Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей эмоционально-волевой сферы у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития. 7
1.1.Психолого-педагогическая
характеристика детей с задержкой психического развития. 7
1.2. Эмоционально-волевое
развитие в младшем школьном возрасте. 19
1.3. Особенности эмоционального
развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 22
Выводы по первой главе. 29
Глава 2.
Эмпирическое изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития. 31
2.1. Организация исследования и
методики изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития. 31
2.2. Описание результатов
исследования с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического
развития. 33
2.3 Описание результатов исследования с детьми младшего
школьного возраста 39
2.4. Методические рекомендации по оптимизации
эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития. 50
Выводы по второй главе. 58
Заключение. 60
Список использованной
литературы.. 65
Приложение 70
Введение:
Развитие личности является результатом сложного процесса включения
субъекта в социальные отношения. Этот процесс всегда детерминируется
социально-психологическими факторами. Нами данный процесс рассматривается как
управляемый, подчиняющийся закономерностям, на который действуют и случайные
факторы.
В
литературе довольно полно изучен вопрос особенностей эмоциональной сферы и
проявления эмоций в детском возрасте, в том числе у детей с задержкой
психического развития, но недостаточно исследований, посвященных характерным
особенностям механизмов эмоционального реагирования детей с задержкой
психического развития.
Школьники с
задержкой психического развития идентифицируют грусть как стеснение. У них
возникает затруднение назвать представленную на картинке эмоцию грустью или
печалью. Место локализации эмоционального проявления грусти у детей с задержкой
психического развития находится в низу живота, ассоциируется с серым цветом,
символизирующим пассивность, апатию, меланхолию и эмоциональную незрелость. У
детей эмоция грусти сопряжена с такими эмоциональными реакциями, как
расстроиться и расплакаться. Важно отметить, что при плаче и всхлипываниях
происходит расслабление диафрагмы и нижней части живота. Дети успешно
идентифицируют грусть по мимике и пантомимике. В свою очередь, восприятие и
дифференциация эмоции грусти по тону и интонации голоса у школьников затруднена.
Рекомендации при работе с детьми с дефектом речи, то самое главное помнить о
том, что не стоит раздражаться, а уметь держать свои эмоции под контролем.
Объект исследования:
эмоционально-волевая сфера детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.
Предмет
исследования: особенности развития эмоционально-волевой сферы
у детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития по сравнению с
нормой
Задачи исследования:
1. Определить специфику развития
эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста, в том числе с
задержкой психического развития.
2. Провести экспериментальное
исследование особенностей понимания эмоционально-волевой сферы детьми младшего
школьного возраста с нормой в развитии.
3. Провести экспериментальное
исследование особенностей понимания эмоционально-волевой сферы детьми младшего
школьного возраста с задержкой в развитии.
4. Обобщить результаты
исследования и разработать психолого-педагогические рекомендации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоционально-волевая сфера детей
младшего школьного с задержкой психического развития и с нормой будут значимо отличаться, особенностями
эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного с задержкой психического
развития являются положительный и отрицательный эмоциональный фон, эмоциональные
реакции к нравственным нормам, уровень тревожности.
Методы исследования:
— теоретические методы (анализ, сравнение,
обобщение научных идей);
— эмпирические методы (эксперимент);
— методы обработки данных: количественных
и качественный анализ результатов исследования.
Методики:
1. Техника распознавания эмоций (Е. И.
Изотова) [11].
2. Определение уровня саморегуляции
— Техника "Коричневые домики",
О. А. Орехова [14].
— Тест "Кактус", М. А. Панфилова
[14].
— Методика "Сюжетные картинки",
Р. Р. Калинина [14].
Теоретическая значимость исследования
значимость заключается в анализе и обобщении научных идей по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в проведении эмпирического
исследования по проблеме развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего
школьного возраста и разработке психолого-педагогических рекомендаций.
База исследования: Этапы проведения исследования:
1. Теоретический:
выбор темы исследования, составление плана, составление списка литературы и ее
анализ, подбор методик.
2. Экспериментальный:
проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.
3. Обобщающий:
подведение итогов теоретического и экспериментального исследований проблемы
развития эмоционально-волевой сферы. Составление рекомендаций.
Структура работы включает: введение, две
главы, заключение, список литературы, приложение.
Во введении определены актуальность темы,
цель, задачи, гипотеза, методы исследования. В первой главе раскрыты
психолого-педагогические аспекты проблемы развития эмоционально-волевой сферы
детей младшего школьного возраста. Во второй главе представлены результаты
эмпирического исследования особенностей развития эмоционально-волевой сферы у
детей младшего школьного возраста. В заключении подведены итоги теоретического
и экспериментального исследований заявленной темы.
Заключение:
В первой главе нашего исследования мы
проверили теоретический анализ проблемы развития эмоционально-волевой сферы
детей младшего школьного возраста. Проведенный анализ позволил сделать
следующие выводы:
– становление
эмоционально-волевой сферы неотделимо от становления личности в онтогенезе;
Во второй
главе нашего исследования с целью выявления особенностей эмоционально-волевой
сферы у детей младшего школьного возраста было проведено эмпирическое
исследование.
Полученные показатели свидетельствуют о наличии трудностей восприятии эмоциональных
состояний и выразительности эмоционально-волевой экспрессии. В дальнейшем
необходимо проведение систематической работы по ознакомлению детей с основными
понятиями эмоций, их модальностями, мимическими характеристиками, соотнесении
их с жестикуляцией, позами, интонацией.
Для этого необходимо использовать в работе различные
эмоционально-экспрессивные средства дидактического обучения, средства
художественной литературы, дидактические игры и упражнения.
Анализ
научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить
поставленные задачи. В первой главе дана общая характеристика
эмоционально-волевой сферы как психического отражения в форме непосредственного
пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением
их объективных свойств к потребностям субъекта. Младшим школьникам свойственна
эмоциональная возбудимость, слабая эмоциональная устойчивость. В качестве
источника чувств служат взаимоотношения с другими людьми и игра как ведущая
деятельность. Эмоциональное развитие обеспечивает регуляцию деятельности,
воздействует на мотивационно-потребностную сферу, самосознание, познание. В
младшем школьном периоде начинают развиваться механизмы эмоционально-волевой
сферы регуляции: эмоциональное предвосхищение, произвольность
эмоционально-волевой сферы, вербальное обозначение эмоционально-волевой сферы.
При работе с
младшим сегментом детей с задержкой психического развития, то стоит предлагать
им игрушки, которые будут развивать мелкую моторику. Это способствует формированию
мыслительных процессов. Также, очень важно разговаривать с детьми. Ведь речь
является фундаментом для построения высших психических функций. Но не стоит
задавать ребенку каверзных или неожиданных вопросов, которые могут сбить его с
толку или поставить в тупик. Такие дети не могут дать быстрого ответа и им
необходимо время для размышлений. Потому что скорость обработки информации у
них значительно замедлена. Не стоит также избегать такого ребенка. Ведь чем
меньше на него обращают внимания, тем сложнее ему дается социальное
взаимодействие. Очень важно создавать для него максимально комфортную
обстановку.
Согласно
мировой статистике, количество людей родившихся с задержкой психического
развития растет с каждым годом. Но благодаря инклюзивному образованию и
появляющимся возможностям трудоустройства, они перестают быть ограниченными в
общении, и в кругу родственником.
Из-за неуспеваемости детей в начале обучения в
общеобразовательной школе может быть выявлена задержка психического развития,
так как факт неуспеваемости побуждает обратить внимание на состояние здоровья
ребенка и его развитие (физиологическое и психическое). А к появлению
затруднений в обучении приводит непроведение диагностики детей перед обучением
в школе и мероприятий, необходимых для подготовки к овладению письмом [20, с.
25].
Среди причин
появления трудностей в овладении письмом, могут быть темпы и методы обучения,
которые не учитывают все стороны индивидуального развития ребенка, возраст
(фактический, а не биологический), не соответствуют его особенностям
У младших школьников с задержкой психического развития отсутствует мотивация к учебной
деятельности. У таких детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников
снижено абстрактное мышление, навыки символической деятельности,
аналитико-синтетическая деятельность. Способность к произвольным, подкрепленным
усилием воли действиям, которые осознанно контролируются у них еще может быть
несформирована.
Психические
процессы, такие как восприятие, память, внимание развиты слабо.
Речемыслительная деятельность неразвита, из-за несовершенности лингвистического
развития.
Понятие
«задержка психического развития» у ребенка означает отставание в развитии всей
психической деятельности. Термин «задержка» отмечает, что отклонение может быть
временным, т.е. когда уровень психического развития не соответствует возрасту
ребенка, и которое можно успешно преодолеть с возрастом [2, с.48].
Дети
рассматриваемой нами категории часто импульсивны, гиперактивны, агрессивны,
тревожны. Они склонны к подражанию, эмоционально неустойчивы, испытывают
неадекватные эмоции на окружающую среду.
Детям
характерны симптомы органического инфантилизма: они быстро утомляются, и чаще
всего не испытывают яркие эмоции. У всех детей с задержкой психического
развития явно снижены внимание и
работоспособность. Начиная какую-либо деятельность, дети могут испытывать
напряжение, которое со временем уменьшается.
В
эмоциональном развитии ребенка вырабатываются и формируются более сложные
чувства: симпатии, антипатии, развитие социальных чувств и эстетических. Дети
младшего школьного возраста характеризуются эмоционально-волевой сферы
возбудимостью и слабой эмоционально-волевой сферы устойчивостью.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы предопределяет рационализацию
чувств детей младшего школьного возраста посредством усвоения норм морали,
оценке внешних эмоциональных проявлений. Для детей младшего школьного возраста
характерна эмоциональная отзывчивость и впечатлительность. Происходит развитие
способностей осознавать и контролировать эмоции, совершенствуется
выразительность эмоционально-волевой сферы экспрессии. В целом можно утверждать, что дети младшего
школьного возраста воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях.
Условиями
развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
выступают: обеспечение деятельности детей эмоционально-волевой сферы
насыщенностью; создание доброжелательной атмосферы; стимуляция положительных
эмоционально-волевой сферы; развитие эмоциональных предвосхищений; формирование
регуляции эмоционально-волевой сферы.
Вторая глава
была посвящена эмпирическому исследованию эмоционально-волевой сферы детей
младшего школьного возраста. На
сформированность эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста
влияет объем эмоциональных знаний и предшествующий опыт. Важную роль играло
также оценка мимических проявлений. Раскрытию опыта способствовали беседы.
Объем эмоционального опыта детей был опосредован наличием знаний о причинах
формирования эмоционально-волевой сферы различной модальности. Занятия по
развитию эмоционально-волевой сферы детей средствами арттерапии были
представлены психогимнастическими мимическими и пластическими этюдами на
воспроизведение эмоционально-волевой сферы, танцевальной и рисуночной терапией,
сказкотерапией, сочинениями рассказов, ролевыми играми, релаксационными
техниками.
Целью занятий
являлось эмоциональное развитие детей в психоэмоциональных движениях, рисунках,
чтении сказок; обучение эмоциональному распознаванию эмоционально-волевой сферы
по мимике и жестам; снятие эмоционального напряжения; расширение эмоционального
опыта; обучение танцевальным и театральным импровизациям; обмен эмоциональными
впечатлениями; обучение изображению чувств; развитие представлений об эмоциях
разных модальностей; воспитание сопереживания и эмпатии; вербальное закрепление
эмоциональных переживаний.
Полученные
показатели свидетельствуют о наличии трудностей восприятии эмоциональных
состояний и выразительности эмоционально-волевой сферы экспрессии. В дальнейшем
необходимо проведение систематической работы по ознакомлению детей с основными
понятиями эмоционально-волевой сферы, их модальностями, мимическими
характеристиками, соотнесении их с жестикуляцией, позами, интонацией.
Для этого
необходимо использовать в работе различные эмоционально-экспрессивные средства
дидактического обучения, средства художественной литературы, дидактические игры
и упражнения, арт-терапевтические методики. Таким образом, становится очевидным
подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей эмоционально-волевой
сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Значительная часть детей с трудностями в
обучении попадает в группу, определяемую как «дети с задержкой психического
развития». Это относительно большая группа, составляющая около 50%
слабоуспевающих детей младшего школьного возраста [12, с. 153].
У детей с
задержкой психического развития может быть ослаблено внимание к вербальной
информации. Даже если урок интересен, дети склонны терять нить повествования,
зевать и отвлекаться. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы вернуть
детей к работе [12, с. 155].
Лебединский В.
В. (1985) отметил, что у детей с задержкой психического развития нарушено
развитие внимания. При выполнении деятельности он быстро угасает, слишком
отвлекается, так что сосредоточиться невозможно" [31, с. 5].
Ученики
начальной школы с задержкой психического развития сильно отвлекаются, часто
отвлекаются и не могут слушать или работать более 5-10 минут.
У других
детей с задержкой психического развития внимание концентрируется только после
выполнения задания. Для других характерна прерывистая концентрация. Когда
маленькие ученики устают, их внимание рассеивается, а концентрация ухудшается.
Дети перестают усваивать учебный материал, что приводит к большим и
значительным пробелам в их знаниях. Внимание у детей с ASD характеризуется низким
уровнем самоконтроля и регуляции [6, с. 148].
Как отмечает
М. К. Акимова (2005), у детей с расстройствами аутистического спектра
ограничены возможности внимания.
Определяющую роль имеют случайные факторы, которые деформируют
социально-психологические свойства личности, формирование личности, склонной к
девиациям является долгим детерминированным процессом, сложность заключается в
том, что к формированию данной личности могут привести факторы развития из
раннего детства, которые сложно учесть в подростковом возрасте и которые
требуют глубинной работы [7, с.114].