Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности методики преподавания спортивного бального танца для разных возрастных групп в ДШИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ 5
1.1. Общая характеристика спортивных бальных танцев и их рассмотрение в
системе дополнительного образования детей. 5
1.2. Психологические
особенности развития детей в онтогенезе. 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА.. 27
2.1. Методика преподавания
и приёмы повышения эффективности обучения спортивному бальному танцу для разных
возрастных групп. 27
2.2. Методическое
обоснование и содержание курса спортивного бального танца для разных возрастных
групп в ДШИ.. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 61
Введение:
Актуальность темы
исследования. На сегодняшний день очевидным становится то, что спорт в мире развивается
интенсивными темпами, и от этой всеобщей тенденции не отстает и Россия.
Многочисленные соревнования требуют высокого уровня подготовленности
спортсменов. Постоянно возрастает физическая нагрузка, которая обусловлена
стремлением технически усложнять движения спортсменов, координировать их за
счет повышения скорости движений и возрастающей динамики. Именно это
характеризует в настоящее время спортивные бальные танцы.
При
этом важно обратить внимание на то, что спортивный бальный танец нельзя
расценивать как только движения, поскольку это наука, искусство и спорт
одновременно. Танцоры с помощью движений, элементов и жестов передают свои
эмоции и чувства и рассказывают таким образом отдельные истории. Спортивные
бальные танцы – художественные постановки, воспроизведенные с помощью
мастерства и артистизма танцоров. Такая специфика требует очень высокого уровня
спортивной подготовки, причем, важно не просто передавать танцорам знания, но и
методически правильно это делать. Причем, учитывая особенности разновозрастных
танцоров, поскольку спортивные бальные танцы – универсальное направление в
спорте. Группы часто посещают дети разных возрастов, и к каждому из них нужен
свой подход, с учетом психологических характеристик спортсменов. Отсюда встает
необходимость универсализации методики преподавания спортивных бальных танцев.
Степень научной
разработанности проблемы. Очевидным становится то, что в теории проблема методики
преподавания бальных танцев разработана, однако на практике имеет место быть
недостаток методического понимания специфики преподавания у тренеров, что
снижает качество подготовки. Кроме того, актуализируется и психологическая
составляющая методики преподавания. Так, проблему подготовки спортсменов по
данному направлению изучали Е.М. Фокина, С.В. Шанкина, Д.К. Кирнарская, В.М.
Стриганова, П.М. Кочерин, Н.Ф. Сингина и другие.[1]
Объект исследования:
спортивные бальные танцы.
Предмет исследования:
методика преподавания спортивного бального танца для детей разного возраста.
Цель исследования:
определить особенности методики преподавания спортивного бального танца детям
разного возраста.
Задачи исследования:
— изучить общую характеристику спортивных бальных танцев и рассмотреть
их в системе дополнительного образования детей;
— рассмотреть психологические особенности развития детей в
онтогенезе;
— разработать методику преподавания и приёмы повышения
эффективности обучения спортивному бальному танцу для разных возрастных групп;
— представить методическое обоснование и содержание курса
спортивного бального танца для разных возрастных групп в ДШИ.
Структура
исследования состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав,
заключения, списка литературы и источников. [1] Фокина,
Е.М. Методы и приёмы обучения спортивному танцу как здоровьесберегающей
технологии в образовательном процессе / Е.М. Фокина // Теория и практика
образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб: СатисЪ, 2014. – С. 14-16. Шанкина, С. В. Образовательные технологии на
этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В.
Шанкина // Вестник ТГУ. – 2008. – № 8. – С. 73-81. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие : автореф.
дис. … канд. пед. наук / Дарья Константиновна Кирнарская. – Москва, 1997. –
22 с. Коваленко, А. А. Поурочное
планирование занятий по ритмике и танцам для начинающих танцоров / А.А.
Коваленко // Спортивные танцы: бюллетень. – 2001. – № 10. – С. 31-33.
Стриганова, В. М. Современный бальный танец / В.М. Стриганова. – М.:
Просвещение, 1998. – 185 с. Кочерин, П. М., Буранова, Е. В. Методика воспитания
эстетической выразительности в спортивных бальных танцах / П.М. Кочерин, Е.В.
Буранов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы
физической культуры и спорта. – 2011. – № 3. – С. 91-97. Сингина, Н. Ф.,
Еремеева, И. Н. Некоторые аспекты общей и специальной физической подготовки в
спортивных танцах / Н.Ф. Сингина, И.Н. Еремеева // Спортивные танцы. Бюллетень.
– М., 1999. – № 3. – С. 30-45.
Заключение:
В ходе теоретического исследования мы изучили теоретические
особенности спортивных бальных танцев. Определенно их давняя история развития
наложила свой отпечаток на стилистику, однако также важно обратить внимание на две
разные программы: латиноамериканскую и европейскую. К европейской программе
относятся медленный вальс; медленный фокстрот; танго; венский вальс; квикстеп.
В латиноамериканскую программу входят следующие весьма популярные виды танцев:
ча-ча-ча; джайв; самба; пасодобль; румба.
Мы сделали вывод о том, что бальные танцы находятся на
пересечении сфер дополнительного образования, культуры и спорта. Сочетание этих трех составляющих позволяет
личности гармонично развиваться. Но в последние годы наблюдается серьезный
перекос в сторону спортивной составляющей бальных танцев.
Развитие ребенка представляет собой становление его
психофизиологической идентичности и устойчивости, постепенный процесс
утверждения себя в мире через сопротивление собственного организма. Сущностная
особенность разновозрастного подхода к детям заключается в том, что все они все
равно нуждаются в любви и заботе, несмотря на то, что подростковой период
характеризуется очевидным нигилизмом.
В методике преподавания спортивного бального танца
принципиально важно подходить к развитию детей и с эстетической, и с
технической точек зрения в их комплексной совокупности, поскольку именно этим
определяется основа спортивного бального танца.
Предложенная нами программа курса направлена на развитие
танцевальных и художественно-эстетических способностей детей различных
возрастов в условиях ДШИ и учитывает три группы: подготовительную (4-7 лет),
спортивная (7-14 лет), хобби
(концертный состав) (14-18 лет).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ 1.1. Общая
характеристика спортивных бальных танцев и их рассмотрение в системе
дополнительного образования детей В настоящее время спортивные бальные танцы являются одним из
самых красивых и зрелищных видов спорта. Спортивный бальный танец является
видом спорта, активно развивающимся. Его стоит рассматривать непосредственно
как разновидность танцевального искусства, синтезирующего хореографическое
искусство и спорт.[1]
В исследовании М.В. Васильевой-Рождественской можно
встретить информацию касаемо того, что появление бальных танцев ознаменовано еще XV в.
Причем, их родиной принято считать Италию и Францию, и причина тому – яркое
увлечение светскими балами. Танцы в тот период – трансформированные этикетными
особенностями жизненного уклада бытовые народные танцы.
Постепенно адаптируясь и совершенствуясь, бальный танец уже
к XIX в. захватил весь Старый Свет, настолько сильно мода проникла в общество. И,
стоит также обратить внимание на то, что непосредственно «характерная простота движений
бального танца и тонкая мелодика привлекли к нему особое внимание».[2]
К началу XX в. можно было констатировать наличие разных
видов бальных танцев, здесь же и возникла необходимость их теоретической и
методической систематизации.
В 1920-е годы ряд европейских государств организовывали
неформальные конференции, которые, как стоит заметить, стали первыми подвижками
к развитию танцевального спорта.
Если рассматривать этот процесс более предметно, то можно
заметить, что в 1924 г. в Англии Имперское общество учителей танца систематизировало
бальные танцы по видам (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный
фокстрот, квикстеп), что было одобрено комитетом ISTD по бальным танцам.
В 1935 г. в Праге произошло открытие первого танцевального
объединения, которому дали следующее название: Международная федерация танцоров
любителей. Эта федерация функционировала до начала 1960 годов.
«В период 1930-1950-х годов количество видов бальных танцев,
которые подходили под различные конкурсные программы, стало увеличиваться. Их
стало 10 за счет включения в список латиноамериканских танцев (румба, самба,
джайв, пасодобль, ча-ча-ча). Как следствие, сложись две основные современные
программы: европейская и латиноамериканская».[3]
В 1957 году произошло создание Международного союза танцоров
любителей (САБ), и этот союз только в 1990 году был переименован в
Международную федерацию танцевального спорта (IDSF). В настоящее время эта
федерация является всемирной – Всемирная организация танцевального спорта
(WDSF).
В начале 1980-х годов IDSF в ходе дискуссий обусловили
появление нового по тем временам термина «танцевальный спорт», тем самым
отделив соревновательную форму бальных танцев. К 1992 году IDSF стала членом
международной конвенции «Спорт-Аккорд», в которой, в свою очередь, состоят
более 100 международных федераций по различным видам спорта. Через некоторое
время танцевальный спорт признали на уровне Международного олимпийского
комитета.
Однако тот факт, что пока еще нет разработанной судейской
системы и критериев оценки, в программе Олимпийских игр спортивные бальные
танцы еще отсутствуют.[4]
В СССР спортивный танец впервые появился летом 1957 года,
когда, по инициативе группы энтузиастов бального танца в рамках Всемирного
фестиваля молодежи и студентов, в Колонном зале Дома Союзов был организован первый
международный турнир по спортивным танцам.
К концу 1990 годов ведущие советские танцевальные пары демонстрировали
весьма высокие результативные показатели на международных соревнованиях. И, что
характерно, бальный танец было принято рассматривать под призмой художественной
культуры. И лишь перестройка позволила осуществить организационное
переоформление спортивно-танцевального движения. В 1988 году произошло
учреждение Ассоциации бального танца СССР.
В конце 1991 года, что обусловилось распадом СССР,
Ассоциация бального танца РСФСР приобрела самостоятельный статус (Российская ассоциация
спортивного танца). В настоящее время – это Федерация танцевального спорта
России (ФТСР). С 1992 года данная федерация представляет нашу страну в IDSF.
Стоит заметить то, что к началу нового столетия в нашей
стране на федеральном и региональном уровнях был признан конкурсный бальный
танец с точки зрения самостоятельного вида спорта.
Произошло логичное расширение соревновательных программ,
также возрастало число участников. Как следствие – спортивный бальный танец
стал развиваться, в частности, его эволюция позволила разграничить следующие три
программы:
— европейская;
— латиноамериканская;
— «десятка» (в нее входят все десять танцев – пять танцев
европейской и пять танцев латиноамериканской программ).
Также еще выделяют секвей – произвольную композицию.[5]
На Рис.1. представим программную систему спортивных бальных
танцев. Рис.1.
– Программная схема спортивных бальных танцев В бальных танцах наблюдается огромное количество различных
фигур, движений, связок, линий, поддержек, которые могут быть использованы для
составления программы.
«Все время улучшается техника спортсменов, которые
ориентируются на великий мировой опыт. Это дает возможность формирования разных
индивидуальных в стилистическом плане школ».[6]
Важно обратить внимание и на такую особенность: спортивный бальный
танец самым непосредственным образом связан с модой, и, в том числе, с
социальными изменениями, с политической обстановкой, и это, безусловно,
отражалось на том, как развивался танцевальный спорт. Танцевальная мода
сезонна, и цвет имеет для нее особое значение.[7]
«Увеличение спортивной составляющей и зрелищности бального
танца с позиции влияния на него прогрессивной тенденции помогает в процессе повышения
качества исполнительского мастерства танцоров, а также успешному привлечению
зрителей на соревнования по танцевальному спорту, осознания обществом спортивных
танцев как вида спорта».[8]
В настоящее время особенно очевидным становится то, что спортивно-бальные
танцы очень популярны, и эта популярность продолжает возрастать. На это обратил
внимание Н.И. Тарасов.[9]
На сегодняшний день, как мы уже обратили внимание,
существует две основных программы спортивно-бальных танцев: европейская и
латиноамериканская (третья «десятка» представлена как синтез).
В первую программу входят следующие весьма популярные виды
танцев:
1) медленный вальс;
2) медленный фокстрот;
3) танго;
4) венский вальс;
5) квикстеп.
Относительно второй программы стоит обратить внимание на то,
что латиноамериканские танцы являются очень эмоциональными, страстными и, по
сравнению с европейскими, намного более вольными и энергичными.
В латиноамериканскую программу входят следующие весьма
популярные виды танцев:
1) ча-ча-ча;
2) джайв;
3) самба;
4) пасодобль;
5) румба.
Бальные танцы в какой-то степени расцениваются как спортивная
тренировка, они действительно помогают совершенствовать физическую подготовку спортсменов
в целом. В частности, эти танцы укрепляют мышцы ног, рук, пресса и спины, что
делает их привлекательными для детей любых возрастов.
Перестройка бальных танцев от искусства дворцов к спорту
происходила постепенно, как мы смогли продемонстрировать. Событием стало 8
сентября 1997 года, когда бальный танец был признан Международным Олимпийским
Комитетом.
С тех пор спортивные бальные танцы являются «кандидатом» на
включение в программу Олимпийских Игр. Требования к физической силе танцора
предъявляются такие же строгие, как и к спортсмену.
Занятия спортивными бальными танцами рекомендуются детям, у
которых необходимо проводить профилактику плоскостопия, исправлять искривления
позвоночника, поскольку бальные танцы – это спорт сложнокоординационный.
Следует отметить, что с точки зрения интенсивности поддержек
и сложности выполнения танцевальных элементов спортивные бальные танцы можно
сопоставить с танцами на льду (к слову, большое количество связок пришло в
танцы на льду из бальных танцев). Гибкость и координация при этом очень важны
для того, чтобы успешно выполнять различные маневры, фигуры и линии.
Исследование, проведенное в 1996 году, продемонстрировало
миру, что степень напряжения мышц и
частота дыхания танцоров соответствовали показателям велосипедистов, пловцов и
бегунов на средние дистанции (в аналогичный временной промежуток). И
усиливается значимость спортивного бального танца тем, что участники
соревнований обязаны понимать музыку и ритмическую составляющую, аналогично как
в художественной гимнастике.[10]
Примечательным является тот факт, что танцевальный спорт является
командным. Пара – это команда. Плавность движений и привлекательный внешний вид
пары – это один из критериев успеха номера спортсменов. И, примечательно, что
занятие спортивными бальными танцами с раннего дошкольного возраста позволит на
этапах взросления менять интересы в другие виды спорта, при этом успешно и с
легкостью переориентируясь на спортивную гимнастику, фигурное катание, боевые
виды искусств, где важна высокая координация движений и техники.[11]
Таким образом, можно заключить о том, что спортивные бальные
танцы – это мощное и разветвленное танцевальное сообщество мировых масштабов.
Значимость спортивных бальных танцев в современном обществе
достаточно велика.[12]
«Занятия спортивными бальными танцами вносят положительную
активность, способствуют укреплению межличностных взаимоотношений, гармонизации
физического и душевного состояния человека, интеграции музыкального,
пластического, этического и художественно-эстетического развития личности,
способствуют приобщению к достижениям мировой культуры».[13]
Примечательно, что данный вид спорта, как и свойственно
спорту вообще, способствует улучшению общего физического самочувствия, и, кроме
того, существенно повышают его психологические свойства и ориентации за счет
морального удовлетворения.
Бальные танцы способствуют в совершенствовании личности, что
происходит непосредственно через общение с другими танцорами, за счет особой
атмосферы и особого духа.
Вместе с тем стоит обратить внимание и на то, что спорт –
это искусство, требующее особого осмысления действительности, воображения. В
конечном счете это способствует формированию у танцора принципиально нового
мировоззрения на то, что ранее казалось привычным. И то, что развитие
спортивного бального танца идет полным ходом, обуславливает к ним всесторонне
внимание на разных уровнях образования.
На сегодняшний день особую популярность среди детей дошкольного
и школьного возраста приобретает дополнительное образование. Это, чаще всего,
различные кружки, студии, детские художественные школы, школы искусств,
спортивные школы.
Современный этап дополнительного
образования берет свое начало с момента принятия закона «Об образовании» в 1992
году.
В статье 26 представленного закона был
не только введен новый для России термин «дополнительное образование», но также
определен и его правовой статус.[14]
Данный закон стал системообразующим
документом для этой сферы образования. На сегодняшний день положения о
дополнительном образовании прописаны в главе 10 закона № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 года: «Дополнительное образование детей и
взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и
взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени».[15] Согласно данному федеральном закону,
дополнительное образование состоит из общеобразовательных и профессиональных
программ.
В настоящее время дополнительное
образование является важным компонентом непрерывного образования детей. Его
специфика такова, что оно находится между государством (законы, нормативы,
рекомендации) и творческой направленностью развития личности, одновременно
способствуя раскрытию личностных способностей и талантов, помогая в
приобретении знаний, умений и навыков для последующего выбора своей
профессиональной деятельности, с другой – выполняя законодательные требования.
В системе дополнительного образования бальный танец – это
уникальное средство духовно-эстетического воспитания, развития социально
активной, творческой личности. Обучение данному танцу помогает в формировании
художественного создания, который становится не простым созерцателем, а
непосредственным участником, который задействован в физически трудную
деятельность, систематически постигает азы пластической выразительности,
осваивает танцевальную лексику и прочее, постоянно работая над собой. Такое
познание творчества позволяет детям любых возрастов глубже почувствовать
прекрасное во всех его проявлениях: в природе, искусстве, жизни.
С.В. Кривых и Р. Блок пояснили, что базовым компонентом
духовно-нравственного развития является эстетическое воспитание, которое сполна
реализуется через обучение спортивному бальному танцу. То есть, занятия
бальными танцами учат не только замечать прекрасное в окружающем, но и
создавать прекрасное.[16],[17]
Обучение бальному танцу априори не является простым
процессом, это всегда методически обоснованный подход, реализующий занятия
через понимание их как источника художественно-творческого восприятия,
способствующего выражению своего «Я». В общем смысле все это развивает
индивидуальность детей.
Бальный танец раскрывает всю прелесть двигательной
активности человека, занятия им учат управлять своим телом, «развивают
координационные и синхронизационные навыки».[18]
Чем совершенна техника исполнения фигур, тем движения человека естественны,
красивы, целесообразны и продуктивны. Школьник, «который хорошо танцует,
испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от
умения владеть своим собственным телом».[19]
В бальном танце очень важная роль отведена костюму
исполнителей, который в том числе способствует развитию художественного вкуса и
эстетических чувств.
Занятия бальными танцами – это процесс систематического
толка, о чем, в частности, писали такие исследователи как В.М. Стриганова и
В.И. Уральская.[20]
В методике педагогической работы особенность занятий
бальными танцами состоит в том, что у каждого
ребенка свои уникальные способности и разный уровень пластики и
физической подготовленности, и с этим учетом необходимо заинтересовывать,
мотивировать всех.
Таким образом, следует отметить, что бальные танцы
поддерживает умственное, нравственное, эстетическое, физическое, а главное
творческое развитие участника хореографического коллектива. На занятиях
бальными танцами укрепляется организм школьника: улучшается кровообращение,
нормализуется нервная и дыхательная системы, развивается и поддерживается
мышечный тонус.
Однако физическая нагрузка сама по себе воспитательного
значения не несет, она в обязательном порядке должна быть совместима с
творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.
Занятия бальной хореографией способствуют развитию
художественно-творческих способностей, музыкально-ритмического чувства,
пространственной и временной ориентировки, вниманию, памяти и других личностных
свойств.
Давая разные творческие задания, педагог-хореограф
способствует проявлению у школьников самостоятельности, активности,
сообразительности, смекалки, находчивости. Бальная хореография является
дополнением и продолжением реальной жизни воспитанника, обогащая её. Занятия
этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы
получить ни из каких-либо иных источников.
В постановочной работе и во время репетиций участников
школьного хореографического коллектива приучают к сотрудничеству, развивается
умение работать в коллективе.
У школьников развиваются творческие способности,
художественное воображение, мышечная память.
Кроме того, занятия бальными танцами воспитывают у
школьников ловкость, точность и четкость исполнения, а также морально-волевые
качества личности. Занятия бальными танцами развивают дисциплинированность,
трудолюбие и терпение, чувство ответственности, аккуратность в исполнении
движений, опрятность в жизни, способствуют воспитанию этикета.[21]
Организация творческой деятельности через дополнительные
занятия школьников позволяет педагогу-хореографу изучить характер и внутренний
мир ученика, найти к нему индивидуальный подход с учетом пола, возраста,
темперамента, его интересов и потребности в деятельности данного рода, а самое
главное выявить и развить его творческий потенциал.
Залог эффективности воспитательного процесса в
хореографическом коллективе – атмосфера творческой радости от совместной
работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на
положительное.[22]
Таким образом, можно сказать, что бальные танцы находятся на
пересечении сфер дополнительного образования, культуры и спорта.
Сочетание этих трех составляющих позволяет личности
гармонично развиваться. Но в последние годы наблюдается серьезный перекос в
сторону спортивной составляющей бальных танцев. [1] Воронин, Р. Е.
Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства:
спортивный бальный танец, вторая половина XX века.: диссертация … канд.
искусств: 17.00.09 / Ворони Роман Евгеньевич. – Санкт-Петербург, 2007. – 207 с. [2] Васильева-Рождественская, М. В.
Историко-бытовой танец / М.В. Васильева-Рождественская. – М.: Искусство, 1957.
– С. 157. [3] Безикова, А. А. Гармонизация
взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах.: диссертация … канд.
пед. наук: 13.00.01 / Безикова Анна Александровна. – Москва, 2006. – 171 с. [4] Виды спорта, которые могут
скоро добавить в Олимпийские игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://masterok.livejournal.com/7056839.html (дата обращения 25.04.2022). [5] Программы спортивных бальных
танцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.baltan.ru/baldance/baldance2.html (дата обращения 21.04.2022). [6] Шанкина, С. В., Акимова, А. О.
Педагогические особенности введения элементов акробатики по направлению
«Exhibition dance» в коллективах спортивного бального танца / С.В. Шанкина,
А.О. Акимова // МНИЖ. – 2021. – № 7-4. – С. 139-142. [7] Танцевальная мода для
спортивных бальных танцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.baltan.ru/dance_dress/dance_dress4.html (дата обращения
24.04.2022). [8] Бредихин, А. Ю. Вехи истории
спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / А.Ю.
Бредихин // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 322-325. [9] Тарасов, Н. И. Классический
танец. Школа мужского исполнительства. Учебник для СПО / Н.И. Тарасов. – М.:
Планета музыки, 2021. – С. 34. [10] Лисицкая, Т. С. Гимнастика и
танец / Т.С. Лисицкая. – М.: Советский спорт, 1993. – С. 67. [11] Калинкина, Е. В. Бальные танцы
и их взаимосвязь с другими видами спорта / Е.В. Калинкина, В.А. Осанов //
Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 1204-1206. [12] Дегтярева, Е. Ю. Популяризация
бальных танцев и перспективы их дальнейшего развития / Е.Ю. Дегтярева //
Вестник МГУКИ. – 2012. – № 3 (47). – С. 115-119. [13] Шанкина, С. В. Теория и
методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки
специалистов спортивных бальных танцев: диссертация кандидата педагогических
наук / С.В. Шанкина. – Тамбов, 2011. – С. 56. [14] Об образовании в РФ:
федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 N
313-ф3) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения 3.04.2022). [15] Об образовании в Российской
Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-Ф3 (в редакции от 24.04.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения 4.04.2022). [16] Кривых, С. В. Поликультурное
воспитание: современный взгляд. Воспитание элиты как ресурс развития регионов
страны: материалы межрегиональной научно-практической конференции / С.В.
Кривых. – Санкт-Петербург, 2008. – С.
45-51. [17] Блок, Р. Методические указания
в помощь начинающему педагогу бального танца / Р. Блок. – М., 1972. – С. 34. [18]
Мур, А. Бальные танцы: методическое пособие. – URL:
https://r-dance.club/moore-alex-ballroom-dancing/ (дата обращения 29.03.2022). [19] Кауль, Н. Как научиться
танцевать. Спортивные бальные танцы: Методическое пособие / Н. Кауль.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 91. [20] Стриганова В. М., Уральская В. И. Современный бальный танец / В.М. Стриганова,
В.И. Уральская. – М. Просвещение.1978. – С. 271. [21] Потапов, И. А., Филимонюк, Л. А.
Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство
удовлетворения потребности в творческой самореализации / И.А. Потапов, Л.А.
Филимонюк// МНКО. – 2019. – № 3 . – С. 250-252. [22] Чжуан, Я. Бальные танцы в
системе дополнительного образования школьников / Я. Чжуан // МНКО. – 2017. – №
5 (66). – С. 204-205.