Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности краеведческих представлений школьников с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 6
1.1. Понятие «краеведение», его сущность и значение. 6
1.2. Состояние проблемы школьного краеведения в
педагогической и методической литературе. 10
1.3. Особенности краеведческих представлений учащихся с
умственной отсталостью 19
Выводы по I главе. 26
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 27
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента. 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 31
2.3. Методические рекомендации по формированию
краеведческих представлений учащихся с умственной отсталостью.. 35
Выводы по II главе. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 52
Введение:
На современном этапе
развития общества и образования стало актуальным укрепление
культурно-исторических связей с родным краем, развитие таких личностных качеств,
как патриотизм и гражданственность.
Формирование
представлений о малой родине, о месте, где ты живешь и учишься, начинается с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его
семьи, класса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования также выделяет развитие личности как главную цель
современного образования.
Младшие школьники должны
быть готовы к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию
и саморазвитию. Под саморазвитием здесь понимается знание прошлого и настоящего
многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной
принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ
культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства
собственного долга и ответственности перед своей страной.
Некоторые элементы
краеведческих представлений дети получают уже в детском саду. Закрепить и
продолжить эту работу необходимо в начальной школе, так как иначе потеряется
навык и интерес к этой деятельности на следующей ступени обучения. Поэтому
одним из важнейших направлений в работе современной начальной школы является
краеведение, целью которого будет расширение и углубление знаний обучающихся о
природе, истории и культуре малой родины.
Краеведческий материал
обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы
родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается
любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Таким образом,
краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и
воспитательных задач, стоящих пред специальной (коррекционной) школой, и
помогает социализировать умственно отсталых школьников.
Главная задача
специальной (коррекционной) школы — подготовить учащихся с интеллектуальными
нарушениями к самостоятельной жизни. В связи с тем, что большинство выпускников
после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой
родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое
значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет
приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению
учебного материала.
Проблемой изучения
краеведения в специальных (коррекционных) школах в разные годы занимались М.Э.
Валце, Е.А. Вишнякова, В.В. Воронкова, А.Н. Граборов, А.Ф. Гусев, А.М.
Данилова, Г.М. Дульнев, Т.М. Лифанова, К.Г. Муратова, Л.В. Петрова, Т.И.
Пороцкая, З.В. Свиридова, Е.Н. Соломина, А.В. Усвайская и другие ученые. Данные
авторы в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в
учебно-воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых
учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора,
коррекции недостатков развития и социальной адаптации.
Учитывая значимость
знаний о своей местности, для умственно отсталых школьников, программы
специальных (коррекционных) школ содержат краеведческий компонент, который
реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал
в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного
материала.
Цель исследования
— выявить состояние краеведческих представлений у умственно отсталых школьников
и разработать методические рекомендации по их формированию.
Объект исследования
— краеведческие представления умственно отсталых школьников.
Предмет исследования
— особенности краеведческих
представлений школьников с умственной отсталостью младших классов.
Заключение:
Под краеведением
понимается изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей
местности, школьного микрорайона, города, села, района, области, и включает в
себя приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного
пособия, самостоятельное добывание знаний. Организация краеведческой
деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач
нравственного, патриотического, эстетического и толерантного воспитания
подрастающего поколения. Школьное краеведение создает благоприятные условия для
всестороннего развития личности, формирования и развития общественных интересов
учащихся.
Краеведческие
представления – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений природной,
социально-экономической и культурной среды родного края, доступных детям. Мы
определили следующую структуру содержания краеведческих представлений:
представления о природной среде родного края, представления о
социально-экономической среде родного края, представления о культурной среде
родного края. Система материала по формированию краеведческих представлений у
младших школьников в учебно-методическом комплекте «Мир природы и человека» включает
следующие компоненты: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа»
(в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Одной из особенностей учащихся
с умственной отсталостью является склонность их к чувственному познанию мира, в
частности – краеведения. Вводя школьников в изучение родного края, учитель
должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений
(зрительных, слуховых, осязательных), т. к. от остроты и силы этих ощущений
будет в определенной степени зависеть правильность восприятия новых
краеведческих сведений.
Результаты
констатирующего эксперимента позволили сделать вывод: процесс формирования
знаний о своем крае у учащихся специальных (коррекционных) школ недостаточно
эффективен. В связи с этим необходимо пересмотреть традиционную систему
обучения и воспитания младших школьников: большее внимание в учебной
деятельности уделять изучению краеведческого материала; при планировании уроков
учитывать межпредметные связи; организовывать и проводить экскурсии,
внеклассные мероприятия, посвященные систематизации и обобщению сведений о
родном городе (селе); обогатить педагогический арсенал современными методами и
средствами обучения.
На основе проведенного
исследования были разработаны методические рекомендации по формированию
краеведческих представлений у учащихся с умственной отсталостью.
Таким образом, цель
выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтвердилась. Однако,
дальнейшую работу мы видим во внедрении данных методических разработок в
практику преподавания краеведческого курса в начальных классов специальной
(коррекционной) школы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1.
Понятие «краеведение», его сущность и значение Понятие «краеведение»
имеет исторические корни. В различные периоды существовали разные подходы к
определению сущности этого понятия. Изначально существовавшие термины
«отчизноведение» и «родиноведение» в 20-е годы ХХ столетия были заменены
понятием «краеведение», приравненным по значению к изучению курса географии.
В общем понятии под
краеведением понимается изучение населением географических, исторических,
культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных
факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо
определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.). Таким
изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились
данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки,
экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения [27]. Занятие
краеведением обусловлено зачастую любовью к своей Родине (так называемой «малой
Родине»), привязанностью к месту своего рождения, к месту жительства,
любопытством и интересом, а также основано на научных соображениях.
Академик Д.С. Лихачёв
называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой
воспитания… Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он
утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно
формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма». И с этим
сложно не согласиться, ведь знание человеком своих истоков, корней, истории
места, откуда он произошёл, и делает его личностью [19].
В работах П.В. Иванова
отмечается, что краеведение – это «всестороннее познание своего края,
республики, области, района, школьного окружения, а также учет и изучение его
природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических
и демографических особенностей, его исторической, общественной жизни и
перспектив изучения» [15].
К.Д. Строев, с упором на
географическую составляющую, подчеркивает, что «краеведение – это изучение
геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, климата, рек, озер,
болот, почв, растительного покрова, а также животного мира своего края» [36].
Большой вклад в развитие
краеведения внесли труды А.В. Даринского. Исследователь отмечает, что краеведение
– термин многозначный: совокупность знаний об отдельных местностях, народное
знание о своих родных местах, комплекс научных дисциплин, ведущих к научному и
всестороннему познанию края, всестороннее изучение какой-либо территории, «не
только область научного…познания, но и сфера активной практической
деятельности» [10].
На наш взгляд, более
полное определение термину «краеведение» дано в исследованиях Т.А. Бабаковой,
которая указывает, что «краеведение – это совокупность видов деятельности людей
по познанию особенностей края (его экономики, культуры, истории и т.п.), по
разработке на этой основе и осуществлению мер, направленных на прогрессивное
его развитие» [1].
Последнее определение
привлекательно по двум причинам – соответствует деятельностно-личностному
подходу в образовании и этимологии слова «краеведение». Слово «ведать» имеет
два смысла – знать и управлять, заведовать, тогда «ведание» (ведение) есть
познание и управление. Анализ вышеизложенных подходов показывает, что у разных
авторов понятие «краеведение» имеет сходные черты.
Само понятие охватывает
круг общественных, духовных и нравственных явлений. На каждом этапе развития
общества понятие краеведения обогащалось и дополнялось в зависимости от
развития общественных отношений, культуры и исторической науки. Проведем
контент-анализ понятия «краеведение».