Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности формирования налоговых доходов бюджета в России и за рубежом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ГЛАВА.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.. 6
1.1 Понятие и социально-экономическое значение
федерального бюджета. 6
1.2 Процесс формирования федерального бюджета. 14
1.3 Налоги как источник формирования доходной части
бюджета государства 21
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖОМ… 29
2.1 Анализ доходной части бюджета Российской Федерации. 29
2.2 Зарубежный опыт формирования доходной части
государственного бюджета 38
ГЛАВА 3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 44
3.1 Проблемы формирования налоговой части доходов бюджета
Российской Федерации. 44
3.2 Направления для совершенствования налоговой части
федерального бюджета России на современном этапе. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 58
Приложение 1. 69
Приложение 2. 70
Приложение 3. 71
Введение:
Актуальность
темы данного исследования состоит в том, что налоги принимают важное участие в формировании
доходов бюджетной системы, следовательно, являются главной статьей бюджетных
доходов.
Для Российской Федерации налогообложение играет
большую роль в укреплении экономического потенциала. Налогам отводится важное
место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику.
К основным видам налоговых доходов бюджета относятся:
прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги на товары и услуги,
лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за
пользование природными ресурсами; прочие налоги, пошлины и сборы.
От рационального планирования и реализации налоговой
политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для
государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное
увеличение доходов за счет налоговых поступлений, а также как развитие
налогооблагаемой базы.
В то же время федеральный бюджет является
центральным звеном в бюджетной системе, занимает особое место не только в
бюджетной системе, но ив системе государственных финансов, является основным
финансовым планом каждого государства, утверждаемым высшим законодательным
органом страны.
В федеральных странах на уровне федеральных
бюджетов, как правило, сосредоточено не менее 45-55 % бюджетных ресурсов, а еще
выше до 80-90 % в унитарных государствах с двухуровневыми бюджетными системами.
Особая роль федерального бюджета состоит в процессе
воспроизводства, обеспечивающая финансово-экономическую стабильность в стране в
условиях нынешней экономической обстановки в мире, характеризующейся санкциями
Запада в отношении России, снижением нефтегазовых доходов вследствие снижения
цен на нефть предъявляют соответствующие требования к формированию доходов и
расходов федерального бюджета.
Вопросам формирования доходной части бюджета
Российской Федерации зарубежных государств посвящено множество научных трудов
исследователей, таких как: С.В. Герасимова, К.А.Лангольф, И.А. Новожеева, О.И. Кондюх,Н.З.
Зотиков, М.В. Львова, О.И. Арланова, А.Д. Лебедева, А.В. Емельянова, А.Д. Лебедева,
Л.А. Данило, Д.С. Образцова, Ф.С. Агузарова и другие.
Цель данного исследования состоит в изучении налоговых
доходов бюджета Российской Федерации и Германии,анализе направлений для
совершенствования доходной части российского федерального бюджета.
Поставленная цель предопределяет следующий ряд задач:
— рассмотреть понятие и социально-экономическое
значение федерального бюджета;
— изучить процесс формирования федерального бюджета;
— проанализировать налоги в качестве источника
формирования доходной части бюджета государства;
— провести анализ доходной части бюджета Российской
Федерации и Германии;
— представить проблемы формирования налоговой части
доходов бюджета Российской Федерации;
— выявить направления для совершенствования налоговой
части федерального бюджета России на современном этапе.
Объектом исследования является федеральный бюджет
Российской Федерации и Германии. Предметом – формирование налоговой части бюджетов.
Методологической основой исследования явился
общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, в том числе:
логический, сравнительно-правовой, системный, структурно-функциональный.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной
работы состоит в глубоком освещении проблем, связанных с формированием
налоговой части федерального бюджета.
Практическая значимость выпускной квалификационной
работы состоит в возможности применения предложенных мероприятий для дальнейшей
реализации, а также в возможности применить разработанные предложения для
будущих исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Особенности
формирования налоговых доходов бюджета в России и за рубежом».
Поставленная цель достигнута, выполнены следующие
задачи:
— рассмотрены понятие и социально-экономическое
значение федерального бюджета;
— изучен процесс формирования федерального бюджета;
— проанализированы налоги в качестве источника
формирования доходной части бюджета государства;
— проведен анализ доходной части бюджета Российской
Федерации и Германии;
— представлены проблемы формирования налоговой части
доходов бюджета Российской Федерации;
— выявлены направления для совершенствования налоговой
части федерального бюджета России на современном этапе.
Таким образом, федеральный бюджет является ведущим
звеном всей финансовой системы. Он необходим государству для удовлетворения его
объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической,
социальной и политической функций. Федеральным бюджетом называется основное
орудие валового внутреннего продукта и перераспределения национального
дохода. Около 30% валового внутреннего продукта перераспределяется через
федеральный бюджет.
Разработка и представление федерального бюджета, как и
его исполнение, – исключительная прерогатива Правительства РФ, а принятие
бюджета – законодательной ветви власти. Поэтому закономерно, что именно
Государственная Дума принимает федеральный закон о федеральном бюджете.
Налоговая система представляет собой один из самых
важных институтов современного государства. Финансовые ресурсы мобилизуются в
бюджет для обеспечения эффективной деятельности всех государственных и
территориальных органов власти. Именно благодаря налоговой системе
осуществляются социально-экономические задачи государства.
Налоги как наиболее значимый инструмент доходов в
бюджете обеспечивают эффективное финансирование всей структуры его расходных
статей. В бюджетной политике главными являются расходные статьи, размер которых
предопределяет величину дохода.
Действие налоговой политики на состояние фискального
потенциала может быть положительным или отрицательным – в зависимости
от того, насколько задачи и цели налоговой политики отвечают задачам
и целям социально-экономической политики, осуществляемой
в государстве. Значительная часть государственных финансов, в том
числе и налоговая политика, становится объектом политических спекуляций.
Проанализировав доходную часть федерального бюджета
Российской Федерации за 2018-2019 гг., можно прийти к выводу, что сумма доходов
бюджета за 2019 год была выше доходов 2018 года на 3,8%. Однако произошло
уменьшение нефтегазовых доходов на 12,1%, а ненефтегазовые доходы увеличились
на 17,5%.
В течение 2020 года прогноз был пересмотрен один раз.
Следует отметить, что прогноз доходов на 9 месяцев указанного года составлялся
на фоне неопределенного плана развития пандемии новой коронавирусной инфекции,
за которой последовало значительное снижение цен на нефть.
Если говорить о Российской
Федерации, то можно отметить, что для нее опыт формирования доходной части
государственного бюджета Германии может быть полезным и послужить примером для
внедрения немецкой модели в российскую практику.
Финансовая самостоятельность
субъектов в Германии основывается, в первую очередь, на грамотном распределении
доходов между государством и субъектами, когда последние могут обеспечить себе
все свои расходы из собственных источников доходов. Что касается России, здесь
число регионов, которые могут профинансировать свои расходы самостоятельно,
составляет не более 10% от всего количества субъектов Федерации. Именно поэтому
целесообразно сделать так, чтобы доходы региональных бюджетов повышались, а
государственного бюджета – уменьшились.
Налоговая политика Германии
служит одной из самых важных элементов системы финансовой политики страны,
первая играет большую роль в формировании доходов немецкого бюджета.
Главной особенностью
федерального бюджета Германии является то, что существенную долю в нем занимают
социальные расходы. Доходная часть государственного бюджета Германии является
почти равной его расходной части. При этом главным источником первой являются поступления
от налогов, сборов и платежей.
Собирая с населения налоги, государство осуществляет
финансирование самых важных направлений жизни как единого общества, так и
отдельного человека. Денежные средства, поступающие в государственный бюджет
России, распределяются в различные сферы: здравоохранение, культура,
образование, промышленность и другие.
Однако, не смотря на развитие налоговой и бюджетной
политики российской державы, система формирования доходной части федерального
бюджета страны имеет ряд недостатков, которые необходимо решать.
Кроме всех прочих проанализированных проблем,
связанных с формированием налоговых доходов государственного бюджета Российской
Федерации, целесообразно выделить ориентацию налоговой системы страны на
косвенные методы налогообложения.
Косвенные налоги также нередко становятся причиной
ухода в теневой сектор экономики многих предприятий, от чего государственный
бюджет не дополучает определенный объем денежных средств, которыми мог бы
пополнится федеральный бюджет Российской Федерации.
Для увеличения налоговых поступлений в государственный
бюджет Российской Федерации целесообразно выделить ряд следующих направлений
модернизации налоговой политики государства:
— увеличение ставок акцизов на табак и алкогольную
продукцию;
— установление разных налоговых ставок по налогу на
доход физического лица в зависимости от дохода;
— изменение системы взимания налога на добычу полезных
ископаемых и налога на дополнительный доход;
— налоговый контроль как повышение налоговыми органами
качества администрирования.
Таким образом, выявленные в выпускной квалификационной
работе направления по совершенствованию системы формирования налоговых доходов
бюджета Российской Федерации будут способствовать улучшению налоговой политики
государства, а также повышению уровня его социально-экономического развития.
Фрагмент текста работы:
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Понятие и социально-экономическое значение федерального бюджета
Бюджетные взаимоотношения выступают в качестве
определенной роли финансовых отношений государственных органов власти с
акционерными, частными, государственными предприятиями и корпорациями, а также
с населением Российской Федерации, с целью формирования и исполнения
(использования) централизованного фонда денежных ресурсов[1]. Согласно Бюджетному
кодексу Российской Федерации[2], к бюджетной системе РФ
относятся следующие виды бюджетов:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Бюджет — форма образования и расходования денежных
средств на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных
обязательств субъекта[3].
Консолидирование финансовых ресурсов в бюджете
является необходимым механизмом для качественно-успешной реализации финансовой
политики государственных органов.
Для изучения сущности федерального бюджета необходимо
уделить внимание определению термина «бюджет».
Понятие «бюджет» можно проанализировать с нескольких
точек зрения: с экономической, правовой, организационной и материальной[4].
С экономической точки зрения бюджет представляет собой
систему экономических отношений, которая появляется в процессе формирования,
распределения и использования бюджета.
С правовой точки зрения бюджет является нормативным
правовым актом, руководствуясь которым утверждается план формирования и
использования материальных ресурсов для реализации функций хозяйствующего
субъекта[5].
С организационной точки зрения бюджетом служит
утвержденный план доходов и расходов организации.
Что касается материальной точки зрения, бюджет
представляет собой контролируемый компанией объем финансовых средств, который
предназначен для определенных целей[6].
В научной литературе имеет место множество подходов к
интерпретации данного термина. Так, И.А. Бланк отождествляет бюджет с оперативным
финансовым планом на краткосрочную перспективу, который формируется сроком на
один календарный год. Данный документ призван содержать в себе все расходы и
доходы компании в процессе осуществления всех видов деятельности[7].
Еще один ученый Дж. Бримсон в качестве бюджета
рассматривал плановые показатели хозяйствующего субъекта, которые спланированы
в количественном виде на конкретный промежуток времени. В данном случае под
плановыми показателями исследователь понимал определенный набор цифр, которые служат
для предприятия индикаторами реализации хозяйственной деятельности[8]. Изучив научные труды различных авторов, можно сделать
вывод, что термин «бюджет» определяется через термин «план», а некоторые
исследователи используют их в качестве синонимов. Данный факт указывает на то,
что процесс бюджетирования на предприятии тесно связан с планированием
финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта.
В литературе также можно найти разные интерпретации
термина «бюджетирование». Так, Я.В. Бекетов
считает, то бюджетирование есть некий процесс формирования бюджетов
хозяйствующего субъекта согласно его стратегическим целям[9].
И. Н. Батурина и Н. В. Рознина классифицируют бюджет
по двум категориям: с экономической точки зрения и юридической. Таким образом,
в первом случае, авторы утверждают, что бюджет — это денежные отношения,
складывающиеся в стране между юридическими и физическими лицами, с одной
стороны, и государством — с другой, в отношении формирования и использования
денежного фонда для решения социально-экономических и политических задач
развития общества. В свою очередь, с юридической точки зрения авторы выделяют
два определения бюджета — это комплекс документов, базовые положения которого
обязательны к исполнению всеми участниками бюджетный отношений; это закон,
разрабатывающийся исполнительной властью, а утверждается законодательной.
И. М. Нурмухаметов и Э. Р. Ахматьянова придерживаются
мнения, что бюджет — это один из инструментов государственного регулирования
экономики, основной финансовый план образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства, состоящий из сметы
доходов и расходов на определенный финансовый период, составленный с указанием
источников поступления государственных доходов и направлений по расходованию
средств10.
Принципы, которыми обладает бюджетная система:
1) Принцип единства — это такой принцип, который
определяет единообразие:
— денежной системы;
— правовой базы;
— организации бюджетного процесса;
— санкций за нарушение бюджетного законодательства.
2) Принцип самостоятельности дает право
законодательных органов государственной власти, самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс (то есть иметь собственные источники доходов и не допускать
изъятия доходов, полученных в ходе исполнения бюджета).
3) Принцип сбалансированности отражает равенство
доходов и поступлений из источников покрытия бюджетного дефицита с расходами.
4) Принцип эффективности использования бюджетных
средств исходит из того, что необходимо достигать заданных результатов при использовании
наименьшего объема ресурсов.
5) Принцип гласности – обязательное опубликование в
открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
6) Принцип полного отражения доходов и расходов
бюджетов обусловливает то, что доходы и расходы органов гос. власти и местного
самоуправления должны полностью отражаться из бюджета.
7) Принцип достоверности бюджета – точность
показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей
территории и правильность расчета расходов и доходов бюджета.
8) Принцип адресности и целевого характера бюджетных
средств — бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, выделяющиеся
конкретным получателем в распоряжение с назначением направления их
использования для достижения целей. 9)
Принцип подведомственности расходов бюджетов – лимитами и бюджетными
ассигнованиями вправе распоряжаться только главный распорядитель бюджетных
средств в ведении, которого они находятся.
10) Принцип единства кассы — проведение всех кассовых
выплат и зачисление всех кассовых поступлений с единого счета бюджета, за
исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с
нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными
правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории
соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования.
Как финансовый план сам бюджет имеет некоторые
особенности:
— абсолютно всегда составляется на определенный
промежуток времени, чаще всего на год. Существуют бюджеты, которые могут
готовиться на более длительный срок –от 3-х до 20-ти лет — эти бюджеты
называются укрупненные. Операция составления финансового плана достаточно
сложна. Она проходит стадии: от планирования и согласования до исполнения и
контроля;
— в основе составления бюджета лежат прогнозные
значения будущих доходов и затрат. Это и совершается для того, чтобы изучить
как можно больше вариантов развития рыночной и производственной ситуации. В
бюджете не указываются все статьи расходов, отражаются наиболее затратные
статьи. При этом, составляя бюджет, необходимо учитывать, что данные в нем
должны быть пригодны для принятия управленческих решений;
— при создании бюджета предприятию необходимо помнить
не только о внутренних факторах (нормативы использования ресурсов, систему
платежных отношений), но и внешних (рыночную ситуацию, уровень цен, технологию
производства), на них организация не может повлиять. Поэтому достаточно сложная
система бюджетирования на крупных предприятиях. Согласованность действий всех
его исполнителей и строгий контроль обеспечит успешную реализацию бюджета.
Задачи, которые выполняет бюджет:
— финансовое обеспечение социальной сферы;
— стимулирование экономики и государственное
управление;
— назначение и перераспределение дохода.
Доходы бюджета — это экономическая связь между
государством и хозяйствующими субъектами и гражданами. В то же время, доходы
бюджета – это денежные средства, идущие в распоряжение органов государственной
власти и местного самоуправления.
Расходы бюджета – это экономические отношения,
образующиеся между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и
гражданами – с другой, по ходу применения централизованных фондов денежных
средств.
Бюджет при этом выполняет контрольную функцию, которая
предоставляет возможность и обязанность государственного контроля за
поступлением и использованием бюджетных средств. С помощью этой контрольной
функции выявляется положение конкретных экономических субъектов,
территориальных образований, отраслей народного хозяйства. Контрольная функция
анализирует как складываются пропорции в распределении бюджетных средств,
насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение
органов гос. власти и местного самоуправления.
Федеральный бюджет в любом государстве является
ведущим звеном всей финансовой системы. Он необходим государству для
удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем
выполнению экономической, социальной и политической функций[10]. Федеральным бюджетом называется основное орудие валового
внутреннего продукта и перераспределения национального дохода. Около 30%
валового внутреннего продукта перераспределяется через федеральный бюджет. Этот
бюджет наиболее широко используется в межотраслевом, территориальном
перераспределения финансовых ресурсов. Учитываются требования рационального
размещения производительных сил, подъема культуры, экономики на всей территории
РФ, в том числе республики, края, области. При переходе к рыночным
механизмам, средства государственного бюджета должны быть направлены на
финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального
развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения[11].
В настоящее время приоритетными являются транспорт,
топливно-энергетический, военный, промышленный и агропромышленный
комплексы. Бюджет способствует формированию рациональной структуры
общественного производства, улучшению пропорций и эффективному использованию
средств государства.
Федеральный бюджет выполняет ряд функций, к числу
которых относятся:
— перераспределение ВВП;
— распределительную;
— общетеоретическую;
— аналитическую;
— контрольную;
— критическую;
— информационную;
— регулирующую.
Значение распределительной и перераспределительной
функций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование
государственных финансов и их распределение.
Аналитическая функция бюджета состоит в классификации
и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их
объемами.
Контрольная функция бюджета позволяет осуществлять
контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в
различных формах.
Значение критической функции бюджета заключается в
выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего
законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности.
Регулирующая функция. Осуществляя расходы на
здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует
социальное развитие и уровень жизни населения страны.
Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли
хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового
планирования. Государственный бюджет выполняет функцию организатора
распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь
чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы
материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение
оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей
хозяйства.
Огромное значение федерального бюджета в
социально-экономическом развитии страны, в первую очередь,проявляется в
финансировании социальных программ и выплат на федеральном и региональном
уровнях.
Именно посредством бюджета государство образует
централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него
функций. Государственный бюджет играет определяющую роль в реализации
проводимой Правительством РФ экономической политики и способствует эффективному
решению социально-экономических задач. [1]Понкратова, А. Г. Экономическая
сущность регионального бюджета и его функции / А.Г. Понкратова // Молодой
ученый. — 2019. — №42. — С. 208-210. [2] Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание
законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3823. [3] Батурина, И. Н. Бюджетная система
Российской федерации: учебное пособие /И. Н. Батурина, Н. В. Рознина. — Курган:
Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017, 70 с. [4] Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты
бюджетирования как элемента ресурсного обеспечения управленческого учета / Е.Р.
Мухина // Вестник Пермского университета. — 2016. — №1. — С. 70-77. [5] Габдуллина, Г.К.Понятие и сущность
бюджетирования на предприятии, виды и содержание бюджетов / Г.К. Габдуллина,
Ф.М. Зиннурова// Современное общество и власть. — 2017. — №2(12). — С. 163-168. [6] Волкова, М.А.Основные виды
бюджетов предприятия и методы их составления / М.А. Волкова, О.В. Савостина //
Весенние дни науки ВШЭМ. Сборник докладов международной конференции студентов и
молодых ученых. — 2019. — С. 14-16. [7] Бланк, И.А. Стратегия и тактика
управления финансами / И.А. Бланк. — Киев: МП «ИТЕМлтд»: СП «АДЕФ-Украина».
1996, 534 с. [8]Бримсон, Дж., Антос, Дж.
Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента
управления стоимостью компании. М.: Вершина, 2017, 306 с. [9] Бекетов, Н.В. Бюджетное
планирование и бюджетирование на предприятиях / Н.В. Бекетов // Экономический
анализ: теория и практика. — 2018. — № 5. — С. 14-17. [10] Ибрагимова, И.И. Роль федерального
бюджета в социально-экономическом развитии Российской Федерации / И.И. Ибрагимова,
М..Ш. Алкадарская// Экспертное мнение. — 2018. — С. 77-80. [11]Цубрович, Я. А. Государственный
бюджет и его роль в экономике / Я.А. Цубрович// Молодой ученый. — 2016. — № 10
(90). — С. 834-837.