Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности квалификации и расследования публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕКТРОННЫХ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ (ВКЛЮЧАЯ СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ») 6
1.1 Понятие и признаки
публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение
территориальной целостности Российской Федерации 6
1.2 Понятие электронных
или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») как
криминообразующего признака. 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ
КВАЛИФИКАЦИИ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ
СЕТЕЙ (ВКЛЮЧАЯ СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ») 18
2.1 Особенности
уголовно-правовой квалификации публичных призывов к осуществлению действий,
направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации,
совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть «Интернет») 18
2.2 Порядок расследования
публичных призывов к осуществлению
действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской
Федерации, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть «Интернет») 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМЫ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЛИ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ (ВКЛЮЧАЯ СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ») 33
3.1 Проблемы правоприменения статьи 280.1 УК РФ.. 33
3.2 Пути разрешения
проблем правоприменения и совершенствования практики применения статьи 280.1 УК
РФ.. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 54
Введение:
Актуальность темы
выпускной квалификационной работы в наши дни стоит особо остро в связи с
политическими событиями в мире. Страны Запада стремятся к построению
монополярного мира путем уменьшения влияния России на международной арене[1]. Данная тенденция
прослеживалась в политике западных стран последние 20 лет[2]. Безусловно, основной
причиной такого устремления является наличие у России колоссальных территорий
земного и водного пространства, а также различных полезных ископаемых[3]. Одним из методов
уничтожения влияния России является нарушение ее суверенитета и юрисдикции
путем разделения территорий и инициации внутренних беспорядков.
В связи с чем российский
законодатель принял ряд нормативно-правовых актов, направленных на защиту
территории России от незаконного изменения и разделения. На конституционном
уровне закреплено распространение суверенитета России на всю ее территорию,
верховенство конституционных и федеральных актов на данной территории и право (обязанность) России по обеспечению
целостности и неприкосновенности своей территории[4].
Указом Президента РФ от 02.07.2021 №
400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» также
зафиксированы в качестве основных целей поддержания государственной и
общественной безопасности – защита конституционного строя, обеспечение
суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской
Федерации[5].
В связи, с чем на
сегодняшний день определение действий, составляющих преступление по совершению призыва
к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности
Российской Федерации, его квалификация, особенности доказывания, главным
образом при совершении призывов посредством сети Интернет, а также поиск и
решение проблем применения ответственности за совершение данных действий
являются особо актуальными для российского научного и правового сообщества.
Целью данной выпускной
квалификационной работы является определение особенностей уголовно-правовой
квалификации и расследования публичных призывов к осуществлению действий,
направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации,
совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть «Интернет»).
Из цели исследования
вытекают следующие задачи:
— дать определение
публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение
территориальной целостности Российской Федерации;
— дать определение
электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть
«Интернет») и преступлений, совершаемых с их использованием;
— изучить особенности
уголовно-правовой квалификации публичных призывов к осуществлению действий,
направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации,
совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть «Интернет»);
— установить порядок
расследования публичных призывов к осуществлению действий, направленных на
нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенных с
использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей
(включая сеть «Интернет»)
— обнаружить проблемы
практики применения ст. 280.1 УК РФ;
— сформулировать
предложения по совершенствованию уголовного и законодательства с целью
эффективного применения ст. 280.1 УК РФ.
Объектом исследования
являются преступления в сфере совершения публичных призывов к осуществлению
действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской
Федерации.
Предметом исследования являются уголовно-правовая норма,
предусматривающая ответственность за публичные призывы к осуществлению
действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской
Федерации, совершенных с использованием электронных или
информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») и уголовно-процессуальные нормы, регулирующие
процедуру расследования исследуемого преступления.
В работе использовались
следующие методы научного познания: анализ, синтез, дедукция, индукция,
исторический метод.
Структура дипломной
работы включается в себя введение, 3 главы, каждая из которых содержит по 2
параграфа, заключения, списка использованной литературы. [1] Лавров заявил о желании США
доминировать в мире. – Текст: электронный // Сетевое издание РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20220323/ssha-1779593919.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 23.03.2022). [2] Чернявский Д. О., Скулаков Р. М.
Публичные призывы к нарушению территориальной целостности: проблемы
социально-политической обусловленности уголовно-правового запрета //
Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – №1 (31). – с. 76. [3] Там же. [4] Ст. 4 Конституции Российской
Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. – 2009 г. –
№ 4. – Ст. 445. [5] П. 46 Указа Президента РФ от
02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Заключение:
В рамках проведенного
исследования было установлено, что под публичными призывами к осуществлению
действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской
Федерации, совершенных с использованием электронных или
информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») следует
понимать выраженные в любой форме обращения к неопределенному кругу лиц,
направленные на подстрекательство их к осуществлению действий, влекущих
нарушение территориальной целостности, а именно уменьшение территории или
изменение государственной границы Российской Федерации.
В рамках
уголовно-правовой квалификации действий лица на предмет их соответствия данному
составу преступления, следует определить наличие всех элементов состава. Так,
виновным лицом может быть вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет,
совершившее призыв к нарушению территориальной целостности Российской Федерации
с умыслом побудить неопределенный круг лиц совершить противоправные действия
против территориальной целостности России.
Объектом преступления при
этом выступают охраняемое государством социальное благо, представленное
взглядами, убеждениями, ценностными ориентациями других людей, а также
конституционные основы Российской Федерации, ее целостность и суверенитет,
общественный правопорядок.
Важную роль в
квалификации данных действий играет определение обязательных и факультативных
признаков преступления. Стоит отметить,
что особенностью факультативных признаков рассматриваемого преступления
является невозможность определения фактического места совершения преступления,
т.к. оно совершается посредством сети «Интернет», поэтому порядок определения
места преступления неоднозначен. Чаще всего, в качестве места преступления
рассматривают место нахождения потерпевшего/виновного лица.
Особую важность имеет
такой признак преступления как публичность. Она обеспечивается за счет
распространения в отношении неопределенного круга лиц экстремистских материалов
в сети «Интернет». Законом не установлено конкретное число лиц, при
распространении материалов среди которых обеспечивается публичность. Однако,
исходя из мнений ученых и сложившейся судебной практики, таким числом является
двое и более человек.
При квалификации
преступления факультативные признаки играют важную роль, так как они позволяют
разграничить смежные составы преступлений и тем самым повлиять на объем
уголовной ответственности преступника при оценке степени опасности совершенных
им противоправных деяний.
Квалификация данного вида
преступления невозможна без проведения специфических оперативно-розыскных
мероприятий. К ним относятся: наблюдение, снятие информации с технических
каналов связи (СИТКС) и сбор компьютерной информации. Данные мероприятия
направлены на поиск, извлечение и фиксацию полученных материалов, содержащих
признаки уголовного преступления.
Особенностями совершения
данных следственных действий является порядок обеспечения сохранности
доказательственной базы, например, применение переноса электронных
доказательств на бумажный носитель и метод хеширования данных. Важную роль в
проведении оперативно-розыскных мероприятий играют субъекты сферы связи,
провайдеры и операторы связи. В
соответствии с законом они должны предоставлять доступ к передаваемым
пользователями данным, главным образом электронным сообщениям, коими могут быть
данные переписки в мгновенном чате, на форуме, в социальной сети, по
электронной почте, включая все виды передаваемых материалов от текстовых до
медиа файлов.
Полученные данные
подлежат экспертному анализу, в зависимости от их характера. Так, может быть
проведена лингвистическая, культурологическая экспертиза, осуществлен перевод
материалов и т.д. Одной из основных проблем правоприменения изучаемой нормы
Уголовного кодекса является отсутствие требования к обязательному проведению
названной экспертизы.
Была обнаружена проблема
схожести смежных норм права при квалификации действий преступника. В частности,
ст. 280 УК РФ 280.1УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение
публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности и ст. 282 УК РФ,
устанавливающей ответственность за совершение действий, направленных на
возбуждение ненависти, вражды или на унижение достоинства человека/социальной
группы по какому-либо социально-демографическому признаку.
Также среди проблем
установления обстоятельств, подлежащих доказыванию с помощью криминалистических
методов:
1. неопределенность величины текстового
материала, необходимого для проведения объективной лингвистической экспертизы;
2. недостаток разъяснений о порядке
подготовки экспертного задания сотрудниками следственных органов;
3. проблема языкового барьера – когда
экстремистские материалы размещаются на иностранном языке, что делает
фактически невозможным их достоверное исследование, в силу необходимости работы
эксперта не с оригинальным текстом, а переводом.
Однако, наиболее
существенным, на наш взгляд, недостатком конструкции правовых норм,
предусматривающих ответственность за экстремистскую деятельность, является
неконкретизированность правовых положений и категорий, регламентирующих
применение ст. 280.1 УК РФ. Это проявляется в следующем[1]:
1. недостаток разъяснений о порядке
применения нормы;
2. недостаток законодательного закрепления
криминалистически значимых характеристик данного преступления;
3. недостаток базы образцов материалов,
признанных содержащими призыв к нарушению территориальной целостности России;
4. отсутствие обязательного требования к
проведению лингвистической экспертизы текста материалов, содержащих
предполагаемые признаки призывов.
