Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности проявления феномена психологического манипулирования у современной молодежи в контексте исследования психологического благополучия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1 Теоретические подходы к исследованию особенностей
проявления феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия.. 10

1.1
Теоретические подходы к формированию условий для психологической безопасности в
условиях манипулятивного воздействия в условиях пропаганды и информационной
войны.. 10

1.2
Теоретические подходы к проблеме психологического благополучия в психологии. 12

1.3
Теоретические основания гипотезы о связи психологического манипулирования и
психологического благополучия в современной психологии. 14

1.4
Психологическое манипулирование как средство пропаганды среди молодёжи и
психологическое оружие в информационной войне. 19

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи
особенностей проявления феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия.. 28

2.1
Организация и методы исследования на основе тестирования уровня тревожности и
анкетирования. 28

2.2 Описание
результатов исследования. 39

2.3. Анализ
результатов исследования. 42

2.4
Подготовка рекомендаций для молодежи по противостоянию манипулятивному
воздействию в условиях пропаганды и информационной войны.. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

ПРИЛОЖЕНИЯ   68

  

Введение:

 

Направление
работы: Данная работа
направлена на изучение особенностей проявления феномена психологического
манипулирования у современной молодежи в контексте исследования
психологического благополучия, представляющего интерес для исследований в
направлении «Психология» по профилю «Общая
психология».

Проблема
в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое
изучение особенностей проявления феномена психологического манипулирования у
современной молодежи в контексте исследования психологического благополучия.

Актуальность исследования. На
сегодняшний день проблема особенностей проявления феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия в
рамках психологических исследований привлекает к себе внимание специалистов из
разных областей для серьезного и всестороннего изучения, поскольку в данной
тематике есть множество неисследованных вопросов.

До сих
пор вопрос об определении понятия проявления феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия остается
открытым в психологической науке и связан с широким диапазоном интересов
авторов, занимающихся исследованием данного явления.

Проблематика
особенностей
проявления феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия выступает на сегодняшний день одной из актуальных тем в современном
обществе.

В
литературе нет однозначного подхода к проблеме особенностей
проявления феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия, поэтому автору данного
исследования предстоит приложить определённые усилия для того чтобы внести
посильный вклад в решение вышеуказанной проблемы.

В
психологической литературе не так много исследований, посвященных теме особенностей
проявления феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия.

Как
правило, данное явление рассматривается вместе с другими контекстами,
несмотря на то, что условия для его возникновения могут оказываться
принципиально различными.

Противоречия, выражающиеся в разнообразии трактовок одного и того же
явления различными отечественными и зарубежными исследователями, а также
введенных ими подходов к изучению вышеназванного феномена собственно и
определили проблему исследования.

Таким образом, проблема
исследования заключается в необходимости теоретического обоснования
особенностей проявления феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия.

Актуальность, теоретическая значимость, а вместе с тем – также и
недостаточная разработанность проблемы, определили тему данного исследования:
«Особенности проявления феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия».

Теоретические подходы и концепции к
изучаемой проблеме исследования представлены органичной совокупностью подходов, предложенных
как отечественными, так и зарубежными нижеуказанными авторами.

Данной проблематике за рубежом уделили достойное внимание такие учёные,
как М. Anderson, M. Burisch, R. Burke, E. Iwanicki, С. Maslach, H. Kuunarpuu, К. Kondo, X. Дж. Freudenberger, S. Jackson, B. Pelman, E. Harman. В свою очередь, в российской науке
проблему эмоционального выгорания исследовали такие учёные, как М. А. Аминов,
В. В. Бойко, Т. В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, JI. M. Митина, В. Е. Орёл, В. В. Макаров,
Н. Е. Водопьянова.

Системно-деятельностный
подход к исследованию феномена психологического манипулирования
у современной молодежи в контексте исследования психологического благополучия представлен
такими выдающимися учёными, как И. В. Блауберг, Л. И.Новикова, Ю.
П.Сокольников, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин, В. Д. Шадриков, Е. А. Климов, K. M.
Гуревич, К. К. Платонов и др. [15].

В свою
очередь, личностно-ориентированный подход к исследованию феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия представлен такими выдающимися
учёными, как Е. В. Бондаревская, C. B. Кульневич, В. В. Сериков, И. С.
Якиманская и др. Вместе с тем, антропологический подход к исследованию
представлен такими выдающимися отечественными учёными, как Б. М. Бим-Бад, И. А.
Зимняя, В. И. Слободчиков и др. [11].

