Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности поэтики раннего творчества Булгакова М. А. В системно-типологическом аспекте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Роль системно-типологического метода в изучении
поэтики художественного текста. 3
1.1 Место системно-типологического метода в
литературоведении. 6
1.2 Значение системно-типологического метода при изучении
творчества М.А. Булгакова. 13
Глава 2. Художественное своеобразие «Записок юного врача»
М.А. Булгакова 19
2.1 Мифопоэтика в рассказах М.А. Булгакова. 19
2.2 Особенности речевой характеристики героев. 26
2.3 «Мозаичность» композиции. 31
2.4 Психологизм произведений М.А. Булгакова. 36
2.5 Роль реминисценций в ранних произведениях писателя. 42
2.6 Юмор и сатира – значимые компоненты поэтической
системы М.А. Булгакова 45
Глава 3. Изучение раннего творчества М.А. Булгакова в
курсе школьной программы 50
3.1 Ранняя проза М.А. Булгакова в школьных программах. 50
3.2 Анализ рассказов М.А. Булгакова в методических
пособиях. 56
Заключение. 60
Список использованной литературы.. 63
Введение:
Актуальность темы исследования состоит в том,
что раннее творчество М.А. Булгакова до сих пор недостаточно изучено. Сборник
рассказов «Записки юного врача» в плане организации текста и философии
значительно проще, чем, например, известный роман писателя «Мастер и Маргарита»,
или его повесть «Собачье сердце». Однако творчество писателя следует изучать
объективно и не упускать из вида ранние произведения.
Сборник из семи рассказов «Записки юного врача» в первичной редакции существовали еще в 1918
г., раньше всех дошедших до нас произведений писателя, и отразили реальные
события: в 1916-1917 гг. Булгаков служил в сельской больнице (Никольская
больница Смоленской губернии) земским врачом. Из всего творческого наследия М.А. Булгакова
«Запискам юного врача» повезло, к сожалению, в наименьшей степени. На фоне
всемирно известного «закатного» романа «Мастер и Маргарита» автобиографические
рассказы молодого автора представляются лишь началом творческого пути. Между
тем каждое из произведений («Полотенце с петухом», «Крещение поворотом»,
«Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звездная
сыпь») по-своему оригинально.
«Записки юного врача» привлекали внимание исследователей,
почти в каждой работе традиционно отмечается искренность этого произведения,
его биографический характер, связь с произведениями В.В. Вересаева, также
врача. Но, так как исследования цикла рассказов «Записки юного врача» носят
локальный характер, актуально проанализировать данное произведение в целом.
В современном литературоведении поэтика и проблематика
художественных произведений рассматривается вместе. Действительно, одно тесно
связано с другим. В структуре художественного произведения взаимосвязанными
являются жанр, стиль и творческий метод. Системными свойствами творчество
писателя обладает также потому, что в нем отражается его личность и биография.
Булгаков по профессии был врачом, что повлияло на многие его произведения.
Поэтому уже его раннее творчество отличается определенным эстетическим
единством. «Записки юного врача» – биографическое и реалистическое
произведение, которое поднимает многие проблемы России начала ХХ века, и
одновременно содержит в себе юмор и сатиру.
Объект работы состоит в поэтике раннего творчества М.А. Булгакова.
Предметом данной
работы являются особенности поэтики раннего
творчества М.А. Булгакова в системно-типологическом аспекте.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности поэтики раннего
творчества М.А. Булгакова в системно-типологическом аспекте.
Поставленная в работе цель предопределила постановку
следующих задач:
1) изучить место системно-типологического метода в
литературоведении;
2) определить значение системно-типологического метода при
изучении творчества М.А. Булгакова;
3) выявить особенности мифопоэтики в рассказах М.А. Булгакова;
4) изучить особенности речевой характеристики героев;
5) описать «мозаичность» композиции цикла рассказов «Записки
юного врача»;
6) проанализировать психологизм произведений М.А. Булгакова;
7) выявить роль реминисценций в ранних произведениях писателя;
8) изучить юмор и сатиру как значимые компоненты поэтической
системы М.А. Булгакова;
9) изучить, как представлена ранняя проза М.А. Булгакова в
школьных программах;
10) изучить анализ рассказов М.А. Булгакова в методических
пособиях.
Теоретические основы исследования составляют
работы по литературоведению (Есин А.Б., Зинченко В.Г., Лотман
Ю.В., Калашникова С.М, Денисенко Л.В. и др.), исследования творчества Михаила
Булгакова (Галинская И.Л., Горохов П.А., Лакшин В., Немцов В. и
др.) и
исследования цикла рассказов «Записки юного врача» (Ерохов Е.И., Компанец В.В., Обухова И.А., Сухарева Я.И., Яблоков
Е.А. и др.).
Практическое значение данной работы определяется возможностью использования ее основных
результатов в соответствующих разделах курсов литературоведения.
Структура
исследования. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В настоящее время в литературоведении актуальны комплексные,
системные методы исследования художественных произведений. Именно такая
системность исследования художественного текста позволяет максимально полно
подойти к его пониманию, к замыслу писателя, что и является задачей
литературоведения. При системном подходе могут использоваться разные методы, а
задача исследователя состоит в том, чтобы выбрать методы, подходящие для
конкретного писателя и отдельного произведения.
Михаил Булгаков (1891-1940), как и его известные романы, до
сих пор не разгадан до конца. Его произведения, частично запрещенные в России в
течение большей части ХХ века, теперь широко читаются и ценятся за их смелые идеи.
Значительная часть ранних произведений М.Ю. Булгакова граничит с фантастикой
(повесть «Собачье Сердце» и др.), но на фоне своеобразных философских
произведений существует и ряд реалистических повестей и рассказов.
Во второй главе работы мы проанализировали художественное
своеобразие рассказов из цикла «Записки юного
врача» – это автобиографические рассказы, где Булгаков описал свой опыт работы
врачом в деревенской глуши. Периодически на пути юного
врача возникают трудности, к которым городской доктор не готов, однако он не
убегает от неразрешимых проблем, не отчаивается, а продолжает свою непростую
миссию. При этом врач все время пытается самосовершенствоваться, развиваться,
получать новые навыки и знания. Рассказы полны иронии над собой и недоумения
перед невежественностью деревенских жителей.
Рассказы содержат мифопоэтические мотивы, можно сделать вывод, что
анализ мифопоэтических мотивов способен существенно усложнить интерпретацию
рассказов, и иногда заставляет по-новому взглянуть на персонажей. Можно
выделить такие мифологические мотивы «Записок», как столкновение с хаосом,
путешествие в потусторонний мир, воскрешение умирающих людей, поклонение огню.
Булгаков придает своим персонажам яркую речевую характеристику: все персонажи говорят по-разному. Врачи,
разумеется, используют в речи много медицинской терминологии. Речь юного врача
полна глаголов повелительного наклонения, однако во внутренних монологах он
использует много прилагательных и метафор. Так создается образ внешне
деятельного, но внутренне впечатлительного человека. Пациенты-крестьяне говорят
эмоционально, перескакивают с одной темы на другую, используют короткие фразы,
многочисленные повторы. Это характеризует их страх перед болезнями и медициной.
В их речи много просторечных слов, но нет медицинских терминов, что рисует их
как людей крайне далеких от медицины. В целом, речевая характеристика
персонажей у Булгакова точная, колоритная, что позволяет писателю раскрыть
образы героев и сделать их запоминающимися.
Описывая «мозаичность» композиции цикла рассказов «Записки
юного врача», можно сделать вывод, что из пестрых эпизодов жизни молодого врача
складывается цельная и понятная картина не только его жизни, но и жизни
российской деревни. Повествование в рассказах «перепрыгивает» от внутренних
монологов врача к динамичному описанию заболеваний крестьян. Писатель
фокусируется на наиболее значительных эпизодах своей практики. Единство циклу
придает очевидная эволюция главного героя, частью которой являются постоянные
сомнения в себе и постепенно растущая гордость за свои успехи.
Анализ психологизма рассказов показал, что в произведении Булгакова
он раскрывается через диалоги врача и пациентов, внутренние диалоги врача и его
внутренние монологи. Рассказы написаны от первого лица, что предопределяет
особое внимание к главному герою. Булгаков подробно описывает внутренние
монологи и диалоги юного врача, его мысли и переживания. Прочие персонажи
лишены особого психологизма, но этому есть свое объяснение. Во-первых, Булгаков
описывает психологию врача, а врач не имеет права растворяться в переживаниях
пациентов, он обязан предпринимать действия по их лечению. Во-вторых, в
рассказах герои описаны в драматических обстоятельствах – они теряют близких
людей, получают от доктора страшные диагнозы. Чувства и мысли человека в таких
обстоятельствах трудно выразить словами. Для раскрытия характера героя в ранних произведениях Булгакова
особую роль занимают реминисценции. Несмотря на то, что в рассказах напрямую не
описывается биография юного врача, многое можно узнать о нем из таких деталей,
как знакомство с текстами христианских книг, с произведениями Л.С. Толстого, знание
персонажей европейской литературы, знание истории. Таким образом, реминисценции
позволяют понять, что врач начитан, любит художественную литературу, а знание
Евангелия можно связать с профессией отца Булгакова, который был священником.
Значимые компоненты поэтической системы Булгакова – юмор и
сатира. Здесь можно сделать вывод, что в «Записках юного врача» Булгаков не
пытался сознательно изобразить крестьян сатирически – но это получилось помимо
его воли. Крестьяне описаны как на редкость невежественные люди. Способами создания юмора в рассказах становится игра слов,
использование фразеологии, контраст между врачом и пациентами. Необходимо отметить умение Булгакова соединять вместе
драматические и комические детали. Можно сделать вывод, что ранняя проза Булгакова почти не
представлена в школьных программах. Для знакомства с творчеством писателя учащимся
11 классов предлагается только роман «Белая гвардия», однако он написан в 1925
году, и его вряд ли можно отнести к «раннему» творчеству.
В методических пособиях анализ рассказов Булгакова
представлен недостаточно. Поэтому можно прийти к выводу, что у исследования
есть перспективы.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Роль системно-типологического метода в изучении поэтики художественного
текста
1.1 Место системно-типологического метода в
литературоведении
Греческое слово «метод» означает «путь». Методология есть наука о
путях достижения истины, наука о способах постановки и решения проблем [43, с.
298]. Это «совокупность приемов исследований» [52, с. 197]. Это методика,
«техника» работы ученого.
Методы литературоведения различаются в зависимости от направления.
Филологи опираются на общенаучную методологию и на методы, адекватные задачам
определенной группы наук. Литературоведы используют специфические методы
собственной науки и ее отдельных областей. Сложно представить, как все
литературные произведения можно изучить с помощью одного общего метода.
Количество и разнообразие произведений литературы слишком большое.
Литература – это вся совокупность письменных произведений. Название
«художественная литература» традиционно применялось к тем творческим
произведениям поэзии и прозы, которые воспринимались как эстетическое достижение.
Как правило, при словосочетании «художественная литература» вспоминается текст,
однако использование слова «текст» при описании литературы само по себе вводит
в заблуждение, так как можно говорить о «устной литературе». Например,
фольклорные произведения никогда не записывались, существуя только в устной
форме [20, с. 15].
Искусство художественной литературы не сводится к словам на
странице; оно существует исключительно благодаря искусству письма. Как
искусство, литература может быть описана как эстетическая организация слов, и
люди читают, чтобы получить удовольствие.
И все же через слова литература преобразует опыт, выводы его за
пределы «простого» удовольствия. Литература функционирует в обществе как
средство критики и утверждения культурных ценностей. Именно поэтому
художественные произведения часто называют средством воспитания [15, с. 7].