Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности представлений родителей и педагогов о поощрении и наказании детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретический аспект понятий «поощрение» и «наказание» в педагогике  6

1.1.
Исследование педагогов о системе поощрения и наказания, как средства
педагогического воздействия на ребёнка. 6

1.2 Характеристика и классификация видов и форм поощрения
и наказания в воспитательно-образовательном процессе. 20

1.3
Особенности представлений участников воспитательно-образовательного процесса о
методах поощрения и наказания. 30

Глава 2
Практическое исследование по применению родителями и воспитателями методов
поощрения и наказания. 37

2.1 Методика
и методы исследования. 37

2.2
Сравнительный анализ результатов исследования. 41

Заключение. 50

Список
литературы.. 53

  

Введение:

 

В
современной науке активно исследуется и рассматривается вопрос осуществления
психологических воздействий различного типа и их эффективности. Особое место
проблема психологического воздействия имеет в сфере образования и воспитания.
Воспитательное воздействие следует рассматривать ту стратегию поведения
родителей и педагогов, которая призвана обеспечить выполнение ребенком
определенных форм поведения, соответствующим нормам и правилам социума, с одной
стороны, и позволяющих раскрыть личностные характеристики ребенка, его
потенциал, развиться гармоничной и свободной личности. Следует отметить, что
именно семья является тем институтом, в котором начинается социализация и
развитие личности. Именно в рамках семьи формируется нравственная сфера
ребенка, его моральные и ценностные установки, отношение к своему здоровью,
деятельности, окружающим и многое другое.

То,
какие воспитательные воздействия будут преобладать в конкретной семье, в
значительной мере обуславливает направление, в котором будет происходить
развитие ребенка. Так, если родители будут злоупотреблять наказаниями, то
вполне вероятно, что вместо ожидаемого социально одобряемого поведения они
получат противодействие.

Зачастую
родители склонны к применению наказаний, крика, объясняя это тем, что такие
воздействия используются веками, что так «быстрее доходит» и только за счет
таких воздействий можно достичь послушания и дисциплины. Однако в реальности
такие методы воспитания зачастую приводят к иным, иногда неожиданным для
родителей эффектам. Это делает актуальным вопрос исследования влияния крика и
наказания на развитие личности ребенка, а также особенности выстраивания
стратегии воспитания без подобных воспитательных воздействий.

Цель
исследования: выявить особенности и провести сравнительный анализ склонности
педагогов и родителей к использованию поощрений и наказаний во взаимодействии с
ребенком дошкольного возраста.

Объект
исследования: поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия.

Предмет
исследования: особенности использования поощрения и наказания воспитателями ДОУ
и родителями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
значимость воспитательных воздействий в формировании личности дошкольников;

2. Охарактеризовать
виды и особенности поощрения и наказания;

3. Проанализировать
исследования специфики использования поощрений и наказаний педагогами и
родителями;

4. Провести
эмпирическое исследование специфики использования родителями и педагогами
поощрения и наказания во взаимодействии с детьми;

5. Осуществить
сравнительный анализ особенностей использования поощрения и наказания
воспитателями ДОУ и родителями дошкольников.

Методы исследования: анализ
научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации,
анкетирование, качественный и количественный анализ данных

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитательные
воздействия представляют собой один из видов психологических воздействий и
направлены на выработку или достижение определенной формы поведения у ребенка.
Воспитательные воздействия имеют сложную структуру: субъект, объект, цель,
средства и методы, стратегии воздействия.

Выделяются
различные виды стратегий воздействия: от авторитарных до сотрудничества. Роль
субъекта в воспитательном воздействии, как правило, выполняют родители, тогда
же как объектом воспитательного воздействия выступает ребенок. Разные
воспитательные воздействия могут быть уместны в различных ситуациях: например,
принуждение может иметь положительный эффект и значение в ситуации, когда жизнь
ребенка находится под угрозой.

Однако
в рамках единого воспитательного процесса предпочтительнее использование
убеждения, сотрудничества, поощрения.

Исследователи
отмечают, что существуют гендерные различия в выборе определенных
воспитательных воздействий родителями разного пола. Так, Жуйкова И.В. провела
исследование, которое подтвердило, что матери более эмоционально открыты,
склонны к обсуждению чувств детей и использованию стратегий сотрудничества и
поощрения.

Отцы
же более холодны, закрыты, дистанцированы, склонны к использованию стратегий
наказания, подавления.

Таким
образом, необходимо вести активную просветительскую работу с будущим поколением
родителей и реально-действующими родителями по вопросам влияния на психическое
развитие детей различных стилей воспитания, взаимодействия, дисциплинарных
практик, применяемых по отношению к детям. К сожалению, в обществе большинство
родителей, по-прежнему общаются с детьми с позиции власти и превосходства,
которые не понимают, что дети общаются с ними с позиции равноправия. Также
доминирует традиция отношения к ребенку как необходимости для взрослого,
которое определяется тем насколько он взрослому удобен, хотя эффективнее
взаимодействие, когда взрослый идет навстречу к ребенку, а не тащит его как это
выгодно взрослому. Неспособность формировать и проявлять эффективные
детско-родительские отношения, вызывает напряженность, отсутствие доверия в
семье, но самое главное не позволяет ребенку эффективно выстраивать отношения с
окружающим миром. Каждый родитель должен знать и всегда помнить, что бывает
очень легко перейти от физических наказаний к насилию, поэтому необходимо
сделать все возможное, чтобы жестокое обращение к детям свелось к минимуму и не
присутствовало в жизни следующих поколений. Снижение применения родителями
физических воздействий по отношению к детям, начинается с изменения установок допустимости
физического наказания детей родителями в нашем обществе. Решение данной
актуальной задачи позволит представить обществу научные объяснительные
возможности существующей проблемы с профессиональной точки зрения, а ее
прогностический потенциал поможет снизить отрицание серьезности и важности
данной проблемы. Необходимо понимать, что одним из факторов, влияющих на
психологическое благополучие семьи и благоприятное психическое развитие
ребенка, является применение родителями адекватных, эффективных дисциплинарных
практик, исключающих физические наказания к детям, основанных на любви, заботе,
доброте и ответственности. И родителям очень важно уметь рефлексировать, и
критически оценивать свое поведение, меняться, если это необходимо для того,
чтобы оказывать благоприятное воздействие на развитие ребенка.

Воспитательные
воздействия направлены на выработку или достижение определенной формы поведения
у ребенка. Воспитательные воздействия имеют сложную структуру: субъект, объект,
цель, средства и методы, стратегии воздействия.

Выделяются
различные виды стратегий воздействия: от авторитарных до сотрудничества. Роль
субъекта в воспитательном воздействии, как правило, выполняют родители, тогда
же как объектом воспитательного воздействия выступает ребенок. Разные
воспитательные воздействия могут быть уместны в различных ситуациях: например,
принуждение может иметь положительный эффект и значение в ситуации, когда жизнь
ребенка находится под угрозой.

Однако
в рамках единого воспитательного процесса предпочтительнее использование убеждения,
сотрудничества, поощрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретический аспект понятий «поощрение» и «наказание» в педагогике

1.1.
Исследование педагогов о системе поощрения и наказания, как средства
педагогического воздействия на ребёнка Анализ
теоретических источников позволяет прийти к выводу, что в истории отечественной
педагогики проблема таких методов стимулирования адекватного поведения детей и
регуляции разнообразных направлений их деятельности, как поощрение и наказание,
во все времена представляла интерес для ученых и исследователей. В
отечественной педагогике проблема исследования методов поощрения и наказания
детей отображена в трудах К.Д. Ушинского, Л.М. Толстого, В.А. Сухомлинского,
А.С. Макаренко и других педагогов-классиков. Как показывает теоретический
анализ, исследователи в разные времена и на современном этапе не могут прийти к
единому мнению относительно сущности поощрения и наказания как методов
воспитания и целесообразности их применения в образовательном процессе.

Метод
наказания представляет собой систему средств и приемов влияния на
воспитанников, нарушающих моральные нормы, определенные требования законов, с
целью исправить их поведение и заставить добросовестно выполнять свои
обязанности. Поощрение – «это метод, стимулирующий развитие ребёнка. В практике
поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает
положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое» [1, с. 174].
Определяя сущность анализируемых в данном исследовании методов воспитания, А.Е.
Щеглова подчеркивает, что наказание есть «мера воздействия на воспитанника или
детский коллектив, допустивших проступок. Наказание содержит элемент кары, но
основная его задача – воспитательная. Такое воздействие на личность ребёнка
выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного
поведения, и принуждает детей неуклонно следовать им» [2, с. 235 ].

Поощрение
как метод рассматривается и в значении «меры педагогического воздействия,
выражающей положительную оценку воспитателями (родителями, педагогами и др.)
поведения и деятельности детей и побуждающей их к дальнейшим успехам. Его
стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное
признание того образа действий, который избран и проводится ребёнком в жизнь»
[2, с. 236].

Проявлениями
педагогического поощрения, по мнению А.Е. Щегловой, являются «одобрение,
похвала, выражение доверия и другое подобное педагогическое воздействие,
рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника» [2, с. 235].
Наказание, по словам исследовательницы, реализуется через осуждение, угрозу,
порицание [2].

Традиционно
считается, что поощрение и наказание представляют собой полярные методы,
однако, по мнению Л.Ю. Гордина, поощрение включает в себя элемент одобрения, а
наказание – осуждения. Автор подчеркивает, что сущность указанных средств
воспитания нельзя сводить лишь к этической оценке поведения детей. Их
назначение заключается в коррекции поведения воспитанников в конкретных сложных
ситуациях [3]. Исходя из сказанного, поощрение и наказание, по нашему мнению,
необходимо рассматривать как взаимообусловленные средства педагогической
коррекции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы