Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Основные тенденции государственной информационной политики в Российской Федерации в условиях пандемии коронавирусной инфекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования
государственной информационной политики Российской Федерации. 11
1.1 Государственная информационная политика как объект. 11
политологического исследования. 11
1.2. Современные научные основы исследования государственной. 14
информационной политики. 14
1.3. Нормативно-правовые и концептуальные основы
государственной информационной политики в Российской Федерации. 18
1.4. Формы и методы реализации государственной информационной
политики Российской Федерации 24
1.5. Основные принципы и механизмы противодействия вызовам и
угрозам национальной безопасности Российской Федерации в системе
государственной информационной политики РФ.. 27
Выводы по главе 1. 30
Глава 2. Особенности реализации государственной
информационной политики в особых условиях 33
2.1. Основные цели, задачи, принципы и механизмы реализации
государственной информационной политики Российской Федерации в особых условиях. 33
2.2. Организационно-правовые основы реализации
государственной. 36
информационной политики в условиях пандемии. 36
2.3. Основные тенденции и закономерности трансформации
государственной информационной политики Российской Федерации в условиях
пандемии. 39
2.4. Оценка эффективности информационной политики России в
условиях пандемии коронавирусной инфекции. 43
2.5. Основные системные проблемы и противоречия формирования
и реализации государственной информационной политики в условиях пандемии. 47
Выводы по главе 2. 49
Заключение. 52
Библиография. 54
Введение:
Актуальность
исследования.
Во-первых,
в последнее десятилетие государственная информационная политика стала одним из
основных направлений государственной политики Российской Федерации. С началом
пандемии новой коронавирусной инфекции возросло количество субъектов, а также
методов и инструментов применения и реализации государственной информационной
политики. Принимая во внимание множество появившихся информационных угроз,
пандемия стала ареной для информационных войн и операций, а организация ООН
назвала её «инфодемией».
Во-вторых,
в условиях распространения новой коронавирусной инфекции общество совершило
большой скачок в сторону цифровизации: увеличилось количество пользователей
сети Интернет, появились новые государственные Интернет-порталы, СМИ и
медиа-ресурсы. Вследствие этого для государства возросла необходимость принятия
новых мер по контролю и регулированию деятельности различных субъектов
информационного пространства с целью предотвращения и минимизации появления
угроз для граждан и государства.
В-третьих,
формирование и применение государственными органами новых информационных
технологий во время пандемии коронавирусной инфекции способствует социальным
переменам в обществе, социокультурной, политической и информационной
трансформации, образованию новых способов взаимодействия между государством и
обществом, что порождает различные проблемы и противоречия в разных сферах
общества.
Степень научной разработанности предмета исследования
Источники,
используемые в ходе написания данной работы, целесообразно разделить
на 5 групп:
1.
Работы авторов, затрагивающих
принципы формирования, ведения и реализации информационной политики (Манойло
А.В.[1], Попов В.Д.[2], Шевченко А.В.[3], Киселёв А.Г. и Коновченко
С.В.[4], Алтынов А. А., Долгенко
А. Н., Мурашко С. Ф.[5], Фоминых В.Ю.[6], и др.) 2. Работы, в которых
исследуется специфика нормативно-правового регулирования государственной
информационной политики РФ (Фомина О.Н.[7],
Рассолов И.М.[8],
Манойло А.В.[9], и
другие).
3.
Работы, посвященные роли СМИ в формировании и реализации государственной информационной политики РФ
(Колесник О.А.[10];
Мещеряков И.В. [11],
Зеркаль Д.А.[12],
Шакирова В.А.[13]) [1]
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.,
2003; [2]
Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001 [3]
Шевченко А.В. Массовые информационные процессы в современной России. Очерки /
Отв. ред. А.В. Шевченко. М., 2002 [4]
Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. Монография. М.,
2004 [5]
Алтынов А. А., Долгенко А. Н., Мурашко С. Ф. Основные векторы государственной
информационной политики // Казачество. 2017. №4 (28). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vektory-gosudarstvennoy-informatsionnoy-politiki [6]
Фоминых Виталий Юрьевич ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА» // Скиф. 2021. №7 (59). [7]
Фомина О.Н. Правовой статус информационного посредника // Вестник гражданского
права. 2019. N 3. С. 171 — 191. [8]
Рассолов И. М. Интернет и право. М. : Закон и право, 2008. С. 36 [9]
Манойло, А. В. Государственная информационная политика в условиях
информационно-психологической войны / А. В. Манойло, А. И. Петренко, Д. Б.
Фролов. – 3-е изд., стер. – Москва : Горячая линия – Телеком, 2012. – 542 с. [10]
Колесник О.А. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ // Международный журнал гуманитарных и естественных
наук. 2021. №2-2. [11] Мещеряков Игорь
Викторович РОЛЬ СМИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // НК. 2016. №6 (39). [12] Дарья Анатольевна
Зеркаль Средства массовой информации как инструмент государственной
информационной политики: модели взаимодействия власти и СМИ // Антиномии. 2016.
№2. [13] Шакирова Виктория
Андреевна Интернет-коммуникации как инструмент государственной информационной
политики // Евразийский Союз Ученых. 2015. №10-6 (19).
Заключение:
На основе проведенного исследования
представляется возможным предложить определенные пути совершенствования
государственной информационной политики Российской Федерации:
· Для
стабильного перехода государства к принципу «открытости и прозрачности»
представляется необходимым разработать перечень обязательных мер, связанных с
медиатизацией власти. Например, обязать государственные органы развивать и
поддерживать собственные информационные порталы в сети Интернет, в частности в
социальных сетях и мессенджерах. Это позволит доносить до граждан необходимую
им актуальную информацию.
· Также
является необходимым поддерживать просвещение населения в области
информационной политики и безопасности. Необходимо на законодательном уровне
установить определенные образовательные программы, реализуемые в учреждениях
среднего и высшего образования, в которых будут подробно изучаться инструменты
киберпреступлений и способы противодействия им.
Возможные направления изучения данных
вопросов:
· Взаимосвязь
между политическими вопросами, такими как права доступа, права собственности,
права потребителей и права на неприкосновенность частной жизни в сферах информационной
и телекоммуникационной политики;
· Важность
вопросов информационной политики для специалистов и широкой общественности;
· Роль
конституционных и законодательных положений, внутренних законов, нормативных актов
и федеральной политики, а также неправительственных источников политики;
· Вопросы
этики и ценностей, поднятые политикой, а также потенциальные конфликты профессиональной
этики, возникающие в результате политической коммуникации.
· Необходимо
более тщательно проработать взаимодействие государства с государственными и
негосударственными СМИ. Пока заметна тенденция, при которой отношения СМИ,
контролируемых российскими или иностранными лицами и критикующие деятельность
власти по некоторым вопросам, находятся на низком уровне. По принципу
открытости и прозрачности, государство должно также взаимодействовать и со СМИ,
придерживающихся оппозиционных взглядов. Одним из направлений налаживания
отношений между СМИ и государством может стать участие чиновников и других
представителей государства в телепрограммах, совместное обсуждение текущих
проблем или, наоборот, опровержение того или иного обвинения в сторону
государства. Для успешного перехода к информационному обществу необходимо
соблюдать и базовые принципы демократии.
· Необходимо
повышать уровень доверия граждан к официальным источникам информации. Для этого
необходимо проведение более системной и гибкой работы пресс-служб
государственных органов и СМИ, также эффективным будет налаживание коммуникации
власти и населения в социальных сетях. Также необходимо наглядно разоблачать
ложную информацию, дестабилизирующую политическую обстановку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретико-методологические
основы исследования государственной информационной политики Российской
Федерации 1.1 Государственная информационная
политика как объект
политологического исследования Так называемая «информационная
революция» конца 20 века, развитие информационных технологий и технический
прогресс сделали информацию ключевым ресурсом. Вследствие появления сети
Интернет упростился доступ к разного рода информации, возросла коммуникация,
запустились новые процессы социальной, политической, культурной и экономической
сфер общества. Основными процессами стали глобализация и последовавшие за ней
цифровая и информационная трансформация в большей степени политической и
экономической сфер общества. Цифровая трансформация относится к
использованию цифровых технологий, инструментов и приложений любого рода: от
оцифровки процессов до блокчейна и искусственного интеллекта. Применительно к
правительству
и государственному управлению цифровая трансформация обеспечивает новые способы
функционирования, взаимодействия с гражданами и гражданским обществом в целом и
предоставления услуг
населению.
Процессы цифровизации и информационной
трансформации по-разному повлияли на политику, что является результатом
широкого спектра технологий, которые включают в себя эти термины. Интернет и,
совсем недавно, социальные сети, например, трансформировали политическую
агитацию. Публикация документов государственной политики на правительственных
веб-сайтах породила новые ожидания в отношении политической прозрачности. Кроме
того, внедрение информационных технологий для проведения и участия в голосованиях
и позволило коренным образом переосмыслить процесс голосования (например, создание
онлайн-голосования), одновременно подняв новые проблемы информационной безопасности.
С точки зрения цифровизации, информационную политику можно определить как «то,
как политики используют Интернет для охвата, привлечения и мобилизации граждан,
а также о том, как граждане полагаются на Интернет для получения информации и
политического взаимодействия с другими»[1].
Основными сферами политики, на которые
повлияла цифровизация стали политическая коммуникация; политическая агитация;
выборы и участие граждан в политической жизни. Мнения некоторых ученых и
экспертов разделилось в плане оценки влияния цифровизации на политические
процессы:
По мнению сторонников цифровизации, она помогает
преодолеть некоторые проблемы, связанные с реализацией принципов
демократического устройства государства. Например, за счет расширения участия
граждан, более прямых каналов связи между политиками и гражданами через
социальные сети и содействия формам прямой демократии. С другой стороны,
возникли опасения по поводу того, что онлайн-коммуникации, в частности социальные
сети, могут иметь поляризующие эффекты, которые негативно влияют на социальную
стабильность и могут использоваться для манипулирования общественным мнением и
результатами выборов, а также опасения по поводу расширения государственного
надзора.
Государственная информационная политика
(ГИП) Российской Федерации как раз направлена на наиболее эффективное
применение информационных технологий в различных сферах общества.
Например, В России в начале 2000-х годов
правительство серьезно инициировало расширение информационных технологий,
цифровизацию, предоставление онлайн-услуг, повышение прозрачности правительства
и т. д[2]. Затем была запущена
программа “Информационное общество” (2011-2020), целью которой стало «получение
гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и
телекоммуникационных технологий»[3].
Взятый курс ГИП РФ на соблюдение принципа
открытости и прозрачности правительства привёл к следующим нововведениям:
информация о нуждах государства может быть доступна на веб-портале Государственных
закупок. Благодаря созданию специализированных онлайн-платформ была повышена
прозрачность законодательного процесса; например, в открытом доступе можно
просмотреть видеозапись заседания Государственной Думы Российской Федерации,
также появилась возможность наблюдать за полным процессом принятия
законопроектов. Также важнейшим открытием стало создание портала
государственных услуг.
ГИП РФ, помимо внедрения новых технологий
в политические процессы, также занималась вопросами трансформации политической
коммуникации. Родоначальником популяризации новой формы выстраивания
коммуникации с населением, которая особенно распространена сейчас, стал Д.А.
Медведев, который во время своего президентства использовал личный блог для
коммуникации с населением. Следуя примеру Медведева, в 2010 году уже 35%
губернаторов имели личный канал связи с населением, а на текущий 2022 год
создание и ведение персональной страницы в социальных сетах для официальных
лиц, де-факто, обязательно. Несмотря на это, Президент России, В.В. Путин, до
сих пор не имеет персонального канала связи с населением, а Д.А. Медведев,
занимающий на данный момент должность Заместителя председателя Совета
Безопасности Российской Федерации, до сих пор является одним из самых
упоминаемых политических деятелей России на данный момент. Главным феноменом
является, так называемая, «блоггерская» деятельность главы Чеченской
Республики, Р.А. Кадырова. Количество подписчиков на его канал в социальной
сети «telegram»
превысило 2 млн человек. Рамзан Кадыров цитируется почти на одном уровне с
первыми лицами государства: В.В. Путиным, С.В. Лавровым, М.В. Мишустиным.
Помимо чиновников и должностных лиц свои
официальные страницы в социальных сетях имеют почти все государственные органы
РФ. Это помогает населению оперативно узнавать информацию о деятельности
органа, режиме его работы и других актуальных новостях. [1] Vaccari,
Cristian. 2013. Digital Politics in Western Democracies: A Comparative
Study. Baltimore: Johns Hopkins University Press. [2] Федеральная целевая программа
«Электронная Россия (2002-2010). [3] Государственная
программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020
годы)"