Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности профессиональной идентичности студентов, получающих профессию типа человек — человек.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной
идентичности студентов 7
1.1. Сущность понятия идентичности в психологии. 7
1.2. Профессиональное самоопределение как основа
профессиональной идентичности. 15
1.3. Характеристика современной студенческой молодежи.
Профессиональная идентичность студентов. 24
Выводы по первой главе. 44
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональной
идентичности студентов, получающих профессию типа человек – человек. 46
2.1. Организация и методики исследования. 46
2.2. Выявление особенностей профессиональной идентичности
студентов, получающих профессию типа человек – человек. 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. 53
Выводы по второй главе. 63
Заключение. 65
Список использованной литературы.. 66
Приложения. 71
Введение:
XXI век в стремительном
развитии науки, техники, компьютерных и коммуникационных технологий несколько
девальвировал личность человека. Нравственные коллизии, обесценивание системы
человеческих ценностей, экономический кризис привели к негативным тенденциям в
системе образования, содержание которой в первую очередь должно быть направлено
на формирование развитой личности, ее мировоззрения, духовно-нравственных
ценностей, сознания, на овладение жизненным опытом и способности к регуляции
ежедневного социального поведения. Решение задач, поставленных перед системой
образования России процессами государства, кардинальными изменениями в
общественно-политической и экономической жизни российского общества зависит от
последовательной демократизации и гуманизации отношений всех участников
образовательного процесса, что, в свою очередь, требует должного развития
профессиональной идентичности, в том числе и студентов, получающих профессию
типа «человек – человек». В связи с этим встает задача выяснения
психологических особенностей, от которых зависит развитие профессиональной
идентичности будущего специалиста.
Современные теоретические
и экспериментальные исследования, научные обобщения свидетельствуют, что в
общей системе профессионально важных качеств личности профессиональная
идентичность является основной. Ведь эффективность работы индивида зависит от
характера его отношений с сотрудниками, руководством, от его самоотношения.
Среди разнообразных трудностей и проблем, которые возникают в профессиональной
деятельности, сложные связанные с организацией межличностного взаимодействия.
Готовность к
профессиональной деятельности обязательно предполагает развитие потребности в
профессиональном самосовершенствовании. Это естественно, ведь уровень
подготовки специалиста зависит не столько от его профессиональной подготовки,
сколько от того, как он сумеет ее применить, от личностных возможностей в
проблемных ситуациях.
Умение адекватно оценить
и проанализировать ситуацию взаимодействия – это одновременно способность
наблюдать за социальным и материальным окружением, замечать его наиболее
информативные признаки, правильно интерпретировать социально-психологическое
содержание определенной ситуации, идентифицировать себя. Успешность
профессиональной деятельности зависит прежде всего от сформированности
профессиональной идентичности студентов: высокий ее уровень придает уверенности
в своих силах, способствует произвольному управлению своим поведением,
активности, уравновешенности в профессиональной деятельности.
Актуальность изучения
данного феномена в начале двадцать первого столетия продиктована требованиями
самой изменяющейся реальности. Известно, что человечество стоит на пороге новой
социальной реальности, для наименования которой исследователи используют
различные термины – «постиндустриальное общество» (Д. Белл),
«супериндустриальное общество» (Э. Тоффлер), «информациональное общество» (М.
Кастельс). Становление нового типа общества, начавшееся с семидесятых годов
прошлого столетия, связано со столь быстрыми переменами в социальной,
политической, технологической реальностях, что скорость этих перемен вызывает,
по словам Э. Тоффлера, «шок будущего» – особого психологического состояния,
когда человек оказывается в своеобразной фрустрации, теряет адаптивные
способности к быстро меняющейся реальности. Естественно, что «под удар», в
первую очередь, попадает человеческая идентичность – понимание человеком своего
«Я», своего нового места в социальной действительности, отношений с окружением.
Профессиональная идентичность для отечественных исследователей является
относительно новым понятием, так как история развития самого феномена идентичности
происходила преимущественно в американской и западноевропейской школах
психологии. Наиболее последовательно проблема идентичности разрабатывалась
представителями эго-психологии (А. Ватерман, Дж. Марсиа, К. Роджерс,
Г. Тэджфел, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон).
В этом аспекте особого
внимания исследователей требует изучения психологических особенностей
профессиональной идентичности студентов. Актуальность
исследования обусловлена недостаточной ее разработанностью в психологии.
Объектом исследования является
профессиональная идентичность студентов.
Предметом исследования являются
особенности профессиональной идентичности студентов, получающих профессию типа
человек – человек.
Цель исследования состоит
в выявлении особенностей профессиональной идентичности студентов, получающих
профессию типа человек – человек.
Достижению данной цели
будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия идентичности в психологии.
2. Рассмотреть
профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности.
3. Дать характеристику
современной студенческой молодежи, профессиональной идентичности студентов.
4. Провести Эмпирическое
исследование профессиональной идентичности студентов, получающих профессию типа
человек – человек.
Методами исследования были
определены следующие:
– анализ литературы по
теме данной работы;
– синтез и обобщение;
– тестирование;
– анкетирование;
– методы количественной и
качественной обработки данных.
Теоретической основой
исследования послужили труды таких ученых, как Б.Г.
Ананьев, П. Бергер, А.А. Вайсбург, Н.Н. Захаров, А.В. Карушева,
Д.Л. Константиновский, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, И.Г. Малкина-Пых,
Л.В. Порхачева, А.А. Реан, Т.М. Титаренко, Е.О. Трюфанова, В.П. Тугаринов,
Э. Фром, Л. Хьелл и Д. Зиглер, И.В. Шаповаленко, Э. Эриксон и др.
Теоретическая значимость
данного исследования состоит в обобщении и систематизации
материала относительно особенностей профессиональной идентичности студентов.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; полученные фактические данные эмпирического
исследования могут послужить основанием для разработки и внедрения программы
формирования профессиональной идентичности студентов, в частности, получающих
профессию типа «человек-человек»; собранный материал и полученные данные
исследования могут быть использованы в качестве лекционного материала для
студентов-психологов.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения, списка использованной литературы, четырех приложений, в
которых размещен материал диагностических методик.
Заключение:
Развертывание
исследований, направленных на выявление потенциала профессионального развития
личности, было вызвано в современных условиях несколькими объективными
факторами. Во-первых, введение в производственные процессы достижений науки и
техники сформировало общественную потребность в высококвалифицированных
работниках, способных к овладению наукоемкими технологиями. Во-вторых,
неиспользованные резервы ускорения научно-технического развития государства
исследователи видят в вопросе совершенствования использования потенциала
производственных сил. Считаем, что все это послужило основой для развертывания
психологических исследований профессиональной идентичности личности.
На
основе теоретического анализа определена сущность профессиональной идентичности
личности и описаны особенности профессиональной идентичности современной
студенческой молодежи. В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что профессиональную
идентичность личности определяем, как представление себе своей принадлежности к
профессиональной группе.
Было
установлено, что у студентов, получающих профессию типа человек – человек, преобладающим
типом профессиональной направленности является социальный тип. Студентам с
адекватной самооценкой свойственен уравновешенный тип личности, а студентам с
завышенной, заниженной и неустойчивой самооценкой – сомневающийся тип. У
большинства студентов выявлена заниженная и адекватная самооценка,
положительное отношение к себе. Студентам, получающим
профессию типа человек – человек, свойственно «Социальное Я» и «Коммуникативное
Я».
Таким образом, Нами проведено исследование особенностей профессиональной
идентичности студентов, получающих профессию типа человек – человек.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения профессиональной идентичности студентов
1.1. Сущность понятия
идентичности в психологии Исследователи, изучающие
феномен идентичности, обычно сталкиваются с проблемой терминологической
неопределенности. Понятие идентичности не имеет четкой дефиниции. Науки,
которые его используют, вкладывают в него разный смысл. Достаточно часто
использование понятия «идентичность» не сопровождается объяснением его
содержания. Термин используется как сам собой разумеющийся, хотя он на самом
деле таковым не является. Кроме того, понятие идентичности все глубже проникает
в лексикон обыденного языка, что проявляется, например, через апелляцию к
идентичности в публицистической литературе. Все вышеупомянутое приводит к тому,
что смысловое наполнение термина размывается, и в научных кругах все чаще
начинают раздаваться призывы отказаться от понятия идентичности как такого, что
не имеет действительной эвристической ценности: «В 2000 году известные
американские исследователи Р. Брубейкер и Ф. Купер опубликовали статью «За
пределами “идентичности», в которой обосновывается необходимость отказа от
понятия идентичности как аналитической категории. Главный тезис авторов
заключается в том, что социальные и гуманитарные науки капитулировали перед
термином «идентичность». Этот термин, считают они, охватывает или слишком много
(если понимается в сильном смысле), или слишком мало (если понимается в слабом
смысле), или вообще ничего не значит (в силу своей абсолютной двусмысленности).
Поэтому все, что приписывается идентичности, может быть лучше выражено с
помощью других, менее двусмысленных понятий»[1].
Феномен идентичности
очень серьезно исследовался в рамках гуманитарных наук (преимущественно
философии и социальной психологии). В ХХ в. исследования феномена идентичности
связывают с именами К. Ясперса, З. Фрейда (Фрейд пользуется термином «идентификация»)
и Э. Эриксона (впервые дал определение термина идентичности, провел
разграничение между индивидуальным и коллективным уровнем идентичности).
Проблема идентичности рассматривалась в рамках символического интеракционизма,
психоанализа (в частности, в работах Ч. Кули, Ж. Лакана и т.д.). С 60-х
годов проблема идентичности начинает исследоваться философской наукой (на самом
деле происходит возврат к старой философской проблематики, ранее исследовалась
с использованием другого понятийного аппарата). Проблема идентичности
исследовалась в рамках структурализма (К. Леви-Стросс), постструктурализма (Ж.
Делез, Ж. Дерида). [1] Миленков, Г. Концепт идентичности:
перспективы определения [Электронный ресурс] / Г. Миленков. – Режим доступа:
http://belintellectuals.eu/publications/174/.