Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности обучения математике в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС ООО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Малокомплектная школа. 5
1.1. Понятие «малокомплектная школа» в
психолого-педагогической литературе. 5
Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных. 15
1.2. Анализ документов руководства СССР и РФ о
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. 28
Глава 2. Особенности преподавания математики в условиях
реализации ФГОС ООО.. 35
2.1. Внедрение ФГОС ООО.. 35
2.2. Технология одновременного обучения школьников 5-6
классов. 72
Заключение. 79
Список используемой литературы.. 81
Приложения. 84
Введение:
Малокомплектная школа — это
небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для
воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью. Отношения
между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах.
Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других
правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого
любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет
свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством
учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное
влияние на процесс развития ребенка. Большое беспокойство вызывают такие
факторы, как:
· низкая информационная насыщенность школ;
· отсутствие специальной литературы;
· недостаточность научно — методических рекомендаций по
управлению начальной малокомплектной школой;
· низкий образовательный и культурный уровень сельской
семьи;
· отдаленность малокомплектных начальных школ от
методических центров.
Однако при имеющихся трудностях
можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации
педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания)
оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно
— воспитательной работы в малокомплектной школе. Малая наполняемость классов
имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в
повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче
осуществлять: индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и
нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний
и умений;
· личностно — ориентированный подход в обучении,
при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания,
как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат"
друг друга; практическую направленность учебной деятельности учащихся (
экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.
д.)
Явно проявились противоречия между
анализом документов, обеспечивающих работу
малокомплектных школ и реальными условиями внедрения этих документов в школьную
практику.
Проблема исследования заключается в
поиске выхода из этого противоречия и поиска ответа на вопрос: Как сохранить
школу, которая по своей сути является центром культуры села?
Объект исследования: процесс обучения
математике в сфере начального общего
образования и в 5-6 классах ООО.
Предмет исследования: особенности обучения математике в малокомплектной школе в
условиях реализации ФГОС ООО.
Цель исследования: Теоретическое
обоснование и разработка технологии обучения математике в малокомплектной
школе.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью
уточнения понятия «малокомплектная
школа».
2. Проанализировать документы руководства СССР и РФ о реструктуризации сети общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности, и создании малокомплектных
школ.
3. Выявить особенности обучения математике в условиях реализации ФГОС
ООО.
Разработать технологию одновременного обучения
школьников 5-6 классов с использованием типологии вопросов, основанной на
уровневой структуре понимания учебного материала.
Заключение:
Малокомплектная
школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села или другого
малонаселенного пункта. В такой школе часто создается обстановка большой семьи,
в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых,
создаются разновозрастные коллективы по интересам. В этой школе ликвидируется
такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого
ученика.
Ведущая роль
в решении перечисленных выше задач модернизации общества, экономики и
государства принадлежит образованию. В России существует мощная и
всеохватывающая система общего образования, обеспечивающая высокий
общеобразовательный уровень населения, практически поголовную грамотность.
Традиционно очень высокий уровень фундаментального профессионального
образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов
инженерного образования. Низкий уровень финансирования общего среднего
образования и неэффективность использования ресурсов в системе привел к тому,
что все средства расходуются на покрытие текущих издержек в ущерб развитию
содержания, и качества образования, в первую очередь обеспечения перехода на
новые программы и методы обучения. В результате сохраняется прежняя ориентация
на закрепление знаний, вместо привития навыков к обучению и использованию
полученных знаний.
Математическое
образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих
мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее
возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в
создание представлений о научных методах познания действительности. Целью
обучения математике является наряду с изучением собственно математики развитие
универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой
существования человека в социуме.
Малочисленность — специфическая особенность сельской
школы на протяжении всего ХХ века. Этот феномен помимо исторических причин
обусловлен и расположенностью деревень на значительном расстоянии друг от
друга, и непрекращающейся миграцией молодежи в крупные города. Ситуация обрела
характер сложнейшей социальной педагогической проблемы, к тому же трудно
решаемой в нынешних экономических условиях.
В последние годы проблемы нарастают как снежный ком:
отсутствие в штатном расписании должностей, необходимых для организации
учебно-воспитательного процесса; нехватка учителей-специалистов, ограниченность
и однообразие общения естественной речевой среды, в которой находится сельский
ученик; невысокий уровень развития окружающих…
Но вот
социально-педагогический парадокс! Исследования показывают, что малые классы
обладают и неоспоримыми преимуществами во влиянии на учащихся, на их
образование:
— они
выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей, их спокойствия и
безопасности;
— влияние
учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит, достигает поставленной
цели, а потому и эффективно;
— знание
условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям при обучении и
воспитании;
— эти классы
располагают благоприятными условиями — в них есть уникальная возможность
научить каждого ребенка работе с различными источниками физической,
математической информации;
Однако эти преимущества становятся действенным
фактором лишь при хорошей организации учебно-воспитательного процесса.
Суть ее — в следующем: учет развития детей;
психологическая готовность учителя к одновременному проведению занятий по
смежным предметам с учащимися сразу 2-3 классов; педагогически целесообразная
организация уроков и владение методикой работы с малым числом учащихся с
разноуровневой подготовленностью и различными способностями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Малокомплектная школа
1.1. Понятие «малокомплектная
школа» в психолого-педагогической литературе
Малокомплектная
школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села или другого малонаселенного
пункта. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются
разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные
коллективы по интересам. В этой школе ликвидируется такой общий недостаток всех
школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика. Для руководителя посильна
задача включения каждого школьника в многообразную деятельность по интересам, увлечения
их любимым делом. Здесь нетрудно выявить и развить способности каждого ученика.
В процессе обучения преодолевается такой недостаток школ, как отрыв школы от жизни.
Путем организаций экскурсий на сельскохозяйственные объекты школьниками приобретаются
навыки производительного труда и применяются знания на практике. Одна из проблем
малокомплектной школы – неподготовленность учителей к преподаванию непрофильных
предметов. Неудовлетворительные социально-бытовые и культурные условия, в которых
живут преподаватели села, огромный объем работы приводят к большой текучке кадров
сельской школы.
Специфика малокомплектной
школы заключается в отсутствии не только параллельных классов, но и отдельных. Именно
в силу малой наполняемости некоторым преподавателям приходится преподавать одновременно
несколько предметов. Такая школа не позволяет иметь в управленческом штате заместителя
директора школы по учебно-воспитательной работе, помощника директора по хозяйственной
части, библиотекаря. Все это имеет влияние на характер, содержание, формы и методы
управленческой деятельности в малых школах. Преподаватели-предметники обычно не
имеют должной учебной нагрузки по дисциплинам, к которым они готовились в вузе.
В школах с малой наполняемостью меньше возможностей для оборудования учебно-воспитательного
процесса, что мешает добиться необходимой эффективности в работе с учащимися. С
экономической точки зрения стоимость содержания ученика в такой школе в 2 раза выше,
чем в полнокомплектной. Важной задачей малой сельской общеобразовательной школы
является подъем культуры в малонаселенных пунктах: осуществление всеобщего образования,
повышение уровня грамотности населения, воспитание у молодежи селений чувства любви
к прекрасному, преодоление различий между городом и деревней. Специфика управления
этой школой проявляется в умении руководителей целенаправленно объединять усилия
педагогического, ученического, производственного и родительского коллективов, координировать
воспитательную работу с учащимися в школе с деятельностью клуба, сельскохозяйственным
производством.
Малокомплектная школа стоит особняком в ряду традиционных школ. В классах школ такого типа обучаются от 1 до 10 человек,
в связи с этим возникают сложности в построении полноценного учебного процесса, а значит, требуются
поиски новых форм организации учебных
занятий, видов учебной
деятельности, повышения мотивации
и интереса к предметам.
К малокомплектным образовательным организациям относят образовательные
организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся [20].
Малокомплектная школа – это уникальнейший социально-
педагогический феномен. В такой школе учитель не просто работает, он живѐт
жизнью своих учеников.
Педагог отдает своѐ душевное
тепло
ученикам так же естественно, как своей собственной семье.
Учебно-воспитательный процесс имеет ряд особенностей в классе, где одновременно под руководством одного учителя
в одном помещении обучаются ученики
разных классов. Он отличается от учебно-
воспитательного процесса, где один учитель
работает с детьми одного класса.
Соответственно, и урок в объединенных классах отличается от урока в классе с одной возрастной группой и по структуре,
и по организационным формам, и по методам
[6, с. 32-38].
Урок в малокомплектной школе имеет
свои особенности.
Главной особенностью такого
урока является обязательная
самостоятельная работа обучающихся на каждом уроке. Учитель, работающий с одним классом,
имеет выбор: включать
в урок самостоятельную работу или не включать.
И в зависимости от задач и выбранной
методики проведения урока планирует свою деятельность и деятельность
учеников. Совсем другое дело – урок одновременно с двумя, тремя, четырьмя классами.
Для объяснения нового учебного материала
учителю следует без ущерба для ребят одного класса, занять детей из другого класса полезной работой, предложить им поработать
самостоятельно. И пока ученики одного
или двух-трех классов самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет
новое, опрашивает пройденное, разъясняет очередное задание
для самостоятельной работы ученикам
другого класса.
Второй особенностью урока является чередование работы обучающихся под руководством учителя
и самостоятельной работы по заданию
учителя или собственному выбору.
Третьей особенностью урока в малокомплектной школе является
зависимость объѐмов самостоятельной работы и времени, которое отводится на еѐ выполнение, от объѐма и времени работы
учителя с другим
классом.
Структура таких уроков схематически выглядит как чередование двух четко выраженных компонентов: РУ – работа
учащихся с учителем и СД – самостоятельная деятельность: РУ – СД – РУ – СД – РУ[6,
с.12].
Количество чередований этапов урока зависит от многих условий: характера расписания (разнопредметное и однопредметное),
содержания учебного материала, степени умения учеников самостоятельно работать,
а также возрастных особенностей детей.
Так, первоклассник не в состоянии сосредоточенно работать
более 3-5 минут, поэтому и количество этапов
их самостоятельной деятельности соответствует возможностям младших школьников. Обучающиеся ещѐ не владеют даже самыми простыми
учебными умениями, помощь учителя
им нужна постоянно [8, с.12].
С позиции учителя урок в малокомплектной школе – это фактически два, три,
а то
и четыре урока, сведенных в один. Каждый из этих уроков
имеет свою цель, задачи, содержание, средства обучения. В течение всего урока (45
минут) учитель вынужден переключаться с одного компонента,
составляющего общий урок, на другой, третий и так – неоднократно. При работе по разнопредметному расписанию, ему
приходится переключаться еще и с одного
предмета на другой.
С непривычки очень непросто от математики перейти к чтению или
окружающему миру (в младших классах). Сложность состоит
и в том, чтобы не запутаться, кому что преподавать. Кроме того, надо суметь удержать
в памяти тот материал, которым
следует продолжить прерванное. Действительно, в этой ситуации преподаватель должен быть виртуозом. Учителя с
динамичным мышлением и тренированной памятью справляются с этой трудностью. Другие привыкают дольше,
но привыкают и перестают воспринимать особенность такого урока как трудность: для них естественно переключаться, разнообразить виды деятельности
[8].
Кроме названных уроков,
есть и другие особенности, ощутимо влияющие на сам процесс и его результаты.
Как правило, в малокомплектной школе
учитель ведѐт несколько предметов. В таких случаях целесообразнее проводить
интегрированные уроки, основу
таких уроков составляют межпредметные
связи, они позволяют брать самое главное из содержания образования, а также предусматривают развитие системообразующих идей, понятий, приѐмов учебной деятельности. Интеграция даѐт возможность
показать полную картину
мира и освобождает учебное время для профильной дифференциации. Преимущества интегрированных уроков в том, что они: