Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности изучения жанра утопия и антиутопия В СТАРШИХ КЛАССАХ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности жанров утопии и антиутопии………………………..6
1.1 Утопия и антиутопия. Проблемы жанровой дефинации………………..6
1.2 Характеристика жанра антиутопии. 12
1.3 Антиутопия в русской художественной литературе……………………16
Глава 2. Классические произведения
жанров утопии и антиутопии и специфика их изучения в старших классах………………………………….22
2.1. Изучение особенностей жанров…………………………………….……22
2.2. Известные утопические и антиутопические произведения……………27
451 градус по Фаренгейту, 1984, Замятин – Мы……………………………27
Глава 3. Методическое использование экранизаций произведений утопии и антиутопии
в учебном процессе. 46
3.1 Литературная гостиная в библиотеке. Рэй Брэдбери «451
градус по Фаренгейту»……………………………………………………………………46
3.2 Конспект урока внеклассного
чтения по литературе в старших классах. 58
3.3 Разработка уроков по внеклассному
чтению по роману Евгения Замятина «Мы» 64
Заключение. 74
Литература. 78
Введение:
“Антиутопия”
является относительно новым жанром, как для литературы, так и для
кинематографа, расцвет которой пришелся на начало XX века. Переход от
счастливой утопии к более мрачному, негативно-окрашенному прообразу обусловлено
Первой мировой войной и политикой тоталитаризма некоторых стран[1].
Люди
видели все трагические последствия политических решений государственных
аппаратов, постепенно теряя веру в то, что идея идеального общества
осуществима.
К
классическим антиутопическим литературным произведениям относятся романы: Е.
Замятина “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”, Дж. Оруэлла “1984”, Р. Брэдбери
“451` по Фаренгейту.
В
каждом из перечисленных романов описывается тоталитарное общество, подавляющее
любое инакомыслие и духовное развитие человека в пользу механизированной,
бездумной общности.
Антиутопический
кинематограф развивается параллельно с литературой — в 1930-х годах и одним из
первых представителей кино этого жанра является “Метрополис” Фрица Ланга,
снятый в 1927 году.
По
канонам жанра, “Метрополис” демонстрирует разделенное общество (элиту и рабочих
из нижней части города), которое подчинено единому аппарату. А также восстание,
казалось, безликой массы, которая отреклась от мысли счастливого подчинения в
пользу самостоятельного выбора.
Актуальность исследования
Произведения
жанра антиутопии традиционно изучаются с литературной и философской точки
зрения. Однако в связи с возрастающим интересом кинематографов к данному жанру
и быстрому росту производства кинокартин-антиутопий становится наиболее актуальным
изучение изменения жанра антиутопии в кинематографии как социально-культурного
феномена. Все чаще исследователи изучают кинокартины-антиутопии с
использованием синтеза как литературоведческих, так и кинематографических
подходов
Антиутопия
является предметом исследования в работах следующих ученых: Х. Гюнтера, В.И Филатова,
М.С. Эверстова, А.В. Кузнецовой, О.И. Половинкиной,
И.Д. Тузовского, З.И. Плех, С.Г. Шишкиной, и др.
Целью данной работы является анализ
специфики изучения жанра утопии и антиутопии в старших классах.
В
связи с этим, были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть особенности
жанров утопии и антиутопии.
2.Проанализировать
классические произведения жанров утопии и антиутопии и специфику их изучения в
старших классах.
3.Разработать методические рекомендации по
использованию экранизаций произведений утопии и антиутопии в учебном процессе.
При
написании ВКР использовались следующие методы:
системно-целостный, структурный, историко-сравнительный, философско-искусствоведческий.
Объект исследования: жанр утопии и
антиутопии.
Предмет исследования: специфика изучения жанра утопии и антиутопии в старших
классах
ВКР состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованных источников. [1] Тузовский, И. Д. Светлое завтра?
Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / И. Д. Тузовский –Челябинск.
2009. – 312 с.
Заключение:
Антиутопия стала на рубеже веков одним из
самых популярных жанров массовой культуры. Этот интерес к жанру не мог бы
возникнуть без глубоких открытий, сделанных в классических образцах жанра.
Благодаря литературным произведениям кинематографисты помогли читателям и
зрителям осознать всю трагическую сложность взаимоотношений свободолюбивого
мыслящего человека и тоталитарного общества. Подобно тургеневским персонажам,
герои антиутопических произведений проходят свои испытания любовью — и не всем
удается сохранить в себе человечность. Есть ли в том их вина или беда? Каждый
художник отвечает на это по-разному.
Целью
ВКР стал анализ специфики изучения жанра утопии и антиутопии в старших классах.
Объектом
исследования стал: жанр утопии и антиутопии
Предметом исследования: специфика
изучения жанра утопии и антиутопии в старших классах.
В первой главе
рассмотрены особенности жанров утопии и антиутопии.
Несмотря
на многочисленные произведения, относящиеся к жанру «утопия», они больше похожи
на политические трактаты, в которых авторы описывают свои представления о том,
как должно функционировать государство, как, например, в упомянутых выше Море и
Кампанелле. В этих произведениях отсутствует художественная часть: метафоры,
сравнения и прочие обороты.
Появление
антиутопии оправдывается разочарованием в современности, утратой веры в
идеальное состояние и осознанием того, что в реалиях настоящего построение
такого состояния невозможно.
Современная научная
фантастика широко использует изображения, основанные на научных гипотезах и
концепциях, известных со времен классической эпохи художественной литературы, а
также полученные из достижений науки на современном этапе. Как и любой другой вид
литературы, научная фантастика неоднородна и содержит множество различных
идеологических, тематических и стилистических направлений.
Русскую
фантастику невозможно представить без произведения Е. Замятина «Мы», которое
является образцом для всего «антиутопического» жанра. Роман начинается с
описания идеального государства, в котором царит равенство и все счастливы —
это описание принадлежит одному из персонажей романа D 503.
Тема
социального угнетения в условно определяемом тоталитарном обществе освещена не
только в романе Э. Замятина «Мы». Другой пример этой антиутопической
действительности — произведение А. Н. и Б. Н. Стругацких «Хищники века».
У
Т. Толстой свое представление о традиционной антиутопии, которое не следует ее
строгим правилам, а меняет его под свое творчество. Антиутопия подразумевает
антитрадиционализм построения общества с нуля в романе «Кысь».
Во второй главе
рассмотрены классические произведения утопии и антиутопии и специфика их
изучения в старших классах.
В основе утопии лежит религиозно-мифологическая
идея о Земле Обетованной. Жанр зародился ещё в эпоху Возрождения, название ему
дала одноименная книга Томаса Мора, английского гуманиста и политика, вышедшая
в 1516 году. Действие книги происходит на фантастическом острове Утопия, где
нет частной собственности, труд — всеобщая обязанность, а распределение благ
происходит по потребностям граждан. Создавая книгу, Мор частично опирался на
диалог Платона «Государство».
Наиболее активное включение утопических и
антиутопических произведений в школьный курс происходит в начале XXI века.
Целями изучения литературы в старших классах становятся «освоение текстов
художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе». Утопия, как
литературный жанр, предполагает развернутое описание общественной,
государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается
идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.
Художественные средства,
наиболее часто встречающиеся в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»,
выполняют определённую экспрессивную, эмоциональную функцию и помогают автору с
помощью вербальных средств полноценно создать художественную картину
произведения. Наиболее часто встречаются метафоры, которые передают внутреннее,
психическое состояние героев. Большое разнообразие и многочисленность
представляют интертекстуальные отсылки к роману и аллюзии. Помимо этого,
периодически встречаются сравнения, антропоморфизмы, функциональные свойства
которых заключаются в передаче описательной и экспрессивной информации для
создания художественных образов и отражения авторского отношения. На уроках
литературы в старших классах, изучая художественные приемы, роман может быть
самым ярким примером.
Роман Джорджа Оруэлла «1984» раскрывает перед читателем вопрос, как же все-таки сохранить в себе человека, в каком бы обществе мы ни
находились?
На уроках литературы в старших
классах, анализируя роман Замятина «Мы», дети изучат текст, в ходе которого
рассматриваются понятия «утопия», «антиутопия», тема, идея, особенности системы
образов романа. Будет раскрыта главная мысль, что утопические романы и повести
всегда играли большую роль в истории, так как служили одной из форм осознания и
оценки образа будущего. В третьей главе нами были рассмотрены
различные методические подходы в изучении произведений антиутопии.
Целью литературной гостиной стало изучение истории создания, интересные факты о
романе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Евгений Замятин, роман-антиутопия «Мы» также проанализирован в
виде уроков внеклассного чтения, где школьники узнают о творческой судьбе
писателя; смогут раскрыть оригинальность своего ума, бескомпромиссную мораль,
будут иметь общее представление о романе-антиутопии «Мы», постараются разобраться
в проблемах романа, углубят понимание жанра антиутопии, определят гуманистическую
направленность творчества писателя в общечеловеческих ценностях.
Также в этой главе разработан конспект урока внеклассного чтения на тему «Антиутопии XX и XXI века.
Молодежная антиутопия». Целью урока стало определение понятия такой идеи,
как утопии, антиутопии, рассмотрены проблемы романов-антиутопий на примере
романов «Мы» Э. Замятина, «1984» Д. Оруэлла, «Голодные игры» С. Коллинза и
художественного фильма «Равновесие».
Таким образом, были выполнены все поставленные задачи в ВКР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности жанров утопии и антиутопии
1.1 Утопия и антиутопия. Проблемы жанровой дефинации
Сегодня
антиутопия не только выделилась в отдельный жанр, но и прочно вошла в
литературные произведения. Популярность антиутопии объясняется тем, что она
ближе к реальности и вызывает больший резонанс у читателей. Сейчас считается,
что гендерная утопия заменяется антиутопией. Поэтому, по мнению К.Е. Разлогова:
«Антиутопия как бы побеждает утопию не только в реальной жизни, но и на экране.
Единственная надежда — это адаптации видеоигр, которые предлагают счастливый
конец, но в версии, предложенной Бертольдом Брехтом в «Хорошем человеке из
Сезуана»: «Плохой финал отвергается заранее, он должен, должен, должен быть
хорошим». [1]
Первые
представления об утопии восходят к древним легендам о «золотом веке» и «земном
рае». В XV-XVIII веках, во время великих географических открытий, люди имели
представление об «островах блаженных». В это определение входят не только
произведения Моры, но и «Город Солнца» Т. Кампанеллы и «Новая Атлантида» Ф.
Бэкона.
В
более поздний период — 17-19 вв. При описании утопии они стали акцентировать
внимание на социальной составляющей, например, на идеалах социальной
справедливости (описанных в работах Мабли, Морелли, Сен-Симона и др.) Или теме
вечного мира (в работах Круза, Канта, Малиновского).[2]
Тема
утопии напрямую зависела от социальной системы и имела несколько направлений.
Приведенные выше примеры — лишь некоторые из множества утопических идей.
Поэтому, помимо утопического социализма, существуют:[3]
—
Рабская утопия Платона;
—
феодально-теократическая утопия Жоакима да Флоры;
—
буржуазная и мелкобуржуазная утопия, описанная Э. Беллами в «Оглядываясь
назад»;
—
технократические утопии (власть в обществе принадлежит научно-техническим
специалистам);
—
анархические утопии. [4]
Помимо
построения общества в целом, некоторые утопии сосредоточены на конкретных
вопросах, таких как педагогические и научно-технические утопии.[5]
Несмотря
на многочисленные работы, относящиеся к жанру «утопия», они больше похожи на
политические договоры, в которых авторы описывают свои представления о том, как
должно функционировать государство, как, например, в упомянутых выше Море и
Кампанелле.[6]
В
этих произведениях нет художественной составляющей: метафоры, сравнения и
прочие повороты.
По
мнению исследователя Т.А.Каракана, появление антиутопии оправдано
разочарованием в современности, утратой веры в идеальное государство и
пониманием того, что в нынешних реалиях построение такого состояния невозможно.[7]
В
то же время Г. Морсон рассматривает антиутопию как своеобразную пародию на
оригинальный жанр — утопию, поскольку антиутопия не имеет ярко выраженных
отличительных черт, позволяющих говорить о ней как о отдельном жанре. Свою
точку зрения Г. Морсон подтверждает следующим примером: «Записки из подполья»
Ф.М.Достоевского — пародия на Н.Г. Чернышевский "Что делать?"[8] [1] Разлогов, К.Э. Утопия и антиутопия
в мировом кинематографе // Международный журнал исследований культуры. 2012. №4
(9). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-antiutopiya-v-mirovom-kinematografe
(дата обращения: 05.02.2021). [2][2] Айс де Трейн. Об Антиутопии.URL: Режим доступа: http://dugward.ru/publ/s12.html(Дата обращения 01.02.2021) [3]
Бартов, А. «Новояз» в
литературе и в жизни // Нева. 2009. № 3 URL: http://magazines.russ.ru/neva/2009/3/ba11.html [4] Сокотун, Ю. Типология утопий:
поиск оснований // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.
И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2011. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-utopiy-poisk-osnovaniy (дата обращения:
05.02.2021). [5]Голышев, В. Все, что надо сказать,
должно быть сказано ясно // Коммерсант. 2014. 6 июня. [6]
Мор Томас Утопия; Студия АРДИС — Москва, 2012.
— 547 c. [7]
Русская литературная утопия; Издательство МГУ —
Москва, 1986. — 320 c. [8]
Утопия и утопическое мышление; Прогресс — Москва,
1991. — 405 c.