Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Теория и методика преподавания русского языка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности групповой и индивидуальной работы на уроках русского языка в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 4

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 7

1.1
Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста  7

1.2
Индивидуальная работа и ее особенности. 12

1.3
Групповая работа и ее особенности. 16

2.
ДИАГНОСТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ДЕДИНОВСКОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ. 22

2.1
Анализ и соотношение реализации групповой и индивидуальной работы на уроках
русского языка в Дединовской школе-интернат. 22

2.2
Основные проблемы реализации групповой и индивидуальной работы на урока
русского языка. 28

3.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРУППОВОВЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. 32

3.1
Методические рекомендации работы в группах на уроках русского языка  32

3.2
Методические рекомендации по индивидуальной работе на уроках русского языка. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

Приложение
1. 47

Приложение
2. 49

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время система
образования интенсивно модернизируют не только содержание учебного материала,
но также обновляет методическую базу организации взаимодействия учащихся, а
также учащихся и учителя. Данные изменения лежат в основе федерального
образовательного стандарта (далее ФГОС), учитывающий системно-деятельностный
подход. Аспекты данного подхода, не только подразумевают учет индивидуальных
способностей, личных достижений молодого поколения в учебной деятельности, но и
развитие учащегося при работе в различных детских объединениях на уроках,
некоторые из которых называют парные или же групповые работы.

Основной задачей педагога является
всестороннее развитие личности ребенка. При этом важна заинтересованность
учащегося, так как именно она способствует более эффективному обучению и
формированию познавательного интереса. На сегодняшний день существует множество
форм и методов обучения, использование которых позволяет реализовать и обиться
поставленной задачи. Стоит отметить, что в обучении ребенка важно использовать
различные подходы, при этом групповые и индивидуальные работы в своей
совокупности применения являются важным инструментом получения не только
знаний, но и познавательного интереса, а также повышения общего уровня
развития.

Таким образом, актуальность темы
нашего исследования обуславливается тем, что обучение в общеобразовательных
учреждениях направлено не только на усвоение предметных знаний, умений и
навыков (далее ЗУН), но также и развитие творческих способностей приобретения
навыков межличностных отношений, умение работать в команде, которое может быть
обеспечено направленным воздействием со стороны педагога путем реализации
различных методов взаимодействия с учащимися.

Степень
изученности темы исследования. Эффективность
использования групповых и индивидуальных форм работы доказывались в
многочисленных трудах педагогов, методистов. Так, основными вопросами форм
организации взаимодействия занимался В.К. Дьяченко. Обобщенный опыт по анализу
некоторых определений групповой работы занимались Э.Г. Азимов, А.Н. Щуки, С.Ю.
Тюмина и др. Рассмотрению вопросов особенностей, признаков работы в группах
были посвящены исследования В.К. Дьяченко, Г.А. Цукерман, П.Г. Блинов и др.
Стоит отметить, что процесс организации групповой и индивидуальной работы
рассматривается достаточно детально тщательно современными исследованиями,
учеными, методистами и педагогами.

Объект
исследования – процесс взаимодействия на уроках
русского языка.

Предмет
исследования – процесс организации индивидуальной и
групповой работы учащихся среднего звена на уроках русского языка.

Цель
исследования – обобщить и систематизировать
теоретические и практические особенности организации групповой работы на уроках
русского языка в среднем звене, на основе которых представить оптимальные
рекомендации по совершенствованию работы в 5 классе Дединовской школе-интернат

Согласно цели были поставлены
следующие задачи:

— Представить
особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста,

— Описать индивидуальную
работу и ее особенности,

— Описать групповую
работу и ее особенности,

— Провести анализ и
соотношение реализации групповой и индивидуальной работы на уроках русского
языка в Дединовской школе-интернат,

— Выявить основные
проблемы реализации групповой и индивидуальной работы на урока русского языка,

— Представить
методические рекомендации работы в группах на уроках русского языка,

— Предложить
методические рекомендации по индивидуальной работе на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач
были использованы следующие методы
исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования, наблюдение, анализ, опрос.

Научная
новизна исследования состоит в том, что
определено соотношение необходимости использования групповой и индивидуальной
работы на уроках русского языка в-пятых классах, а также представлены основные
принципы их использования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В психологии и педагогике средний
школьный возраст принято считать подростковым. Он имеет не четкие, можно
сказать размытые границы и колеблется от 9-11 до 14-15 лет.

Можно
констатировать, что подростковый возраст — это период продолжающего
двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в
развитии двигательных качеств. При правильной методике занятия физической
культурой в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование
организма.

Современное образование направлено на всецелое
развитие личности, при котором важную часть занимает индивидуальная работа с
каждым из учащихся. Важно отметить актуальность личностно-ориентированного
воспитания, которое является фактором развития личностных качеств ученика на
основе общечеловеческих ценностей.

рассмотрев особенности индивидуальной работы, что
она является важным фактором развития ребёнка и актуализируется в современном
образовании всё больше. индивидуальный подход в обучении является важным
фактором учета личностных характеристик каждого учащегося, на основе которой
эффективность образовательного процесса только повышается. При реализации
индивидуальной работы ты важно использовать Различные подходы к сильным и
слабым ученикам, при этом важны не только уровень знаний учащихся, но и уровень
профессионализма педагога.

Наибольшее распространение в современной системе
обучения имеет групповая работа, а именно на работа в группах, которая состоит
из 3-5 человек, которая организована для совместной учебной работы. Считается,
что групповая форма работы создает условия для организации самостоятельной
работы обучающихся, развивает у них интерес к изучаемому материалу. групповая
работа то является инструментом для активизации познавательного учащихся,
который способствует развитию его самостоятельной Учебной деятельности. Работа
должна выстраиваться на совокупности различных принципов.  Что этот месяц, что важной особенностью
групповой работы является верное распределение учащихся по группам, которое
происходит на основе различных факторов, наиболее эффективным из которых
является комплектование групп по определённому признаку.

.
Групповая работа в 5х классах на уроках русского языка строится путем
использование малых групп (2-5 человек) в образовательном процессе, при этом
наиболее частый метод работы – в парах. Отдельно стоит отметит тот факт, что
разбиение на группы происходит в произвольном порядке, при этом наиболее часто
дети сами формируют группу.

В ходе
урока время работы распределяется в неравномерном и неэффективном соотношении рассмотрев особенности реализации групповой и
индивидуальной работы на уроках русского языка было выявлено, что в большей
степени присутствует работа учителя, которая имеет теоретический смысл, а также
самостоятельная работа учеников. В ходе опроса, который был проведен среди
учащихся, было выявлено, что групповая работа является достаточно интересным
методом обучения для школьников.

Рассмотрев
особенности реализации групповой и индивидуальной работы на уроках русского
языка было выявлено, что в большей степени присутствует работа учителя, которая
имеет теоретический смысл, а также самостоятельная работа учеников. В ходе
опроса, который был проведен среди учащихся, было выявлено, что групповая
работа является достаточно интересным методом обучения для школьников.

Первой и
наиболее важной проблемой является неверное распределение времени. На
сегодняшний день большее количество времени уходит на объяснение педагога, без
обратной связи. При этом ребенок теряет интерес к обучению и урока становится
скучным.

Выделим проблемы, которые имеет работа в
индивидуальном порядке:

— Отсутствие индивидуальной работы с успевающими
учениками,

— Примитивность индивидуальной работы, которая в
большей степени выражается в контроле и исправлениях,

— Низкий уровень мотивации учащихся.

Проблемы в групповой работе на уроках русского
языка в пятом классе в Дединовской школе-интернат:

— Отсутствие целевого распределения по
группам,

— Преимущественная работа в маленьких
группах – по парам,

— Отсутствие соревновательного момента,

— Отсутствие дифференцированного типа
групповой работы.

Совокупность представленных минусов
говорит о необходимости разработки методических рекомендаций по
совершенствованию групповой и индивидуальной работы на уроках русского
языка в средней школе, которые будут рассмотрены в третьей главе.

Для формирования интереса к познавательному
процессу необходимо использовать различные виды и методы обучения, которые
являются важным фактором его эффективности. 
Следует отметить что наиболее благоприятным и простым способом включения
каждого учащегося в активную работу на уроке русского языка создаёт групповые
формы работы.

Рекомендации, которые присутствуют на уроках
русского языка в пятом классе школы-интернат, были представлены основные
методические рекомендации которые могут быть использованы педагогом для
совершенствования своей  педагогической
деятельности, а также результаты конечных знаний учащихся. важно отметить, что
необходимо дифференцировать обязательном порядке работы в группах, так как это
позволяет совершенствовать и приумножать знания учащихся, которые имеют
различный уровень и объем знаний. отдельно стоит выделить необходимость
использования групповых методов работы на уроках русского языка, так как данный
метод имеет в комплексное  воздействие на
развитие личности ребенка, его отдельных социальных творческих качеств, о том
же способствует развитию интереса к познавательной деятельности и обучению.

На сегодняшний день индивидуальный план работы в
пятом классе используется только для детей, которые имеют низкий уровень
успеваемости. данный подход является неверным, так как необходимо стимулировать
развитие знаний и новых навыков не только у детей, которые имеют проблемы в
обучении, а у каждого учащегося. Исходя из этого необходимо определение целевой
направленности индивидуальной работы на уроках русского языка.

Цели индивидуальной работы:

— ликвидация пробелов у учащихся в обучении
русскому языку,

— повышение уровня уже имеющихся знаний,

— создание условий для успешного индивидуального
развития ученика.

Использование индивидуальных заданий способствует
личностному подходу каждому ученику, с учетом его уровни знаний. какой подход
направлен не только на на формирование новых знаний учащихся, а также на их
закрепления и повторения. Индивидуальная работа способствует формированию
самостоятельности ученика, ответственности, а также усвоению знаний и повышению
эффективности образовательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
РАБОТЫ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Особенности возрастного развития детей среднего
школьного возраста В психологии и педагогике средний
школьный возраст принято считать подростковым. Он имеет не четкие, можно
сказать размытые границы и колеблется от 9-11 до 14-15 лет.

Социальный аспект развития
подросткового возраста. Часто встречается понятие, что подростковый возраст
становится переходным, в какой-то степени даже кризисным.

Возраст детей среднего
школьного возраста стал предметом изучения многих ученых по всему миру. Первые
свои предположения выдвинул американский психолог Стэнли Холл. Он утверждал,
что подростковый возраст является противоречивым, вот почему, бурное
интенсивное общение сменяется закрытостью, даже некой робостью, уверенность в
своих силах переходит в неуверенность и сомнения. Также следует отметить, что
понятие подросткового возраста как кризисного ввёл в психологию как раз С.Холл.
Он предполагал, что это событие с перестройкой организма в процессе онтогенеза.

Согласен с американским коллегой российский
психолог В.И. Слободничков[1]. В
возрасте от 11 до 14 лет в организме происходят большие изменения, связанные
анатомо-физиологическими особенностями. Подростки быстро растут, что ведёт к
увеличению массы тела, интенсивно растут кости (быстрее, чем мышцы),
претерпевает изменения сердечно-сосудистая система. Происходят этапы полового
созревания. В результате перестройки организма у подростков могут встречаться
приступы тревоги, депрессии, повышается возбудимость[2].
Часто встречается такое мнение, что подростки ощущают себя неуклюжими на фоне
противоположного пола, потому что мальчики и девочки в этот возрасте
развиваются по-разному. У девочек подростковые изменения происходят быстрее.
Примерно в одинаковом возрасте рост у девочек выше, чем у мальчиков. Это может
дополнительно сказываться на обеспокоенности внешним видом. Однако в психологии
принято считать, что сдвиги в физиологии организма подростков не могут стать
первопричиной его психологического развития[3].
Такие изменения, происходящие в организме, очевидно, имеют опосредованное
значение, они преломляются сквозь призму социальных факторов, через отношение
окружения к подростку и сравнения себя с другими[4].

Для понимания подросткового возраста, как
кризисного, существуют внешние и внутренние предпосылки.

Внешние
предпосылки. Происходят изменения в учебной деятельности: появляется множество
новых предметов, содержание предметов представляется в качестве теоретической
основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают новые отношения к
дисциплинам; нет однородности требований – каждый учитель ставит оценку
по-своему, поведение подростка различно, у каждого свои взгляды на окружающее
пространство. Вследствие этого встаёт вопрос о собственной позиции в обществе,
подросток начинает чувствовать себя взрослым, хотя это не так. [1] Основы психологической антропологии. Психология
человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.:
Школа-Пресс, 1995. — 384 с [2] Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства у
подростков // МС. 2018. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnye-rasstroystva-u-podrostkov
(дата обращения: 22.03.2021). [3] Остапова Анна Валерьевна Психологические особенности
подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta
(дата обращения: 22.03.2021). [4] Психология подросткового и юношеского возраста :
учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — М. : Издательство
Юрайт, 2016. — 351 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы