Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности мотивации к общению младших школьников с заиканием.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 10

1.1 Изучение проблемы заикания в историческом, патогенетическом, клиническом аспектах 10

1.2 Понятие мотивации к общению в психолого-педагогических исследованиях 18

1.3 Особенности мотивационной сферы к общению у детей с заиканием 27

Выводы по 1 главе 35

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ 37

2.1 Структура и содержание экспериментального исследования 37

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46

Выводы по 2 главе 55

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 57

3.1 Организация и этапы коррекционно-логопедической работы по развитию мотивации к общению младших школьников с заиканием 57

3.2 Контрольный эксперимент 72

Выводы по 3 главе 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования связана с тем, что заикание можно считать одной из древнейших патологий в истории развития учения о расстройствах речи. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

Заикание — сложное речевое нарушение, определяемое как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельное речевое нарушение, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах [12].

Такие ученые, как Р. Е. Левина, С. О. Миронова, О. Л. Пеллингер и другие рассматривают заикание как нарушение коммуникативной функции речи. По мнению исследователей, заикание зависит от нарушения речевого поведения, вне речевой деятельности речевого акта.

Так же до сих пор не существует единого мнения относительно причин и механизмов возникновения и развития заикания. Индивидуальными остаются разнообразие клинических проявлений, формы личностного реагирования на дефект и варианты его течения.

В одних исследованиях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушением корково-подкоркового взаимодействия, расстройством единого регулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции): Л.И.Белякова, Е.А Дьякова.

В других исследованиях — как сложное невротическое расстройство, которое стало результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи и возникло вследствие языковых трудностей различного генеза: Р. Е. Левина

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившегося вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности: Н.А. Власова, Р. Е. Левина.

В-четвертых, механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы: А.Р. Лурия.

Помимо всего вышеперечисленного некоторые специалисты считают, что заиканию детей способствует чрезмерная нагрузка на голосовой аппарат, который еще не сформировался в полной мере.

Заикание так же накладывает отпечаток на психический дизонтогенез в виде расстройств в эмоциональной, мотивационной и личностной сфере заикающихся детей, в частности, эмоциональное напряжение в процессе общения, которое находится в прямой зависимости от особенностей индивидуально-личностных свойств. У детей с заиканием осложнены мотивы в общении с окружающими, в связи с нарушением ритма и темпа речи, снижена потребность в общении, т.к. из-за своего дефекта они чувствуют себя неполноценными участниками общения. Все это приводит к тому, что сам процесс общения детей становится источником психологической травмы. Для заикающегося младшего школьника в ситуации, воспринимаемой им фрустрационной (субъективно экстремальной), характерны неадекватные, неэффективные, неконструктивные приемы поведения в общении с окружающими. Самой распространенной при этом у младшего школьника с заиканием является реакция фиксации на самозащите.

Проблема развития навыков социального взаимодействия младших школьников в условиях системы инклюзивного образования всегда была одной из актуальных проблем.

Поэтому существует потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, которая базируется на данных современных научных исследований в области создания условии для повышения мотивации к общению младших школьников с заиканием.

Проблема заикания, особенностей их общения в среде сверстников и взрослых получила свою разработку у многих отечественных исследователей. При этом данная разработка осуществлялась в теоретическом и методическом аспектах с учетом современных нормативных требований к содержанию начального образования (закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальной школы).

Особенности личностного и речевого развитии детей с заиканием были предметом изучения таких исследователей как Л.З. Арутюнян, Г.А. Волкова, Н.А. Власова, Н.В. Горина, К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева, Н.А. Чевелева и др.

Вопросами мотивации занимались такие психологи и педагоги как: Л.И. Божович, Е. П. Ильин, И.Ю.Кулагина, А. К.Маркова, Л.М.Фридман и др.

Теоретическую разработку проблемы общения и социального взаимодействия младших школьников осуществляли такие отечественные ученые, как С.Г. Батарева, Н.Д. Виноградова, М.И. Лисина, В.Н. Маркова, В.Т. Чепиков и др.

Особенности развития мотивационной сферы детей с заиканием рассматривали В.П. Мерзлякова, Ю.Б. Некрасова, Е.Н. Рау.

Однако до сих пор не было проведено комплексных исследований по вопросам диагностики и развития мотивации к общению младших школьников с заиканием. Все вышесказанное позволило обозначить следующие противоречия: между отсутствием единого научного подхода к клиническим проявлениям заикания и необходимостью в изучении личностного реагирования на мотивацию к общению младших школьников с заиканием; между необходимостью создания условий по развитию мотивации к общению младших школьников с заиканием и отсутствием комплексных исследовании по вопросам диагностики и разработки программ по развитии мотивации к общению.

Таким образом, обозначим проблему нашего исследования: каковы особенности мотивации к общению младших школьников с заиканием.

Исходя из актуальности и проблемы исследования нами была определена цель исследования – определить наличие потребности к общению и особенности мотивации к общению, и представить основные направления коррекционно-педагогического воздействия по развитию мотивации к общению младших школьников с заиканием.

Объект исследования – процесс общения младших школьников с заиканием.

Предмет исследования – возможности развития мотивации к общению младших школьников с заиканием в условиях образовательной организации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования для расширения представления о заикании в историческом, патогенетическом, клиническом аспектах; раскрытии понятий «мотивация», «мотивационная сфера», «общение».

2. Подобрать задания для проведения исследования мотивации и выявления особенностей мотивационной сферы, в том числе к общению у младших школьников с заиканием.

3. Представить систему коррекционно-педагогической работы по основным направлениям развития мотивации к общению младших школьников с заиканием.

Методы исследования.

Для представления теоретических позиций исследования, его ключевых понятий, критериев и показателей нарушений мотивации к общению использовались методы анализа, синтеза, сравнения, систематизации данных научных источников по исследуемой проблематике.

Для определения мотивации к общению применены эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование) и интерпретационные (качественно-количественный анализ полученных результатов, их обсуждение) и статистические (математическая обработка результатов) методы.

При проведении констатирующего и контрольного эксперимента применялась следующая батарея методик диагностики:

1. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992) для определения действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)

2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для определения коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

3. Методика Г. В. Бурменской «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007) для выявления уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1466 имени Надежды Рушевой» здание №3 (1-4 классов).

Практическое значение полученных результатов исследования. Разработанная и апробированная работа имеет перспективы для внедрения в логопедическую практику для совершенствования оказания коррекционной помощи обучающимся с заиканием. Предложенная работа может быть использована логопедами, психологами для создания условий по развитию мотивации к общению у младших школьников с заиканием.

Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщение результатов специальных психолого-педагогических и медицинских исследований позволило констатировать различные подходы к толкованию термина «заикания», среди которых базовым является определение заикания как нарушения в движении мышц, темпа, ритма и плавности речи.

По результатам многочисленных исследований было обнаружено негативное влияние заикания на все стороны и формы общения детей.

Анализ специальных психолого-педагогических исследований показал следующие особенности мотивационной сферы общения у детей младшего школьного возраста с заиканием: снижение потребности в общении со взрослым и сверстниками; неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм; трудности в планировании и прогнозировании общения с окружающими; трудности в кодировании и декодировании вербальных и невербальных средств общения; смещение целей общения (ближайшие задачи занимают место основных), недостаточное речевое общение в ведущей деятельности (игре, обучении); общение парами или маленькими подгруппами, его неустойчивость; недостаточность реализации коммуникативных задач, отсутствие общего результата.

Согласно данным научных исследований были подобраны диагностические задания, позволившие определить уровни познавательных, деловых и личностных мотивов к общению у младших школьников с заиканием.

Данные констатирующего этапа исследования показали, что в целом, деловые, личностные и познавательные мотивы к общению у обучающихся находятся на низком и среднем уровне.

При выполнении заданий дети не общались, действовали изолировано, не согласовывали друг с другом действия.

Дети не учитывали возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора; соответственно, исключали возможность разных точек зрения: дети принимали сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

При выполнении заданий дети не задавали друг другу вопросов, вопросы были не корректные или же не по существу. Взаимопонимание при выполнении задания – не всегда достигалось. Дети не пытались договориться, настаивали на своем, конфликтовали и игнорировали личные позиции друг друга.

Результаты диагностики показали не достаточную сформированность деловых, личностных и познавательных мотивов к общению у детей исследуемой категории.

В связи с результатами констатирующего этапа исследования была разработана коррекционнно-логопедическая работа, направленная на развитие мотивации к общению у младших школьников с заиканием.

Учитывая результаты констатирующего этапа исследования, влияние было направлено на развитие тех компонентов мотивации к общению детей, которые являются факторами ее развития в целом.

В процессе реализации коррекционно-логопедической работы ключевая роль принадлежала логопеду, выступавшему координатором и реализатором задач направленных на создание обозначенных в исследовании условий и оптимизацию коммуникативной среды, внедрение основных составляющих разработанной системы.

Коррекционно-логопедическая работа включала в себя занятия (не только с младшими школьниками, но и с родителями и педагогами). В связи с этим в работу были включены задания, связанные с актуализацией личностных и профессиональных качеств педагогов, внедрение системы их тренинга и консультирования на протяжении всего процесса формирования исследуемой деятельности у младших школьников с заиканием.

Анализ результатов контрольного исследования мотивации к общению у младших школьников с заиканием на контрольном этапе исследования позволил выявить следующее:

Дети стали выполнять задания совместно, активно общались и согласовывали действия между собой, активно обсуждали, согласовывали свои действия, умели сравнивать свои результаты и следили за действиями друг друга. Младшие школьники с заиканием стали более обдуманно рассуждать о предложенных ситуациях, обосновывали свой выбор, учитывали различие позиций персонажей из предложенных задании, могли высказать и обосновать свое собственное мнение. Дети стали активно вести диалог между собой, обмениваться мнениями, задавать вопросы, указывать номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога. По собственной инициативе сравнивали полученный результат (нарисованную дорогу) с образцом. Дети активно обсуждали, сравнивали, сопоставляли, находили согласие друг с другом, контролировали действия друг друга.

Следовательно, уровень личностных, познавательных и деловых мотивов к общению у обучающихся стал выше.

Таким образом, разработанная коррекционно-логопедическая работа повысила уровень мотивации к общению младших школьников с заиканием, тем самым гипотеза исследования была доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

1.1 Изучение проблемы заикания в историческом, патогенетическом, клиническом аспектах

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Чаще всего заикание возникает у детей с двух-трех лет. Именно в этот период у них начинает активно развиваться фразовая речь [8].

В.И. Селиверстов считал, что заикание – это спастический невроз координации в виде внезапного нарушение непрерывности артикуляции, возникающее вследствие раздражающего слабости речевых центров [44].

Е.А.Ремизова и И.М. Темкин отмечают, что заикание является целостным заболеванием центральной нервной системы, а не отдельным симптомом или синдромом, и проявляется в виде перенапряжения процессов возбуждения и торможения, что приводит к возникновению патологического условного рефлекса [41].

Если ребенок сосредотачивается на своем недостатке, то вторичными наслоениями выступают застенчивость, стремление к одиночеству, подавленное эмоциональное состояние или, наоборот, расторможенность и резкость в действиях.

В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева также придерживались мнения, что заикание – это навязчивый невроз, ожидание страха, переживание собственной неполноценности [52].

Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова называли заикание «неврозом языка» в виде психогенного заболевания вследствие слабости нервной системы [29].

Первичные упоминания о причинах заикания имели случайный, недифференцированный характер. Еще в Библии упоминается, что косноязычием и заиканием страдал пророк Моисей.

Еще в Древнем мире у философов, психологов, ораторов возникал интерес к такому речевому нарушению, как заикание.

Первое описание симптомов заикания, без упоминания термина, принадлежит Гиппократу (460-377 гг. до н. э.), который усматривал причину расстройства в поражении мозга как источника речевых импульсов. Аристотель называл заикание энтелехией (нарушение жизни как целенаправленного процесса организма) и считал его причинами «влажность» головного мозга, укороченную подъязычную уздечку или деформацию неба.

В средние века, Х. Лагузен предполагал, что причинами заикания являются испуг, гнев, страх, подражание. Дальнейшие научные исследования об этиологии возникновения заикания характеризуются своей комплексностью.

В начале ХХ века, Г. Гутцман считал, что при заикании первоосновой является дезорганизация функции дыхания, а вторичной причиной – страх речи. Е. Фрешельс отмечал, что причинами возникновения заикания является неправильное воспитание детей, астения организма вследствие инфекционных заболеваний, косноязычие, подражание, переучивание леворукости [11].

Р.Е. Левина среди причин речевых расстройств выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические[24].

А.В. Ястребова считала, что причинами заикания могут стать травмы головы, тяжелые болезни, подражание образцов неправильной речи, испуг, а также проявления гнева и страха. Анализируя речевую деятельность детей с заиканием, исследовательница подчеркивает, что степень проявления расстройства прямо пропорционально зависит от условий общения и собственно содержания речи [56].

Некоторые взгляды ученых относительно причинности заикания являются противоречивыми. Так, по мнению Г.А. Кураева основным феноменом возникновения заикания является нарушение голосообразования, при которых заикающиеся с легкостью произносят глухие согласные звуки, а вот гласные – со значительными трудностями [23].

На сегодня выделяют две основные группы причин возникновения заикания:

1. Причины, приводящие к возникновению заикания («подоплека») – те, которые касаются как родителей заикающегося ребенка (различные виды заболеваний, в частности невротические и инфекционные), так и собственно его личности (невротические проявления, соматические заболевания, особенности эмоционально-волевой сферы, наследственная отягощенность, органические поражения центральной нервной системы).

2. Неблагоприятные причины («толчки») – анатомо-физиологические, психические и социальные [1].

На основе качественного анализа научных психолого-педагогических, в частности специальных логопедических, медицинских литературных источников нами был представлен перечень возможных причин возникновения заикания:

— генетические – наследственные, передающиеся преимущественно по мужской линии в качестве главного признака (у мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще; 77% монозиготных близнецов является заикающимися);

— дидактические – чрезмерное перегрузки ребенка, несоответствующим ее психофизическим и возрастным особенностям, речевым (фонетическим, лексическим, грамматическим) и учебным материалом; чрезмерное использование современных гаджетов (видеоигр на мобильных устройствах, планшетах, компьютерах); билингвизм; переучивание леворукости; одновременное функционирование ребенка в нескольких информационных полях (например, общение с матерью с одновременным приемом пищи, сборкой конструктора, просмотром телевизионной передачи или мультфильма); полиглосия (одновременное изучение нескольких языков);

— мозговые – связанные с поражениями коры головного мозга, в частности лобно-теменных участков;

— резидуально-органические нарушения, минимальные мозговые дисфункции, последствия энцефалитов, менингитов во внутриутробный, пренатальный и постнатальный периоды развития;

— перинатальная энцефалопатия, нарушение обменно-мозговых процессов, инфекции, травмы, сотрясения мозга;

— повышенное внутричерепное давление; экстрапирамидные нарушения;

— нетипичная латерализация речевой и зрительной функций; динамические нарушения стриопалидарной системы (перераспределение мышечного тонуса);

— неврологический – слабость нервной системы, что проявляется в виде неврозов, истерических проявлений, ночных страхов, энуреза, энкопреза; вегето-сосудистая дистония; гиперактивация нервной системы, особенно участков, отвечающих за двигательный контроль;

— логофобический (элективный), истерический, аутистический мутизм;

— нейрофизиологические – нарушенное межполушарное взаимодействие, леворукость, амбидекстрия;

— физиологические итерации (повторения) связанные с недостаточностью продолжительности выдыхаемого воздушного потока для обеспечения плавного фразовой речи; речь на вдохе; раннее речевое развитие; искаженная обработка акта речи; проблема выбора лексем, грамматических структур для построения фраз; неумение использовать слова из долговременной памяти; отсутствие или недостаточное количество лексических средств; задержка речевого развития (появление фразовой речи после 1,6-1,8 лет); наличие других речевых нарушений (полиморфная дислалия, полтерн, тахилалия, моторная алалия, афазия);

— психологические – конституционная предрасположенность к психическим травмам; быстрая психоэмоциональная истощаемость, эмоциональная лабильность, повышенная застенчивость, робость, агрессивность, подозрительность; чрезмерные положительные или отрицательные эмоции; неадекватная самооценка (заниженная, завышенная); конфликты; ревность к сиблингам; ятрогении; логофобия;

— двигоритмические – связанные с недостаточностью общего темпо-ритмической координации всего тела и речево-двигательного аппарата в частности; плохая координированность в двух контрастных проявлениях: расторможенность и перевозбуждения или неуклюжесть и скованность;

— соматогенными – инфекционные, эндокринные и другие соматические заболевания, интоксикации, приводящие к астенизации всех систем организма; чрезмерное употребление белковой пищи; интенсивный рост зубов; значительные аденоидных разращениях; изменения в деятельности органов дыхания и кровообращения вследствие всплеска эмоций;

— социальные – в виде неблагоприятного социально-экономической среды, завышенных ожиданий (требований) родителей по отношению к ребенку, гипер- (сюсюканье с ребенком) или гипоопеки (психическая депривация, педагогическая запущенность); императивное воспитание; длительное искусственное вскармливание с использованием соски; наличии в помещении сильных звуковых и обонятельных раздражителей, отсутствии свежего воздуха; нарушение режима питания и сна; булинг со стороны детей старшего возраста.

К середине ХХ в. механизмы заикания рассматривались исключительно, опираясь на учение И. Павлова о высшей нервной системе. Ученый отмечал, что заикание-это невроз, который проявляется слабостью нервной системы в виде преобладания подкорковых реакций над корковыми. Значительное возбуждение подкорковой участка усиливает торможение других участков коры, вследствие чего нарушаются нормативные параметры вещания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы