цель
исследования — теоретически обосновать и эмпирически
определить социально-психологические факторы профессиональных деформаций у
специалистов социальной сферы.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность профессиональной
деформации работников.

2. Рассмотреть факторы, способствующие
возникновению и развитию профессиональной деформации работников социальной
сферы.

3. Провести эмпирическое исследование
особенностей проявлений профессиональной деформации у работников социальной
сферы.

Для достижения поставленной цели и решения
выдвинутых задач использован комплекс методов
исследования:

 —
теоретические: концептуальный анализ научной литературы по проблеме изучения
социально-психологических факторов профессиональных деформаций у специалистов
социономического профиля (методы сравнения, систематизации, обобщения,
моделирования, классификации) научная интерпретация и синтез эмпирических
данных;

 —
эмпирические: наблюдение (анализ процесса социального
взаимодействия по Р. Бейлсом) анкетирования (анкета «Особенности восприятия
профессиональной ситуации работниками социальных служб как представителей
социономических профессий» Е. Каширина) метод экспертной оценки;
психодиагностические методики: опросник копинг-стратегий (WCQ) (Р. Лазарус, С.
Фолкман, в адаптации Т. Крюковой, А. Куфтяк, М. Замышляев). Организация
и база исследования. Исследование проводилось в течение
2020-2021 годов на базе научно-практического Центра медико-социальных и
психотехнологий (г.Москва), в управлениях труда и социальной защиты населения
различных городов России. Выборку составили 144 испытуемых (39,6% мужчин, 60,4%
женщин) в возрасте от 28 до 46 лет — представители социономических профессий
(социальные работники, специалисты по социальному обеспечению, управленцы
социальными учреждениями и их подразделениями) со стажем работы в этой сфере от
3 до 17 лет.

Теоретическое значение исследования
заключается: в использовании системного подхода к изучению проблемы
профессиональных деформаций у специалистов социономических профиля; определении
и систематизации социально-психологических факторов их возникновения и
преодоления.

Практическое
значение полученных результатов заключается: в возможности
применения методического инструментария для исследования особенностей
профессиональных деформаций у представителей социономических профиля, в
частности у специалистов социальной сферы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе анализа различных точек зрения
можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональная деформация — это
результат специфических изменений личности специалиста, которые происходят под
влиянием ряда факторов.

2. В текущих исследованиях нет единого
мнения о причинах профессиональной деформации. Представители одного подхода в
качестве основной причины профессиональной деформации называют специфику
профессиональной деятельности с большим стажем работы. Другие ученые считают,
что доминирующим фактором в развитии профессиональной деформации является
несоответствие между индивидуальными психологическими характеристиками человека
и требованиями, предъявляемыми к формальным действиям. Другие подчеркивают
взаимосвязь между производительностью и индивидуальными чертами личности.

Чтобы провести четко определенное
эмпирическое исследование, необходимо, какой из этих подходов точен.

3. Профессиональная деформация проявляется
как минимум в двух взаимосвязанных областях личности — ментальной и
социально-психологической. Процесс развития конкретных личностных
характеристик, являющихся признаками профессиональной деформации, может
изначально изменяться: (а) психические характеристики, определяющие
формирование определенных социально-психологических характеристик и типичного
поведения; (б) социально-психологические характеристики, влияющие на
психические процессы, состояния и характеристики.

4. Процесс профессиональной адаптации
определенным образом коррелирует с профессиональной деформацией. Это выражается
в том, что особенности первого отрывка в некоторых случаях могут быть факторами
рождения второго. В то же время устойчивое профессиональное несоответствие
личности приводит к переживанию длительных внутренних и внешних конфликтов. Это
также может быть причиной, определяющей профессиональную деформацию сотрудника.

Искажение профессиональной личности может
быть ситуативным или постоянным и происходить в индивидуальной или групповой
форме. В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в утрате
представления о гражданско-нравственной значимости профессиональной
деятельности, подмене ее норм поведения нормами, узко деформирующими право. В
профессиональной и интеллектуальной сфере деформация проявляется в стереотипном
мышлении, в постепенной утрате его широты, глубины, критичности, в
преувеличении важности собственного профессионального мышления и опыта, а иногда
и в их абсолютном значении. В эмоционально-волевой сфере деформация проявляется
дисбалансом и расширением эмоционально-волевой сферы, появлением затяжных
депрессивных состояний, накоплением утомляемости, ростом внутренних и внешних
конфликтов, агрессивностью, ослаблением волевых качеств, потеря способности
контролировать и саморегулироваться. Проявления деформации в сфере
профессиональных действий — это, как правило, стремление к формализму, подмена
псевдодеятельности коммерческим подходом, гипертрофированный вниманием к ее
внешним признакам, правовой нигилизм, произвольное толкование закона,
подозрительность, стереотип близости («суперсекрет»), стремление к силам решать
проблемы. Развитие профессиональной деформации может привести к
профессиональному несоответствию (профессиональному бессилию) сотрудника и, что
еще хуже, сделать его опасным для профессиональной деятельности. Причины
профессиональной деформации кроются как в особенностях самой деятельности, ее
условиях, так и в личностных характеристиках конкретного специалиста.
Следовательно, проявления профессиональной деформации всегда необходимо
рассматривать в контексте личности, поскольку существуют ее индивидуальные
причины и ее «точки опоры» для предотвращения и преодоления. Крайней формой
профессионального искажения считается профессиональная деградация личности,
связанная со спекуляциями о служебных полномочиях, девиантным поведением,
которое может быть перенесено из офиса.

 Поэтому необходимо привлечь внимание общества
и, собственно, специалистов социального профиля к проблеме формирования умения
преодолевать проявления профессиональной деформации личности, умений и умений
предотвращать профессиональную деструкцию, что для определения условий
преодоления профессиональной деформации.

Полученные данные свидетельствуют, что
предикторы профессиональных деформаций и особенности их течения, связанные с
отображением конкретной ситуации в профессиональном сознании специалиста и с
его личностными и профессиональными качествами.

На втором этапе анализ данных наблюдения,
экспертной оценки и анкетного опроса было сопоставлено с результатами изучения
динамики репертуара адаптивных техник, исследуемых как отражение их личностного
и профессионального развития. На этом этапе исследования была применена методика
WCQ, которая содержит 8 шкал, описывающих практически весь спектр копинг-поведения
представителей социономических профессий: «поиск социальной поддержки»,
«избегание / уход», «положительная переоценка», «построение плана действий»,
«самоконтроль», «принятие ответственности», «дистанцирование», «Конфронтация».

Корреляции между шкалами методики WCQ и
методики диагностики копинг-механизмов Э. Хейма показали, что шкала
непроизводительных копинг-стратегий поведения негативно и значимо коррелирует
со шкалой поиска социальной поддержки, а шкала относительно производительных
стратегий — со шкалой конфронтации. Итак, выбор непроизводительных
копинг-стратегий предусматривает отказ от поиска социальной поддержки в сложных
ситуациях профессионального взаимодействия, а выбор производительных — отказ от
конфронтации в таких ситуациях.

Установлено, что шкала конфронтации
обнаружила положительные связи с факторами L и Q4 методики 16-PF Р. Кеттелла и
отрицательные с фактором N этой методики. Это указывает на то, что выбор
агрессивных попыток изменить ситуацию более присущ специалистам с высоким
уровнем конфликтности, с пониженной фрустрационная толерантностью,
недостаточной способностью соблюдать необходимой субординации в общении. Шкала
дистанцирование негативно коррелирует с факторами С и И, то есть чем сильнее у
специалистов выражены такие черты, как неспособность преодолевать жизненные и
профессиональные трудности, недостаточное умение контролировать эмоциональные
проявления, выражать их в социально приемлемой форме, тем чаще они предпочитают
отделению себя от проблем.

Негативные корреляционные связи выявлены
между факторами О, Q4 и положительные — с фактором Q3. Это свидетельствует о
том, что специалисты, которые в сложных ситуациях профессиональной взаимодействия
потребует информационной, инструментальной, эмоциональной поддержки со стороны
коллег, отличаются заниженной самооценкой, легкой уязвимостью, повышенной
тревожностью; им сложнее организовывать и планировать свою поведение, они чаще
испытывают трудности при необходимости прилагать волевых усилий. Шкала
избежание / ухода от проблем положительно коррелирует с факторами N и О,
отрицательно — с факторами А, С, Н Такие специалисты склонны прилагать усилия к
бегству от проблем в сложных профессиональных ситуациях, принимать желаемое за
действительное. Им присущи высокая тревожность, пессимистическая оценка
перспектив, чрезмерное заимствования трудностями, дезорганизация деятельности,
стремление к ограничению круга собственных межличностных контактов, что
способствует возникновению профессиональных деформаций.

Выяснено, что нервно-психическая
устойчивость отрицательно связана со шкалами построения плана действий и
положительной переоценки. Это указывает на то, что исследуемые с высокой
нервно-психической устойчивостью не склонны пересматривать свои планы и стремятся
придерживаться заранее принятых решений, то есть проявляют указанную
устойчивость нервных процессов. Определены положительные корреляции шкалы
самоконтроля и интегральных показателей эмоционального выгорания,
профессионального психологического выгорания и профессионального эмоционального
истощения. Эмоциональное истощение также положительно коррелирует с
планированием плана действий. Недостаток профессиональной мотивации
положительно коррелирует с поиском социальной поддержки и предотвращением /
уходом от проблем. Деперсонализация в профессиональной деятельности исследуемых
положительно коррелирует с поиском социальной поддержки. Основной ответом на профессиональный
стресс является усиление самоконтроля, который вызывает привлечение значительного
внутреннего ресурса и увеличивает проявления профессиональных деформаций.

 Показано, что чувство самоуважения уменьшается
при увеличении проявлений профессиональных деформаций: отстранение,
профессиональной мотивации, общего индекса профессионального психологического
выгорания, эмоционального истощения, негативно сказывается на положительных
сторонах активности специалистов и ощущении удовлетворение профессиональным
статусом и профессиональным развитием.

Установлены корреляционные связи
копинг-поведения специалистов социономического профиля с механизмами
психологической защиты: вытеснение, регрессия, отрицанием, компенсацией.
Наиболее выраженные психологические механизмы защиты в основном связаны с
эмоциональной сферой специалиста, которая имеет проявление в поведенческих
реакциях, что, в свою очередь, сказывается на эффективности выполнения
профессиональной деятельности Выявлено корреляции между шкалами методики WCQ,
экспертной оценке и объективными показателями (возраст, стаж работы).
Установлено, что возраст специалистов социономического профиля положительно
коррелирует со шкалой дистанцирование. Это свидетельствует о склонности старших
по возрасту специалистов удаляться от проблем, считать ситуацию менее значимой,
чем она есть. Экспертная оценка и стаж работы исследуемых положительно
коррелируют со шкалой построения плана действий, негативно — со шкалой
избежание / уход. Кроме того, показано, что с
увеличением стажа работы происходит деформация мотивационной сферы, связанной с
повышением ориентации на профессиональную компетентность. Возрастные тенденции
изменений мотивационной сферы во многом повторяются для стажа и позволяют утверждать,
что с возрастом повышаются те мотивационные тенденции, связанные с установками
на стабильность, труд, альтруизм и свободу, то есть гуманистическая мотивация. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что
профессиональные деформации возникают преимущественно у
специалистов замкнутых, сдержанных в контактах, недовольных деятельностью,
тревожных, ригидных, неуверенных в себе, напряженных с неуравновешенностью
эмоциональных реакций и их обеднение. Такие специалисты переносят проблемы
из сознания в сферу подсознательного, пытаясь получить состояние большей
защищенности, при котором в профессиональной ситуации, вызывающей стресс,
бессознательно используют несформированные паттерны поведения и компенсируют
определенные успехи в другой сфере деятельности.

Для проведения факторного анализа с целью
выделения социально-психологического факторов профессиональных деформаций были
отобраны специалисты по полярным проявлениям показателей по основным
переменными исследования.

Учитывалась неравномерность характера
распределения респондентов в группах и дифференциация исследуемых группы со
средними показателями по параметрам профессиональных деформаций. По результатам
регрессионного анализа сделан отбор значимых параметров (предикторов)
профессиональных деформаций в соответствии с степенями их проявлений и с учетом
стратегий копинг-поведения специалистов социономического профиля в
профессиональной деятельности. Так, выделены подгруппы испытуемых, в частности
20,1% специалистов с высокой степенью проявлений профессиональных деформаций,
которые отличались непродуктивными стратегиями копинг-поведения в
профессиональной деятельности и 35,4% специалистов без проявлений профессиональных
деформаций с производительными стратегиями копинг-поведения в профессиональной
деятельности.

Общий анализ факторной матрицы позволил
определить дескрипторы («Индивидуальные характеристики», «социальное
функционирование», «профессиональные требования», «объективные условия»),
которые предоставили возможность выделить социально-психологического фактора
развития и преодоления профессиональных деформаций в специалистов
социономических профиля.

Определены социально-психологические
факторы возникновения профессиональных деформаций у специалистов социономического
профиля на личностно-ролевом (Эмоциональная неустойчивость, реактивность;
выраженный внутренний дискомфорт; фрустрационная напряженность; высокий индекс
синдрома выгорания; низкий уровень самооценки и негативное самоотношение;
несформированность эффективных механизмов психологической защиты;
дефицитарнисть адаптивных копинг-ресурсов; ролевой конфликт, ролевая
неопределенность, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом,
низкий социальный статус) и организационном (перегрузки; нехватка времени для
выполнения работы; редукция профессиональных обязанностей и профессиональных
достижений; ограниченность или отсутствие социальной поддержки со стороны
коллег и руководства; однообразная и бесперспективная профессиональная
деятельность; нерациональная, дестабилизирующая организация профессиональной деятельности)
уровнях.

Выделены социально-психологические факторы
преодоления профессиональных деформаций у специалистов социономического профиля
на психологическом (положительное самоотношение; фрустрационная толерантность;
применение адаптивных вариантов поведенческого копинга и механизмов
психологической защиты; самоанализ, рефлексия; отсутствие ролевого конфликта;
развит коммуникативный потенциал; благоприятный социальный статус; наличие
психологической (эмоциональной, когнитивной) поддержки) на компетентностный
(формирование у специалистов социономического профиля профессиональной
компетентности, коммуникативной социальной компетентности и высокого уровня
профессиональной культуры; обеспечение профессионального самораскрытия
специалиста; эффективная социальная интеграция) на социальном (социальная
поддержка и защита специалистов социономического профиля на государственном
уровне; доступность и своевременность психопрофилактических и реабилитационных
программ по предотвращению профессиональных деформаций, мониторинг их внедрения;
удовлетворительное социально-экономический статус специалиста) уровнях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение психологической сущности
явления профессиональной деформации

1.1 Сущность профессиональной деформации работников

В литературе по психологии труда
говорится, что феномен профессиональной деформации наиболее чувствителен к
людям, работающим по принципу «от людей к людям», а именно к врачам, учителям,
работникам сферы обслуживания и т. д.

Существует несколько определений концепции
профессиональной деформации личности. Путем их анализа выявляются
характеристики воздействия рассматриваемого явления, его основные причины его
возникновения и его возникновение в результате его действия.

Эффект профессиональной деформации может
распределяться по психическим процессам, состояниям, чертам личности и ее
социально-психологическим чертам, которые проявляются в поведении.

Возникновение профессиональной деформации
может начаться как с социально-психологических изменений, так и с изменений
психических функций.

Согласно [24], профессиональная деформация
начинается с негативных изменений профессиональной активности и поведения, то
есть на социально-психологическом уровне. Эту идею подтверждают и другие
авторы, однозначно связывающие обращенный феномен с негативными изменениями
социально-психологической структуры личности [37]. Это относится, например, к
стереотипам о поведении [15], профессиональных привычках, стиле общения [18] и
навыках [11], которые мешают профессионалу добиться успеха.

По мнению других авторов, рассматриваемое
явление вызывает нежелательные изменения собственных психических характеристик
человека [19]. Мы говорим о психических процессах, состояниях, качествах,
атрибутах и ​​структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные
компоненты [6]. Эти изменения приводят к изменению отрицательной стороны
профессиональных способностей и склонностей человека [9].

Таким образом, профессиональная деформация
может охватывать широкий спектр психических функций и социально-психологических
характеристик человека. Разберем некоторые механизмы действия обсуждаемого
явления:

А. Изменение психических
конфигураций

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы