Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Особенности адаптации к школе детей с разным уровнем интеллектуальной готовности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы адаптации к школе детей с различным уровнем социального интеллекта 7
1.1. Сущность процесса адаптации к обучению в школе в трудах исследователей 7
1.2. Готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема 10
1.3. Связь процесса адаптации и социального интеллекта ребенка 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи адаптации к школе от уровня социального интеллекта младшего школьника 28
2.1. Организация и методики проведения исследования 28
2.2. Анализ результатов взаимосвязи адаптации и социального интеллекта младшего школьника 29
2.3. Комплекс мероприятий по успешной адаптации первоклассников к школе 36
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы 65
Введение:
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья учащихся и создание адаптивного образования для школьников посредством развития школьной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.
Переход ребенка из домашней среды в школьную является для него важным процессом. Потому что ребенок впервые сталкивается с академической средой. Кроме того, он встречается со своими сверстниками и старается соответствовать ожиданиям учителя. В начале начальной школы способность детей формировать и поддерживать стратегии, позволяющие справляться с социальной средой, важна для академической и поведенческой успеваемости. Первый год начальной школы имеет решающее значение для образовательной жизни личности. Положительные или отрицательные ситуации, пережитые в этот период, также повлияют на будущее образование человека. Чтобы не столкнуться с негативной ситуацией при адаптации к школьной жизни, ребенок должен быть готов к школе в физическом, социальном, психологическом и умственном аспектах.
Адаптация к школе представляет собой универсальную концепцию с такими параметрами, как любовь к школе, избегание школы, успехи в учебе и уход из школы. С точки зрения начальной школы адаптация ребенка к школе рассматривается как социальная, поведенческая и академическая реакция ребенка на требования начальной школы.
Проблема адаптации занимает большое место в исследованиях педагогики, психологии, социологии и других наук. Негативная адаптация приводит к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемостей, снижению работоспособности и низкому уровню усвоению учебного материала.
Одним из компонентов успешной адаптации к процессу обучения является уровень социального интеллекта детей, накладывающий отпечаток на их поведение и эмоциональное состояние, о которых педагогам следует знать, чтобы избежать возможных ошибок.
Большой пласт исследований связан с взаимосвязью между адаптацией и готовностью к обучению в школе. Он представлен трудами таких авторов как А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой и др. В своих трудах эти авторы говорят о том, что адаптация представляет собой особую фазу становления личности человека, от которой зависит дальнейший его успех в той или иной деятельности.
Публикации в педагогической и психологической литературе, представленные такими авторами как М.М. Аниденкова, Е.Ю. Кононова, отмечают, что адаптация в младшем школьном возрасте представляет собой процесс приспособления индивида к новой системе социальных отношений, появлению новых требований, связанных с учебной деятельностью. Ряд ученых предлагает рассматривать эффективность процесса адаптации во взаимосвязи между педагогом и родителями. Среди них можно назвать И.Г. Глушко, Г.Г. Микерову и А.Г. Чебелко.
Наличие множества исследований по указанной проблеме говорит о высоком уровне ее актуальности. Однако взаимосвязь адаптации первоклассников и уровня социального интеллекта детей не раскрыта в достаточной степени, что и обуславливает выбор темы работы.
Цель исследования – изучить особенности адаптации детей к школе в зависимости от социального интеллекта и разработать комплекс мероприятий для успешной адаптации.
Объект исследования – адаптация первоклассников к обучению в школе.
Предмет исследования – взаимосвязь между адаптацией к школе и уровнем социального интеллекта.
Гипотеза исследования: предполагается, что для успешной адаптации первоклассников к школе следует учитывать уровень социального интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность процесса адаптации к обучению в школе в трудах исследователей.
2. Изучить готовность к обучению в школе как психолого-педагогическую проблему.
3. Определить связь адаптации к школе с уровнем социального интеллекта ребенка.
4. Организовать исследование по выявлению взаимосвязи адаптации к школе от уровня социального интеллекта младшего школьника.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать комплекс мероприятий по успешной адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования:
— теоретические: психолого-педагогический анализ междисциплинарной проблемы адаптации, дезадаптации, моделирование, экспертно-аналитические методы, теоретический анализ и синтез, обобщение, систематизация, сравнение, экстраполяция;
— эмпирические: включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, методы тестирования, формирующий эксперимент, (собеседование, оценка).
Методики исследования:
1)Методика «Я в школе» А.И. Баркан.
2) Графический диктант Д.Б. Эльконин.
3) Метод изучения социального интеллекта в адаптации теста Дж. Гилфорда и М. Салливана.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении основных аспектов исследуемой проблемы, которые отражены в методической литературе и программах по исследованию процесса адаптации в начальной школе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный нами комплекс мероприятий по успешной адаптации первоклассников может стать основой в организации адаптационного периода в общеобразовательной школе.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и экспериментальной, выводов к главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
На протяжении всего детства дети переживают различные переходы в окружающую среду, которые требуют адаптации к новым условиям. Этот экологический переход иногда может быть связан со сменой дома, города, поступлением в школу или школой. В процессах перехода к окружающей среде ребенку приходится приспосабливаться к новой среде, преодолевая множество трудностей. Школьное образование также является средовым переходом, требующим адаптации ребенка к школьной среде в целом, так как он покидает домашнюю среду, в которой родился и вырос, когда начинается его первая школьная жизнь.
В целом школьная адаптация требует, чтобы ребенок адаптировался ко многим переменным, таким как учителя, обстановка в классе, школьные и классные правила, отношения со сверстниками. Если ребенок не поддерживается этими факторами в школе и не достигается адекватная школьная готовность, то здоровая адаптация ребенка к школе не может быть обеспечена.
Школьная адаптация – важный процесс, играющий важнейшую роль в жизни ребенка. Независимо от того, является ли этот процесс положительным или отрицательным, он влияет на многие факторы, такие как развитие ребенка, успех, уровень тревожности, уровень одиночества, восприятие социальной поддержки и учеба. Дети, адаптировавшиеся к школьному обучению в дошкольном периоде, уделяют много внимания на занятиях, активно участвуют в деятельности, работают самостоятельно, добиваются более высоких успехов в учебе, улучшают отношения со сверстниками. Однако дети, которые не могут адаптироваться к школе, испытывают различные трудности в классе. Они сталкиваются с трудностями при адаптации к школе на более поздних уровнях образования, у них могут быть внутренние и внешние психологические проблемы, они не достигают высоких успехов в учебе. Все эти результаты свидетельствуют о важности исследования адаптации ребенка к школе.
Трудности, связанные с адаптацией первоклассников, отражают постепенное вхождение ребенка в новую социальную ситуацию развития: у него появляются новые обязанности (вовремя приходить в школу, выполнять домашние задания, придерживаться расписания занятий). Идет процесс адаптации к новому коллективу ровесников, увязываются деловые личные отношения с учителем. Наконец, меняется социальная позиция ребенка в семье, отношение к нему других членов семьи. Формируется мировоззрение ребенка, возникают новые представления и взгляды. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся интересы, увлечения. Всю эту программу ребенок усваивает в первые школьные годы. Учитывая, что энергия детства практически неисчерпаема, если ее умело направить, нужно осознать, как важно знать особенности процесса адаптации к школе каждого отдельно взятого ребенка, чтобы предотвратить различные осложнения до завершения начального звена образования.
Социальный интеллект младших школьников мы определяем как интеграционную характеристику, отражающую признание ценности себя и других, проявляющийся в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми, требующий знания правил и использования эффективных способов социального поведения и взаимодействия, проявлений ответственности за свои поступки и результат деятельности на основе рефлексии.
Адаптационные процессы, детерминированные усвоением новых норм школьной жизни, усиливают психофизиологические нагрузки, несут типичные кризисные риски в личностном росте. Этим определяется необходимость сформировать надлежащую социальную среду и обеспечить первоклассникам педагогическую поддержку в целях формирования у них социального интеллекта.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы адаптации к школе детей с различным уровнем социального интеллекта
1.1. Сущность процесса адаптации к обучению в школе в трудах исследователей
Адаптация – это процесс приспособления человека к условиям окружающей среды: наличие гармонии и взаимосоответствия между организмом и средой. Адаптированной считается личность, лучше всего отвечающая условиям жизни. Адаптивную деятельность человека мотивируют социально обусловленные потребности, одновременно для него свойственное и специфически биологическое, присущее человеческому организму, поэтому это целостный биопсихосоциальный процесс. Если личность адаптировалась к чему-то, то с ней произошли определенные изменения, достаточные для реализации ее практических потребностей от условий заведения дошкольного образования или семьи; гармоничное взаимодействие с новыми ровесниками, учителем и полноценную реализацию своих способностей, возможностей и потребностей в условиях школы (Шарипова, 2019).
Успешная адаптация к школе является одним из важных вопросов для возрастных и педагогических психологов, поскольку здоровый переход в школу может быть построен на здоровом когнитивном и социально-поведенческом развитии.
Обоснование изучения адаптации к школе заключается в том, что она предсказывает более позднюю школьную успеваемость. Дети, которые лучше адаптируются к школе в первом классе начальной школы, имеют более высокие успехи в учебе и более высокую самооценку, лучше ладят со сверстниками и с меньшей вероятностью бросят школу.
Здоровая адаптация к школе включает в себя как когнитивную, так и социальную адаптацию. Хотя связь между социально-поведенческим развитием и школьной адаптацией недостаточно хорошо установлена и непротиворечива, как связь между когнитивным развитием и школьной адаптацией у детей, установлено, что социально-эмоциональное и социально-поведенческое развитие связано с ранней школьной адаптацией (Сонина, 2018).
Дети должны иметь возможность контролировать свое импульсивное поведение, справляться с проблемами со сверстниками и взрослыми, справляться с новыми ситуациями и удовлетворять свои потребности в самообслуживании в школьной жизни, чтобы их можно было приспособить к смене, следованию правилам, понять распорядок в классе и добиться успеха (Сердюкова, 2013).
Анализируя психологические особенности первоклассников, О.А. Кочеренко отмечает, что дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всей своей сущностью: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается сопротивление стрессам, растет напряженность, могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться трудности характера: упрямство, невнимательность, замкнутость, демонстративность и т.д. (Кочеренко, 2017).
Опираясь на исследование ученых, нами определены следующие признаки адаптационного периода ребенка:
– изменение социального статуса ребенка – с дошкольника на ученика;
– изменение ведущего вида деятельности – с игровой через учебно-игровую к учебной;
– изменение социального окружения – другие школьники, учителя и т.п.;
– частичный запрет двигательной активности учащихся.
Согласно исследованиям О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой, дети, успешно прошедшие обучение в детском саду, положительно относятся к школе и в дальнейшей образовательной жизни, добиваются успеха в социальной сфере, любят школу и любимы своими друзьями (Зотова, Кряжева, 2009).
А.В. Добрин установил, что по возрастным показателям и показателям посещаемости дошкольных учреждений существуют достоверные различия в пользу дошкольников и старших возрастных групп между уровнями школьной адаптации и готовности к школе (Добрин, 2020).
И.Ф. Валиулина определила, что показатели социальной адаптации и ограниченной социальной адаптации детей 5 и 6 возрастных групп не различаются в зависимости от возраста, в то время как показатели социальной дезадаптации различаются в зависимости от возрастной переменной (Валиулина, 2017).
Отмечается, что дети должны получать дошкольное образование в раннем детстве, чтобы устранить неравенство при поступлении в школу. По результатам, полученным в их работе; было замечено, что дети, получившие дошкольное образование до поступления в начальную школу, более успешны в обучении чтению и математике, дети из неблагополучных семей добиваются больших успехов в дошкольном образовании, а дошкольное образование эффективно не только в академической сфере, но и всю образовательную жизнь человека. В исследовании В.Б. Березина было указано, что существует корреляция между школьной успеваемостью и школьной адаптацией. Автором также было обнаружено, что показатели адаптации увеличиваются, а показатели дезадаптации снижаются параллельно с увеличением продолжительности дошкольного образования (Березин, 2008).
Ряд исследователей показывают, что успехи детей в школе и в дальнейшей жизни связаны не только с когнитивными способностями детей, но также с их физическим и психическим здоровьем, эмоциональным благополучием и их способностью общаться с другими. Отношения между учителем и ребенком в начальных классах важны с точки зрения адаптации к школе. При этом отмечается, что негативные отношения между учителем и ребенком положительно связаны с уклонением от школы и отрицательно связаны с любовью к школе, самоуправлением и сотрудничеством в классе (Борисова, Забирова, 2014).
Таким образом, адаптация связывается с социальной активностью, вхождением и согласованием объективных и субъективных особенностей личности с новыми социальными условиями, в которые вступает первоклассник при поступлении в школу. При этом для успешного ее прохождения важно насколько он был подготовлен к обучению в школе.
1.2. Готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
Анализ социально-педагогической и психологической литературы свидетельствует, что важными в процессе адаптации детей к школьному обучению является их готовность к этому обучению, которая заключается в сформированности в них познавательной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально навыков и т.д.
Интерес к изучению школьной готовности в нашей стране возник в конце 40-х годов прошлого столетия. Его предпосылками стало решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста. Такое решение повлияло на появление вопросов среди исследователей, которые представляли собой анализ сформированности важных умений и навыков, уровня развития различных сторон психики ребенка, необходимых для обучения в школе (Айзман и др., 2014).
В 80-е годы прошлого века снова проблема школьной готовности привлекла к себе внимание медиков, педагогов и психологов. В то время решался вопрос о начале школьного обучения с 6 лет.
Сегодня проблема готовности к школьному обучению является центром исследования широкого круга специалистов: психологов, педагогов, социологов, физиологов, педиатров. В связи с этим готовность к обучению в школе имеет несколько видов:
— морфо-функциональная
— педагогическая
— психологическая (Бабкина, 2015).
Л.И. Божович говорит о том, что морфо-функциональная готовность представляет собой такой вид школьной зрелости, которые включает в себя физическое развитие ребенка, позволяющее ему выдерживать требования к систематическому процессу обучения (то есть различные нагрузки).
Среди показателей данной готовности к обучению в школе можно выделить следующие:
1. Состояние здоровья дошкольника, отсутствие у него хронических заболеваний, не позволяющих ему учиться в обычной школе.
2. Развитие анализаторов
3. Развитие речевого и мышечного аппарата
4. Работоспособность ребенка, позволяющая ему выполнять определенные физические и интеллектуальные нагрузки (Божович, 2016).
Педагогическая готовность, по мнению Б.С. Волкова представляет собой достаточный уровень сформированной у ребенка предпосылки к усвоению предметных знаний, наличие умений и навыков среди которых общая осведомленность, дочисловые представления, фонематический слух, умение производить прямой и обратный счет, развитая устная речь, навыки предметных умений (Волков, 2012).
Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой сложное образование, которое включает в себя наличие высокого уровня развития мотивационной и интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста, а также сформированной сферы произвольности (Выготский, 2009).