Наряду с
этим, ресурсный подход к исследованию феномена психологического
манипулирования у современной молодежи в контексте исследования
психологического благополучия представлен такими выдающимися учёными, как A. B.
Волохов, А. И. Тимонин и др. Кроме этого, профессионально-личностный подход к
исследованию представлен отечественным исследователем Л. В. Париновой [9].

Наряду с
многочисленными подходами к исследованию феномена психологического
манипулирования у современной молодежи в контексте исследования
психологического благополучия, сформулированы одновременно также и следующие
принципы, на основе которых результативно проходит данная работа.

В первую
очередь, к их числу следует отнести такой принцип исследования феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия, как принцип единства сознания
личности и деятельности который представлен такими выдающимися учёными, как А.
Н. Леонтьев, С. Л.Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн [3].

Наряду с
этим для исследования феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия достаточно
активно используется принцип развития, который сформулировал в своих
многочисленных психологических работах Л. С. Выготский.

Вместе с
тем, для исследования феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия достаточно
активно используются одновременно с вышеназванными и методологические принципы
коррекционной педагогики и психологии, которые также обосновал в своих работах
Л. С. Выготский [5].

Также для
исследования феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия достаточно активно
используются ещё и социально-психологические теории личности, авторами которых
являются К. С. Абульханова-Славская, A. A. Бодалёв, Л. И. Божович, A. A.
Деркач, И. С. Кон, С. П. Крягжде, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, В. Н.
Куницина, Р. В. Суходольская-Кулешова, С. Н. Чистякова и др. [2].

Для
исследования феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия одновременно с этим
достаточно активно используется интегративный подход в психологии,
разработчиками которого следует назвать таких авторов, как A. B. Карпов, Н. В.
Клюева, В. В. Козлов, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, В. Ф. Шевчук.

Вместе с
этим, для исследования феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия достаточно
активно используются работы о влиянии профессиональной деятельности педагога на
развитие личностных деформаций, представленные такими разработчиками, как В. В.
Бойко, М. В.Борисова, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, С. Джексон, Э. Ф. Зеер,
Л. М. Митина, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская, Е. И. Рогов, Э. Э. Сыманюк, Е. С.
Старченкова, Т. В. Форманюк, Х. Дж. Freudenberger.

Цель
исследования: исследование взаимосвязи между
особенностями психологического манипулирования и психологическим благополучием.

Объект исследования: особенности проявления феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия.

Предмет исследования: изучение особенностей проявления
феномена психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия.

Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь между
склонностью к манипулированию окружающими людьми и предпочтению манипулятивной
стратегии поведения связаны с уровнем психологического благополучия.

Задачи исследования:

1.
Рассмотреть различные подходы к определению термина «манипуляция», виды
манипулятивного поведения, амбивалентное проявление манипуляций.

2.
Провести анализ содержания понятия «психологическое благополучие».

3.
Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между
психологическим благополучием и склонностью к манипулированию у студентов.

Методы
исследования:


теоретические: библиографический метод;

– эмпирические: анкетирование, опрос,
опытно-экспериментальная работа;

– методы математической статистики.

Методики исследования:

1. Опросник
«психологического благополучия» К. Рифф в модификации Т. Д. Шевеленковой и П.
П. Фесенко.

2. Анкета
«Психологическое благополучие студента».

Эмпирическая база исследования:
Московский государственный социальный университет.

Характеристика выборки исследования:
в исследовании приняло участие двадцать студентов очной и заочной формы
обучения, в возрасте от 18 до 22 лет.

Практическая
значимость исследования заключается в возможности
разработки на материалах данной работы вузовских лекций, семинаров,
практикумов, спецкурсов по направлениям общей и практической психологии.

 Для проведения работы были подобраны
специфические и современные для данной возрастной группы методы и техники,
эффективность которых подтверждена эмпирическим путем в наших результатах
настоящего исследования.

Степень
разработанности темы: данная тема явилась объектом внимания
значительно количества научных организаций и учреждений. Однако стремительное
развитие общественной ситуации и включённых в неё форс-мажорных обстоятельств
постоянно побуждает искать новые действенные решения там, где традиционные
взгляды и алгоритмы теряют присущую им эффективность.

Структурно работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

В
первой главе данной работы изучаются теоретические подходы к исследованию
особенностей проявления феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия.

В
первом параграфе первой главы данной работы рассматриваются теоретические
подходы к формированию условий для психологической безопасности в условиях
манипулятивного воздействия в условиях пропаганды и информационной войны.

Во
втором параграфе первой главы данной работы рассматриваются теоретические
подходы к проблеме психологического благополучия в психологии. В третьем параграфе
первой главы данной работы рассматриваются теоретические основания гипотезы о
связи психологического манипулирования и психологического благополучия в
современной психологии.

В
четвёртом параграфе первой главы данной работы рассматриваются пути осуществления
психологического манипулирования как средства пропаганды среди молодёжи и
психологическое оружие в информационной войне.

Во
второй главе данной работы проводится эмпирическое исследование взаимосвязи
особенностей проявления феномена психологического манипулирования у современной
молодежи в контексте исследования психологического благополучия.

В
первом параграфе второй главы данной работы рассматриваются пути организации и
методы исследования на основе тестирования уровня тревожности и анкетирования.
Во втором параграфе второй главы данной работы приводится описание результатов
исследования.

В
третьем параграфе второй главы данной работы проводится анализ результатов
исследования. В четвертом параграфе второй главы данной работы проводится
подготовка рекомендаций для молодежи по противостоянию манипулятивному
воздействию в условиях пропаганды.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
ходе данного исследования была достигнута его цель: состоялось исследование
взаимосвязи между особенностями психологического манипулирования и
психологическим благополучием.

Для
достижения вышеуказанной цели были поставлены и успешно решены следующие задачи
исследования:

1.
Рассмотрены различные подходы к определению термина «манипуляция», виды
манипулятивного поведения, амбивалентное проявление манипуляций.

2.
Проведён анализ содержания понятия «психологическое благополучие».

3.
Проведено эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между
психологическим благополучием и склонностью к манипулированию у студентов.

Объектом проделанной работы стали особенности проявления феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия.

В свою очередь, предмет работы был обозначен
непосредственно как изучение особенностей проявления феномена психологического
манипулирования у современной молодежи в контексте исследования
психологического благополучия.

В
методологическую основу данного исследования положены работы
таких выдающихся учёных, как М. В. Агапова, М. В. Борисова, М. Ю. Горохова, Е.
В. Иванова, Э. Ф. Зеер, О. В. Крапивина, В. Е. Орёл, Е. С. Романова, Т. И.
Ронгинская, Н. В. Самоукина, Р. И. Стецишин, Э. Э. Сыманюк, Р. Ж. Тюлюпергенева
и др.

В
ходе исследования были применены следующие методы: теоретический — библиографический метод; эмпирические: тестирование, опрос, опытно-экспериментальная
работа. Также в работе нашли своё место методы
математической статистики.

В ходе работы была подтверждена гипотеза исследования: было подтверждено,
что действительно существует взаимосвязь между склонностью к манипулированию
окружающими людьми и предпочтению манипулятивной стратегии поведения связаны с
уровнем психологического благополучия.

Таким
образом, проведённое в данной работе исследование позволяет сделать следующие
выводы:

1. К исследованию теоретических
подходов к формированию условий для психологической безопасности в условиях
манипулятивного воздействия в условиях пропаганды и информационной войны ответственно подошли отечественные и зарубежные
учёные современности.

В свою очередь, изучению феномена психологического
манипулирования у современной молодежи в контексте исследования
психологического благополучия в Российской федерации и за рубежом уделено
достаточно пристальное внимание со стороны представителей различных
психологических школ страны мира, а также собственно их основателей.

При этом данные подходы, принципы и теории
функционируют в современной психологической науке в непротиворечивом единстве,
должным образом дополняя и подтверждая ключевые положения друг друга. Тем самым
они в значительной мере содействуют своевременному и широкомасштабному
исследованию феномена психологического манипулирования у современной молодежи в
контексте исследования психологического благополучия в Российской федерации и
за её пределами.

Именно благодаря дефинициям,
выступающим в качестве ключевых психологических характеристик феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия, становится достижимым созданный в
вузе позитивный морально-психологический климат в аудитории.

2. Теоретические подходы к проблеме
психологического благополучия в психологии свидетельствуют о том, что данная
проблематика ещё требует своего безотлагательного внимания со стороны
отечественных и зарубежных учёных.

Для решения
проблемы психологического благополучия определяющее значение имеет постоянно
меняющийся контекст внешних событий и соотнесённости личности с возможностями
быстрой и успешной адаптации к новым условиям.

В каждом случае,
когда такая адаптация становится возможной, вопрос психологического
благополучия решается в прямой зависимости от возрастных и интеллектуальных
возможностей современной студенческой молодёжи.