Последствиями отсутствия конкретных критериев к
квалификации действий, имеющих признаки рассматриваемого преступления является
нарушение объективности при квалификации деяния и применение ответственности в
случаях, когда нарушения на самом деле совершено не было, либо применение
несоразмерного наказания.
На основании проведенного
исследования, изученных материалов и предложений других исследователей, были
подготовлены следующие предложения по законодательному совершенствованию
порядка квалификации преступлений по призыву к совершению нарушения территориальной
целостности России:
1. Определить конкретные понятие и критерии
материалов, являющихся экстремистскими, например:
· порядок определения критерия соблюдения
публичности;
· список признаков, свидетельствующих о
наличии преступного умысла (полагаем, что данный список может быть подготовлен
экспертами-лингвистами для первоначальной оценки материалов);
· порядок отделения материала, содержащего
личное мнение лица от материала, направленного на побуждение других лиц
совершить противоправные действия;
· установить перечень данных, имеющих
значение в качестве доказательственной базы при рассмотрении экстремистских
преступлений, совершенных в сети «Интернет»;
· установить обязанность следователя
направлять материалы на экспертизу в целях установления наличия в них признаков
экстремизма. В зависимости от характера материалов следует назначать
лингвистическую, переводческую, культурологическую и иные виды экспертизы.
2. Пересмотреть размер уголовной
ответственности на предмет ее соразмерности совершенному деянию:
· При возможности определить численность
аудитории, просмотревшей экстремистский материал (в социальных сетях существуют
возможность просмотреть количество пользователей, просмотревших размещенный в
профиле пост) – следует определить соотношение количества просмотров и степени
общественной опасности (и соответственно меры ответственности).
3. Увеличить эффективность обнаружения
экстремистских материалов, а именно:
· Разработать программу поиска как в сети
Интернет, так и внутри содержимого социальных сетей потенциально опасных в
плане экстремизма сообществ, профиле.
· Разработать программу для анализа
найденного контента, снабженную искусственным интеллектом, которой позволит
провести первичный отбор материалов на предмет наличия потенциальной угрозы.
Предложенные меры
позволят увеличить эффективность борьбы с экстремизмом в России, сделать сеть
«Интернет» безопаснее, а ее пользователей ответственнее.
Также следует отметить,
что законодательное развитие данной сферы необходимо в целях защиты
стратегически важных государственных и
общественных интересов, конституционных основ, правопорядка и
законности, а также в целях защиты границ России как по отношению к внешним
угрозам, так и по отношению к внутренним. [1] Кучин О.С. К вопросу о
криминалистически значимых признаках преступлений, связанных с публичными
призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной
целостности Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета.
Экономические и юридические науки. – № 1-2. – 2018. – с. 11-12.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПУБЛИЧНЫХ ПРИЗЫВОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЛИ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ (ВКЛЮЧАЯ СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ») 1.1 Понятие и признаки публичных призывов к
осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности
Российской Федерации Территория является одним
из основных признаков государственности[1], обеспечивающим
суверенитет государства на внутренней и внешней арене, а также наличие
юрисдикции. История знает немало примеров последствий вторжения в деятельность
стран извне. События недавних лет показали, что для ослабления положения
государства необязательно осуществлять открытую военную экспансию, достаточно
финансировать его внутренние радикальные группировки и побуждать их к
совершению противоправных деяний [2].
Государственная территория формирует
также территориальную целостность страны, т.е. единство территории и
определенность исторически сложившихся границ, что позволяет четко определить и
границы юрисдикции государства[3].
Безусловно, способность государства осуществлять свою юрисдикцию будет
невозможна при отсутствии защиты от противоправного изменения его границ и
состава.
Как справедливо подчеркивает С.Н.
Бабурин территория государства – это не только земля, но и пространство, на
котором действует собственная политико-экономическая и культурная среда[4].
Неразрывно с понятием
территориальной ценности стоит понятие государственного суверенитета, который
также является важным признаком государственности. Суверенитет государства
является гарантией верховенства власти на его территории относительно международной
арены и других государств – т.е. гарантирует независимость всех ветвей власти
государственной власти[5].
В связи с этим Постановлением
Конституционного суда РФ от 07.06.2000 № 10 П[6] было зафиксировано, что Конституция
Российской Федерации не предполагает какого-либо иного государственного
суверенитета помимо суверенитета Российской Федерации, также было отмечено, что
субъекты и республики России суверенитетом относительно федерации не обладают[7].
В этих целях российский законодатель
принял ряд нормативно-правовых актов, направленных на защиту территории России
от незаконного изменения и разделения. На конституционном уровне закреплено
распространение суверенитета России на всю ее территорию, верховенство
конституционных и федеральных актов на данной территории и право (обязанность) России по обеспечению
целостности и неприкосновенности своей территории[8].
Указом Президента РФ от 02.07.2021 №
400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» также
зафиксированы в качестве основных целей поддержания государственной и
общественной безопасности – защита конституционного строя, обеспечение суверенитета,
государственной и территориальной целостности Российской Федерации[9].
Для реализации данных целей
Стратегией закреплены следующие задачи:
1) охрана и защита границ государства[10];
2) профилактика и предотвращение преступлений
террористической и экстремистской направленности[11];
3) профилактика и предотвращение
правонарушений, осуществляемых посредством информационно-коммуникационных
технологий[12];
4) профилактика радикальных и экстремистских
устремлений, в первую очередь среди несовершеннолетних и молодых людей[13];
5) и многие другие.
Согласно Постановлению Пленума
Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о
преступлениях экстремистской направленности» «под публичными призывами следует
понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с
использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить
их к осуществлению экстремистской деятельности»[14].
На основании данных положений следует сделать вывод о критической степени
важности защиты государства от призывов к нарушению его целостности. Именно
поэтому ответственность за данные правонарушения имеет в том числе и уголовный
характер.
Пленум Верховного суда также
ссылается на Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25.07.2002 № 114-ФЗ в целях квалификации деяния как соответствующего
призыва. Так, в соответствии с данным законом определено понятие экстремистской
деятельности, к которой относится в том числе и изменение конституционного
строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации[15].
Исследуемое преступление может быть
совершено в форме агитаций, призывов к отделению территориальных частей
государства или, например, призывах к
захвату его территории другой страной. Призывы считаются публичными, когда они
обращены к большой аудитории людей. На практике – это агитация в общественных
местах, на различного рода мероприятиях, в том числе политического характера,
распространение раздаточного материала,
а также размещение постов и медиа материалов в сети Интернет[16].
Ответственность за данное
правонарушение наступает как в случае единичного, так и в случае многократного
совершения призывов. Основным критерием совершения преступления является
законченность совершаемого противоправного действия, на примере рассматриваемого
состава – состоявшийся призыв может быть установлен как при выкрикивании лозунга / размещении поста в
социальных сетях, так и при проведении целой кампании мероприятий, имеющих цель
побудить общественность к незаконному изменению территориальных границ России[17].
Следует отметить, что с правовой точки зрения
любые изменения конституционного строя
Российской Федерации могут быть проведены только по основаниям указанным в
Федеральном законе «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ[18].
В соответствии с данным законом вопросом референдума не может стать вопрос об
изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного
Конституцией Российской Федерации[19].
Таким образом, следует сделать вывод о том, что любые призывы к изменению
территориальных границ и состава России считаются незаконными.
Еще одной немаловажной особенностью
объекта данного состава преступления является то, что призыв не всегда
предполагает под собой насильственную составляющую. Так, Д.О. Чернявский привел
интересный пример ненасильственного экстремизма. Среди жителей Печорского
района Псковской области стало популярным приобретение гражданства Эстонии. В
Псковской области более половины взрослого населения имеют второе гражданство
(эстонское)[20].
Сама процедура приобретения гражданства содержит обязательную дачу присяги на
верность эстонским властям, включая признание территориальной целостности
Эстонии в границах до 1940 года[21].
Подобные действия фактически также
составляют состав преступления по призыву к осуществлению действий,
направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Здесь нужно пояснить возможные последствия таких действий, чтобы определить
причину такого суждения. Исторически Эстония претендует на российские территории
именно в Печорском районе Псковской области. Популяризация получения второго
гражданства Эстонии угрожает российскому суверенитету тем, что в последующем
может возникнуть идея отделения Печорского района от территории России и
присоединение к Эстонии ввиду проживания на этой территории граждан Эстонии в
подавляющем большинстве. Также возможны такие ненасильственные виды
экстремистской деятельности как установление государственного флага Эстонии,
массовая неявка на выборы и создание двойного суверенитета в данном районе.
Подобные изменения внутри российского субъекта могут стать основанием для
Эстонской Республики для вторжения на территорию России под предлогом защиты
местного населения с последующей экспансией земель.
Данный пример показывает
важность всесторонней оценки действий, подходящих под определение публичных
призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной
целостности Российской Федерации. Следует прогнозировать их последствия с целью
определения намерений, а, как известно, именно намерение совершить деяния
формирует волевой элемент умысла как элемента состава преступления и образует
его субъективную сторону[22].
Резюмируя, следует
заключить, что определение публичных призывов к осуществлению действий,
направленных на нарушение территориальной целостности не может рассматриваться
в отрыве от политического, экономического и культурного аспектов.
Территориальная целостность России, как и любого государства, является
основополагающим признаком государственности и гарантом ее независимости,
самостоятельности, а также гарантом государственной безопасности.
Территориальная целостность напрямую сопряжена с понятиями государственного
суверенитета и юрисдикции. Территориальные границы определяют не только
фактические границы земного, водного и воздушного пространства государства, но
и границы пространства, в рамках которого существует определенный
конституционный, правовой, политико-экономический и культурный уклад жизни
проживающего на данной территории населения.
Стоит отметить
национальную особенность обеспечения территориальной целостности в нашей стране
– она заключается в федеративной форме государственного устройства, в силу
которого субъекты РФ обладают определенной самостоятельностью. Однако, действие
рассматриваемого правонарушения распространяется как на изменения внешнего, так
и внутреннего характера, что проявляется в конституционном признании отсутствия
суверенности субъектов России и подчиненности их федерации.
В связи со стратегической
важностью территориальной целостности государства и в целях обеспечения
обороноспособности страны призывы к осуществлению действий, направленные на
нарушение территориальной целостности Российской Федерации признаются
экстремистской деятельностью. Однако, в отличие от других ее видов, данные
правонарушения могут носить и ненасильственный характер, что, безусловно,
затрудняет процесс их квалификации. Поэтому уполномоченные органы
государственной власти обязаны проводить своевременный анализ международной
обстановки и положения государства в ней, а также прогнозировать развитие
ситуации в ближайшем и отдаленном будущем для своевременного принятия
необходимых мер защиты, что и получило соответсвующее закрепление в Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации. [1]
Ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств (г. Монтевидео) от
29.12.1933. – Текст: электронный // Информационная система «Юрист». – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008 (дата обращения: 21.03.2022). [2] Чернявский Д. О., Скулаков Р. М.
Публичные призывы к нарушению территориальной целостности: проблемы
социально-политической обусловленности уголовно-правового запрета //
Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – №1 (31). – с. 76. [3] Там же. [4] Шиканова Е. Г. Территориальная
целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в современный период. – Вестник ННГУ. – 2014.
№3-2. – С. 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnaya-tselostnost-i-suverenitet-kak-osnovnye-obekty-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii-v
(дата обращения: 23.03.2022). [5] Там же с. 3. [6] Постановление
Конституционного суда РФ от 07.06.2000 № 10 П «По делу о проверке
конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и
Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» [7] Шиканова Е. Г. Территориальная
целостность и суверенитет как основные объекты обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в современный период. – с. 4. [8] Ст. 4 Конституции Российской
Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. – 2009 г. –
№ 4. – Ст. 445. [9] П. 46 Указа Президента РФ от
02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [10] Там же пп. 2 п. 47. [11] Там же пп. 7. [12] Там же пп. 11. [13] Там же пп. 17. [14] П. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О
судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской
направленности» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – № 8. –
2011. [15] Ст. 1 Федерального закона «О
противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ // СЗ РФ. –
№ 30. – 2002. – Ст. 3031. [16] Разъяснение прокуратуры
Светлинского района Оренбургской области об административной и уголовной
ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности Российской
Федерации. – Текст: электронный // URL:
https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=65506868
(дата обращения: 21.03.2022). [17] Чернявский Д. О., Скулаков Р. М.
Публичные призывы к нарушению территориальной целостности: проблемы
социально-политической обусловленности уголовно-правового запрета. – с. 77. [18] Ст. 6 Федерального закона «О
референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // СЗ РФ. – 2004. – №
26. – ст. 2710. [19] Там же. [20] Чернявский Д. О., Скулаков Р. М.
Публичные призывы к нарушению территориальной целостности: проблемы
социально-политической обусловленности уголовно-правового запрета. – с. 78. [21] Там же. [22] Сверчков, В. В. Преступление и состав преступления.
Особенности преступного поведения и уголовного преследования: учебное пособие
для вузов / В. В. Сверчков. – Москва:
Издательство Юрайт, 2022. – с. 118. – (Высшее образование). –Текст: электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/494818
(дата обращения: 23.03.2022).