Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности правого статуса ребенка в семейном праве России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общая характеристика семейно-правового статуса
ребенка…………………. 7
1.1 Исторические аспекты становления
правового статуса ребенка………………….. 7
1.2 Понятие и элементы
правового статуса ребенка………………………………………. 12
Глава 2 Содержание
отдельных прав ребенка по действующему законодательству Российской Федерации……………………………………………………………………………… 28
2.1 Личные имущественные и неимущественные…………………………………………. 28
2.2 Меры защиты прав ребенка по семейному
законодательству……………………. 46
Глава 3 Проблемные аспекты
нормативно-правового регулирования статуса ребенка в России и пути их
разрешения…………………………………………………………………….. 54
Заключение……………………………………………………………………………………………… 61
Библиографический список……………………………………………………………………….. 65
Приложение 1………………………………………………………………………………………….. 72
Приложение 2………………………………………………………………………………………….. 77
Приложение 3………………………………………………………………………………………….. 81
Приложение 4………………………………………………………………………………………….. 85
Приложение 5………………………………………………………………………………………….. 90
Введение:
Актуальность темы исследования. В Конституции РФ определяется человека, его права и свободы как высшая
ценность, закрепляется равенство всех перед законом и судом, вне зависимости от
того какой у человека пол, раса, национальность, язык, на котором он разговаривает,
происхождение, имущественное положение, место жительства, а также других
обстоятельств, включая возраст.
В Российской Федерации, как в правовом государстве,
законодателем закреплены основные принципы и механизмы, которые позволяют
реализовывать субъектами своих прав, при этом законодатель закрепляет
особенности реализации отдельным прав теми субъектами, которые являются
наиболее уязвимыми в силу определённых особенностей.
Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям. Необходимость
в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не
позволяющий последним в полной мере реализовывать принадлежащие им права,
пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом человека во многом
определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным
участником различных правоотношений и обладателем прав.
Все
права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные.
Несмотря на активное закрепление прав детей и развитие гарантий их
осуществления (от развития законодательной базы до деятельности
специализированных органов государственной власти) на практике встает проблема:
права детей не всегда реализуются в полном объеме. Причины могут быть в разном:
отсутствие правовой культуры, немотивированные запреты со стороны взрослых,
нежелание прислушиваться к мнению ребенка, проблемы с выявлением нарушений,
отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно
обращаться, отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят
участвовать в реализации отдельных прав детей.
За
последние годы увеличилось количество споров, затрагивающих права детей, это
происходит из-за кризиса семейных ценностей. Проблема регулирования прав детей
сложна тем, что их осуществление и защита зависит не только от правовых норм,
которые создаются и охраняются от нарушений государством, но и от моральных,
которые, обладают силой лишь тогда, когда их принимают и соблюдают. На родителей, семью, законных опекунов и других
людей, берущих на себя заботу о детях, возложена ответственность за
благополучие детей, поскольку они играют большую роль в их жизни. Это и
является особенностью участия несовершеннолетних в различных отношениях, и
обеспечение его состоит в соответствующем механизме, который закреплен
Конституцией РФ, международными актами и отраслевым законодательством. Данный
механизм проявляется как особая защита со стороны семьи, общества и
государства, и содействует несовершеннолетним в реализации их прав.
Целью
работы является комплексное исследование семейно-правового
статуса ребенка, выявление отдельных проблем, возникающих при реализации
отдельных прав, а также возникающих при защите прав ребенка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие правового статуса ребенка;
2. исследовать элементы правового статуса ребенка;
3. проанализировать понятие и виды прав ребенка;
4. рассмотреть неимущественные права ребенка;
5. охарактеризовать имущественные права ребенка;
6. выделить особенности защиты прав ребенка.
Объектом данного исследования выступают общественные правоотношения, возникающие в
реализации семейно-правового статуса ребенка.
Предметом исследования выступают семейно-правовой статус ребенка, научные
исследования проблемы и судебная практика .
Научная новизна заключается в разработке комплекса мер по оптимизации механизма защиты прав и законных интересов ребенка как субъекта семейного
права.
Методологическая основа исследования. В работе
применяются общенаучные методы: исторический, логико-юридический,
сравнительно-правовой, формально-логический.
Теоретическую основу работы составляют труды и
выводы авторов и деятелей науки, которые занимались проблемой обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка как
субъекта семейного права, такие как: Агарков М.М., Антокольская М.В., Белов В.А.,
Колбинев
М.Ю., Король И.Г., Летова Н.В., Прокошкина Н.И., Пчелинцева Л.М., Антонова Т.В., Астахова М.А., Белоножкин А.Ю.,
Бердников А.А., Беспалов Ю.Ф., Бойцова С.В., Вахрамеева Л.Н., Гончарук М.С., Кравчук Н.В.,
Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Максимович Л.Б., Скуратовская М.М., Шалонин В.В.,
Шерстобитов А.Е. и других.
Вопросы, выносимые на защиту:
1. В СК РФ не
закреплено, каким образом должна происходить смена имени того ребенка, имя
которого было зарегистрировано до внесения изменений в ст.58 СК РФ. Ответ на
данный вопрос не дают и положения ст.59 СК РФ, которая регламентирует вопросы,
связанные с изменением имени и фамилии ребенка. Для решения такой проблемы
предлагается дополнить ч.2 ст.58 СК РФ
положением о том, что имя ребенка, не отвечающее положениям указанной статьи
должно быть изменено родителями по соглашению, либо с участием органа опеки и
попечительства.
2. В
ст.70 СК РФ законодателем не закреплена обязанность учета мнения ребёнка при
рассмотрении вопроса об ограничении или о лишении родительских прав, который
напрямую затрагивают интересы несовершеннолетнего, в частности право жить с
родителями и право на общение с ними.
Для исключения проблем в правоприменительной практике предлагается в
ч.2 ст.70 СК РФ закрепить положение о том, что суд принимает решение о лишении
родительских прав с учетом мнения ребенка.
3.Определена проблема злоупотребления родительскими
правами при регистрации ребенка в органах ЗАГС. Опасность не регистрации
ребенка в органах ЗАГС состоит в возможности совершения неправомерных действий
в отношении ребенка, а иногда и преступлений. Также нарушения при регистрации
прав ребенка приводят к тому, что ребенок может быть лишен в полной мере
возможности реализовывать предоставленные ему права. Для ликвидация
такой проблемы предлагается дополнить КоАП РФ статьей 19.15.3. Непредставление сведений (информации) о
рождении ребенка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Заключение
Несовершеннолетние
имеют специальный правовой статус, так как обладают такими дополнительными
правами и обязанностями, льготами, которые отражают их особенное положение,
регулируемое разными отраслями права.
Особенностью
несовершеннолетних является наличие у них специального правового статуса,
который связан с уязвимостью несовершеннолетних и необходимостью дополнительной
защиты. Если обращаться к правам ребенка, то дееспособность влияет на
имущественные права ребенка, тогда как неимущественные права ребенка зависят от
достижения совершеннолетия. Особенности правового статуса ребенка закреплены в
нормах семейного законодательства путем закрепления прав и обязанностей
ребенка, которым корреспондируют права и обязанности родителей, а также лиц, из
заменяющих.
Под личными неимущественными правами ребенка следует
понимать такие субъективные личные права, которые возникают с момента рождения,
а прекращаются по достижении ребенком восемнадцатилетнего возраста либо при
приобретении полной дееспособности. Личные неимущественные права ребенка
направлены на то, чтобы обеспечить нормальное физическое и нравственное
развитие несовершеннолетнего, в том числе воспитание, образование и духовное
развитие.
При
анализе классификаций личных неимущественных прав ребенка отмечено, что
наиболее полной является классификация прав ребенка в зависимости от целей
назначения. Исходя из вышеизложенного, предлагается авторская классификация
личных неимущественных прав ребенка. В первую группу входят личные
неимущественные права ребенка, которые направлены на обеспечение благополучного
развития ребенка. Во вторую группу следует включать неимущественные права
ребенка, которые позволяют определить ребенка как самостоятельного субъекта
семейных прав.
Законодатель
при закреплении имущественных прав ребенка в нормах семейного законодательства
достаточно лаконичен. Вопросам имущественных прав ребенка посвящена ст.60 СК
РФ. Первым таким правом ребенка является право на получение содержания, которое
ребенок имеет получать как от своих родителей, так и других членов семьи. Вторым правом ребенка является право
собственности, которое может возникать из таких оснований как наследование,
дарение, получение пенсий и пособий, а также на основании доходов, которые были
получены самим несовершеннолетним.
Обязательство родителя по несению
дополнительных расходов на ребенка является правоотношением, в силу которого на родителя возложена обязанность по оплате фактически понесенных и (или) будущих
расходов в силу наступления исключительных обстоятельств, а ребенок имеет
право требования их уплаты. В ходе исследования
было выделено четыре группы субъектов, которые являются членами семьи и к
которым могут предъявляться требования об уплате алиментов. Первую группу
составляют братья и сестры. Во вторую группу субъектов входят бабушки и
дедушки, а также внуки и внучки. Третья группа представлена такими субъектами
как отчим и мачеха, пасынки и падчерицы. И в четвертую группу входят
фактические воспитатели и воспитанники.
Существуют следующие формы взыскания
алиментов: долевая (то есть доля/процент от дохода
родителя), форма применяется по общему правилу;
твердая (то есть конкретная сумма, которая не зависит от дохода
родителя).
Право жить и воспитываться в семье включает в себя ряд
правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на их заботу,
право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями,
обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого
достоинства.
Право на общение включает в себя ряд правомочий: право
на постоянные или периодические контакты ребенка с родителями и иными близкими
родственниками и иными лицами, право требовать исполнения обязанности общения
от родителей и других близких родственников и иных лиц, право обращения в орган
опеки и попечительства или суд за защитой права на общение.
Согласно
ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого
вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого
судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе
выражать свое мнение при рассмотрении в суде дела о месте жительства ребенка
при раздельном проживании родителей (ст. 65 СК РФ). Выразить свое мнение
ребенок вправе при восстановлении его родителей в родительских правах, и,
прежде всего, это связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с
правом на общение с родителями.
В ст. 64
СК РФ предусматривается обязанность и право родителей по защите интересов и
прав детей. Родителям не принадлежит право на представление интересов
собственных детей, если орган попечительства и опеки установил наличие
противоречий между интересами детей и родителей. При разногласиях родителей и
детей на вышеуказанный орган возлагается обязанность по назначению
представителя в целях защиты интересов и прав детей.
В
соответствии со ст. 65 СК РФ, исключается возможность осуществления
родительских прав в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение его
интересов должно выступать в качестве предмета главной заботы родителей. В
рамках осуществления родительских прав им не принадлежит право на причинение
вреда психическому и физическому здоровью детей, нравственному их развитию.
Методы
защиты законных интересов и прав ребенка являются различными: родителями могут
приниматься меры, направленные на предупреждение нарушения прав ребенка,
востребоваться восстановление нарушенных его прав, выступление от имени ребенка
в суде и т.д.
Для
злоупотребления являются характерными действия родителей в рамках
предоставленных им полномочий в целях нарушения интересов и прав детей, которые
влекут для последних отрицательные последствия. В случае непосредственной
угрозы здоровью либо жизни ребенка данным органом ребенок может быть немедленно
отобран у родителей, прочих лиц, на попечении которых ребенок находится. В
соответствии с судебной практикой, угрозу здоровью и жизни ребенка представляет
бездействие (действия) родителей и других лиц, которые воспитывают детей, в
итоге которых ребенку причинены телесные повреждения или его здоровье
существенно ухудшилось.
В результате исследования были выявлены следующие
правовые проблемы в рассматриваемой сфере:
1. не
закреплено, каким образом должна происходить смена имени того ребенка, имя
которого было зарегистрировано до внесения изменений в ст.58 СК РФ. Ответ на
данный вопрос не дают и положения ст.59 СК РФ, которая регламентирует вопросы,
связанные с изменением имени и фамилии ребенка;
2. проблема нарушения родителями обязанности на регистрацию
имени, отчества и фамилии ребенка в течении месячного срока, который установлен
законодателем. Опасность не
регистрации ребенка в органах ЗАГС состоит в возможности совершения
неправомерных действий в отношении ребенка, а иногда и преступлений. Также
нарушения при регистрации прав ребенка приводят к тому, что ребенок может быть
лишен в полной мере возможности реализовывать предоставленные ему права. Особенно это актуально в тех случаях, когда ребенок
был рожден в домашних условиях.
В целях совершенствования правовой защиты прав ребенка
предлагаются следующие решения:
— дополнить ч.2 ст.58 СК РФ положением о том, что имя
ребенка, не отвечающее положениям указанной статьи должно быть изменено
родителями по соглашению, либо с участием органа опеки и попечительства;
— вести для регистрации единый перечень имён, который
бы учитывал традиции и национальные особенности, характерные для различных
регионов России;
—
закрепить в ст.59 СК РФ право ребенка на изменение имени с четырнадцатилетнего
возраста с согласия родителей, а при его отсутствии с разрешения органа опеки и
попечительства. Это позволит избежать судебных разбирательств по такому
вопросу, а также позволит реализовывать право ребенка выражать свое мнение;
— закрепить в КоАП РФ ответственность родителей за нарушение срока регистрации рождения ребенка в
статье
19.15.3. Непредставление сведений (информации) о рождении ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая
характеристика семейно-правового статуса ребенка
1.1 Исторические аспекты
становления правового статуса ребенка
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[1]
ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы
человека и гражданина.
Проблема
правового статуса начала активно разрабатываться в 60-х — начале 70-х годов и
его модель, созданная тогда учеными, явилась базовой и нашла поддержку многих
исследователей. В теории права существует две основные позиции на понимание
правового статуса личности.
Представители
первой, основываясь па этимологическом тождестве терминов «положение» и
«статус», не видят необходимости различать категории «правовой статус» и
«правовое положение личности», считая нужным различать правовые статусы
(положения) различных лиц или их категорий. Соответственно этому предлагается
лишь выделять «общий для всех правовой статус гражданина, специальный (родовой)
статус определенных групп граждан и индивидуальный (частный) статус конкретных
лиц»[2].
Второй
вариант — разграничения категории «правовое положение» и «правовой статус
личности» получил наиболее яркое выражение в работах В.А. Кучинского[3] и некоторых других
исследователей.
Сторонники
данной точки зрения полагают, что правовой статус личности теснейшим образом
связан с ее правовым положением. Эти понятия взаимозависимы, взаимопроникаемы,
взаимообусловлены. Вместе с тем они не совпадают полностью, каждое из них имеет
и самостоятельное значение.
Понятие
правового положения несколько шире. Правовое положение конкретной личности
наряду с основными правами и обязанностями, распространяемыми на всех граждан,
включает и ряд субъективных моментов (субъективные права и юридические
обязанности субъектов конкретных гражданских правоотношении, правоспособность,
дееспособность, деликтоспособность и т.д.). [1] Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
// Собрание
законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802. [2] Матузов, Н.И. Правовая система и
личность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/izdanie9124.html,
свободный (Дата
обращения: 29.01.2021г.). [3] Кучинский, В.А. Правоотношение —
право или форма его реализации // Юридический журнал. — 2010. — № 2. — С. 42.