Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности формирования техники чтения учеников младших классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические основы формирования техники чтения у младших школьников. 5

1.1.
Характеристика особенностей формирования техники чтения у младших школьников. 5

1.2.
Технология формирования техники чтения у младших школьников  10

Глава 2. Экспериментальное
исследование особенностей формирования техники чтения у младших школьников. 20

2.1. Анализ
особенностей формирования техники чтения у младших школьников. 20

2.2.
Результат особенностей формирования техники чтения у младших школьников. 26

Заключение. 42

Список
использованной литературы.. 44

Приложения. 49

  

Введение:

 

Главной целью современной
школы является развитие личностных, социальных, познавательных и
коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую
компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной начальной школой
стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало
одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами
учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности, стремился
к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение озвученных задач становится
возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных
действий, которые предполагают наличие сформированного навыка чтения у
обучающихся.

Проблема
навыков чтения изучалась с педагогической точки зрения такими исследователями
как А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др. Эти
исследователи в своих трудах изучали особенности развития и формирования
смыслового чтения, рассматривали развитие психических процессов младших школьников,
которые связаны с данными навыками.

Помимо
того, важность осмысленного и полноценного чтения раскрывалась в философских
исследования Д. Дидро, а также в педагогических работах К.С. Станиславского.

На
сегодняшний день актуальность изучения проблемы навыков чтения в младшем
школьном возрасте только растет. Однако по-прежнему остается неизученными
вопросы формирования навыков чтения и развития читательского интереса у
обучающихся в начальной школе.

Цель исследования
заключается в изучении особенностей формирования техники чтения у детей
младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что для формирования техники чтения у детей младшего школьного
возраста необходимо:


использовать в работе новые подходы и методы, отвечающие развитию современных
детей.


воспитывать и развивать читательский интерес у детей с помощью организации
работы с разной информацией,


научить детей работать с разными видами текста,


воспитывать и формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к
художественной литературе используя разные способы чтения.

Поставленная
цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Изучить характеристику особенностей формирования техники чтения у
младших школьников на уроках.

2.
Охарактеризовать технологию формирования техники чтения у младших школьников на
уроках.

3.
Проанализировать особенности формирования техники чтения у младших школьников
на уроках.

4.
Изучить результаты особенностей формирования техники чтения у младших
школьников на уроках.

Объектом исследования
выступают основы формирования техники чтения.

Предметом исследования
является формирование техники чтения у младших школьников.

Методы
исследования:


теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение
педагогической документации детей;


эмпирические методы: анализ уровня развития навыка чтения у детей
(тестирование, эксперимент);

— метод количественного и
качественного анализа результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Чтение представляет собой
наиболее позднюю в развитии высшую корковую функцию, формирующуюся в процессе
специального обучения. Чтение является сложным умственным процессом, при
котором принимают участие разные анализаторы – зрительный, речедвигательный и
речеслуховой [7].

Процесс чтения опирается
на зрительное восприятие, различение и узнавание букв. Далее происходит
соотнесение букв с соответствующими звуками и воспроизводится звукопроизносительный
образ слова, т.е. его прочитывание. В самом конце соотнесение звуковой формы
слова с его значением перетекает в понимание читаемого.

Тем самым в процессе
чтения выделяется две стороны – техническая, когда соотносится зрительный образ
написанного слова с его произношением, и смысловая, которая выступает основной
целью чтения. Между двумя этими сторонами имеется тесная взаимосвязь, так как
понимание читаемого определяется характером восприятия. Вместе с тем,
зрительное восприятие изменяется под влиянием смыслового содержания ранее
прочитанного [10].

Современная дидактика
предлагает под навыком чтения понимать сформированное автоматизированное умение
озвучивать печатный текст. При этом предполагается, что читающий осознает идеи
воспринимаемого произведения, а также имеет определенное отношение к
прочитанному. Это указывает на необходимость осознания и умения думать над
текстом в процессе прочтения, до начала чтения и после его завершения.
Вдумчивый процесс чтения, который опирается на совершенный навык чтения,
позволяет ребенку приобщаться к культурным традициям, погружаться в мир
литературы, тем самым оказывая положительное влияние на развитие личности
младшего школьника.

Важно также учитывать,
что сформированный навык чтения является залогом для успешного обучения
ребенка, и выступает средством ориентации индивида в потоке поступаемой
информации, которая на сегодня достаточно разнообразна.

Рассмотрим классификацию
навыков чтения.

Смысловое чтение
представляет собой чтение, которое способствует достижению понимания
информационной, смысловой и идейной сторон текста. При этом такой процесс,
который направляется на понимание произведения, считается достаточно сложным,
поскольку предполагает включение внимание, памяти, воображения, мышления,
эмоций и воли читателя [37].

В трудах Г.А. Цукерман
[36] уточняется, что понимание текста в первую очередь связанно с вычитыванием
различных видов текстовой информации (фактульная, подтекстовая,
концептуальная), поэтому данный процесс необходимо рассматривать с позиции трех
уровней:

1. Поверхностный уровень,
на котором происходит понимание фактов, основных смыслов, воспроизводится
описания событий и героев, места и времени действия. Тем самым вычитывается
фактуальная информация (фактическая основа текста, которая сообщает о том, что
происходило, происходит или будет происходить).

2. Более глубокий
уровень, поскольку для него характерно вместе с пониманием фактов, установление
связей, отношений, причин и следствий, которые скрываются за словами текста.
Другими словами – осознание подтекстового уровня.

3. Осознание читателем
общего настроения произведения, понимание отношения автора к описываемым им
событиям и персонажам, его оценку, а также осознание читателем своего отношение
к написанному. Тем самым происходит вычитывание концептуальной информации [36].

Для формирования
осознанного чтения необходимо наличие ряда навыков и умений. Современные
исследователи, среди которых Н.Н. Светловская [28] и О.В. Соболева [31]
предлагают выделять следующие приемы, которые должен использовать читатель:

— размышление над текстом
до начала чтения, анализ заголовка, иллюстраций, которое продолжается в течении
всего процессе чтения;

— обращение внимания на
непонятные слова и выражения, поиск их значений в дополнительных источниках;

— получение информации из
каждого словосочетания и предложения, определение связи между ними, постановка
вопроса самому себе в процессе чтения, раздумывание над дальнейшим ходом
событий, сверка собственных размышлений с текстом;

— включение воображения,
помогающего воссоздавать происходящие события, додумывать и придумывать, тем
самым способствуя лучшему запоминанию текста [31].

Важным моментом является
то, что для смыслового понимания текста, недостаточно его простого прочтения, так
как необходимо оценивание информации, эмоциональный отклик на ее содержание.
Стратегия смыслового чтения включает в себя разные комбинации приемов,
используемых обучающимися при восприятии текста, переработки получаемой при
прочтении информации в личностно-смысловую установку, которая соответствует
коммуникативно-познавательной задаче [30].

Навык чтения может быть
охарактеризован четырьмя его качествами – правильностью, беглостью,
сознательностью и выразительностью.

Правильность предполагает
плавное чтение без искажений слов в тексте, которые могут оказывать влияние на
понимание смысла читаемого. Беглость представляет собой скорость чтения, при
которой понимается прочитанный текст. Скорость можно измерять количеством
печатных знаков за определенную единицу времени, зачастую количество слов в
минуту.

Что касается
сознательности чтения, то оно заключается в понимании замысла автора, осознании
художественных средств, которые реализуют такой замысел, осмысленность своего
отношения к тексту. А выразительность предполагает способность с помощью средств
устной речи передавать другим главную мысль текста и свое отношение к
прочитанному.

Отметим, что все эти
качества взаимообуславливают друг друга и тесно связаны между собой. Так, без
правильно озвучивания слов невозможно понять отдельные части текста, определить
их связь, что в свою очередь оказывает влияние на осознание идеи произведения.
Так же как и понимание смысла произведения способствует правильному прочтению
отдельных элементов текста, становясь притом основой для выразительности
чтения. Беглость, представляя темп речи, выступает как одно из условий и
средств выразительности. Все это указывает, что формирование навыка чтения
опирается на одновременное развитие всех четырех качеств чтения.

ФГОС НОО предполагает,
что обучающиеся в начальной школе должны обладать следующими умениями
относительно навыка чтения:

— узнают, о чем написана
та или иная книга по оглавлению, титульному листу и иллюстрациям;

— могут объяснить
поступки героев произведения и давать им оценки относительно их поведения;

— уметь искать в тексте
образные слова и выражения, понимать и объяснять их значение;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы