Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава 1
Теоретические основы организации образовательного процесса в разновозрастных
группах в соответствии с требованиями ФГОС.. 6
1.1.
Специфика организации образовательного процесса в разновозрастных группах. 6
1.2.
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных
группах в соответствии с ФГОС.. 33
Глава 2
Опытно-педагогическая работа по организации образовательного процесса в
разновозрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС.. 45
2.1 Описание
состояния образовательного процесса в разновозрастной группе на примере ДОУ
поселка Селихино. 45
2.2
Разработка методических рекомендаций по организации воспитательного процесса в
разновозрастной группе. 55
2.3. Анализ
результатов опытно-педагогической работы.. 83
Вывод. 96
Список
литературы.. 98
Приложение. 103
Введение:
Введение
Проблема разновозрастных
групп является одной из многообразных проблем современного дошкольного
образования. Все дошкольные образовательные технологии ориентированы на
конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику
их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без
каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст
зачастую вызывают трудности у воспитателей. Возвращение к практике совместного
воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса
психологической и педагогической науки к многообразным проблемам
разновозрастной группы.
Современные научные
представления о значимости дошкольного периода детства в развитии человека
делают актуальным поиск концептуальных оснований для построения
образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада.
Изучение проблематики
разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад
в ее исследование внесли
А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г.
Щур, С.Г. Якобсон и др.
Реформы системы
образования предъявляют новые требования к планированию и организации
образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад
– это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития
сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя — наполнить
повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить
каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации
детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для
воспитателя разновозрастной группы детского сада.
Разновозрастные группы
наиболее характерны для детских садов сельской местности. Организация
педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и
сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения
сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и
видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в
соответствии с их возможностями. Создание благоприятной среды для каждого ребенка
требует от воспитателя специального планирования содержания всех режимных
моментов и образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы.
Актуальность проблемы и
ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования:
«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах в
соответствии с требованиями ФГОС».
Цель исследования
– рассмотреть особенности организации образовательного процесса в
разновозрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС.
Объект исследования
– образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада.
Предмет исследования
– педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастной
группе детского сада.
Гипотеза исследования:
организация образовательного процесса в когда разновозрастной группе
дошкольного учреждения обеспечивается совокупностью педагогических условий:
— выявление уровней,
выполняющих овладения детьми навыками и умениями по образовательным областям;
— организация
разновозрастного работы взаимодействия в обогащающей развивающей среде с учетом
возрастных особенностей детей в группе.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику
организации образовательного процесса в разновозрастных группах.
2. Рассмотреть
современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных
группах в соответствии с ФГОС.
3. Проанализировать
состояние образовательного процесса в разновозрастной группе на примере ДОУ
поселка Селихино.
4. Разработать
методических рекомендаций по организации воспитательного процесса в
разновозрастной группе.
Методы исследования:
теоретический анализ, синтез, сопоставление научной, методической и учебной
литературы, эмпирические методы исследования (включенное наблюдение,
количественный и качественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость состоит
в разработке методических рекомендаций по организации образовательного процесса
в разновозрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС, которые могут
быть использованы в работе педагогов дошкольного учреждения.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
Вывод
Анализ научной литературы
позволил нам рассмотреть проблему организации образовательного процесса в
разновозрастной группе дошкольного учреждения.
Разновозрастная группа –
это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем
интеллектуального становления и должны учиться по различным образовательным
программам. Образование в разновозрастных группах и разновозрастное образование
не считаются понятийными синонимами. Обучение в разновозрастной группе
считается экономической и педагогической потребностью организации
воспитательной и учебной работы при небольшом контингенте воспитуемых. На учебном
и воспитательном занятии могут находиться дети различного датируемого возраста,
при этом интенсивное разновозрастное взаимодействие при обучении может
отсутствовать.
Образование и обучение в
разновозрастных группах дает возможность актуализировать раньше изученный
материал старшими детьми, организовать опережающее обучение младших.
Взаимодействие детей различного возраста рассматривается как момент претворения
в жизнь преемственности, прием освоения, передачи опыта и информации от
поколения к поколению, точный эталон поведения, с одной стороны, и подражание
данному поведению, с другой. При этом улучшаются умения познавательной,
информационно-коммуникативной и рефлексивной работы, формируются современные
основные компетентности, т.е. умения получать познания из разных источников,
умения задумывать, координировать индивидуальную самостоятельную работу и общую
работу в группе, использовать познания в повседневной жизни, и еще умения и
навыки общения, изложения собственных мыслей, аргументированного спора, сотрудничества,
установки контактов, нахождения компромиссов, что описывает качество передового
образования и воспитания.
Воспитательный потенциал
обучения в разновозрастных группах представлен как специальный инструмент
прикосновения к личности, прием взаимовлияния детей друг на друга, средство
формирования взаимоотношений между детьми дошкольных учреждений,
опосредованного управления жизнедеятельностью детей.
Научно-методической
основой воспитательного и педагогического процесса в дошкольном учреждении считается
правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с точными условиями
воспитания в любой группе детей различного возраста. В каждом определенном
случае педагог должен квалифицировать состав группы, выделить 2–3 подгруппы и
согласно с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу.
Экспериментальная работа
по организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного
учреждения проводилась в разновозрастной группе МБДОУ Селихинского сельского
поселения Комсомольского муниципального р-на Хабаровского края. Проведенный
анализ позволяет сделать следующие выводы: отдельные возрастные подгруппы
внутри разновозрастной группы развиваются своеобразно и не синхронно; по одним
направлениям (речь, представления) развитие младших дошкольников,
воспитывающихся в разновозрастных группах, носит опережающий характер, по
другим (трудовая деятельность) — не соответствует возрастным возможностям;
старшие дошкольники, воспитывающиеся в разновозрастных группах, отстают от
своих сверстников из одновозрастных групп по уровню представлений, речи, но
значительно опережают их в трудовой деятельности.
На основе полученных
результатов и заявленных в гипотезе условий, мы разработали методические
рекомендации по организации образовательного процесса в разновозрастной группе
дошкольного учреждения.
Таким образом, задачи
исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Проблема совместного
воспитания и обучения детей разного возраста не нова в педагогике. В
отечественной педагогической теории и практике идея создания разновозрастных
детских объединений в образовательных целях принадлежит А.С. Макаренко [32]. Разновозрастной коллектив и его
воспитательные возможности были предметом раздумий талантливого педагога в
последние годы деятельности. Макаренко был убежден, что разновозрастной отряд
без специальной инструментовки обеспечивает взаимодействие поколений, передачу
опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности,
как внимание к человеку, великодушие, требовательность, качества будущего
семьянина и многие другие. Идея разновозрастных коллективов оказалась одной из
важнейших теоретико-методологических проблем, связанных с творческим наследием
А.С. Макаренко, которая получила дальнейшее развитие в теории и практике
отечественной педагогики. В 60-е, 70-е годы появился ряд публикаций, обобщающих
опыт педагогической деятельности в разновозрастных группах в школах-интернатах
[32]. Исследователи отмечали, что в
разновозрастных отрядах быстрее налаживаются отношения между старшими и
младшими детьми, указывали на то, что, находясь в окружении товарищей с разным
опытом жизни и уровнем знаний, школьники получают больше возможностей для
духовного взаимообогащения. Ученые и практики обращали внимание на возможность
естественной передачи социально-нравственного опыта от старших детей к младшим
при общепризнанном праве старших на авторитет и влияние. С конца 60-х годов был
выполнен целый ряд диссертационных исследований, где предметом изучения являлся
разновозрастной коллектив (И.З. Гликман, А.Е. Коробков, В.П. Кравец, В.Г. Кузь,
В.В. Кумарин, A.M. Никитин, Д.З Пашун, В.Н. Ященко.) По мнению Ю.В. Гербеева в
разновозрастных группах выше «коэффициент контактности», т.е. значительнее
уровень общения, больше переплетений, взаимных проникновений, взаимных влияний.
В 70-80-е годы в
отечественной педагогической науке специально изучался вопрос о влиянии
взаимодействия школьников разного возраста на совершенствование деятельности
детских организаций (Т.Т. Будрина, Р.А. Литвак, Л.М. Козлова, М.Н. Кузьмина,).
Объектом исследования педагогов явилось также изучение эффективного содержания
и форм взаимодействия детей разного возраста, педагогических средств,
стимулирующих активность детей в совместной деятельности (И.П. Иванов, В.А.
Караковский, Е.Н. Старостина, В.А. Сухомлинский). Взаимодействие школьников
разного возраста изучалось в разных возрастных и социально-педагогических
системах: в школьном (Л.И. Божович, В.А. Караковский, Т.Е. Конникова, Л.И.
Новикова и др.) и в первичном коллективе (Н.Л. Селиванова, Е.Н. Старостина), в
учреждениях закрытого типа (В.В. Кумарин, Л.И. Уманский, Л.С. Кочкина), в
различных видах деятельности (игре — О.В. Соловьев), в условиях временного
(А.Н. Травинин) и постоянного, комсомольского или пионерского, коллектива (С.Ж.
Заке, Л.Н. Игнатьева, А.П. Шпона и др.). Этими исследователями были
экспериментально подтверждены идеи А.С, Макаренко о наличии положительной
динамики в развитии как старших, так и младших детей в условиях их совместного
воспитания [21].