В том случае если
представители молодежной среды отличаются высокой внушаемостью и поддаются
психологическому манипулированию в этой связи с особой лёгкостью, для
психологического благополучия оснований оказывается недостаточно.

И, напротив, если
молодые люди и девушки в силу своей высокой контекстной осведомлённости не
позволяют осуществлять психологическое манипулирование их сознанием, для
психологического благополучия создаются достаточно приемлемые условия.

Поэтому в данном
случае формированию психологической безопасности в молодёжной среде будет
способствовать не столько насыщение сознания современного студенчества
фундаментальными знаниями, сколько своевременная помощь в понимании  контекста происходящего в соответствующий
момент вокруг них и при их опосредованном участии.

3. Теоретические
основания гипотезы о связи психологического манипулирования и психологического
благополучия в современной психологии предоставляют автору данного исследования
получить уникальную возможность понимания строгой закономерной связи между
уровнем существующего у представителей современного студенчества
психологического благополучия и многочисленными попытками недобросовестных
людей психологически манипулировать их сознанием.

Стремление
российских молодых людей во что бы то ни стало сохранить в своем сознании
ощущение психологического благополучия с каждым днем все чаще наталкивается на
результаты информационной войны, ведомой против них со страниц многочисленных
СМИ, включая глобальную телекоммуникационную сеть.

И
только тот студент, который имеет широкий круг знаний об истории родной страны
и всего мира, о чести достоинстве своего народа, о многочисленных высоких
достижениях своих многочисленных предков, не позволит дестабилизировать его
ощущения и выводить его путем многочисленных агрессивных воздействий информационного
характера из зоны психологического комфорта.

И,
наоборот, для каждого студента, который приучил себя к восприятию информации из
любых непроверенных источников, авторитетных для него только в силу красочности
подачи информационного потока, будет представляться задачей особой сложности
сохранение психологического равновесия в каждом случае, когда им будут самым
бессовестным образом манипулировать.

Поэтому
одной из задач принципиальной важности, стоящих перед психологическими службами
современных российских университетов, проводить для студенческой молодёжи
увлекательные тренинги, которые в окончательном итоге окажут существенную
поддержку каждому студенту в борьбе за его психологическое благополучие.

При
этом следует понимать, что в процессе углубления современной информационной
войны воздействие на сознание российского студенчества будет приобретать все
более массированный характер, а его средства будут становиться все более
разноплановыми.

В
силу данного обстоятельства университетские психологи также должны существенно
сместить ключевые акценты в своей повседневной деятельности таким образом,
чтобы предоставить в распоряжение студенчества достойный инструментарий для
противодействия попыткам осуществления психологического манипулирования ими с
чьей бы то ни было стороны.

4. Пути
осуществления психологического манипулирования как средства пропаганды среди
молодёжи и психологическое оружие в информационной войне становятся все более
разноплановыми. Это происходит по мере поступательного нарастания уровня
международной напряженности во всем культурном и цивилизованном мире, и сопряжено
с ярко выраженными попытками идеологического противника переманить на свою
сторону все ещё недостаточно духовно окрепшую российскую молодёжь.

Рассматривая
пути осуществления психологического манипулирования как средства пропаганды
среди молодёжи и психологическое оружие в информационной войне, следует, прежде
всего, принимать во внимание, что средствами психологического манипулирования
могут выступать внешне совершенно безобидные информационные посылы.

Однако,
поданные в особой тенденциозной компоновке, они позволяют в равной мере
охватить и дестабилизировать неоправданными сомнениями неокрепшее студенческое
сознание, а автору подаваемого материала, уличенному в своих недобросовестных
намерениях, быстро отказаться от накопления дополнительных улик.

В
процессе ведения информационной войны может происходить недобросовестная
апелляция к общепризнанным фактам, которые, будучи искусно перегрупированы
ненадлежащим путём, будут представлять собой результат многочисленных
подтасовок, которые недостаточно информированными студентами не будут замечены
и своевременно опровергнуты. Учитывая, что для этого преимущественно
используются молодежные каналы радио, телевидения и популярных
интернет-площадок, которые редко посещаются компетентными пользователями, для
опровержения недобросовестно подготовленной информации манипулятивного
характера не остается надлежащих условий и соответствующего времени.

Абсолютная
неподвластность цензуре и контролю подавляющего большинства молодёжных
информационных ресурсов позволяет включать минимальные по объёму
дестабилизационные информационные блоки даже в промежутках между популярными
песнями.

На
волне приятных эмоций и высокого доверия к информационному каналу представители
отечественной студенческой молодёжи не смогут заметить, что ими безжалостно
психологически манипулируют, и не откажутся от восприятия эрзаца.

Более
того, если одновременно с молодым человеком или девушкой подобную информацию
услышат представители старших поколений. и внесут совершенно оправданные
комментарии, это может и не произвести должного впечатления на молодых. на
данном основании представляется возможным утверждать, что пути осуществления
психологического манипулирования как средства пропаганды среди молодёжи и
психологическое оружие в информационной войне становятся все более широкими и
многообразными, иногда теряя свою изначальную узнаваемость.

Учитывая
способность лживых и безнаказанно действующих информационных средств
манипулировать сознанием беззащитной в данном отношении российской студенческой
молодёжи, следует сообщать в компетентные органы о любых провокационных
попытках воздействиях манипулятивного характера.

Существуют
следующие наиболее приемлемые пути организации и методы исследования на основе
тестирования уровня тревожности и анкетирования. Среди обилия многочисленных
эффективных методик автор данного исследования отдал свое однозначное
предпочтение использованию опросника по теме «психологического благополучия» К.
Рифф в модификации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко.

5. Вышеуказанные
авторы приложили немало усилий для того чтобы позволить последующим
экспериментаторам приобрести достойный и эффективный инструментарий для решения
насущных вопросов современной психологии.

При
этом следует отметить, что постоянно усложняющиеся потребности современных
психологов в определении нарастания уровня тревожности за счет расширяющегося и
углубляющегося психологического манипулирования с течением времени могут
потребовать введения дополнительных модификаций всех вышеперечисленных и иных
методик, на данный момент работающих удовлетворительно.

6. В
ходе анкетирования стало понятным, что далеко не всем испытуемым приходилось
часто отстаивать свою позицию, свое мнение, многие из студентов предпочитали
сохранять присутствие в зоне психологического комфорта в отсутствие дискуссий.

В
то же время, на самом деле подавляющее число студентов пренебрегает чужим
мнением, но из соображений психологического благополучия не стремится вступать
в пререкания со сторонниками противоположных позиций.

Для
множества испытуемых принципиально важно создать хорошее впечатление о себе у
своего собеседника, но при этом не все стремятся блистать эрудицией, многие
предпочитают просто воспитанно слушать, чтобы не заставлять оппонента плохо
думать о себе.

Даже
в том случае, если у студентов возникает чувство, что в ответ на уделенное им
внимание или подарок они что-то должны взамен, они в большинстве своем
стремятся как можно быстрее прогнать мысли об этом и переключиться на что-либо
более приятное и необременительное.

В
большинстве своем они не отказывают в просьбах, но, если то, о чем их просили,
должно было бы вывести их из зоны психологического комфорта, они предпочитают
как можно скорее забыть о данном ими обещании в надежде, что просивший тоже
забудет.

При
этом студенты, как правило, не испытывают чувства дискомфорта от того, что им
не удалось или просто не захотелось выполнить чью-либо просьбу, вместо этого
они предпочитают посмеяться над немногочисленными сверстниками, всегда
стремящимися сдерживать свои обещания.

Верхом
неуважения для многих студентов является готовность сверстников выполнять
работу за других, кто мог бы без особых затруднений самостоятельно с ней
справиться, но предпочитает перепоручить её выполнение другому.

Динамичность
и преобладающая острота подачи материала и на интернет-порталах и в социальных
сетях вызывает у большинства студентов значительно более высокий интерес. чем
ознакомление с теми же темами по фундаментальным источникам.

Те
же немногочисленные студенты,  которые
предпочитают докапываться до истины самостоятельно, мгновенно становятся
носителями недоброжелательных кличек и «ярлыков», «навешенных» не утруждающими
себя в познаниях сверстниками.

Подавляющее
большинство студентов искренне убеждено, что они отличают достоверную
информацию от фейков, но именно эта редкая по своим масштабам самонадеянность
толкает их в руки недобросовестных манипуляторов.

Единственное,
что из всего списка вопросов студенты сделали с наибольшим затруднением,
явилась просьба определить критерии достоверности информации, на что были даны
совершенно беспомощные ответы. Большинство студентов искренне уверено, что
готово жертвовать своими интересами ради других, и гордится этим, но
практически все предыдущие ответы достаточно определенно убеждают автора
данного исследования в обратном.

Отвечая
на вопрос о том, легко ли их вывести из эмоционального равновесия, студенты
мгновенно забывают о том, как часто в их речи звучат слова типа «достал»,
«бесишь» и многие другие подобные экспрессивные выражения.

Вопрос
о том, «Бывает так, что вы совершаете импульсивные поступки, не подумав?», у
многих студентов вызвал чувство искреннего удивления, настолько большинство из
них было уверено в своей несокрушимой психологической стабильности.

Наконец,
давая ответ на вопрос, «способны ли вы сохранять свой разум «холодным» в
неспокойной обстановке?», студенты инициативно стремились давать утвердительные
ответы, но поверить в их правомерность уже не представлялось возможным.

7. Анализ
результатов исследования по теме «Особенности проявления феномена
психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия» позволил получить интересные
сведения.

Анкетирование
студентов российского государственного социального университета показало
достаточно противоречивые результаты. С одной стороны, студенты не считают себя
доверчивыми, с другой стороны, избирают для получения информации источники,
внушающие экспертам наименьшее доверие.

С
одной стороны, студенты считают себя альтруистами, готовыми всем и всегда
прийти на помощь, однако неготовность длительного выхода из зоны комфорта,
требуемого для совершения данных действий, побуждает усомниться в их реальной
готовности усилено и длительно кому-либо в чем-либо помогать.

С
одной стороны, они стремятся создать хорошее впечатление у своего собеседника о
себе, своей жизненной позиции и следующих из неё поступках, а с другой –
расписываются в неспособности подкрепить это своими реальными действиями, и
т.д.

В
то же время, нежелание надолго покидать зону психологического комфорта, либо
стремление оставаться в ней постоянно, как правило, в большинстве своём не
приводит к достижению такими студентами желанного результата.

Об
этом свидетельствуют результаты тестирования уровня тревожности, которые
говорят о его поступательном нарастании, поскольку открыто сознаться в анкете в
своей беспомощности по многим вопросам достаточно сложно, но при этом
чувствовать её никто не перестает, от чего и нарастает уровень тревожности.

Большинство
студентов, судя по их ответам, отдает себе отчет в истинном положении дел,
однако сознаться в этом окружающим для них не представляется возможным, потому
что это значило бы уронить себя в глазах сверстников.

В
то же время, авторы многочисленных манипуляций, прекрасно понимая истинное
положение дел, стремятся внушать молодежи, насколько она совершенна в своих
проявлениях, тем самым существенно снижая уровень тревожности и повышая,
одновременно с этим, уровень студенческой самооценки.

Данные
факторы побуждают молодежь считать такие источники сведений о себе
авторитетными, а соответственно – и позволяют внушать себе и неправдоподобные
сведения, беззастенчиво манипулируя ими в каждом таком случае.

При
этом образуется устойчивая связь феномена психологического манипулирования у
современной молодежи с психологическим благополучием, достигаемым за счет
манипулятивного погружения студенческого сознания в зону комфорта.

И
если студент поймет, что о ком-то другом ему данный источник сообщает
некорректные сведения, то ему придется признать, что сведения такого же
характера он слышал и о себе, поэтому предпочтет верить лжи, чтобы оставаться в
зоне комфорта, тождественной зоне психологического благополучия.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретические подходы к исследованию особенностей проявления
феномена психологического манипулирования у современной молодежи в контексте
исследования психологического благополучия 1.1 Теоретические подходы к формированию условий для
психологической безопасности в условиях манипулятивного воздействия в условиях
пропаганды и информационной войны Теоретические
подходы к формированию условий для психологической безопасности в условиях
манипулятивного воздействия в условиях пропаганды и информационной войны в
настоящий момент находятся на стадии формирования в силу достаточно быстро
меняющихся условий.

В
то же время, уже сформирована интересная теоретическая база, касающаяся
непосредственно вопроса информационно-психологической безопасности, под которой
понимается состояние "защищенности личности, разнообразных социальных
групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания
изменять психические состояния и психологические характеристики человека,
модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора"[1].

Согласно
убеждению Е. Е. Прониной, «во многих исследованиях массовых коммуникаций
основное внимание уделяется проблемам эффективности воздействия на аудиторию.
При этом из поля зрения исчезает вопрос о безопасности продукции массовых
коммуникаций для аудитории. При этом последствия такого бездумного воздействия
могут быть плачевны для общества. Например, обсуждается связь насильственного и
суицидального поведения с воздействием СМК. Рост депрессии и психических
заболеваний, особенно среди подростков, также связывают с воздействием СМК.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы