Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности Формирование навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы особенностей формирования
навыков устной речи при помощи
говорения при обучении
иностранному языку в
средней школе. 7
1.1 Характеристика методов и средств особенностей
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе 7
1.2 Технология формирования навыков устной речи на основе
говорения при обучении иностранному языку в средней школе. 20
Выводы по первой главе. 36
Глава 2. Экспериментальная часть исследования особенностей
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе. 38
2.1 Анализ исследования особенностей формирования навыков
устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. 38
2.2 Результат исследования особенностей формирования
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
средней школе. 76
Выводы по второй главе. 78
Заключение. 80
Список использованной литературы.. 82
Приложения 90
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях возрастающей интеграции российского образования в мировое образовательное пространство одним из важнейших требований к будущим специалистам является владение иностранным языком, обеспечивающее эффективное профессиональное взаимодействие в современном поликультурном и мультилингвальном мире. То есть необходимой является сформированная устная речь (говорение, как диалогическое, так и монологическое). Данная тенденция развития современного общества нашла отражение в нормативных документах в сфере образования.
Согласно требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов выпускник школы должен уметь использовать иностранный язык в межличностном общении. Таким образом, основной целью дисциплины «Иностранный язык» становится развитие иноязычной устной речи, являющейся элементом коммуникативной компетенции учащихся.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития иноязычной коммуникативной компетенции занимались многие исследователи: И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др. Ученые рассматривают иноязычную коммуникативную компетенцию как способность человека понимать и воспроизводить иностранный язык в соответствии с социолингвистической ситуацией реальной жизни, а также как способность полноценно общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в разнообразных ситуациях для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Таким образом, изменения, происходящие в современном обществе, требуют переориентации системы школьного образования на формирование жизненных компетенций, которые позволят ориентироваться в современном социуме, информационном пространстве, на рынке труда, учиться, выполнять социально важные задачи, реагировать на потребности времени.
Одним из основных направлений компетентно ориентированного обучения является формирование устной иноязычной речи школьников, которая заключается в способности слушать, воспринимать и воспроизводить информацию, вести диалог, участвовать в дискуссиях, убеждать и отстаивать свою точку зрения, выражать собственные мысли, рассуждения, взгляды в устной форме.
Говорение является очень сложным явлением по нескольким причинам. Во-первых, в жизни человека оно реализует функцию средства коммуникации. Прежде всего учитель должен понимать, как сделать так, чтобы процесс обучения говорению был успешным. Во-вторых, говорение является деятельностью, а точнее, одним из видов деятельности человека. В-третьих, важным представляется то, что результатом говорения является его продукт – высказывание. Говорение и в качестве деятельности (процесса), и в качестве продукта имеет определенные признаки (характеристики, параметры), которые представляют собой ориентир в обучении, поскольку подсказывают, какие именно условия нужны создать для эффективного развития умений говорения. Также они являются критериями оценки результатов обучения.
Говорение обеспечивает устное общение на иностранном языке в диалогической и в монологической формах. Оно адресуется к одному лицу или к неограниченному количеству лиц. Как и какая-либо другая деятельность, говорение всегда имеет определенную цель, мотив, в основе которого лежит потребность; предмет – мысли говорящего; продукт – высказывание (диалог или монолог) и результат, который может выражаться в вербальной или невербальной реакции на высказывания.
Процессы порождения и восприятия речи изучались такими учеными-психолингвистами, психофизиологами, психологами, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.В. Рябова, И.А. Зимняя и другие.
Поскольку современной тенденцией образования является личностно-ориентированное обучение, компетентностный и проблемный подходы, в центре которых – личность ученика, то главная задача учителя заключается в выборе тех средств обучения говорению, которые позволяют индивидуализировать и оптимизировать учебный процесс, раскрыть потенциал каждого школьника. 
Проблеме формирования навыков и умений устной речи как компонента коммуникативной компетенции посвящено большое количество исследований. Поиском эффективных технологий обучения иностранному языку занимались Э. Берн, Л. Выготский, В. Гатальская, И. Зимняя, Г. Роджерс, Т. Сахарова и др.
Современные исследования ученых А. Бигич, Н. Гальсковой, А. Котенко, А. Негневицкой, В. Редько, Ю. Федусенко и других свидетельствуют о широких возможностях и успешном использовании различных технологий и средств обучения при формировании ключевых компетенций учащихся.
Таким образом, становится понятным актуальность вопроса формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
Целью данной работы определено выявление особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в среднем звене.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать методы и средства формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе.
2. Описать технологию формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе.
3. Провести анализ особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута его цель: выявлены особенности формирования
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
среднем звене.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Охарактеризованы
методы и средства формирования навыков устной речи на основе говорения при
обучении иностранному языку в средней школе. Было установлено, что говорение –
это вид устной речевой деятельности. Продуктом данной деятельности является
выражение мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах.
Говорение представляет собой активный вид речевой деятельности, который от
педагога особого подхода.
Проведенный анализ
литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что интерактивные
средства и методы обучения будут способствовать эффективному формированию
навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному языку в
среднем звене.
2. Описана технология
формирования навыков устной речи на основе говорения при обучении иностранному
языку в средней школе. Был сделан вывод, что в технологии формирования устной
иноязычной речи, преобладающей должна быть направленность учебного процесса на
развитие практических умений владения языком как средством общения в различных
жизненных ситуациях. Поэтому организация учебной деятельности должна быть
направлена на формирование основных параметров общения, таких как: личностный
характер коммуникативной деятельности субъектов общения, отношения и
взаимодействие речевых партнеров; ситуация как форма функционирования общения,
содержательная основа процесса общения; система речевых средств, обеспечивающих
коммуникативную деятельность, функциональный характер усвоения и использования
речевых средств, эвристичность.
3. Проведено
экспериментальное исследование особенностей формирования навыков устной речи на
основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. В результате
проведенного исследования была подтверждена эффективность предложенной нами
технологии и разработанных упражнений, направленных на формирование у учащихся
навыков устной речи на основе диалогической и монологической форм говорения.
На констатирующем этапе
исследования было установлено, что в экспериментальном и контрольном классах
уровень сформированности навыков устной речи находится на одном уровне,
преобладающими уровнями были определены средний и низкий уровни: низкий уровень
– 8 учащихся (40%) ЭГ и 7 учащихся (35%) КГ, средний уровень – 8 учащихся (40%)
ЭГ и 9 учащихся (45%) КГ, высокий уровень – 4 учащихся (20%) ЭК и 4 учащихся
(20%) КГ.
На формирующем этапе
исследования была реализована технология формирования навыков устной речи на
основе говорения при обучении иностранному языку в средней школе. Работа
проводилась в экспериментальном классе (8-А класс).
На контрольном этапе было
проведено повторное изучение уровней сформированности навыков устной речи у
учащихся 8-х классов. Динамика результатов исследования в контрольной группе
отсутствует. В экспериментальном классе уровень сформированности навыков устной
речи повысился, была отмечена положительная динамика: низкий
уровень – 6 учащихся (30%) по сравнению с 4 учащимися (40%), средний уровень –
9 учащихся (45%) по сравнению с 8 учащимися (40%), высокий уровень – 5
учащихся (25%) по сравнению с 4 учащимися (20%) на констатирующем этапе
исследования.
Таким образом, задачи исследования были решены,
цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы особенностей формирования навыков устной речи при помощи говорения при
обучении иностранному языку в средней школе
1.1 Характеристика
методов и средств особенностей формирования навыков устной речи на основе
говорения при обучении иностранному языку в средней школе Требования к уровню
овладения иностранным языком в целом и к обучению говорению в частности
содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Стандарты для общеобразовательной школы разработаны на основе учета возрастных
психофизиологических особенностей обучающихся [37].
Согласно ФГОС, у учащихся
должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
1) формирование
коммуникативных навыков как в устной, так и в письменной форме; усвоение
специфики речевого и неречевого этикета;
2) формирование
лингвистических представлений;
3) формирование
толерантности к носителям языка, который изучается, через знакомство с
особенностями жизни сверстников, живущих в других странах [69].
Таким образом, мы видим,
что обучению говорению во ФГОС уделяется значительное внимание, поскольку оно
является составляющей коммуникативной компетенции учащихся. Говорение
реализуется в устной речи.
Устная речь
– это «речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую
(аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная
речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников» [12, с. 277]
Устная речь –
это «речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую
речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная
речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная
речь) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, мегафоном и
т. п.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь)» [51, с. 12].
Устная речь –
это «продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с
помощью звуков речи. Устная речь – это живая речь, которая не только
произносится, звучит, создается в считанные секунды, в момент говорения. Это
творимая, говоримая речь» [55, с. 12].
Свободное владение
иностранным языком предполагает овладение в совершенстве всеми видами речевой
деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо. Иначе говоря,
изучающий иностранный язык понимает мысли собеседника, выражает собственное
мнение, при этом он соблюдает речевые нормы, грамотно пишет, свободно читает, и
использует иностранный язык в различных сферах жизнедеятельности, в
совершенстве владеет и продуктивными (говорение, письмо), и рецептивными
(слушание, чтение) видами речевой деятельности.
Считаем целесообразным
отметить комплексный характер обучения видам речевой деятельности и их
взаимосвязанности на среднем этапе обучения английскому языку.
Обучение говорению, как и
всем остальным видам речевой деятельности), осуществляется на всех уровнях
овладения иностранным языком (начальном, среднем, продвинутом, старшем).
Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности характеризуется:
одновременностью, последовательно-временной соотнесенностью, общим языковым
материалом, специальной серией упражнений (подготовительных, тренировочных,
речевых) и так далее [21; 73].
Наряду с вышесказанным
педагог должен помнить, что в чистом виде виды речевой деятельности
существовать не могут. К примеру, слушание и говорение связаны между собой на
психологическом и физиологическом уровнях. При этом, в процессе коммуникации,
как было уже отмечено ранее, коммуниканты много раз принимают на себя роль
говорящего и слушающего.
Письмо и чтение также
обладают тесной связью. Так, письмо не существует без чтения, поскольку пишущий
в процессе письма также читает свой текст. Кроме этого, через чтение происходит
расширение словарного запаса, обогащаются знания говорящего в области
практической стилистики, поэтому закономерным является то, что много читающий
человек, лучше пишет. А декодирование письменного текста становится возможным
лишь посредством чтения.
Каждый из видов речевой
деятельности на определенном этапе обучения становится доминантным, что
обусловливают требования интенсификации учебного процесса. В связи с этим вся
система работы на данном этапе согласуется с механизмом становления
доминантного вида речевой деятельности. Доминантным видом речевой деятельности на
начальном этапе обучения становится говорение, аудирование превалирует на
среднем уровне, чтение – на продвинутом, письмо – на старшем. Однако
совершенствование говорения осуществляется непрерывно на каждом из этапов
обучения иностранному языку несмотря на то, аудирование (слушание) – это один
из основных видов обучения иностранному языку.
В контексте данной работы
считаем целесообразным рассмотреть сущность говорения как вида речевой
деятельности.
Т. Кочеткова и
В. Петрушенко трактуют говорение с философской точки зрения в качестве
средства, используемого человеком для достижения цели [32]. И. Невлева, М. Попович
под говорением понимают иллокутивний акт, помогающий создать ситуацию
взаимопонимания [48].
Анализируя труды
философов, делаем вывод, что говорение является условием «настоящего» бытия
человека, которое возможно лишь через бытие с другим человеком. Иначе говоря,
для другого в своем существовании говорящий проявляется посредством говорения,
позволяющего найти с собеседником общий язык.