Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Основные направления реализации политики противодействия коррупции в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации (на материалах муниципального образования «Ржаксинский район» Тамбовской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррупции 6
1.1 Понятие коррупции и современное состояние российского антикоррупционного законодательства 6
1.2 Причины распространения и социальные последствия коррупции в современной России 17
Глава 2. Правовые основы борьбы с коррупцией в муниципальном образовании Ржаксинского района Тамбовской области) 26
2.1. Нормативно-правовые акты по противодействию коррупции Администрации Ржаксинского района 26
2.2. Деятельность Администрации Ржаксинского района по предупреждению коррупции 31
Глава 3. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в органах муниципальной власти 35
3.1 Совершенствование планирования и контроля противодействия коррупции в муниципальных образованиях 35
3.2 Реализация антитикоррупционных программ в современной России: проблемы и пути совершенствования 41
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Введение:
Актуальность работы определяется широким распространением коррупции в обществе, во властных структурах. Научный интерес к исследованию данной проблемы со временем набирает все большие обороты. Трансформирующиеся условия диктуют новые подходы к изучению особенностей уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
Анализ статистики преступности, связанной с коррупцией, свидетельствует о динамике к увеличению числа совершенных преступлений. Так, число взяточников в 2021 году выросло на 5% по сравнению с 2020 годом, число преступлений коррупционной направленности в первой половина 2022 года выросло на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а коррупционные преступления увеличились с 28,3 тыс. до 29,4 тыс. [34]. Уровень преступности в этой сфере остается достаточно высоким.
Коррупция угрожает национальным интересам Российской Федерацией, так как ее развитие непременно ведет к ослаблению позиций страны в политической и экономической сферах. Так, в политической области коррупция компрометирует власть, порождает недоверие к власти, как со стороны разных субъектов международной деятельности, так и населения Российской Федерацией, ставит под сомнение социальную полезность проводимых реформ, нарушает осуществление абсолютно всех функций страны, создает подходящие условия для криминализации общественных отношений, представляет угрозу экономической безопасности Российской Федерацией.
Степень разработанности темы. Вопросы противодействия коррупции являются одной из популярных тематик в исследованиях различных уровней, что обусловлено приоритетом уголовной политики по борьбе с данным явлением. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикации по данной тематике, остается ряд спорных вопросов, которые требуют дальнейшего анализа и разработки.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере противодействия коррупции.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, регламентирующие противодействие коррупции, научные и учебные труды по теме исследования.
Целью данной работы является исследование основных направлений реализации политики противодействия коррупции в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие коррупции и современное состояние российского антикоррупционного законодательства.
2. Изучить причины распространения и социальные последствия коррупции в современной России
3. Рассмотреть нормативно-правовые акты по противодействию коррупции Администрации Ржаксинского района
4. Изучить деятельность Администрации Ржаксинского района по предупреждению коррупции
5. Предложить меры совершенствования планирования и контроля противодействия коррупции в муниципальных образованиях
6. Провести анализ реализации антитикоррупционных программ в современной России: проблемы и пути совершенствования
Методологической основой проводимого исследования является общенаучные методы познания, такие как:
— анализ;
— синтез;
— группировка;
— сравнение и др.
Информационной основой исследования являются труды Ю.Г. Бабаевой, Т.Б. Басовой, Н.В. Бугаевской, И.В. Букреева, Л.Р. Гибадулиновой, В.А. Кулаковой, В.В. Лихолетова, Е.Р. Пудакова, К.В. Северюгина, Т.Б. Чердаковой, Е.В. Черепановой, А.Н. Числовой, и других.
Нормативную правовую основу исследования составили такие нормативные акты как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ и другие нормативные акты по теме исследования.
Теоретическая значимость работы состоит во всестороннем исследовании теоретических и практических аспектов коррупции.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения полученных в ходе исследования выводов в практикующей деятельности юристов.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В рамках данной работы провели исследование противодействия коррупции на муниципальном уровне. Объект и предмет рассмотрены в полном объеме. Цель и задачи исследования достигнуты.
В условиях социально-экономического кризиса значение борьбы с коррупцией выходит на новый уровень и требует сплоченных действий от всех граждан.
На основе изученных дефиниций понятия «коррупция», можно констатировать, что коррупционное преступление представляет собой преступление, субъектами которого являются должностные лица или иные лица, заинтересованные в осуществлении должностным лицом определенных значимых действий, направленное на получение выгоды материального, имущественного или иного характера.
На наш взгляд, под понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности попадают многие преступления, которые должны быть объединены в одной главе УК РФ. При этом следует отметить, что ориентироваться необходимо не только на преступления должностных лиц.
В настоящий момент во всех структурах, предприятиях, организациях разработана программа по противодействию коррупции, которая представлена как конкретными мерами наказания, так и действиями по предупреждению этого опасного общественного явления. Однако открытым остается вопрос об эффективности существующего механизма противодействия коррупции.
Как показывает практика, среди всех мер противодействия коррупции важное место отводится отчетности чиновников. Декларации о доходах должностных лиц, находящихся на государственной службе, размещаются в свободном доступе в сети Интернет и подвергаются анализу и контролю со стороны надзорных органов.
Если говорить о наиболее приоритетных вопросах, касающихся совершенствования деятельности по борьбе с коррупцией в современной России, то представляется возможным представить их следующим образом:
1. Организация и осуществление систематической, целенаправленной и поступательной государственной деятельности по искоренению коррупции, основанной на политической воле Президента Российской Федерации и представителей высших органов государственной власти.
2. Развитие международного сотрудничества в области противодействия коррупционной деятельности национального и транснационального масштаба в условиях интеграции экономических процессов и активизации международных экономических преступных сообществ.
3. Дальнейшая систематизация категориального аппарата и выработка четких категорий, характеризующих сущность коррупционных деяний в рамках уголовного и других отраслей российского права.
4. Регулярная проверка действующих и готовых к принятию нормативных правовых актов на коррупциогенность.
5. Повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов и восстановление жесткого контроля и прокурорского надзора за их повседневной деятельностью.
6. Установление государственного контроля и прокурорского надзора за всей системой судебных органов Российской Федерации.
7. Совершенствование правоприменительной деятельности в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности, выработка единообразных подходов к квалификации коррупционных преступлений и правонарушений.
8. Обеспечение государством строгой и неотвратимой ответственности за преступления, связанные с получением и дачей взятки.
9. Развитие института конфискации имущества коррупционеров и членов их семей. Установление для коррупционеров, представляющих высшую государственную власть, уголовной ответственности в виде пожизненного заключения за преступления коррупционной направленности, а в отдельных случаях, смертной казни в качестве исключительной меры наказания.
10. Развитие системы постоянного тотального контроля за чиновниками, начиная с подбора, подготовки и продвижения кадров по службе. При приеме на работу в государственные, муниципальные и правоохранительные органы кандидаты должны проходить испытание на «полиграфе» с целью выявления наличия или отсутствия у них коррупционных мотивов или наклонностей. Любое продвижение по службе или карьерной лестнице должно быть продуманным и понятным их коллегам, а также основанном на поручительстве за них со стороны вышестоящих руководителей, несущих в таком случае персональную ответственность за их коррупционное поведение.
11. Формирование системы экономических и политических институтов, призванных обеспечить формирование у населения положительного отношения к добросовестной и честной службе на благо отечества, не запятнанной коррупционными связями и отношениями.
12. Разработка и реализация общегосударственного комплекса общественно значимых мероприятий, призванных повысить политическую и правовую культуру населения, в частности, детей и молодежи, формирование у подрастающего поколения стойкого неприятия коррупционного поведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты коррупции
1.1 Понятие коррупции и современное состояние российского антикоррупционного законодательства
В ФЗ РФ «О противодействии коррупции» [4] определение коррупции дается путем перечисления возможных действий, относящихся к проявлениям коррупции. Рассмотрим, какие действия законодатель относит к коррупции (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Действия, составляющие коррупцию
Итак, в законодательстве определение коррупции раскрывается посредством перечисления преступных действий. Также законодатель отмечает, что коррумпированных действия могут совершаться и третьими лицами. О чем прямо говорит в п. «б» ч. 1 ФЗ РФ «О противодействии коррупции».
В юридической литературе существуют различные подходы к определению термина «коррупция».
Ряд авторов предлагают понимать коррупцию как «как широкое социальное явление» [16, с. 109]. Другие ученые предлагают подразумевать под коррупцией «совокупность противоправных действий, исключительно уголовно-правового характера» [23, с. 54]. Третья группа ученых рассматривает коррупцию как «совокупность противоправных действий, но не только уголовно-правового характера, но административного, служебного и гражданско-правового» [11, с. 107].
На наш взгляд полным и точным представляется определение коррупции, сформулированное А.В. Малько, который полагает, что коррупция – это не что иное как противоправное деяние, совершаемое с целью нелегального осуществления социально-значимых действий, которое предполагает получение должностным лицом взятки в материальном или ином выражении [21, с. 15].
Проанализировав дефиниции рассматриваемого понятия, можно сказать, что коррупция представляет собой совершение определенных преступных действий с использованием своего служебного или иного положения, направленных на исполнение не государственных интересов, а своих личных. Поэтому коррупцию следует назвать антисоциальным явлением.
Раскроем признаки коррупции (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Признаки коррупции
Анализ юридической литературы свидетельствует об отсутствии в науке уголовного права единого подхода к классификации коррупционных преступлений.
А.В. Кудашкин выделил два направления коррумпированных преступлений:
— коррупционные преступления;
— коррупционные правонарушения [18, с. 28].
При этом автор указывает, что коррупционное преступление гораздо уже, чем правонарушение, и входит в его состав.
Преамбула Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [9] преступления коррупционной направленности подразделяет на две группы (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Коррупционные преступления
Итак, преступления коррупционной направленности представляют собой совокупность действий, находящихся под запретом уголовным законом. Коррупция является антисоциальным явления, негативно сказывающимся на общественной безопасности.
С 2016 года УК РФ дополнен статьей 291.2, которая содержит нормы об ответственности за коррупционные преступления в мелком размере. Следовательно, с 2016 года взяткой в мелком размере признается получение взятки, дача взятки лично или через посредника на сумму менее 10 тыс. руб. Совершение такого преступления наказывается лишением свободы сроком до 3 лет.
Следует отметить, что предметом коррупции могут выступать не только денежные средства, но так же товары, имеющие ценность, ценные бумаги, оказание различного рода услуг и др.
Кроме того важно отметить, что неправомерное оказание услуг, составляющее предмет коррупции, представляет собой предоставление должностному лицу какой-либо материальной выгоды или оказание услуг различной направленности на привилегированных условиях, ремонт квартиры, строительство дома и мн. др.
Преступлениями коррупционной направленности, которые являются достаточно распространенными в судебной практике выступают отдельные виды хищения чужого имущества:
— мошенничество (ст. 159 УК РФ);
— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ).
При этом следует отметить, что преступление должно быть совершено должностным лицом какой-либо организации или государственным служащим, чья деятельность может быть связана с совершением каких-либо социально значимых и иных действий.
Расследование преступлений, связанных с хищением чужого имущества, осложняется рядом трудностей. Так, А.В. Щепоткин полагает, что хищение чужого имущества, совершенное должностным лицом определяется сущностью понятия «действовать от имени и в интересах юридического лица» [32, с. 56].
Автор полагает, что одним из распространенных преступлений, связанных с хищением чужого имущества, является использование предприятием полученной субсидии не по направлениям расходования, а в личных целях.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о распространенности так же таких видов преступлений, как:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
— служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
В этом случае также следует отметить, что эти преступления носят коррупционный характер, если они совершены должностным лицом и в целях получения личной выгоды.