Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности формирования звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 6

1.1. Онтогенез формирования фонетической стороны речи 6

1.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 12

1.3. Особенности фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 19

Выводы по главе 1 27

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 28

2.1. Констатирующий эксперимент по изучению фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 28

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 34

2.3. Формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией 39

2.4. Анализ общей экспериментальной деятельности 59

Выводы по Главе 2 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 72

  

Введение:

 


Актуальность темы исследования. Речь является одной из важнейших способностей человека. Формирование правильной речи у старших дошкольников способствует развитию общения и готовит к обучению в школе. Сформированная звукопроизносительная сторона речи позволяет старшим дошкольникам понятно изъясняться, выражать свои желания, задавать вопросы. Если у ребенка в этом возрасте присутствуют речевые дефекты, их уже можно распознать.

Одним из наиболее распространенных речевых расстройств является дизартрия. Как правило, дети страдают псевдобульбарной дизартрией, обусловленной внутриутробным поражением головного мозга. Среди нее выделяют различные формы: легкая, средняя и тяжелая (анартрия). Легкая степень дизартрии – одна из наиболее часто встречающихся в детском возрасте форм, при которой ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения.

Звукопроизносительная сторона речи подразумевает ее фонетическое оформление, а также представляется как комплекс определяемых речедвигательных навыков. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на психическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте, что отражается на характере его деятельности, в поведении, межличностных отношениях. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, закрытости, агрессивному поведению. Зачастую нарушения речи могут сочетаться с педагогической запущенностью. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи и своевременное формирование звкопроизносительной стороны речи.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать методику формирования звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В процессе теоретического исследования был выявлен состав звукопроизносительной стороны речи: звукопроизношение, артикуляционная моторика, фонематические процессы, фонетический слух, кинестетические ощущения, слоговая структура слова. В просодической речи выделены темп, ритм, мелодика речи. Важно отметить, что просодика является важнейшей составляющей устной речи, средством ее оформления, уточнения смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Система фонем, в свою очередь, формируется при взаимосвязанной и скоординированной работе речевого аппарата, голосообразования и центрального управления процессами речеобразования. Звукопроизносительной стороной речи дети овладевают к 5 годам (сначала – гласные, потом – губные согласные). Присутствуют неточности в произношении трудных звуков (р, ш, ц, ч, дж, дз, и).

Для овладения речью ребенком необходимы: нормальные строение речевого аппарата, иннервация речевого аппарата и полноценное речевое окружение.

В звукопроизносительной стороне речи старших дошкольников с дизартрией звукопроизношение искажено, наблюдаются трудности в произношении слоговой структуры слов (правильно произносимые звуки в изолированном произношении, но в потоке речи встречаются смешения, искажения, замены или отсутствия тех же звуков), упрощение звуконаполняемости. Артикуляционная моторика слабая, фонематические процессы недоразвиты (особенно высшие формы – анализ и синтез), фонетический слух не сформирован, проявляется неспособность различать фонемы в словах. Четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Слоговая структура

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1.1. Онтогенез формирования фонетической стороны речи

Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) наряду с физическим и умственным компонентами развития ребенка и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи у детей происходит по строго определенным закономерностям. Этому процессу характерным является ряд черт, общих для всех [7, с. 44].

Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, владеть знаниями о закономерностях данного процесса и условиях, обеспечивающих его успешное протекание [1, с. 34].

Г. Розенгард-Пупко [30] рассматривает два периода формирования речи: до 2 лет – подготовительный; от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.

Принимая во внимание исследования А. Леонтьева, можем условно выделить следующие основные периоды в речевом развитии [23]:

1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года);

2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, при этом предполагается в первые недели, месяцы жизни наличие у ребенка голоса и крика, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика на основе сосательного рефлекса с первого месяца постепенно начинают возникать «намеки» на звуки согласного типа м, п, д. На грани между первым и вторым месяцами в результате первых проявлений приятного ощущения (радости) у младенца начинают возникать короткие

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы