Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Проблема организации самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного
языка. 7
1.1.
Самостоятельная работа на уроках иностранного языка и ее виды.. 7
1.2.
Управление самостоятельной работой учащихся основной средней школы на уроках
английского языка. 16
1.3.
Методические разработки отечественных учителей английского языка по организации
самостоятельной работы учащихся основной средней школы.. 24
Выводы по
Главе 1. 32
Глава 2.
Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся по английскому
языку в 6 классе общеобразовательной школы.. 34
2.1.
Методический потенциал учебника Spotlight авторов Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко,
Д. Дули, В. Эванс по английскому языку в организации самостоятельной работы
учащихся 6 класса. 34
2.2
Практическая реализация системы организации самостоятельной работы учащихся 6
класса средней общеобразовательной школы.. 44
2.3
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на
уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. 63
Выводы по
Главе 2. 69
Заключение. 71
Библиография. 74
Приложения 78
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе оптимизации
образования проблема формирования учебной самостоятельности учащихся стала
особенно актуальной. Одной из ценностных ориентаций сегодняшнего образования
является развитие способности учиться как первого шага к самообразованию.
Достижение этого требует полного освоения учащимися всех компонентов учебной
деятельности.
Самостоятельность учащегося
имеет большое значение для его успешного обучения. Данное качество помогает
школьнику получать новые знания, искать и анализировать их самому. Благодаря
этому у учащегося успешно формируется «умение учиться». Использование приемов
ориентированных на формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
является важной составляющей современного образования, нацеленного на
формирование творческих способностей школьников. Однако, в настоящее время не у
каждого школьника навыки самостоятельной работы полностью сформированы. Исходя
из этого, является актуальным рассмотреть данный вопрос.
Отдельные аспекты формирования
самостоятельности учащихся рассматривали в своих трудах такие
ученые-педагогики, как Ю.К. Бабанский, А.П. Гинзбург, М.А. Данилов, А.А.
Люблинская, Н.П. Линькова. Проблему формирования самостоятельности учебной
деятельности детей в качестве научной проблемы изучали Т.В. Быстрова, Г.Ф.
Гаврилычева, А.А. Люблинская, А.Я. Савченко, Н.Н. Светловская и др.
Процесс обучения
иностранному языку также не будет успешным без самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа содействует всестороннему развитию школьников и
формированию целостной личности. По мнению большинства исследователей,
самостоятельная деятельность учащихся также является основой образовательного
процесса. В течение всего курса изучения иностранного языка используется
самостоятельная работа учащихся. Педагогу важно сформировать у детей навыки и
умения самостоятельной работы по получению и использованию своих знаний,
решению определенных учебных задач.
Изучением
самообразовательной деятельности в области обучения английскому языку занимались
Н.Д. Гальскова, И.А. Гиниатуллин, И.Я. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, О.В. Уфимцева,
Е.С. Чеботарева, А.В. Хуторской, Е.В. Ятаева, и др.
Существует противоречие
между необходимостью развития самостоятельности учащихся средней школы и
недостаточным методическим обеспечением уроков английского языка в средней
школе материалом по формированию
самостоятельной деятельности детей. Проблема исследования заключается в определении системы работы по формированию
самостоятельности учащихся средней школы на уроках английского языка.
Объект исследования — самостоятельная работа
учащихся на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — организация и повышение
эффективности самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в
средней общеобразовательной школе.
Цель исследования —
теоретически обосновать и представить практическую реализацию системы
организации самостоятельной работы учащихся 6 класса средней
общеобразовательной школы, разработать методические рекомендации по организации
самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) определить особенности организации самостоятельной работы на уроках
иностранного языка и определить ее виды;
2) проанализировать управление самостоятельной работой учащихся основной
средней школы на уроках английского языка;
3) проанализировать методические разработки отечественных учителей английского
языка по организации самостоятельной работы учащихся основной средней школы;
4) изучить методический потенциал учебников по английскому языку в организации
самостоятельной работы учащихся 6 класса;
5) представить практическую реализацию системы организации самостоятельной
работы учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы при изучении
английского языка;
6) разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы
учащихся на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность обучения учащихся основной средней
школы самостоятельной работе на уроках иностранного языка зависит от
особенностей организации занятий и контроля со стороны учителя.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими теориями отечественных
методистов:
— теория непрерывного образования, теория учебной деятельности Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой;
— теории организации самостоятельной работы И.А. Зимней, П.И. Пидкасистого,
О.А. Нильсона, А.В. Конышевой и др.;
— теория мыслительной деятельности П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной;
— теория приемов умственной деятельности Н.А. Менчинской и Е.Н.
Кабановой-Меллер;
— теории научной организации и проведения самостоятельной работы Е.И.
Пассова, Г.В. Роговой, Л.П. Малышевской.
Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы по теме
исследования, анализ актуального педагогического опыта по проблеме
исследования, синтез, систематизация, классификация, обобщение, проведение
опытной работы, анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в бакалаврской работе определены
наиболее эффективные способы организации самостоятельной работы учащихся 6
классов основной средней школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлены и обобщены
особенности самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка, а
также проанализирован педагогический опыт по теме исследования, выявлены
возможности управлением самостоятельной работой учащихся на уроках английского
языка.
Практическая ценность исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, а также
результаты проведенной опытной работы могут быть использованы учителями
английского языка при формировании умений и навыков самостоятельной работы
учащихся средней школы.
Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обеспечиваются опорой на
современные достижения методики обучения иностранным языкам, а также данными,
полученными в ходе опытного обучения.
Бакалаврская работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение:
В результате проведенного
исследования мы пришли к выводу о том, что понятие самостоятельной работы
учащегося обозначает определенный вид учебной деятельности, в ходе которой
школьник достигает определенных учебных целей без какой-либо помощи. Данный вид
деятельности способствует реализации саморефлексии учащегося, проведению
анализа своей учебной работы, формированию определенного самосознания. При этом
самостоятельная деятельность может рассматриваться в качестве определенного
педагогического задания, а может рассматриваться как деятельность по развитию
познавательных качеств. При этом любая самостоятельная деятельность учащихся
подразумевает развитие творческих способностей школьников и развитие их
практических навыков, расширение уже имеющихся у них знаний. Активное
использование самостоятельной работы становится актуальным также на уроках
иностранного языка.
Для успешного обучения учащихся необходимо
вызвать у них интерес к овладению знаниями через организацию самостоятельной
деятельности. В процессе обучения особую роль играет педагогическая работа
учителя по управлению и организации учащихся. Педагогами рассматриваются
различные аспекты самостоятельности учащихся в образовательном процессе. По
мнению ряда авторов, характерными признаками самостоятельности у учащихся
являются: умение самостоятельно мыслить, принимать решения, проявлять
творческую активность, инициативу и т.п. Для самостоятельного выполнения
учебных заданий учащиеся должны владеть умениями планировать работу, выбирать
наиболее рациональные способы ее решения на каждом этапе, систематически
проводить самоконтроль. При этом учащийся должен управлять своей деятельностью
– контролировать, оценивать и корректировать ее соответственно заданным и
представленным условиям.
Развитие самостоятельной
деятельности учащихся и управление ею в процессе изучения иностранных языков предполагает
соответствующее методическое обеспечение (задания, методы и формы обучения). Самостоятельная
работа на уроке иностранного языка организуется педагогом с использованием
современных методов и методик обучения. Особенно можно выделить цифровые,
компьютерные технологии, а также организационные – дискуссии, мозговой штурм и
другие методы активного обучения.
С целью совершенствования процесса
формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся по английскому
языку в 6 классе нами был проведен анализ учебника из УМК «Spotlight 6» авторов
Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс. Согласно результатам анализа
системы упражнений можно утверждать, что современные УМК по английскому языку делают
упор на формировании навыков самостоятельной работы именно за счет
использования проектной методики. Формулировки заданий в учебнике строятся по
одной и той же схеме: постановка проблемы – команда на выполнение – команда на
презентацию. Учебник включает также и приложения, в котором содержатся тексты и
задания к песням, по соответствующим темам модулей. Также учебник предполагает
самопроверку учащихся при помощи использования текстов и аудирования.
Общая система проведенного
нами практического исследования в 6 классе включала несколько этапов. К ним
относятся: подготовительный этап; практический этап; заключительный этап. В
начале практического этапа было проведено анкетирование учащихся 6 класса. На
основе полученных в результате анкетирования данных, можно отметить, что у
учеников недостаточно сформировано понятие самостоятельности. В ходе
исследования нами были разработаны и апробированы специальные упражнения для
учащихся в соответствии с изучаемыми темами учебника.
Разработанная система
упражнений, направленная на повышение уровня самостоятельной работы учащихся по
английскому языку, помогла повысить эффективность уроков, привлечь учащихся к
активной речевой деятельности, сделать процесс усвоения иностранного языка
интересным и занимательным. Повышению уровня самостоятельности учащихся способствовало
использование опорных и проверочных карточек, алгоритмов и инструкций по работе
над заданием, листков контроля и схем для проверки уровня знаний, а также
карточек для самопроверки, самоконтроля и самооценивания.
По результатам выполнения опытной
работы были составлены методические рекомендации по организации самостоятельной
работы учащихся на уроках английского языка.
К настоящему моменту в
педагогике подставлено множество способов организации самостоятельной работы. К
числу таких способов можно отнести следующие: ИКТ, игровые методы, проектную
методику. Также современные технологии предлагают достаточное количество
онлайн-ресурсов, предназначенных для педагогических целей, в частности для
использования в повышении уровня самостоятельности учащихся при обучении
иностранному языку. Задача учителя на уроках иностранного языка заключается в
том, чтобы грамотно выбрать необходимые онлайн-ресурсы для самостоятельной
работы учеников, учитывая принципы работы с материалом, принципы работы с
компьютером, а также возрастные особенности учащихся.
Таким образом, цель бакалаврской
работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема организации самостоятельной работы
учащихся при изучении иностранного языка 1.1. Самостоятельная работа на уроках иностранного
языка
и ее виды Достаточно серьезной
проблемой современного образования является переход к среде обучения,
ориентированной на учащихся. Педагоги задаются вопросом, как реализовать
переход к самостоятельной работе учащихся, которая сейчас играет гораздо
большую роль в повседневном обучении.
Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС
ООО) в процессе образования важно уделять особое внимание организации самостоятельной
работы учащихся. В настоящее время самостоятельная работа может помочь учащимся
успешному вхождению в современное общество (Федеральный 2012). В процессе
обучения в школе учащиеся должны получить необходимые знания и умения, которые
помогут им самим анализировать информацию, выбирать для себя необходимую
информацию и получать самостоятельно новые знания. При этом для успешного
обучения данным умениям и навыкам важно организовывать самостоятельную работу в
школе.
В настоящее время в
педагогике и психологии понятие самостоятельной работы не определяется точно и
представлено различными определениями. Данное понятие рассматривалось многими
исследователями в психолого-педагогических работах. Рассмотрим их подробнее.
Б.П. Есипов, например,
определяет самостоятельную работу как работу, «которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при этом обучающиеся сознательно стремятся
достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических (или тех, и других вместе) действий» [Есипов
1961: 34].
М.Н. Скаткин критикует это
определение за то, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной
работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков,
связанных с характером самой познавательной деятельности обучающихся» [Скаткин
1980: 45]. Между тем, сам он воздерживается от какого-либо определения
самостоятельной работы.
По мнению О.А. Нильсона, «сущность
самостоятельной работы состоит в выполнении обучающимися учебных заданий под
прямым и косвенным управлением преподавателя» [Нильсон 1976: 123].