Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности использования технологии ТРИЗ для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1.
Теоретический анализ проблемы развития творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста. 6
1.2.
Современные технологии развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста. 13
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 19
2.1
Организация практической работы по использованию технологии ТРИЗ для развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2.
Методические рекомендации для воспитателей по использованию технологии ТРИЗ
для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 49
Введение:
Проблема развития
творческого воображения дошкольников является актуальной в современном
образовании. Воображение выступает как важнейшая сторона для осуществления
детского творчества, что подтверждается современными исследователями по
психологии и педагогики, которые указывает на его важность в познавательном
развитии ребенка.
При этом развитие
современного общества обуславливает необходимость того, чтобы каждый индивид
был сформирован как творчески активная личность, которая сможет эффективно и
нестандартно решать различные жизненные вопросы, опираясь на свои способности и
навыки. Это, в свою очередь, определяет, что уже в дошкольном возрасте
необходимо заботиться о развитии творческого потенциала детей.
В Федеральном
государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) так же
представляет направление развития творческого воображения детей на этапе
старшего дошкольного возраста представлено как одно из социально-нормативных
требований к развитию личности ребенка (пункт 5 статьи 5, пункт 22 статьи 34,
указывающие на необходимость развития творческого потенциала детей). При этом в
ФГОС ДО отмечено, что среди направлений по развитию творческого воображения в
старшем дошкольном возрасте выделяется продуктивная деятельность [1].
Современные дошкольные
учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических,
личностно-ориентированных подходов к образованию. Для этого разработаны
комплексные программы воспитания и обучения дошкольников. Одной из них является
программа «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева)
в области познавательной деятельности, которая предусматривает организацию
работы по развитию творческого воображения дошкольников [29]. В основе такой
работы — реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, основанного
на любви и уважении к ребенку, предполагает обращение к ее внутреннему миру,
опору на силы, внутренний потенциал, развитие творческой личности.
В этом помогает
использование приемов и методов современных технологий (игровые, компьютерные,
информационные, проектные и др.). Одной из эффективных технологий выступает ТРИЗ
(Теории решения изобретательских задач), которая позволяет перевести
иллюстративный вид обучения в деятельностный, тем самым побуждая дошкольников к
самостоятельному поиску решения задач [27].
Наибольший
вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Р. Арнхейм, Выготский
Л.С., Дьяченко О.М., Т. Рибо, Ж. Пиаже и др.
Указанные исследователи являются представителями нескольких подходов к
изучению воображения как познавательного процесса. Ж. Пиаже придерживался
мнения, что генезис творческих процессов опирается
Заключение:
Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым
компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста
обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического
развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн.
Многие педагоги современности З.И. Теплова, А. В. Шестакова, Д. И. Воробьева,
Л. В. Костина, Т. Н. Доронова.
Воображение — это
способность создавать визуальные образы в глазах разума, что позволяет нам
исследовать всевозможные образы и идеи, не ограничиваясь физическим миром.
Именно так дети начинают развивать навыки решения проблем, открывая новые
возможности, новые способы видения и существования, которые развивают важные
способности в критическом мышлении, которые помогут ребенку на протяжении всей
жизни. Когда дети используют свое воображение в игре, они развивают важные
психологические и эмоциональные способности, которые помогают им понять мир, в
котором они живут, и их отношение к нему; они учатся решать проблемы, создавать
новые возможности, даже менять мир.
Существенная особенность,
которая отличает творческое воображение от
других форм умственной деятельности, состоит в том, что он не повторяет
комбинации накопленных впечатлений, а создает из них новую серию впечатлений.
Самой основой деятельности, которую мы называем воображением, является введение
чего-то нового в поток наших впечатлений, преобразование этих впечатлений таким
образом, что возникает что-то новое, образ, который ранее не существовал.
Проблема воображения была поэтому неразрешимой для ассоциативной психологии,
поскольку она представляла всю деятельность как комбинацию элементов и образов,
которые уже присутствуют в сознании. Таким образом, приведение воображения к
другим психическим функциям послужило основой для психологической теории
воображения.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретический анализ проблемы развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение представляет собой универсальную способность, которая
присуща человеку и занимает важное место в психической деятельности детей. В
процессе отражения окружающей действительности человек вместе с восприятием
всего, что оказывает на него воздействие в конкретный момент, либо же в
процессе зрительного представления того, что воздействовало на него ранее,
создает новые образы. Тем самым воображение становится важным элементом
творческой деятельности, которая выражается в построении образа продуктов
труда, что определяет выделение творческого воображения [25].
Творческое воображение является активным и целеустремленным
оперированием наглядными представлениями для поиска путей удовлетворения
потребностей. Главная отличительная особенность творческого воображения
заключается в том, что объект создаваемого образа отсутствует в реальной
действительности, позволяя тем самым формировать нечто новое. Помимо этого,
создание образа может стимулироваться не только потребностями индивида, но
также и интересами общества, и уровнем его развития. В связи с этим творческое
воображение может отражаться во всех видах искусства, изобретениях в сфере
науки и техники.
Таким образом,
воображение представляет собой высшую психическую функцию, отражающую
действительность. Основная задача воображения заключается в представлении
ожидаемого результата до его осуществления. При помощи воображения происходит
формирование образа, который никогда не существовал или не существует в данный