Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Основы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое основы изучения особенностей гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста 6

1.1. Гражданское воспитание как психолого-педагогическая проблема 6

1.2. Особенности гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста 11

Выводы по главе 1 21

Глава 2. Эмпирическое исследование гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста 22

2.1. Организация и методики исследования уровня гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста 22

2.2. Педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста 27

Выводы по главе 2 55

Заключение 55

Список литературы 58

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития российской государственности жизнь выдвигает перед педагогами глобальные проблемы, одной из которых является гражданское воспитание личности. Актуальность гражданского воспитания личности в современном российском обществе во многом обуславливается необходимостью государственных процессов на основе гуманизма, демократии, социальной справедливости, которые должны обеспечить всем гражданам равные возможности для развития и применения их потенциальных способностей, достижения субъективно привлекательных и одновременно социально значимых целей как условия реализации главной социально-психологической потребности личности – потребности в самоопределении и самоутверждении. Эта необходимость определяется Федеральным государственным образовательным стандартом [48], а также примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в детском саду. Примерная программа предполагает необходимость «воплощения национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке» [42, с. 3].

Основания нравственного воспитания закладывается в раннем возрасте. От его прочности во многих случаях зависит гармоничность подрастающего ребенка, характер складывающихся между ним и обществом отношений. Поиск путей оптимизации семейного воспитания предполагает определение задач нравственного воспитания детей в семье. От того, насколько родители понимают закономерности усвоения нравственных норм на том или ином возрастном этапе, зависит создание благоприятных условий для нравственного развития личности. Эта идея является ведущей. И прежде всего, нужно пытаться создать благоприятный психологический климат в каждом детском коллективе, в котором дети овладевают культурой общения, будут учиться с уважением относиться к мыслям и действиям других людей, глубже осознают нравственные истины, воспитывать у детей чувство симпатии, благосклонности, справедливости, доверия и т.д.

Но, к сожалению, в современных дошкольных учреждениях гражданскому воспитанию уделяется мало внимания, и ребенок не владеет необходимым для этого возраста объемом знаний. Разногласия в требованиях к воспитанию детей и организацией воспитательного процесса мы видим не в том, что воспитатели не отдают себе отчет в необходимости этой работы, а в отсутствии конкретных методических рекомендаций по этому вопросу, что определило тему исследования «Основы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в проведении работы по гражданскому воспитанию старших дошкольников.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить гражданское воспитание как психолого-педагогическую проблему.

2. Выделить особенности гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Организовать и провести исследование уровня гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментально определить педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что для гражданского воспитания старших дошкольников необходимо в воспитательном процессе ДОУ использовать следующие психолого-педагогические условия:

— активизация субъектной позиции дошкольника в процессе образовательной деятельности;

— взаимодействие субъектов образовательного процесса включая родителей, педагогов и детей;

— педагогическое образование родителей для формирования знаний о необходимости гражданского воспитания дошкольников.

Объектом исследования выступает гражданское воспитание как психолого-педагогическая проблема.

Предметом исследования являются педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирическое исследование уровня гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Сравнение и обобщение полученных результатов.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2553.

Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В представленном исследовании проведен комплексный анализ научно-педагогической литературы по проблеме гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мы ознакомились с генезисом идеи общественного воспитания детей в ее исторической ретроспективе, определили цели работы и обозначили систему ознакомления детей с родным городом. Выделили основные задачи и средства гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя научно-педагогическую литературу относительно проблемы гражданского воспитания также на основе собственных наблюдений и обобщений нами было определено, что гражданственность — это интегративное качество личности, содержащее элементы социоморальной, правовой и патриотической культуры и характеризует гражданскую направленность человека. В контексте образовательной деятельности учреждения дошкольного образования гражданское воспитание – это система целенаправленного педагогического воздействия на личность, целью которой является формирование правовой, нравственной и патриотической культуры, а также формирование гражданской осознанности подрастающего поколения.

Примененный комплекс исследовательских процедур обнаружил, что традиционная образовательная деятельность учреждений дошкольного образования в полной мере не обеспечивает достижения высоких и достаточных результатов формирования гражданственности детей старшего дошкольного возраста. Эмпирические данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, актуализировали необходимость поиска обновленных эффективных подходов к воспитанию гражданственности детей.

Реализация экспериментальной программы обеспечила формирование у дошкольников элементарной формы гражданского восприятия: реалистичного и оптимистического. Это своеобразный и важный ориентир в воспитании гражданственности, на основе глубинных эмоциональных переживаний, базирующихся на родной и хорошо знакомой, на кровной связи между людьми, природной привязанности и любви к родной земле, языку и культуре.

Результаты контрольных срезов по разработанным критериям и показателям определения уровней воспитанности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста показали, что процент детей, для которых характерен высокий уровень воспитанности гражданственности, увеличился.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое основы изучения особенностей гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1. Гражданское воспитание как психолого-педагогическая проблема

Проблема воспитания гражданина имеет долгую историю своего научного анализа. Исследователи педагогики античности (Г.А. Голубева, Г. Е. Жураковский и многие др.) считают, что доминирующими в ней были две тенденции, две идеи воспитания. Одна, берущая начало от Сократа (469 г. до н. е. – 399 г. до н. е.), связанная с идеей гражданского воспитания, вторая, которую отстаивал Антисфен Афинский (ок. 455 – ок. 360 до н. э.), положила начало традициям свободного воспитания [1].

Изучение текстов античных авторов убеждает, что наиболее яркой животворной идеей о формировании личности выступает идея гражданского воспитания, как ответ на общественную потребность привести в соответствие интересы общества и интересы личности. Она сформировалась во времена античности и практически воплощалась в жизнь греческих городов-государств и Римской империи.

По Платону (428/7 р. до н. е. – 347 р. до н. е.), цель воспитания состоит в том, чтобы оказать такое влияние на человека, которое бы с детства побудило его страстно желать, стремиться стать совершенным гражданином.

Весьма своеобразным по проблеме воспитания граждан является мнение французского педагога-просветителя XVIII ст. Ж.-Ж. Руссо (28 июня 1712, Женева – 2 июля 1778). Он считал, что в деле воспитания граждан оно всесильно; когда воспитание поставлено должным образом, то все, на кого оно направлено, приобретают высокие гражданские добродетели [10].

Следующая тенденция гражданского воспитания связана с тем, что его идея долгое время замалчивалась, или же подвергалась критике. Исключением можно назвать разве что книгу В.А Сухомлинского «Рождение гражданина» [47]. Гражданственность у В. Сухомлинского (1918-1970 гг.) охватывала формирование чувства принадлежности к политическому строю, преданности Родине, первостепенность общих, общественных, интересов по сравнению с личными, но, несмотря на это, нельзя не видеть, что даже в сложные времена советского автократизма великий педагог сумел определить направления основе гуманизма [26].

Существенным для нашего исследования является научное мнение академика И.Д. Беха (1940 – по настоящее время), который рассматривает гражданское воспитание как сочетающее в себе несколько разновидностей воспитания и «направленное прежде всего на патриотическое…», хотя при этом не исключает нравственное и правовое. Ученый отстаивает интегративность гражданского воспитания, которое обязано сочетать в себе формирование у ребенка определенных нравственных норм, основ правовых знаний, чувство любви к стране, где он родился и живет [7].

Что касается современных тенденций, то к исследованию понятия «гражданственность» и «гражданское воспитание» обращаются современные ученые Н.М. Елецкая, С.С. Зайцева, С.В. Кухарь (2021), которые отмечают ведущую роль национальной идеи в становлении гражданина – патриота своей страны и считают, что сегодня идеал настоящего россиянина – гражданина, демократа, гуманиста отвечает национальному проекту и национальной российской идее.

Авторы определяют гражданственность как любовь к Родине, своему народу, заботу о его благе, содействие становлению и утверждению России как суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность отстоять его независимость, служить и защищать его, разделять свою судьбу с его судьбой [20].

Гражданское воспитание, по мнению Н.А. Нетребиной и А.А. Кузиной (2017), усматривается в воспитании определенных гражданских качеств. Патриотизм и гуманизм, толерантность, взаимопонимание, благотворительность, гражданская активность и инициативность основываются на воспитании сознательного гражданина, что является ведущей задачей современного гражданского воспитания молодого поколения, в частности дошкольников [40].

Бесспорно, что в процессе гражданского воспитания ведущее место принадлежит образовательной составляющей, которая дополняется и расширяется воспитанием в духе гражданственности. Это понятие объединяет гражданскую, политическую социализацию и способность приобщать к этому процессу моральные ценности.

В то же время, в ряде концепций и программ, отражающих сущность проблемы формирования гражданственности у детей и молодежи в сегодняшних условиях, дети старшего дошкольного возраста ограничены в получении представлений и знаний о преимуществах национального исторического наследия России [14].

В.И. Натарова (2005) отмечает, что гражданские чувства основываются на интересе детей к ближайшему окружению (семье, родительскому дому, родному городу, селу) и основываются на примере взрослых, поскольку дети значительно раньше перенимают определенное эмоционально-положительное отношение, чем начинают усваивать знания. Основными направлениями гражданского воспитания исследовательница определяет: формирование представлений о семье, роде и родословной; краеведение; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о человечестве [38].

Н.Н. Леоновой (2016) определены основные направления воспитания гражданственности:

— предоставление знаний о семье, роде, родословной, истории родного края, явлениях общественной жизни, традициях и культуре своего народа, истории государства, государственных символах;

– развитие гражданских чувств на основе полученных знаний;

— формирование практических умений и навыков, необходимых для граждански направленной деятельности [32].

Мы разделяем мнение М.Ю. Новицкой (2003) о том, что гражданское воспитание следует понимать через воспитание гражданственности, на разных возрастных этапах развития личности определение гражданственности толкуется с учетом его особенностей, что обуславливает специфику и многоаспектность современных исследований проблемы в педагогической области. В исследовании автор рассматривает гражданское воспитание в контексте демократического образования и определяет как систему целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью воспитания основ лучших гражданских качеств; гражданственность определяет как интегративное качество личности, объединяющей элементы гражданственности (подражание традициям родного края), правосознания (элементарное правомерное поведение), уважение к другим людям и опираясь на данное понятие, выделяет гражданские качества, одним из которых является патриотизм, в частности его элементы [41].

М.В. Габова и Н.П. Терентьева (2014) указывают, что как синтетическое качество, гражданственность охватывает эмоционально-нравственное, действенное отношение к себе и другим людям, к родной земле, своей нации, материальному и духовному достоянию общества. Гражданские чувства детей дошкольного возраста основываются на их интересе к ближайшему окружению (семье, родительскому дому, родному городу, селу), которое они видят каждый день, считают своим, родным, неразрывно связанным с ними. Важное значение для воспитания гражданских чувств у дошкольников имеет пример взрослых, поскольку они значительно раньше перенимают определенное эмоционально положительное отношение, чем начинают усваивать знания [8].

Таким образом, анализ научных взглядов и исследований позволяет констатировать, что воспитание начал гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, как одной из составляющих гражданственности – интегративного качества личности, является актуальной проблемой современного развития детей старшего дошкольного возраста.

Анализ взглядов ученых на проблему гражданского воспитания позволяет сделать вывод о том, что главной целью гражданского воспитания должно быть – воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Такой гражданин должен иметь определенные знания (о правах человека, о государстве и т.д.), умение (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми и др.), ценности (уважение прав других людей, толерантность, компромиссность и др.), а также желание участвовать в общественной жизни страны.

Исходя из всего указанного, мы можем определить основные понятия нашей работы:

1) Гражданственность – это интегративное качество личности, содержащее элементы социоморальной, правовой и гражданской культуры и характеризующее гражданскую направленность деятельности человека.

2) Гражданское воспитание – это система целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования правовой, нравственной и патриотической культуры, а также на формирование гражданской осознанности подрастающего поколения.

В связи с этим условиями гражданского воспитания выступают следующие:

1. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, городу).

2. Чувство собственного достоинства как представителей собственного народа.

3. Воспитание любви, уважения своих национальных особенностей.

4. Формирование духовно-нравственных отношений.

5. Формирование любви к культурному наследию своего народа.

6. Толерантное отношение к представителям других национальностей, к сверстникам, родителям, соседям, другим людям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы