Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности коррекционной работы с подростками из неблагополучных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1: Теоретико-методологические аспекты исследования коррекционной работы с детьми подросткового возраста 8

1.1 Психология семьи, как малой социальной группы: сущность, основные понятия, функции 8

1.2 Семья «группы риска»: определение психологических условий формирования и развития личности детей в таких семьях 16

1.3 Возрастные психологические особенности и ситуационные тенденции развития подростков, искажаемые неблагополучной семейной социально-психологической обстановкой, как предмет коррекционной работы 24

Выводы по 1 главе 33

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей коррекционной работы с подростками из неблагополучных семей 34

2.1 План практического исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных. 34

2.2 Изучение содержания психокоррекционной работы педагога-психолога с подростками из благополучных и из неблагополучных семей на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Электросталь и интерпретация полученных результатов 39

2.3 Практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска» 56

Выводы по 2 главе 61

Заключение 62

Глоссарий 65

Список использованных источников 68

Приложения 72

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. Одним из важнейших приоритетных направлений развития современного демократического общества является воспитание интеллектуальной, гармонично развитой, духовно-нравственной личности, формирование и становление которой возможно, прежде всего, в семье – важнейшем социальном институте.

Жизнь современной семьи, особенности ее существования детерминированы различными сферами жизни общества и условиями его функционирования. Социально-экономические, культурные преобразования в обществе в рамках рыночной экономики, урбанизация, миграционные процессы обусловили новую расстановку акцентов в сфере семейной политики, основными направлениями которой является возрождение и укрепление семьи как социального института, ее моральных устоев, духовных и нравственных, семейных ценностей и приоритетов.

Семья способствует социализации ребенка, она формирует нормы взаимоотношений и поведения в обществе, которые, интериоризируясь, постепенно становятся для ребенка внутренней потребностью и влияют на образ его жизни.

Поскольку в современном обществе меняется социальная ситуация и модели поведения, родители часто бывают не в состоянии оказать детям помощь и поддержку и успешно выполнять обязанности по воспитанию и содержанию детей.

В данных обстоятельствах дети стоят перед необходимостью поиска альтернативных путей интеграции в общество (выбор между самореализацией через труд и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры и т.д.), что часто сопряжено с правонарушениями, потерей жизненных ориентиров и формированием асоциальных типов личности.

Итак, сказанное актуализирует необходимость разработки проблемы изучения особенностей психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей.

Степень разработанности научной проблемы. Вопросам психологии семьи в науке уделяется много внимания. В научном мире существуют различные способы фиксирования положения современной семьи и выявления так называемых социально неблагополучных семей.

Изучению этих вопросов посвящены работы А.И. Антонова, В.Н. Архангельского, А.Г. Вишневского, С.В. Дармодсхина, В.В. Елизарова и мн. др.

Попытки классификации семейного неблагополучия были предприняты А.Е. Личко, который выделил: собственно негармоничные семьи, деструктогенные семьи, распадающиеся семьи, распавшиеся семьи, ригидные псевдосолидарные семьи.

Б.Н. Алмазовым были выделены наиболее типичные формы семейного неблагополучия: семьи с недостатком воспитательных ресурсов: конфликтные семьи, нравственно неблагополучные семьи, педагогически некомпетентные семьи.

Т.И. Шульга предлагает различать следующие типы неблагополучных семей: асоциальная семья, неблагополучная семья, семья «группы риска».

Психокоррекционная работа с подростками, воспитывающимися в неблагополучных семьях, как проблема исследования также разрабатывается современной наукой. Наиболее разработанными представляются технологии работы с семьей, отражающие опыт семейной терапии (А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), диагностики семьи (А.Я. Варга, Л.С. Алексеева, Г.А. Карпова, А.Д. Кошелева, И.М. Марковская, Р.В. Овчарова), практики семейного консультирования (Ю.А. Алешина, А.А. Бодалев, В.К. Лосева, А.И. Луньков, А.Г. Навайтис, В.В. Столин и др.).

Цель исследования: на основе теоретического изучения научной проблемы, отталкиваясь от результатов эмпирического уточнения особенностей психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей, разработать практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска».

Объект исследования: психокоррекционная работа с подростками из неблагополучных семей.

Предмет исследования: сравнительные особенности проведения психокоррекционных мероприятий с юношами и девушками из семей группы риска.

Задачи исследования:

1. Изучить психологию семьи как малой группы, ее сущность, основные понятия и функции, а также проанализировать исследовательские взгляды на семьи «группы риска» и их влияние на детей, воспитывающихся в них

2. Рассмотреть сущность психокоррекционной работы, проводимой с детьми старшего подросткового возраста, уточнить содержание и методику ведения психокоррекционной беседы.

3. Составить план практического исследования и дать характеристику испытуемых и методов сбора эмпирических данных.

4. Изучить содержание психокоррекционной работы педагога-психолога с подростками из благополучных и из неблагополучных семей на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Электросталь и интерпретировать полученные результаты.

5. Разработать практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации подготовки и ведения социально-психологического тренинга общения, как ведущего инструмента психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска» и представить их руководству школы.

Гипотеза исследования основывалась на научном предположении, что

— наиболее действенными методическими инструментами психокоррекции взаимоотношений с одноклассниками у подростков из неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы, является клиническая беседа и социально-психологический тренинг.

— содержание части упражнений, используемых в социально-психологическом тренинге общения, проводимого с юношами и с девушками, как правило различается, и более результативен, если проводится отдельно.

Методы исследования:

— анализ источников и научной литературы (метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования);

— систематизация различных теорий, концепций, подходов (метод, в ходе которого исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа);

— опросные методы (анкетирование (метод исследования и первичного сбора информации у отдельного человека или группы людей, объединённых по определённому признаку) и тестирование (процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий);

— наблюдение за работой практического педагога-психолога, проводящего психокоррекционные мероприятия с подростками группы риска (наблюдение – это целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта);

— качественный и количественный анализ эмпирических данных (качественный анализ дает информацию о том, какие элементы или их соединения входят в состав анализируемого объекта; количественный анализ позволяет установить количественное содержание компонентов анализируемого объекта).

Эмпирической базой исследования выступила МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (г. Электросталь). Испытуемыми в исследовании стали практический педагог-психолог, педагог-предметник (классный руководитель), а также 25 человек – учащихся 9 «Б» класса (14 юношей и 11 девушек, в т.ч. 8 чел., отнесенных к числу семей группы риска, 4 юношей и 4 девушек).

Положения, выносимые на защиту:

1. Семья выступает социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки общественного поведения, что определяет ее первоочередное значение в развитии подростка.

2. Поведение детей из неблагополучных семей – стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями определенных возрастных социальных норм и правил поведения. Поэтому одним из основных направлений психокоррекционной работы для подростков из неблагополучных семей выступает гармонизация сферы общения и взаимодействия.

3. Реализация социально-психологического тренинга общения в рамках проекта Программы «Второе рождение» позволит преодолеть негативные личностные особенности общения, которые были сформированы у подростков под влиянием неблагополучных семейных условий.

Практическая значимость ВКР заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:

— психологами образовательных учреждений с целью совершенствования и оптимизации психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска»;

— студентами, обучающимися в вузах по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям.

Структура ВКР. Работа состоит из введения; двух глав, по три параграфа каждая; заключения; глоссария; списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе теоретического изучения научной проблемы, отталкиваясь от результатов эмпирического уточнения особенностей психокоррекционной работы с подростками из неблагополучных семей, разработать практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска».

Достижению указанных целей служило решение задач:

— была изучена психология семьи как малой группы, ее сущность, основные понятия и функции, а также проанализированы исследовательские взгляды на семьи «группы риска» и их влияние на детей, воспитывающихся в них;

— была рассмотрена сущность психокоррекционной работы, проводимой с детьми старшего подросткового возраста, уточнено содержание и методика ведения психокоррекционной беседы;

— был составлен план практического исследования и дана характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических данных;

— было изучено содержание психокоррекционной работы педагога-психолога с подростками из благополучных и из неблагополучных семей на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Электросталь и интерпретированы полученные результаты;

— разработаны практические рекомендации по совершенствованию и оптимизации подготовки и ведения социально-психологического тренинга общения, как ведущего инструмента психокоррекционной работы с подростками из семей «группы риска» и представлены руководству школы.

По итогам выполнения работы были получены следующие основные выводы:

Семья является социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки общественного поведения. Семья не только формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которые в значительной мере сохраняются в течение жизни, и оказывает влияние на поведение в каждый определенный период жизни человека. Основными сферами семейного влияния являются быт, дети, интимность и семейное общение.

К категории «семья группы риска» относятся семьи, в которых существует потенциальная угроза, носящая объективный или субъективный характер, вызванная внешними или внутренними условиями и подразумевающая наступление с равной степенью вероятности как благоприятных, так и неблагоприятных последствий для членов этой семьи или общества. Семья может иметь как явные признаки отношения к этой категории, так и внешне выглядеть благополучной, но иметь скрытые проблемы. К основным факторам, способным привести семью в категорию «группы риска» выделяют: медико-биологические факторы, социально-экономические факторы, социально-культурные факторы, демографические факторы, психологические факторы, педагогические факторы.

Поведение детей из неблагополучных семей – стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями определенных возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации. Примеры поведения: срыв занятий, прогулы.

По итогам диагностики удалось установить, что полностью благополучными можно считать только 9 семей опрошенных подростков (36%), остальные 16 семей (64%) в той или иной мере неблагополучны. Некоторые из них неполные (40%), но с сохранным воспитательским потенциалом одного родителя. Некоторые (24%), несмотря на полноту, неблагополучны, поскольку не имеют необходимых воспитательских ресурсов. В связи с полученными результатами была разработана система мероприятий социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.

Реализация программы «Второе рождение» позволила преодолеть те поведенческие нарушения и негативные личностные особенности, которые были сформированы у детей под влиянием неблагополучных семейных условий.

В рамках реализации программы «Второе рождение» реализовывалась социально-педагогическая поддержка неблагополучным семьям, которые числятся в школе №5.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов.

Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой – ребенок и его семья является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Качественный и количественный анализ данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что наиболее действенными методическими инструментами психокоррекции взаимоотношений с одноклассниками у подростков из неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы, является клиническая беседа и социально-психологический тренинг; содержание части упражнений, используемых в социально-психологическом тренинге общения, проводимого с юношами и с девушками, как правило различается, поэтому проводится отдельно.

Таким образом представляется возможным заключить, что задачи, сформулированные в работе решены, гипотезы нашли своё подтверждение по ходу исследования, цель выпускной квалификационной работы достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

Глава 1. Теоретико – методологические аспекты исследования коррекционной работы с детьми подросткового возраста

1.1 Психология семьи, как малой социальной группы: сущность, основные понятия, функции

Семья – уникальный институт взаимодействия людей. У каждого человека свое жизненное пространство – это отношения с такими людьми как: родственники; друзья; соседи [14].

Отношения с самыми близкими из них выстраивают уже непосредственно «дом», «семью», где они живут, – только здесь им хорошо.

Семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, этических норм и традиций, значение которых в современных условиях возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом.

Е.П. Агапов [2] считает, что семья – это мини-группа с четко фиксируемыми интересами и целями, и такими основными задачами как выживание, сохранение, удовлетворение основных потребностей своих членов и обеспечение воспроизводства.

Биосоциальное воспроизводство, как утверждают многие ученые-исследователи семьи, действительно является существенной потребностью общества, поэтому на протяжении всей человеческой истории семья оставалась основным институтом, обеспечивающим этот процесс. Являясь основной ячейкой общества, семья реагирует на все изменения, происходящие в нем.

В настоящее время в психологии семьи существует множество исследований, рассматривающих закономерности и механизмы семейных отношений. Среди самых распространенных направлений следует выделить эволюционализм, функционализм, биологизм, эмпиризм, сциентизм.

Среди представителей эволюционного подхода необходимо, прежде всего, назвать И.Я. Баховена [8], известного своими исследованиями в области реконструкции семейных отношений. И.Я. Баховен и Дж. Ф. Мак-Леннан [21] всецело подчеркивали идею об изменчивости форм брака.

Основателем патриархальной теории является Платон, выдвигавший идеи патриархальности наравне с Аристотелем. Патриархальная теория признавалась главенствующей как в средние века, так и в эпоху Просвещения. Геродот указывал на идею группового брака, подчеркивая факт наличия общности жен у ряда народов. И.Я. Баховеном [8] была выдвинута концепция гетеризма, явившегося предпосылкой для становления индивидуального брака, а также идеи семьи по типу гинекратии – основанной на высоком общественном положении женщин. Дж. Леббоком, И. Колером, М.М. Ковалевским, Л. Штернбергом, Л.Г. Морганом активно поддерживались идеи матриархата, основанные на том, что первичной формой рода служит материнский род, представленный экзогамно-эндогамными отношениями парных союзов, объединенных коллективным хозяйством. Данными учеными в качестве ведущей причины трансформации семейных отношений служит переход от материнского рода к отцовскому, и зарождение моногамной семьи, служащие последствиями замены коллективной собственности частной [47].

Эволюционизм всячески опозиционировал идеям патриархальности, основывался на теории первичного промискуитета, уступившего место материнскому роду. Значительно позже теория экзогамного рода существенно обогатилась идеей дуально-родовой организации, комбинирующей два матрилинейных экзогамных племени. Это предположение основывалось на необходимости вступления в брак женщин и мужчин разных родов – т.е. двух половин фратрий. Таким образом, согласно эволюционистскому подходу, происходило прогрессивное развитие семейных отношений – от низших форм к высшим; семейные отношения были социально обусловлены, исторически предопределены и репрезентированы в системе семьи. В этой связи психолог А. Гуггенбюль-Крейг [20] брак рассматривал как своеобразное архетипическое начало, фундаментального по социальным и личным проблемам, которые свойственны браку.

В рамках функционального подхода семейные отношения рассматриваются как производные от семейного образа жизни и семейного уклада, детерминированные социокультурными семейными функциями, и выстраивающимися в контексте социокультурных ролей, опосредованных браком, родством и родительством. Э. Дюркгейм [25], являясь основоположником структурно – функционалистского направления, акцентировал внимание на поисках научно обоснованных механизмов сплочения семьи, ролью членов семьи в семейной жизни. Теория функционализма основана на признании брачных отношений лишь при появлении детей. Данный подход признавал табу в качестве средства функциональной интеграции отношений семьи; указывал на добровольность брака как важнейшее условие его стабильности; подчеркивал солидарность в аспекте снижения количества членов современной семьи.

С позиций функционального подхода подчеркивается феномен перехода от семьи, следующей социокультурным предписаниям, к семье, основанной на межличностных предпочтениях. Э. Берджессом [10] использовалась в этой связи следующая трактовка: переход от «семьи – института» к «семье – товариществу» (супружеству – партнерству). В отечественной психологии данная терминология описывается в качестве перестройки ведущих мотивов заключения брака (А.И. Антонов [5]). Ключевым элементом функционального подхода служит проблема ответственности, рассматривающаяся во внутрисемейных и общественных отношениях. Динамика семейных отношений определяется с точки зрения существующей меры ответственности.

Исторические предпосылки зарождения этологического подхода восходят к исследованиям Ч. Дарвина, и акцентировании на инстинктивных основах поведения человека. Представители этологического подхода не признают промискуитет в качестве изначальной формы брачных отношений, поскольку считают, что он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей, а также родительскому инстинкту. Согласно этологам, все существующие формы брачно-семейных отношений характеризуются естественность и изменчивостью – групповой брак; полигиния (один мужчина и несколько женщин); полиандрия (одна женщина и несколько мужчин); моногамия (пожизненная либо развод). С позиций биологической точки зрения, брачная система является видовым признаком, константой, а с этологической точки зрения все существующее многообразие брачно-семейных отношений удивительно, поскольку изначальная моногамность сменилась групповыми формами брака с заботой о пра- мужчинах и пра- женщинах. Первоначально отмечается достаточная пролонгированность сосуществования программ моногамных и групповых браков, детерминированных впоследствии изменениями условий жизни, и соответствующим выбором моногамных либо полигамных союзов [49].

В целом в рамках этологического подхода обнаруживается дифференциация биологических мотивов брачного поведения у разных полов, раскрываются инверсии доминирования в брачных отношениях, отмечается гиперсексуальность человека.

Эмпирический подход основывается на рассмотрении семьи как социальной группы, характеризующейся собственной историей возникновения, функционирования и распада, выстраивании семейных отношений, основанных на эмоциональной близости членов семьи, их потребностях и влечениях. Основоположником подхода является Ф. Ле Пле, выдвигавшего идею о спонтанной устойчивости семьи при смене поколений в результате наличия склонности к сплоченности и солидарности. Ученым семейный бюджет рассматривался как количественное выражение многообразие внутрисемейного функционирования семейной микросреды, обусловленной структурными изменениями отношений, ориентированных на воспитание потомства [15].

Сторонниками сциентистского подхода – У. Джеймсом, Ч. Кули, У. Томасом, Ж. Пиаже, З. Фрейдом и др. семейные отношения рассматриваются в неразрывной связи общества и личности. Ключевыми аспектами теории сциентистской социально-психологической направленности являются: значимый характер межличностных семейных отношений; семья как единство взаимодействующих личностей.

Теория социального обмена [9] является направлением, основанным на теории взаимозависимости Тибо и Келли [27]. Левинджер [30] использовал теорию социального обмена в контексте брачных отношений. Согласно его утверждению, успешность брака обусловлена следующими факторами:

— оценкой индивидом аспектов отношений, рассматриваемых в качестве вознаграждения (эмоциональное спокойствие, сексуальное удовлетворение, социальный статус);

— факторы, препятствующие разрыву отношений (финансовые обстоятельства, социальные/религиозные обязательства);

— наличие внебрачной альтернативы (более предпочтительные партнеры) [30].

Данная концепция основывается на приоритете привлекательности сторон брачных отношений, наличием альтернатив. Взяв за основу подобные идеи, Льюис и Спениер [7] выдвинули типологию обмена в брачных отношениях, ведущей идеей которой являются удовлетворенность и стабильность брака как ортогональные оси. Теории социального обмена оперируют такими понятиями, как удовлетворительные и стабильные, неудовлетворительные и нестабильные браки, основываясь на расположении супругов в определенном квадранте. Так, неудовлетворенные стабильные супружеские пары – это партнеры, характеризующиеся слабой выраженностью привлекательности брака с одновременным запретительно высоким уровнем препятствий на пути к разводу. Удовлетворенные нестабильные пары – это семейные пары, с адекватно выраженными привлекательными сторонами брака и слабо выраженными препятствиями к расторжению брака [7].

Теория социального обмена, таким образом, акцентирована на внутриличностных аспектах, в данной теории удовлетворенность браком является результатом индивидуальной оценки привлекательных сторон брака и альтернатив браку с позиции аспектов восприятия как детерминантах исхода брака.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы