Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности нравственного воспитания младших школьников в современном образовательном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава I. Теоретические основы
нравственного воспитания младших школьников на примере детей 2 классов школы №
24. 5
1.1. Сущность и особенности
нравственного воспитания у детей начальных классов 5
1.2. Методы и средства нравственного
воспитания среди детей 8 лет. 12
1.3. Проведение этических занятий в
процессе нравственного воспитания для детей начальных классов. 21
Выводы по первой главе. 25
Глава II.
Опытно-практическая работа, изучающая нравственное воспитание среди детей
начальных классов в школе №24. 27
2.1. Описание исследования. 27
2.2 План воспитательной работы.. 41
Выводы по второй главе. 59
Заключение. 60
Библиографический список. 62
Приложения 67
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одной из актуальных проблем современного образования
является нравственное воспитание младших школьников. Совершенно не секрет, что
школа является основным звеном в системе образования и воспитания подрастающего
поколения, ведь процесс обучения неразрывно связан с процессом воспитания.
Необходим учитель начальных классов, обладающий высокой степенью культуры,
нравственности, духовности, осознающий свою принадлежность к
культурно-природной среде, ориентирующийся в разных областях
естественнонаучного и гуманитарного знания.
Учителю принадлежит
главная роль в воспитании и обучении школьников, ведь учитель является для
детей примером нравственности. Учитель должен являть собой пример
высоконравственной личности. Затрагивая особенности процесса нравственного
воспитания, следует указать самую специфичную из них: нравственное воспитание –
это длительный, сложный и непрерывный процесс, результаты которого отсрочены во
времени, то есть влиянию нравственного воспитания человек подвержен на
протяжении всей жизни. В том числе важную роль в нравственном воспитании
школьника играет грамотно организованная коллективная творческая деятельность
детей. Процесс социализации в том числе является неотъемлемой частью
формирования нравственной культуры школьника. Учителю необходимо строить
воспитательный процесс таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в
которых школьник ставится в такие условия, что он должен самостоятельно сделать
тот или иной нравственный выбор.
Цель
исследования – определить особенности нравственного
воспитания у обучающихся младшего школьного возраста.
Объект
исследования: воспитательная работа в образовательном
процессе.
Предмет
исследования: нравственное воспитание. Гипотеза
исследования состоит в том, что нравственное
воспитание неоднородно и имеет степень сформированности, обусловленную уровнями
нравственного воспитания, тогда как специальная воспитательная работа повышает
уровень нравственного воспитания.
Задачи
исследования:
— рассмотреть сущность и
особенности нравственного воспитания у детей начальных классов;
— изучить методы и
средства нравственного воспитания среди детей 8 лет;
— определить особенности
проведения этических занятий в процессе нравственного воспитания для детей
начальных классов;
— описать исследование;
— разработать план
воспитательной работы.
Научная
новизна исследования состоит в то, что в исследовании:
— конкретизированы методы и средства
нравственного воспитания;
— сформулированы критерии
уровней сформированности нравственного воспитания;
— разработан план
воспитательной работы по повышению нравственного воспитания.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что оно было
реализовано на базе школы и легло в
основу глубокой методической работы
по организации воспитательного процесса в образовании.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ,
синтез);
— эмпирические
(анкетирование, педагогический эксперимент).
База
исследования: школа № 24 г. Мытищи.
Структура
работы состоит из введения, основной части, заключения,
библиографического списка и приложений.
Заключение:
В рамках проведенного исследования были решены теоретические
и практические задачи. В частности, в ходе теоретической работы были
рассмотрены сущность и особенности нравственного воспитания у детей начальных
классов; методы и средства нравственного воспитания среди детей 8 лет;
проведение этических занятий в процессе нравственного воспитания для детей
начальных классов.
Было выяснено, что нравственное воспитание представляет
собой ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает гармоничное развитие
человека. В такое развитие включаются фундаментальные жизнеобразующие понятия,
такие как чувства долга, справедливости, ответственности и прочие. Эти понятия
обеспечивают высокий уровень самосознания личности. Отмечено, что нравственное
воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в
условиях современного образования. Оно должно осуществляться целенаправленно, в
системе, начиная с первых лет жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте задача формирования нравственного
воспитания состоит в том, чтобы мотивировать его к обретению значимости общественной
и личностной деятельности. Сперва младшие школьники знакомятся с нравственными
нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек – это
фундаментальная основа нравственного воспитания.
В ходе практического исследования для того, чтобы
выявить текущий уровень нравственного воспитания обучающихся 2 класса были
подобраны методики, а именно: 1. Диагностика
нравственной воспитанности Н.Е. Щурковой и диагностика нравственной самооценки
Л.Н. Колмогорцевой. В ходе анкетирования по данным методикам было выявлено, что
обучающиеся распределились по трем группам: низкий, средний и высокий.
Исследование показало следующие результаты:
— у 13% обучающихся в классе уровень нравственного
воспитания находится на низком уровне. Причем, это дети, которые показали
низкий результат по обоим методикам исследования. У детей нет устойчивого
положительного примера действий в тех или иных ситуациях, они не чувствуют
потребности в проявлении помощи и сопереживания. Преобладает деструктивное
поведение;
— у 57% обучающихся преобладает средний уровень
сформированности нравственного воспитания. В основе дети из данной группы
адекватно реагируют на ситуации, однако для поддержания морально-нравственных
качеств им необходима поддержка со стороны взрослых. Отличаются ситуативностью
в поведении;
— у 30% обучающихся отмечается высокий уровень
нравственного воспитания. Эти дети активны в проявлении эмпатии и сочувствия. У
них развит эмоциональный интеллект, они находчивы и вежливы.
В ходе обобщения результатов был выявлен преобладающий
средний уровень сформированности нравственного воспитания.
Для того, чтобы повысить уровень сформированности
нравственного воспитания и оптимизировать его специфику необходимо провести
специальную воспитательную работу. Она ориентирована на то, чтобы всесторонне
развивать личность младших школьников. Реализуются следующие направления: экологическое,
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое. Все они развивают
коммуникативные качества, эмпатию, отзывчивость, сопереживание, экологическое и
этическое мышление.
Таким образом, задачи данной работы решены. Цель
достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших
школьников на примере детей 2 классов школы № 24 1.1. Сущность и
особенности нравственного воспитания у детей начальных классов В
современном мире непрерывно происходят глобальные экономические,
социально-политические, культурно-просветительские преобразования. Поэтому
велика роль воспитания активно действующих и самостоятельно мыслящих людей, которые
готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию в поликультурном мире.
Поэтому педагогу при работе с детьми особое внимание необходимо обратить на
сохранение исторической преемственности поколений, на развитие национальной
культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России, что, в свою очередь, способствует становлению
духовно-нравственных качеств личности.
Само по себе
духовно-нравственное формирование личности – это многоплановый, весьма сложный
процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте: от семьи, общества,
культуры и человечества в целом. Безусловно, важным для ребенка в процессе воспитания
является принятие культуры и духовных традиций своего народа и народов, в среде
которых он продолжает жить. Так педагоги уверены, что в таком полиэтническом
государстве, как Россия, учебно-воспитательный процесс обязательно должен учитывать
этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур, а принцип
сочетания и последовательного изучения культур должен стать определяющим [17,
с.16].
В Российской Федерации духовно-нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики. Воспитание у российских школьников, в том числе и младшего школьного
возраста, позитивного отношения к базовым ценностям общества является одной из
главных задач современной образовательной системы.
Содержание духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения в нашей стране определяется Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС). В ФГОС начального общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся – это такое направление, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей» [36]. Так, понятия морали и
нравственности являются основополагающими.
В толковом
словаре С.И. Ожегова мораль рассматривается как: нравственные нормы поведения,
отношения с людьми, а также сама нравственность; логический, поучительный вывод;
нравоучение. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [19].