Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности каллиграфической работы в 1/2 классе» (смотря какой дадут на практике)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ 7
1.1 Сущность понятия “каллиграфия” и историко-педагогический аспект методики обучения каллиграфии 7
1.2 Психофизиологические особенности обучения письму младших школьников 13
Выводы к главе 1 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Требования к организации каллиграфической работы в начальных классах 22
2.2 Анализ типичных каллиграфических и графических ошибок 31
Выводы к главе 2 38
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ 39
3.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 39
3.2 Ход исследовательской работы 46
3.3 Результаты и рекомендации 53
Выводы к главе 3 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Введение:
Письменное слово — выдающееся достояние человечества, великое достижение каждого народа и каждого человека, овладевшего им. Оно используется во всех областях человеческой деятельности: в организации производства, в науке, в культуре, в массовой информации и коммуникации, в международных политических отношениях, в воспитательной работе. Историки отмечают, что письменность — это переходящая память поколений, сохраняющая информацию о событиях и действиях веков и тысячелетий прошлого.
Письменность — мощный фактор ускорения человеческого развития. Она играет важную роль в создании и сохранении духовных ценностей, а через них реализуются материальные. Письменность имеет международный характер. Она продолжает и развивает то, что создали другие. Как было в древние времена, так есть и сегодня. Письменность — это не врожденное, а социальное явление, человеческое изобретение, которым пользовались и пользуются все. В действующей школьной программе особое внимание уделяется письму как цели и важному средству изучения родного языка.
Актуальность работы. К сожалению, сегодня у детей младшего школьного возраста всё чаще возникают трудности, связанные с формированием каллиграфического письма. Это связано с тем, что последние десятилетия большая часть детей, поступающих в школу, чаще всего проводят время за аудиовизуальными устройствами (телевизор, компьютер, телефон и т.д.). В связи с чем у таких детей плохо развита мелкая моторика рук, а значит, рука совершенно не готова к письму.
Благодаря искусству каллиграфии дети будут лучше контролировать движения мышц и развивать пространственное восприятие. Она учит как дисциплине, так и творчеству, поскольку эти уроки можно сравнить с рисованием, где рука — это инструмент, а написанное слово — отголосок разума. Сам шрифт является отражением нации и ее традиций, поскольку шрифты и стили меняются с каждой эпохой.
Ученые считают письмо самым трудным заданием для детей. Положение пальцев, ладони, ручки, движение запястья в воздухе и на бумаге — все это не только тренирует мышцы и нервы руки, но и задействует все части тела: пальцы, спину, даже ноги. Принцип практики каллиграфии схож с пальчиковой гимнастикой в том, что она приводит в движение суставы. Все это работает на развитие мышц тела и стимулирует мозг и воображение.
Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества обучения письму у младших школьников, которое является одним из важнейших элементов начального образования. Одной из основных задач педагога начальной школы является формирование у детей интереса к учебному процессу, в том числе и к учению писать красиво и читаемо. В связи с этим, целесообразно проведение исследования, направленного на раскрытие мотивационного момента, создание ситуаций необходимости образцового письма и использование различных приемов для формирования каллиграфических навыков у младших школьников. Также важно выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения письму для каждого ребенка в конкретном классе, используя индивидуальный подход.
Выработка каллиграфических навыков происходит в процессе длительной коррекционной работы. Коррекция почерка и выработка каллиграфических навыков изучалась многими современными исследователями. Среди таких исследований можно выделить труды Л.Я. Желтовской, М.М. Безруких, Л.Р. Зиндер, Н.Г. Агарковой, С.П. Ефимова и пр.
Объектом работы является процесс совершенствования каллиграфических умений младших школьников. Предмет исследования — методические приемы, способствующие совершенствованию каллиграфических умений учащихся второго класса.
Гипотеза: процесс совершенствования каллиграфических умений второклассников будет эффективен при соблюдении следующих условий:
1) необходимо знать и учитывать в своей работе психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, а также соблюдать гигиенические требования организации работы по совершенствованию каллиграфических умений;
2) необходимо систематически использовать в своей работе комплекс заданий и упражнений, способствующий совершенствованию каллиграфических умений младших школьников на уроках русского языка;
3) необходимо овладеть способами предупреждения и исправления графических и каллиграфических ошибок детей.
Цель данного исследования — разработать комплекс заданий и упражнений, способствующих совершенствованию каллиграфических умений младших школьников на уроках русского языка во втором классе и экспериментально обосновать их.
Цель, объект и предмет исследования определяют ряд его основных задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) изучить психофизиологические и гигиенические основы овладения каллиграфическими умениями младшими школьниками;
3) выделить основные требования к организации работы по каллиграфии в современной школе;
4) проанализировать типичные каллиграфические и графические ошибки и пути их предупреждения;
5) разработать комплекс заданий и упражнений по совершенствованию каллиграфических умений учащихся второго класса;
6) описать опытно-экспериментальную работу по совершенствованию каллиграфических умений второклассников;
7) составить методические рекомендации по результатам проведённой работы.
Для осуществления цели работы, проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение материалов учебно-методической литературы;
• Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
• Статистические: качественные и количественные методы обработки данных.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе школы МОУ «Лицей г. Дедовск».
Заключение:
Проведенный нами анализ проблемы формирования каллиграфических навыков у младших школьников показал, что данная проблема является актуальной и важной в современном обучении письму. На основе изучения психофизиологических и возрастных особенностей формирования графических навыков письма, а также эффективных методов обучения каллиграфии, мы выдвинули гипотезу о значимости соблюдения и учета этих особенностей.
Для подтверждения данной гипотезы была проведена опытно-экспериментальная деятельность, в ходе которой были применены различные педагогические принципы, методы и приемы обучения каллиграфии. Были выбраны эффективные приемы обучения на уроках письма и проведен анализ графических ошибок, допущенных детьми при письме.
Анализ существующих теоретических источников позволяет утверждать, что строгое соблюдение организационных и гигиенических требований необходимо для успешного формирования навыков письма. Эти требования включают в себя правильную посадку за письменным столом, правильное положение ручки в руке, а также размещение тетради на плоскости стола и ее продвижение во время письма. Соблюдение этих требований обеспечивает не только эффективность обучения, но и работоспособность учащихся во время уроков.
При формировании каллиграфических навыков у младших школьников необходимо учитывать все аспекты проблемы формирования навыков письма. Одним из важных аспектов является организационно-гигиенический аспект, который включает в себя организацию рабочего места и правильное положение тела во время письма. Нарушение этих правил может привести к нарушению здоровья и психоэмоционального состояния учащихся, а также к снижению эффективности обучения. Поэтому при формировании каллиграфических навыков учитель должен обращать внимание на все аспекты проблемы и обеспечивать соблюдение не только правильной техники письма, но и организационно-гигиенических требований.
Анализ данных показывает, что после проведения эксперимента уровень сформированности каллиграфических навыков значительно повысился.
Проведенный эксперимент показал, что учащиеся 2 «А» класса демонстрируют улучшение результатов в сформированности каллиграфических навыков.
Результаты нашего исследования могут быть полезны для разработки более эффективных методов обучения каллиграфии и повышения эффективности обучения письму в целом. Гипотеза была подтверждена и цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1 Сущность понятия “каллиграфия” и историко-педагогический аспект методики обучения каллиграфии
Качество формирования общеучебных навыков и умений, уровень владения учащимися устной речью и развитие у ребёнка развёрнутого устного высказывания напрямую зависят от того, в какой степени дети овладевают процессом письма [45, с. 291].
Методы создаются методологическими системами и основываются на логике процесса обучения; приемы — это элементы методов, средства, с помощью которых они реализуются, и являются отдельными познавательными актами [48, с. 32]. Специфика каждого метода обеспечивается его основными приемами.
По мнению Н. Агарковой, М. Вашуленко, О. Желтовской, Г. Костюка, И. Кирея, М. Кучинского, О. Прищепы, К. Соколовой, В. Труновой, М. Чабаевской и других важными являются вопросы эффективных методов обучения, соотношения обучения и метода, роли различных методов в обеспечении качественного письма учащихся.
Актуальность проблемы определяет, что качество формирования навыков письма учащихся начальной школы зависит от правильного знания методов обучения и их особенностей, взаимосвязей и категориальной структуры [56, с. 225]. Ориентация системы методов и приемов обучения письму позволяет сделать соответствующий выбор с учетом целей учебной программы, характера содержания учебного материала, а также уровня знаний и умений учащихся.
Для лучшего понимания приёмов формирования навыка каллиграфического письма вопрос методических подходов к его изучению рассмотрен в данном параграфе в его историческом аспекте.
Сам термин «каллиграфия» происходит от греческих слов «красота» (kallos) и «письмо» (graphein) [54, с. 317]. Он подразумевает точное знание правильной формы букв — условных символов, которые могут использоваться для передачи речи на письме, — и умение упорядочить и соразмерить их части таким образом, чтобы опытный и знающий глаз распознал такую композицию как произведение искусства.
Часто считается, что процесс печати положил конец традиции рукописей. Это не совсем так: например, большинство сохранившихся рукописных книг относятся к периоду после появления книгопечатания [37, с. 125]. Более того, некоторые виды публикаций, такие как ноты, научные нотации и другие профессиональные или нишевые работы, продолжали переписываться от руки вплоть до XIX века. Таким образом, хотя рукописные книги не могли быть воспроизведены в большом количестве или полностью унифицированы, они все же пережили введение печати. Печать и рукопись начали влиять друг на друга: современная реклама, например, продолжала внедряться в каллиграфию, и со временем многие каллиграфы разработали дизайны шрифтов, перенесённые в электронный вариант [6, с. 70].
Развитие каллиграфических техник в России тесно связано с историей письма, на которую, в свою очередь, повлияли этапы социально-исторического развития, расширение и усложнение потребности людей в общении, достижения науки, человеческой техники и культурного прогресса, оказавшие огромное влияние на выбор инструментов, материалов и способов письма [51, с. 86]. В древние времена люди записывали свои идеи, чтобы передать их, вырезая их на камне, металле, глине и дереве. Позже появились мягкие материалы: папирус, пергамент, холст, бумага; новые письменные принадлежности: тростниковые палочки, кисти, перья, ручки и, наконец, карандаши и шариковые ручки.
Шрифты были упрощены только при Петре I. На тот момент начали использовать общеевропейскую письменность на основе латинского алфавита. Однако обучение письму как предмет появилось только после некоторого времени и было включено в цикл художественных произведений. Учителя каллиграфии также обучали рисованию, и очень важным было писать быстро и красиво. В середине XIX века было издано несколько пособий по обучению скорописи, таких как «Скоропись» Половцевой, «Учебник скорописи» Ходоровского и «Уроки скорописи» Баранцевича. Кроме того, П.Е. Градобоев выпустил книгу образцов деловых писем, таких как сообщения, счета, квитанции, чеки и другие.
Методическое наследие было накоплено трудами дореволюционных методистов, например, П.Е. Градобоева («Руководство к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц, а также и для тех лиц, которые желали бы без помощи учителя исправить свой дурной почерк», Москва, 1871). Это методическое наследие включало в себя различные подходы к обучению, от метода подражания до использования специальных упражнений и техник для улучшения почерка. Большинство методистов придерживались идеи, что красивый почерк был не только важным элементом грамотности, но и отражал образ мышления и личности писателя.
Растущая потребность общества в письме, ведении записей и развитии различных видов деловой переписки требовала дальнейшего упрощения шрифтов для ускорения и увеличения объема производственных записей. Шрифт, созданный Петром I, уже не мог удовлетворить потребности общества в скорости. Необходимо было изменить не только его, но и метод обучения письму, который был отделен от обучения чтению. Буквы были рассортированы в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму стало механическое повторение бесчисленных упражнений по написанию букв, слов и предложений. Появились различные методики обучения письму.