Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности агрессивного поведения дошкольников и способы его коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования агрессивного поведения
дошкольников в психологической науке. 7
1.1. Теоретические
подходы к изучению агрессии в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.2. Изучение
агрессивного поведения в русле психологических исследований 24
1.3. Характеристика
агрессивного поведения дошкольников. 35
Выводы по первой
главе. 44
Глава 2.
Эмпирическое изучение особенностей
агрессивного поведения детей дошкольного возраста. 45
2.1.
Организация и методы исследования. 45
2.2.
Анализ полученных результатов. 56
2.3. Рекомендации по
психологической коррекции агрессивного поведения дошкольников. 65
Выводы
по второй главе. 69
Заключение. 70
Список
использованной литературы.. 72
Приложения. 78
Введение:
В современном обществе встречается очень много детей с
ненормальным, неадекватным поведением. Это проявляется в пристрастии хулиганству,
нарушение общественного порядка. Также все чаще наблюдается неуважительное и
вызывающее отношение к взрослым. Помимо этого, также участились случаи
агрессивности, жестокости. Одно из видов отклоняющегося поведения – это
агрессивное поведение. Агрессивное поведение часто перерастает в драки и
оскорбления среди детей. Многие, таким образом, с помощью драк и оскорблений,
самоутверждаются и зарабатывают репутацию среди сверстников. Более сложная
ситуация возникает, когда конфликты возникают между группами детей. В последнее
время все чаще встречается агрессивное поведение среди девочек, а также
сопровождается драками и оскорблениями.
Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, часто
является основным источником трудностей в отношениях между людьми. Как
показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской
агрессивности являются одним из наиболее распространенных явлений среди
родителей и педагогов. В последние десятилетия значительный рост общественного
беспокойства вызван существенным ростом детской преступности, асоциального
поведения, агрессивности и жестокости в отношении детей и подростков. Важным
компонентом является изучение различных факторов, влияющих на формирование
агрессивного поведения в детском возрасте.
Актуальность исследования агрессивности
определяется особенностями современной общественной жизни. Современный дошкольник
попадает в мир, который очень сложен по своему содержанию и социализации. Это
связано с перенасыщенной природой информации, которая глубоко влияет на психику
ребенка, который еще не имеет четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Проблема
коррекции агрессии была отражена в работах таких авторов как Л.И. Божович, Л.
Берковец, Н.А. Волкова, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.А. Рогов и др.
Объект
исследования
– агрессивное поведение дошкольников.
Предмет
исследования
– коррекция агрессивности поведения дошкольников.
Гипотеза
исследования:
особенности проявления агрессивного поведения тесно связаны с типами
нарушений в семейном воспитании.
Цель
исследования
заключается в исследовании агрессии у дошкольников.
Исходя из цели исследования необходимо решить ряд
следующих задач:
1. изучить теоретические подходы к изучению агрессии в
отечественной и зарубежной психологии;
2. рассмотреть агрессивное поведение в русле психологических
исследований;
3. выявить характеристику агрессивного поведения дошкольников;
4. провести исследование агрессивного поведения дошкольников;
5. разработать рекомендации по профилактике и коррекции
агрессивности.
Методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы согласно теме исследования,
анкетирование, математическая обработка данных. Методики исследования: 1. Рисунок «Несуществующее животное», 2. «Тест
руки Вагнера», 3. Анализ семейных отношений.
Эмпирическая база
исследования: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 46 «Совёнок»,
27 детей дошкольного возраста, 12 девочек, 15 мальчиков.
Практическая значимость
исследования состоит в изучении психологических особенностей проявления
форм агрессии дошкольников в группе детского сада, причин, провоцирующих
формирование агрессивного поведения и способов коррекции агрессивного поведения
дошкольников.
Структурно работа состоит из введения,
двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В
данной работе мы изучаем и анализируем основные пути психологии к изучению
агрессивного поведения у дошкольников.
Основываясь
на литературе проведенного исследования, можно сделать вывод, что хотя мнения
современных представителей вышеперечисленных направлений расходятся во взглядах
на природу и происхождение атакующего поведения, они коллективно признают
влияние социальных факторов на формирование атакующего поведения, а также тот
факт, что атакующее поведение не является неизбежным, может избежать или
предотвратить его возникновение.
Формирование
агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором
взаимодействуют многие факторы (биологические и социальные).
Многие
психологи считают, что агрессия является неотъемлемой чертой поведения, но они
также признают, что проявления агрессии можно контролировать с помощью обучения
и воспитания.
В
отечественной психологии большое внимание уделяется механизму социализации,
который формирует влияние состояния общественного развития.
Среди
возрастных особенностей опережающего развития детей дошкольного возраста,
влияющих на формирование и закрепление агрессивного поведения, можно выделить
следующие моменты.
Основные
изменения в личности ребенка начинаются в дошкольном возрасте и группируются в
области социальных отношений, основной причиной которых является расширение
социальных связей ребенка с окружающим миром. Это делает необходимым
всестороннее отражение социальной сферы.
Таким
образом, в условиях продвинутого дошкольного образования домашнее воспитание
создает определенные предпосылки для появления, развития и закрепления агрессии
как личностной черты, что приводит к реальной необходимости диагностики и
коррекции позитивной.
Предположения,
сделанные в начале нашего исследования, подтвердились.
В
начале нашего исследования была выдвинута гипотеза о том, что особенности
проявления агрессивного поведения тесно связаны с типами нарушений в семейном
воспитании.
Можно
утверждать, что гипотеза нашего исследования доказана, поскольку мы обнаружили взаимосвязь
между типами нарушений в семейном воспитании и показателем детской
агрессивности. Благодаря математической статистике мы удостоверились, что
взаимосвязь носит не случайный характер.
Таким
образом, гипотеза исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
агрессивного поведения дошкольников в психологической науке
1.1. Теоретические
подходы к изучению агрессии в отечественной и зарубежной психологии
Определим, что такое агрессивное действие и
агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один
и тот же смысл. Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как
ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в
этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное,
социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время
агрессивного действия [1]. Необходимо отметить, что без известной доли
агрессивности людям не обойтись.
Каждая личность должна обладать определенной степенью
агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности
и адаптивности человека. В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные
здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это —
настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий.
К. рассматривают некоторые случаи агрессивного
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и
тревоги [2, 3].
Состояние фрустрации — это психическое состояние,
характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего
удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными
переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как
биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и
адаптации. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и
воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных
агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной
цивилизации.