Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности проявления лидерских качеств у современных студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 6

1.1 Понятие и роль лидерства: общая характеристика и особенности проявления…………………………………………………………………………………………………….6

1.2 Социально-психологический портрет современного студента 14

1.3 Проблемы выявления и развития лидерских качеств у студентов 22

Выводы по первой главе 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СОВЕРМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 26

2.1 Методы психологического исследования 26

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования по изучению лидерских качеств у студентов 30

2. 3 Рекомендации по совершенствованию лидерских качеств 39

Выводы по второй главе 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

В настоящее время проблемы лидерства и особенности проявления лидерских качеств имеют огромное значение для достижения эффективности в процессе социального взаимодействия. Метод управления, который базируется на лидерстве в студенческом коллективе, дает возможность наиболее оптимальным путем разрешать сложные задачи различного уровня, оперативно реагировать в ситуациях неопределенности и возникновения непредвиденных проблем.

Таким образом, существует противоречие между признанием важности влияния лидерских качеств на успешность личности и недостаточным изучением связи личностных качеств у современных студентов и лидерства.

Цель исследования: теоретическое изучение и эмпирическое исследование лидерских качеств у современных студентов

Степень теоретической разработанности проблемы. Способность личности к лидерству и специфика проявления данного качества в различных видах деятельности исследуется в работах таких авторов как А. В. Коуров, А. В. Миронова, П. Н. Осипов, Ю. А. Егорова, В. А. Дегтерев, М. А. Балдина, И. А. Радченко, Е. Д. Нелунова, В. А. Петьков, В. В. Сохранов, С. А. Румянцев.

Проблемы различных характеристик лидерства среди студентов исследуются также в работах таких авторов как В. Л. Бозаджиев, В. М. Розин, Е. В. Панькина, С. Б. Токарева, М. Ю. Чуева, Н. В. Ким, В. П. Позняков, Е. А. Никуло, Н. А. Асташова, Е. В. Строчек. Однако, при этом специфика формирования и дальнейшего развития лидерских качеств будущих руководителей в образовательном пространстве современного вуза представляется нам исследованной не в полной степени.

Цель исследования: изучение особенностей проявления лидерских качеств у студентов.

Объект исследования: личностные особенности студентов в проявлении лидерства.

Предмет исследования: особенности проявления качеств современных студентов, способствующих формированию позиции лидерства.

Гипотеза исследования: такие качества как мотивация достижения, уровень субъективного контроля, коммуникативные и организаторские склонности способствуют формированию позиции лидерства у студентов. Задачи исследования:

1. На основе анализа представленных в научной литературе данных раскрыть теоретические основы проблемы лидерства у современных студентов.

2. Подобрать необходимый психодиагностический инструментарий для проверки сформулированной гипотезы.

3. Изучать степень выраженности таких качеств как мотивация достижения, уровень субъективного контроля, коммуникативные и организаторские склонности у современных студентов.

4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей студентов.

5. Разработать практические рекомендации по оказанию психологической помощи студентам в формировании лидерских качеств.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1) Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования; синтез; обобщение; системный метод и подход; конкретизация; сравнение.

2) Психодиагностические:

2.1 Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

2.2 Методика «Самочувствие-активность-настроение» (САН)

2.3 Диагностика учебной мотивации студентов (А. А.Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).

Характеристика базы и выборки исследования. Для проведения исследования нами была сформирована выборка студентов, включающая 60 человек, из которых 30 юноши и 30 девушки. Возраст испытуемых составил от 18 до 20 лет.

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что расширено и дополнено представление о таком явлении в структуре личности человека как способность к лидерству, а также его формирования у будущих руководителей в студенческой среде.

Полученные результаты могут быть использованы в индивидуальном и групповом консультировании при организации профилактической и тренинговой работы со студентами. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Комплексный анализ особенностей формирования лидерских установок современных студентов позволил определить нам, что это целостный системный показатель, который прежде всего характеризует личность компетентную, имеющей творческое мышление, личностно и профессионально самоопределившуюся, полностью готовую к открытому сотрудничеству, обладающую лидерским потенциалом, а это все дает ей практическую возможность достигать успеха в деятельности и общении.

Проведенное исследование показало, что система коммуникативных установок как основы лидерских качеств современных студентов представляется целостным системным показателем, которая характеризует личность выпускника как саморазвивающуюся систему, а также то, что развитие лидерской компетентности выпускников закономерно ведет к росту степени их личностного и профессионального самосовершенствования.

Таким образом, на основе вышеуказанных факторов мы полагаем, что формирование коммуникативных установок современных студентов представляется стратегическим компонентом личности выпускника и является определенным синтезом интегрально определяющих его профессиональные и индивидуально-личностные компетенции, детерминирующих его оптимальную и активную адаптацию на современном рынке труда.

В процессе настоящего исследования нами определены группы навыков, которые необходимы выпускникам и определяют систему лидерских установок:

— профессиональные навыки, которые выражаются в готовности освоения выпускниками своей будущей профессиональной сферы;

— коммуникативные навыки, обеспечивающие практические возможности коммуникаций выпускников с иными субъектами – участниками образовательного процесса;

— стратегические навыки, которые представляют собой способность предвидения событий, планирования работы выпускниками, принятия определенных решений, применяя при этом системный анализ.

Компетентностная образовательная парадигма позволяет не только сформировать систему предметных знаний и умений, но и уделить достаточное внимание развитию многих общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и личностных компетенций, определяющих конкурентоспособность выпускников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Понятие и роль лидерства: общая характеристика и особенности проявления

В настоящем исследовании считается целесообразным проанализировать основную сущность понятий «лидерство» и «лидер». Итак, отечественный исследователь А.А. Жданович определяет понятие о лидере как яркой личности, обладающей определенным личностным и профессиональным индивидуальным опытом, который в силу определенных причин может оказаться привлекательным в глазах остальных членов коллектива [24, с.11].

Д.В. Беспалов утверждает, что лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой для всей группы ситуации, для того, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельностью людей с целью наиболее быстрого и успешного достижения общего результата [9, с. 201].

А.М. Столяренко в данной связи полагает, что лидер – это наиболее активная, с харизматическими признаками личность, инициативно ищущая и подбирающая собственных сторонников, единомышленников, которая становится центром социально-психологического притяжения для других людей [66, с. 102].

Таким образом, лидерство всегда представляет собой вопрос степени и силы влияния, который зависит напрямую от соотношений личностных качеств лидера с личностными качествами тех, на кого он оказывает собственное управленческое влияние, а также с той ситуацией, в которой находится данная группа либо коллектив.

Первые исследования в области лидерства стали проводится не так давно, на сегодняшний день существует уже несколько теорий лидерства. Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей.

Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение [71, с. 122].

Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

В рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьева понятие лидерства в некоторой степени пересекается с американскими ситуативными теориями. Общее между ними – в том, что оба подхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением и институтом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой это лидерство осуществляется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы