Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов по работе с клиентами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты синдрома
эмоционального выгорания и психологические особенности его проявления у
педагогов. 7
1.1. Психологические причины, детерминирующие
возникновение синдрома эмоционального выгорания, и особенности его развития у
педагогов. 7
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома
эмоционального выгорания. 15
1.3. Специфика выявления интенсивности протекания
синдрома эмоционального выгорания у педагогов. 22
Выводы по 1 главе. 45
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы
эмоционального выгорания у педагогов. 47
2.1. Описание методов исследования. 47
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных. 50
2.3. Программа профилактики синдрома
эмоционального выгорания у педагогов 66
Вывод по 2 главе. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ. 79
Введение:
Современное общество
предъявляет высокие требования соискателям работы. На фоне процессов узкой
специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями,
обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Рынок труда
быстро меняет свои запросы. Рейтинг ряда социально значимых профессий —
медицинских работников, преподавателей, учёных постепенно падает на фоне таких
профессий, как предприниматель, управленец. Это ведет к росту психического,
эмоционального напряжения, связанного со стрессом на рабочем месте. Появляются
тревога, депрессия, психосоматические расстройства, зависимости от
психоактивных веществ (включая алкоголь, наркотики и др.). Они являются
симптомами синдрома профессионального и эмоционального выгорания.
Повышенный интерес к
человеку как субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения,
которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной
деятельности. В советской науке трудовая деятельность рассматривалась
исключительно с позитивной для развития личности точки зрения. И хотя
назывались негативные психические состояния человека в труде, такие как
утомление, монотония, стресс, однако комплексное влияние профессиональной
деятельности на психическое и физическое здоровье личности оставалось «за
кадром». Современная наука пытается восполнить этот проблем, изучая проблемы
профессионального выгорания, которая касается, прежде всего, работников
социальной сферы труда. К ним относятся и педагоги высших школ. К тому времени,
когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже
вырастают от педагогов можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере,
у них зачастую происходит спад, вызванный профессиональным выгоранием. У преподавателей
заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает
негативизм и усталость.
Современная школа предъявляет значительные требования
ко всем аспектам деятельности преподавателя: знаниям, педагогическим умениям и
способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях
реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность
приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений с обучающимися.
Одним из которых выступает профессиональное выгорание преподавателя, которое
характеризуется его эмоциональной сухостью, личностной отстраненностью,
игнорированием индивидуальных особенностей учеников. Данная профессиональная
деформация мешает полноценному управлению воспитательным процессом, оказанию
необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.
Преподавателям необходима
профессиональная психологическая помощь. Психологическая поддержка педагогов в
ситуации профессионального выгорания должна стать приоритетной линией в работе
психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом
могут вырастать другие компоненты работы.
Феномен эмоционального
выгорания изучается долгие годы как отечественными (В.В. Бойко, Е.Е. Алексеева,
Н.Е. Водопьянова, С.А. Гаранин, В.И. Ковальчук, С.Г. Форманюк, Е.С. Старченкова
и др.), так и зарубежными исследователями (К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс, Б.
Пельман, Е. Хартман, Дж. Фрейденберг др.). Защищены диссертации по проблемам
эмоционального выгорания педагогов (О.И. Бабич, С.Т. Губина и др.) и
воспитателей дошкольных образовательных учреждений (К.А. Дубиницкая и др.).
На
современном этапе развития образования профессиональное выгорание педагогов
является часто встречающимся явлением. Это требует разработки рекомендаций по
его профилактике у педагогов высших школ.
Цель
исследования — выявить особенности профессионального выгорания у педагогов и
способы его профилактики
Задачи
исследования:
— Проанализировать научные исследования в
области профессиональной педагогической деятельности;
— Осуществить
теоретический анализ подходов к изучению программ профилактики профессионального
выгорания у педагогов;
— Выявить особенности выраженности
профессионального выгорания у педагогов гимназии;
— Разработать программу психологической
профилактики профессионального выгорания у педагогов.
Объект исследования – эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – особенности формирования синдрома
эмоционального выгорания.
Гипотеза: педагоги с
большим стажем работы подвержены риску возникновения профессионального
выгорания больше, чем преподавателя с небольшим стажем работы.
База исследования: Гимназия №5
г. Конаково Тверской области.
Характеристика выборки. В
исследовании приняли участие 44 педагога в возрасте 28-40 лет.
Методы исследования:
— практические: анализ
специальной литературы по проблеме исследования;
— эмпирические:
тестирование, анализ и интерпретация эмпирических данных, статистическая
обработка данных.
Методики исследования:
«Прогноз», тест на
профессиональный стресс, опросник на выгорание (MBI), методика определения психического «выгорания».
Научная новизна: на основе анализа литературы по
проблематике исследования выявлены ключевые социально-психологические факторы
формирования профессионального выгорания педагогов; выявлено, что тренинг
является эффективным средством профилактики профессионального выгорания
педагогов.
Практическая
значимость исследования
обусловлена возможностями использования полученных результатов для решения
комплекса организационно-управленческих задач, связанных со снижением уровня
профессионального выгорания педагогов, повышением их трудовой мотивации,
оптимизацией кадровой политики.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
список использованной литературы, приложения.
Заключение:
Профессиональное
выгорание представляет собой профессиональный кризис, который связан с работой
в целом, включая все аспекты профессиональной деятельности.
Профессиональное
выгорание возникает в следствие сложных взаимодействий личностных особенностей
человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей
ситуацией, в которой он находится.
Профессиональное
выгорание нередко является следствием неправильно организованного труда,
нерационального управления, неподготовленности персонала. Выгорание
представляет собой процесс продвижения человека к «эмоциональному сгоранию», являющейся
отправной точкой профессиональной деформации.
Наиболее подвержены
синдрому эмоционального выгорания так называемые социальные профессии, то есть
специалисты, деятельность которых связана с общением и оказанием определенного
воздействия на других. К ним относятся и педагогические работники.
Профессия педагога
предполагает наличие стрессового напряжения из-за различного рода конфликтов с
учениками, их родителями, также с администрацией образовательного учреждения.
Напряженная атмосфера в педагогическом коллективе часто становится источником
волнений и дезорганизующим фактором продуктивной профессиональной деятельности.
Работа педагога часто
бывает психоэмоционально напряженной, приводящей к нежеланию заниматься ей,
эмоциональному истощению, профессиональному выгоранию.
К факторам
профессионального выгорания преподавателей относятся также невысокий социальный
статус профессии. В настоящее время в российском обществе к статусным
профессиям относятся специальности, связанные с большим заработком,
известностью и популярностью.
Преподаватель не может
физически потрогать результат своего труда, он проявится лишь годы спустя.
Возможно, преподаватель никогда не узнает, что именно его труд породил успех
бывшего ученика. Таким образом у преподавателей, не всегда имеется ощущение
значимости своей труда, они не видят отдачи.
В эмпирическом
исследовании приняли участие 44 преподавателя, которые были разделены на две
группы. В первую вошли преподавателя со стажем до 5 лет, вторую составили преподаватели,
чей стаж выше 15 лет.
По данным эмпирического
исследования было установлено, что для большинства преподавателей с большим
стажем характерен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная
склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и
реального восприятия окружающего мира. У 23% испытуемых данных группы выявлена
высокая вероятность нервно-психических срывов. Они определены к первому пункту
шкалы нервно-психической устойчивости.
Для 45% преподавателей
нервно — психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях.
Также было установлено,
что 68% преподавателей с большим стажем работы переживают профессиональный
стресс. Любая нестандартная ситуация является для них непреодолимым
препятствием. Эти преподавателя нервные, раздражительные, отличаются пониженным
интересом к профессиональной деятельности в общем и ее субъектам в частности.
Они с трудом переносят
нервно-психические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или
изменение ее содержания особенно в напряженных, экстремальных условиях ее
деятельности.
У них имеются предпосылки
профессионального выгорания.
У преподавателей с
небольшим стажем работы признаки профессионального выгорания не выявлены.
Полученные данные,
подтвержденные на статистическом уровне.
Профилактика
профессионального выгорания требуется всем преподавателям не зависимо от стажа.
Однако методы этой работы будут варьироваться в зависимости от стажа
педагогической деятельности. Так для молодых педагогов достаточно проводит
ауторенировки, создавать благоприятные условия труда. У педагогов с большим
стажем работы уже формируются признаки профессионального выгорания. С ними
необходимо проводить психологокоррекционные мероприятия, наиболее эффективным
из которых является психологический тренинг.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания и психологические
особенности его проявления у педагогов 1.1.
Психологические причины, детерминирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания, и особенности его развития у педагогов Выгорание — это синдром, развивающийся в условиях
хронического стресса, который может привести к истощению эмоций, энергии и
личных ресурсов персонала.
В 1981 году А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ,
отражающий внутреннее состояние сотрудника, страдающего синдромом выгорания:
«Запах горящих психологических линий» [10, с. 42].
Синдром выгорания включает теоретические и эмпирические
конструкции. Выделяются социальные и психологические факторы, снижающие
психологическую устойчивость активного субъекта.
Термин «психический срыв» впервые был использован в начале
1970-х годов. Когда американский психолог Х. Фройденбергер проанализировал
требования, предъявляемые к социальным занятиям, основным его содержанием было
межличностное общение. Х. Фройденбергер называет этот симптом ухудшения
психического и физического здоровья представителем социальных профессий. На
сегодняшний день литература по синдрому выгорания показывает, что области
деятельности, подверженные подобным опасностям, значительно расширяются. К ним
относятся: учителя, психологи, учителя, воспитатели детских домов, социальные
работники, полиция и т. Д. [23, с. 6].
Выгорание — это до некоторой степени функциональный
стереотип, потому что он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать
энергию. Однако, когда «выгорание» отрицательно сказывается на выполнении
профессиональной деятельности и на отношениях с партнерами, также могут
возникнуть последствия дисфункции.
Профессиональное выгорание — это негативная реакция человека
на рабочее давление, включающая психологические, психофизиологические и
поведенческие компоненты. Имеется в виду механизм психологической защиты
человека, развитый в форме полного или частичного исключения влияния эмоций на
травму, на некоторые аспекты. Дела, приведшие к профессиональному искажению
экспертов.
К. Маслах изучал синдром выгорания, наблюдая за широким
кругом профессионалов, работающих в области медсестер в течение нескольких лет.
Их деятельность очень разная, но всех их объединяет тесный контакт с людьми,
который эмоционально часто трудно поддерживать в течение длительного времени.
Общение между профессионалами и клиентами обычно носит эмоциональный характер.
Это сложная ситуация для обеих сторон [37, с.74].
Причины переутомления В.Е. Орел относится к внутреннему накоплению
отрицательных эмоций без соответствующего «высвобождения» или «высвобождения».
Это