Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания английского языка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности Формирование навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы особенностей формирования
навыков устной речи  при  помощи 
говорения  при  обучении 
иностранному  языку  в 
средней школе. 7

1.1 Характеристика методов и средств особенностей
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе  7

1.2 Технология формирования навыков устной речи на основе
говорения при обучении иностранному языку в средней школе. 20

Выводы по первой главе. 36

Глава 2. Экспериментальная часть исследования особенностей
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе. 38

2.1 Анализ исследования особенностей формирования навыков
устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. 38

2.2 Результат исследования особенностей формирования
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
средней школе. 76

Выводы по второй главе. 78

Заключение. 80

Список использованной литературы.. 82

Приложения  90

  

Введение:

 

Актуальность&nbspисследования.&nbspВ&nbspсовременных&nbspусловиях&nbspвозрастающей&nbspинтеграции&nbspроссийского&nbspобразования&nbspв&nbspмировое&nbspобразовательное&nbspпространство&nbspодним&nbspиз&nbspважнейших&nbspтребований&nbspк&nbspбудущим&nbspспециалистам&nbspявляется&nbspвладение&nbspиностранным&nbspязыком,&nbspобеспечивающее&nbspэффективное&nbspпрофессиональное&nbspвзаимодействие&nbspв&nbspсовременном&nbspполикультурном&nbspи&nbspмультилингвальном&nbspмире.&nbspТо&nbspесть&nbspнеобходимой&nbspявляется&nbspсформированная&nbspустная&nbspречь&nbsp(говорение,&nbspкак&nbspдиалогическое,&nbspтак&nbspи&nbspмонологическое).&nbspДанная&nbspтенденция&nbspразвития&nbspсовременного&nbspобщества&nbspнашла&nbspотражение&nbspв&nbspнормативных&nbspдокументах&nbspв&nbspсфере&nbspобразования.
Согласно&nbspтребованиям&nbspновых&nbspФедеральных&nbspгосударственных&nbspобразовательных&nbspстандартов&nbspвыпускник&nbspшколы&nbspдолжен&nbspуметь&nbspиспользовать&nbspиностранный&nbspязык&nbspв&nbspмежличностном&nbspобщении.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspосновной&nbspцелью&nbspдисциплины&nbsp«Иностранный&nbspязык»&nbspстановится&nbspразвитие&nbspиноязычной&nbspустной&nbspречи,&nbspявляющейся&nbspэлементом&nbspкоммуникативной&nbspкомпетенции&nbspучащихся.
Разработкой&nbspтеоретических&nbspи&nbspпрактических&nbspвопросов&nbspразвития&nbspиноязычной&nbspкоммуникативной&nbspкомпетенции&nbspзанимались&nbspмногие&nbspисследователи:&nbspИ.Л. Бим,&nbspН.Д. Гальскова,&nbspИ.А. Зимняя,&nbspР.П. Мильруд,&nbspЕ.И. Пассов,&nbspЕ.Н. Соловова&nbspи&nbspдр.&nbspУченые&nbspрассматривают&nbspиноязычную&nbspкоммуникативную&nbspкомпетенцию&nbspкак&nbspспособность&nbspчеловека&nbspпонимать&nbspи&nbspвоспроизводить&nbspиностранный&nbspязык&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspсоциолингвистической&nbspситуацией&nbspреальной&nbspжизни,&nbspа&nbspтакже&nbspкак&nbspспособность&nbspполноценно&nbspобщаться&nbspна&nbspиностранном&nbspязыке&nbspв&nbspустной&nbspи&nbspписьменной&nbspформах&nbspв&nbspразнообразных&nbspситуациях&nbspдля&nbspрешения&nbspзадач&nbspмежличностного&nbspи&nbspмежкультурного&nbspвзаимодействия.
Таким&nbspобразом,&nbspизменения,&nbspпроисходящие&nbspв&nbspсовременном&nbspобществе,&nbspтребуют&nbspпереориентации&nbspсистемы&nbspшкольного&nbspобразования&nbspна&nbspформирование&nbspжизненных&nbspкомпетенций,&nbspкоторые&nbspпозволят&nbspориентироваться&nbspв&nbspсовременном&nbspсоциуме,&nbspинформационном&nbspпространстве,&nbspна&nbspрынке&nbspтруда,&nbspучиться,&nbspвыполнять&nbspсоциально&nbspважные&nbspзадачи,&nbspреагировать&nbspна&nbspпотребности&nbspвремени.
Одним&nbspиз&nbspосновных&nbspнаправлений&nbspкомпетентно&nbspориентированного&nbspобучения&nbspявляется&nbspформирование&nbspустной&nbspиноязычной&nbspречи&nbspшкольников,&nbspкоторая&nbspзаключается&nbspв&nbspспособности&nbspслушать,&nbspвоспринимать&nbspи&nbspвоспроизводить&nbspинформацию,&nbspвести&nbspдиалог,&nbspучаствовать&nbspв&nbspдискуссиях,&nbspубеждать&nbspи&nbspотстаивать&nbspсвою&nbspточку&nbspзрения,&nbspвыражать&nbspсобственные&nbspмысли,&nbspрассуждения,&nbspвзгляды&nbspв&nbspустной&nbspформе.
Говорение&nbspявляется&nbspочень&nbspсложным&nbspявлением&nbspпо&nbspнескольким&nbspпричинам.&nbspВо-первых,&nbspв&nbspжизни&nbspчеловека&nbspоно&nbspреализует&nbspфункцию&nbspсредства&nbspкоммуникации.&nbspПрежде&nbspвсего&nbspучитель&nbspдолжен&nbspпонимать,&nbspкак&nbspсделать&nbspтак,&nbspчтобы&nbspпроцесс&nbspобучения&nbspговорению&nbspбыл&nbspуспешным.&nbspВо-вторых,&nbspговорение&nbspявляется&nbspдеятельностью,&nbspа&nbspточнее,&nbspодним&nbspиз&nbspвидов&nbspдеятельности&nbspчеловека.&nbspВ-третьих,&nbspважным&nbspпредставляется&nbspто,&nbspчто&nbspрезультатом&nbspговорения&nbspявляется&nbspего&nbspпродукт&nbsp–&nbspвысказывание.&nbspГоворение&nbspи&nbspв&nbspкачестве&nbspдеятельности&nbsp(процесса),&nbspи&nbspв&nbspкачестве&nbspпродукта&nbspимеет&nbspопределенные&nbspпризнаки&nbsp(характеристики,&nbspпараметры),&nbspкоторые&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspориентир&nbspв&nbspобучении,&nbspпоскольку&nbspподсказывают,&nbspкакие&nbspименно&nbspусловия&nbspнужны&nbspсоздать&nbspдля&nbspэффективного&nbspразвития&nbspумений&nbspговорения.&nbspТакже&nbspони&nbspявляются&nbspкритериями&nbspоценки&nbspрезультатов&nbspобучения.
Говорение&nbspобеспечивает&nbspустное&nbspобщение&nbspна&nbspиностранном&nbspязыке&nbspв&nbspдиалогической&nbspи&nbspв&nbspмонологической&nbspформах.&nbspОно&nbspадресуется&nbspк&nbspодному&nbspлицу&nbspили&nbspк&nbspнеограниченному&nbspколичеству&nbspлиц.&nbspКак&nbspи&nbspкакая-либо&nbspдругая&nbspдеятельность,&nbspговорение&nbspвсегда&nbspимеет&nbspопределенную&nbspцель,&nbspмотив,&nbspв&nbspоснове&nbspкоторого&nbspлежит&nbspпотребность;&nbspпредмет&nbsp–&nbspмысли&nbspговорящего;&nbspпродукт&nbsp–&nbspвысказывание&nbsp(диалог&nbspили&nbspмонолог)&nbspи&nbspрезультат,&nbspкоторый&nbspможет&nbspвыражаться&nbspв&nbspвербальной&nbspили&nbspневербальной&nbspреакции&nbspна&nbspвысказывания.
Процессы&nbspпорождения&nbspи&nbspвосприятия&nbspречи&nbspизучались&nbspтакими&nbspучеными-психолингвистами,&nbspпсихофизиологами,&nbspпсихологами,&nbspкак&nbspЛ.С. Выготский,&nbspА.А. Леонтьев,&nbspА.Р. Лурия,&nbspТ.В. Рябова,&nbspИ.А. Зимняя&nbspи&nbspдругие.
Поскольку&nbspсовременной&nbspтенденцией&nbspобразования&nbspявляется&nbspличностно-ориентированное&nbspобучение,&nbspкомпетентностный&nbspи&nbspпроблемный&nbspподходы,&nbspв&nbspцентре&nbspкоторых&nbsp–&nbspличность&nbspученика,&nbspто&nbspглавная&nbspзадача&nbspучителя&nbspзаключается&nbspв&nbspвыборе&nbspтех&nbspсредств&nbspобучения&nbspговорению,&nbspкоторые&nbspпозволяют&nbspиндивидуализировать&nbspи&nbspоптимизировать&nbspучебный&nbspпроцесс,&nbspраскрыть&nbspпотенциал&nbspкаждого&nbspшкольника.&nbsp
Проблеме&nbspформирования&nbspнавыков&nbspи&nbspумений&nbspустной&nbspречи&nbspкак&nbspкомпонента&nbspкоммуникативной&nbspкомпетенции&nbspпосвящено&nbspбольшое&nbspколичество&nbspисследований.&nbspПоиском&nbspэффективных&nbspтехнологий&nbspобучения&nbspиностранному&nbspязыку&nbspзанимались&nbspЭ. Берн,&nbspЛ.&nbspВыготский,&nbspВ. Гатальская,&nbspИ.&nbspЗимняя,&nbspГ. Роджерс,&nbspТ.&nbspСахарова&nbspи&nbspдр.
Современные&nbspисследования&nbspученых&nbspА.&nbspБигич,&nbspН.&nbspГальсковой,&nbspА. Котенко,&nbspА.&nbspНегневицкой,&nbspВ.&nbspРедько,&nbspЮ.&nbspФедусенко&nbspи&nbspдругих&nbspсвидетельствуют&nbspо&nbspшироких&nbspвозможностях&nbspи&nbspуспешном&nbspиспользовании&nbspразличных&nbspтехнологий&nbspи&nbspсредств&nbspобучения&nbspпри&nbspформировании&nbspключевых&nbspкомпетенций&nbspучащихся.
Таким&nbspобразом,&nbspстановится&nbspпонятным&nbspактуальность&nbspвопроса&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсреднем&nbspзвене.
Целью&nbspданной&nbspработы&nbspопределено&nbspвыявление&nbspособенностей&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсреднем&nbspзвене.
Достижение&nbspпоставленной&nbspцели&nbspпредполагает&nbspрешение&nbspследующих&nbspзадач&nbspисследования:
1.&nbspОхарактеризовать&nbspметоды&nbspи&nbspсредства&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсредней&nbspшколе.
2.&nbspОписать&nbspтехнологию&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсредней&nbspшколе.
3.&nbspПровести&nbspанализ&nbspособенностей&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсредней&nbspшколе.
4.&nbspПровести&nbspэкспериментальное&nbspисследование&nbspособенностей&nbspформирования&nbspнавыков&nbspустной&nbspречи&nbspна&nbspоснове&nbspговорения&nbspпри&nbspобучении&nbspиностранному&nbspязыку&nbspв&nbspсредней&nbspшколе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования была достигнута его цель: выявлены особенности формирования
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
среднем звене.

Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:

1. Охарактеризованы
методы и средства формирования навыков устной речи на основе говорения при
обучении иностранному языку в средней школе. Было установлено, что говорение –
это вид устной речевой деятельности. Продуктом данной деятельности является
выражение мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах.
Говорение представляет собой активный вид речевой деятельности, который от
педагога особого подхода.

Проведенный анализ
литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что интерактивные
средства и методы обучения будут способствовать эффективному формированию
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
среднем звене.

2. Описана технология
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе. Был сделан вывод, что в технологии формирования устной
иноязычной речи, преобладающей должна быть направленность учебного процесса на
развитие практических умений владения языком как средством общения в различных
жизненных ситуациях. Поэтому организация учебной деятельности должна быть
направлена на формирование основных параметров общения, таких как: личностный
характер коммуникативной деятельности субъектов общения, отношения и
взаимодействие речевых партнеров; ситуация как форма функционирования общения,
содержательная основа процесса общения; система речевых средств, обеспечивающих
коммуникативную деятельность, функциональный характер усвоения и использования
речевых средств, эвристичность.

3. Проведено
экспериментальное исследование особенностей формирования навыков устной речи на
основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. В результате
проведенного исследования была подтверждена эффективность предложенной нами
технологии и разработанных упражнений, направленных на формирование у учащихся
навыков устной речи на основе диалогической и монологической форм говорения.

На констатирующем этапе
исследования было установлено, что в экспериментальном и контрольном классах
уровень сформированности навыков устной речи находится на одном уровне,
преобладающими уровнями были определены средний и низкий уровни: низкий уровень
– 8 учащихся (40%) ЭГ и 7 учащихся (35%) КГ, средний уровень – 8 учащихся (40%)
ЭГ и 9 учащихся (45%) КГ, высокий уровень – 4 учащихся (20%) ЭК и 4 учащихся
(20%) КГ.

На формирующем этапе
исследования была реализована технология формирования навыков устной речи на
основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. Работа
проводилась в экспериментальном классе (8-А класс).

На контрольном этапе было
проведено повторное изучение уровней сформированности навыков устной речи у
учащихся 8-х классов. Динамика результатов исследования в контрольной группе
отсутствует. В экспериментальном классе уровень сформированности навыков устной
речи повысился, была отмечена положительная динамика: низкий
уровень – 6 учащихся (30%) по сравнению с 4 учащимися (40%), средний уровень –
9 учащихся (45%) по сравнению с 8 учащимися (40%), высокий уровень – 5
учащихся (25%) по сравнению с 4 учащимися (20%) на констатирующем этапе
исследования.

Таким образом, задачи исследования были решены,
цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические
основы особенностей формирования навыков устной речи при помощи говорения при
обучении иностранному языку в средней школе

1.1 Характеристика
методов и средств особенностей формирования навыков устной речи на основе
говорения при обучении иностранному языку в средней школе Требования к уровню
овладения иностранным языком в целом и к обучению говорению в частности
содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Стандарты для общеобразовательной школы разработаны на основе учета возрастных
психофизиологических особенностей обучающихся [37].

Согласно ФГОС, у учащихся
должны быть достигнуты следующие предметные результаты:

1) формирование
коммуникативных навыков как в устной, так и в письменной форме; усвоение
специфики речевого и неречевого этикета;

2) формирование
лингвистических представлений;

3) формирование
толерантности к носителям языка, который изучается, через знакомство с
особенностями жизни сверстников, живущих в других странах [69].

Таким образом, мы видим,
что обучению говорению во ФГОС уделяется значительное внимание, поскольку оно
является составляющей коммуникативной компетенции учащихся. Говорение
реализуется в устной речи.

Устная речь
– это «речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую
(аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная
речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников» [12, с. 277]

Устная речь –
это «речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую
речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная
речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная
речь) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, мегафоном и
т. п.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь)» [51, с. 12].

Устная речь –
это «продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с
помощью звуков речи. Устная речь – это живая речь, которая не только
произносится, звучит, создается в считанные секунды, в момент говорения. Это
творимая, говоримая речь» [55, с. 12].

Свободное владение
иностранным языком предполагает овладение в совершенстве всеми видами речевой
деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо. Иначе говоря,
изучающий иностранный язык понимает мысли собеседника, выражает собственное
мнение, при этом он соблюдает речевые нормы, грамотно пишет, свободно читает, и
использует иностранный язык в различных сферах жизнедеятельности, в
совершенстве владеет и продуктивными (говорение, письмо), и рецептивными
(слушание, чтение) видами речевой деятельности.

Считаем целесообразным
отметить комплексный характер обучения видам речевой деятельности и их
взаимосвязанности на среднем этапе обучения английскому языку.

Обучение говорению, как и
всем остальным видам речевой деятельности), осуществляется на всех уровнях
овладения иностранным языком (начальном, среднем, продвинутом, старшем).
Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности характеризуется:
одновременностью, последовательно-временной соотнесенностью, общим языковым
материалом, специальной серией упражнений (подготовительных, тренировочных,
речевых) и так далее [21; 73].

Наряду с вышесказанным
педагог должен помнить, что в чистом виде виды речевой деятельности
существовать не могут. К примеру, слушание и говорение связаны между собой на
психологическом и физиологическом уровнях. При этом, в процессе коммуникации,
как было уже отмечено ранее, коммуниканты много раз принимают на себя роль
говорящего и слушающего.

Письмо и чтение также
обладают тесной связью. Так, письмо не существует без чтения, поскольку пишущий
в процессе письма также читает свой текст. Кроме этого, через чтение происходит
расширение словарного запаса, обогащаются знания говорящего в области
практической стилистики, поэтому закономерным является то, что много читающий
человек, лучше пишет. А декодирование письменного текста становится возможным
лишь посредством чтения.

Каждый из видов речевой
деятельности на определенном этапе обучения становится доминантным, что
обусловливают требования интенсификации учебного процесса. В связи с этим вся
система работы на данном этапе согласуется с механизмом становления
доминантного вида речевой деятельности. Доминантным видом речевой деятельности на
начальном этапе обучения становится говорение, аудирование превалирует на
среднем уровне, чтение – на продвинутом, письмо – на старшем. Однако
совершенствование говорения осуществляется непрерывно на каждом из этапов
обучения иностранному языку несмотря на то, аудирование (слушание) – это один
из основных видов обучения иностранному языку.

В контексте данной работы
считаем целесообразным рассмотреть сущность говорения как вида речевой
деятельности.

Т. Кочеткова и
В. Петрушенко трактуют говорение с философской точки зрения в качестве
средства, используемого человеком для достижения цели [32]. И. Невлева, М. Попович
под говорением понимают иллокутивний акт, помогающий создать ситуацию
взаимопонимания [48].

Анализируя труды
философов, делаем вывод, что говорение является условием «настоящего» бытия
человека, которое возможно лишь через бытие с другим человеком. Иначе говоря,
для другого в своем существовании говорящий проявляется посредством говорения,
позволяющего найти с собеседником общий язык.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы