Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное управление и публичная политика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация внутреннего государственного финансового контроля в сферезакупок, направления совершенствования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в сфере закупок 7

1.1. Понятие, сущность и содержание государственных закупок 7

1.2. Субъекты и объекты внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок 13

1.3. Особенности осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок 22

Глава 2. Организационно-методические аспекты внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок 29

2.1. Практика контрольных мероприятий в сфере государственных закупок 29

2.2. Контрольно-аналитическое обеспечение эффективности закупочных процедур 37

2.3. Методические рекомендации по проведению контроля в сфере закупок 47

Глава 3. Направления совершенствования внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок 58

Заключение 69

Список использованных источников 72

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В условиях глобального развития цифровой экономики процессы цифровизации всесторонне охватывают все сферы жизни, в том числе систему государственных закупок. Наиболее значимо этот процесс активизировался в период распространения пандемии COVID-19. В этой связи значительную роль играет стабильное функционирование финансовой системы Российской Федерации .

Главная особенность государственных (муниципальных) закупок заключается в том, что субъектом выступает представитель (государ¬ственный или муниципальный чиновник), а не собственник денежных средств, который особо не заинтересован в эффективности проводимых им закупок, а иногда даже использует их для улучшения собственного материального положения. Поэтому важную роль в системе государственных закупок играет финансовый контроль .

Когда была планово-административная экономика, государство закупало даже ту продукцию, на которую не было большого спроса. При переходе к рыночной экономике получатели бюджетных средств стали свободны в выборе закупаемой продукции. Время показало, что оба эти подхода недостаточно эффективны и рациональны. Появилась потребность в оптимальном механизме закупок, который удовлетворял бы всех участников, впоследствии им стала контрактная система.

Важным является то, что с начала 2022 г. на всех этапах проведения закупочных процедур стал предусмотрен только электронный документооборот. Таким образом, все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет производиться на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных электронной подписью. Развитие процессов цифровизации на всех этапах осуществления государственных и муниципальных закупок делает контрактную систему более эффективной и сопровождается следующими результатами, повышающими экономическую безопасность страны и территорий:

1. Повышается прозрачность закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд.

2. Снижаются коррупционные риски, возникающие при управлении системы государственных (муниципальных) закупок.

3. Существенно расширяются возможности контролирующих органов (Федерального казначейства, Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы) осуществлять постоянный мониторинг государственных и муниципальных закупок.

4. Появляется возможность оперативного принятия контрольных мер реагирования на государственные контракты, содержащие в себе различные риски несоблюдения контрактного законодательства Российской Федерации со стороны заказчиков и участников государственной закупочной деятельности.

Несмотря на то, что в сфере государственных и муниципальных закупок уже практически не осталось областей, не охваченных цифровизаций, тем не менее закупочная деятельность государства и органов местного самоуправления связана с множеством рисков, которые возможно предотвратить или нивелировать с помощью внедрения и развития отдельных информационных технологий. На разных этапах осуществления государственных (муниципальных) закупок субъекты контрактной системы сталкиваются с такими рисками, как коррупция при формировании и размещении извещения о проведении заказчиком конкурсных процедур, недобросовестность и неплатежеспособность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного (муниципального) контракта, некачественное исполнение заказа, неполное выполнение или невыполнение в срок государственного (муниципального) контракта.

Предотвратить большую часть из вышеуказанных рисков возможно с помощью расширения практики применения органами Федерального казначейства контроля за исполнением контрактов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективность системы закупок влияет на экономическое и общее развитие страны, а также на регионы отдельно. Эффективная контрактная система позволяет экономить бюджетные средства, препятствовать монополизации. Рационально использование государственных средств и снижение затрат и издержек на государственные закупки без сомнения являются приоритетными в списке целей любого государства.

На сегодняшний день остро стоит вопрос правильности и эффективности осуществления и ведения государственно-закупочной деятельности. Существующие проблемы фирм-однодневок, недобросовестных субъектов привели к вполне закономерному нововведению – казначейскому сопровождению государственных контрактов. Введение такого рода контроля за процедурой исполнения контрактов, а в первую очередь, правомерного использования бюджетных (целевых) средств, обусловлено существовавшими и существующими проблемами.

Актуальность работы также состоит в важнейшей задаче казначейства по повышению эффективности осуществления государственных расходов. Целесообразность вспомогательного детального мониторинга за осуществлением государственных контрактов обеспечивает предотвращение отвлечения средств из государственного бюджета на задачи и цели, не соответствующие требованиям обеспечения, компенсирует отсутствие надзора за расходованием авансов исполнителями, предотвращает увеличение дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета.

Цель исследования – анализ совершенствования организации внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок.

Задачи исследования:

— раскрыть понятие, сущность и содержание государственных закупок;

— охарактеризовать субъекты и объекты внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок;

— рассмотреть особенности осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок;

— проанализировать практику контрольных мероприятий в сфере государственных закупок;

— исследовать контрольно-аналитическое обеспечение эффективности закупочных процедур;

— исследовать методические рекомендации по проведению контроля в сфере закупок;

— определить направления совершенствования внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при реализации внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок.

Предмет исследования – нормы права, определяющие особенности внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок.

Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. В настоящее время отношения между государством и хозяйствующими субъектами в сфере обеспечения государственных нужд выстраиваются на условиях равноправия, где государство, выступая в качестве субъекта гражданского права, не обладает властными полномочиями. Таким образом, договор поставки товаров для государственных нужд по своей правовой природе является традиционным гражданско-правовым договором. В отличии, например, от французского договора поставки товаров, который является административным, где стороны между собой не равны.

2. Анализ этапа планирования государственных и муниципальных закупок позволил обосновать и предложить к практическому внедрению требование обязательного предоставления заказчиком в составе конкурсной документации расчеты сроков выполнения работ, основываясь на принятых в каждой конкретной области справочниках, например, существует такой справочник как Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Это позволит избежать установления заказчиком необоснованно заниженных сроков на выполнения работ.

3. Выявленной проблемой на этапе планирования государственных закупок является искусственное дробление заявленных к обеспечению потребностей (государственных нужд) под «закупки малого объема», для которых не требуется проводить конкурс. Во избежание необоснованного «обхода» конкурсных процедур, необходимо предусмотреть целевое выделение денежных средств, а именно указывать, какие работы должны выполняться в конкретном заказе и не допускать их разделения на несколько контрактов.

4. Представляется целесообразным ввести (создать) систему предпроектной подготовки. Прежде чем объявить конкурс, заказчик обязан подготовить необходимую документацию и провести расчеты; и иногда для тщательной подготовки и проверки всей необходимой информации у заказчика не хватает ресурсов, включая трудовые. Поэтому предлагается привлекать для проведения такой работы дополнительную организацию (или ввести дополнительный этап), например, экспертную организацию (проводить экспертизу), которая будет заниматься проверкой обоснованности сумм и сроков выполнения работ, выдавать заключения. Таким образом, возможно будет избежать необоснованности заявленных требований в документации, а также искусственного дробления заказов.

Одной из наиболее острых проблем государственного финансового контроля выступает отсутствие единого подхода к отбору объекта контроля, из-за чего у контролирующих органов возникает проблема в понимании необходимости проверки какого-либо объекта, а нехватка кадров и материального ресурса не дает возможность должным образом обеспечить уровень контрольной деятельности.

Одним из способов решения данной проблемы может стать применение риск-ориентированного подхода осуществления контрольных мероприятий, что позволит осуществлять более детальный контроль в сферах повышенного риска для целей быстрого реагирования, а также поможет совершенствовать методологию контрольной деятельности в целом.

Можно обозначить направления развития контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.

1. Кодификация законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и создание органа власти, официально наделенного полномочиями по разъяснению законодательства о контрактной системе. В настоящее время законодательная база в сфере закупок крайне перегружена. У специалистов, работающих с этой базой, очень много вопросов, которые неоднозначно трактуются, и существует большая вероятность совершить ошибку.

2. Подготовка высококвалифицированных кадров для работы в контрактной системе. Введение направления подготовки в высших учебных заведениях повсеместно. Также нужно уделить внимание обучению специалистов по закупкам со стороны поставщика. Это могут быть обучающие семинары и квоты на профессиональное повышение квалификации сотрудников.

3. Послабление применения норм национального режима. Данное направление необходимо на настоящем этапе развития нашей страны. Национальный режим направлен на ограничение допуска иностранных поставщиков, и это хорошая мера для импортозамещения и поддержки российских производителей. Но в исключительных случаях, когда нет возможности для полной независимости от импорта и возможен ущерб здоровью и жизни граждан страны, нужно ослаблять применение 14 статьи № 44-ФЗ.

4. Оптимизация технической части закупочного процесса также имеет потенциал в развитии и уже хорошие результаты. Один из подходов к развитию направления это цифровизация, которая позволит решить ряд проблем и перевести контрактную систему в Российской Федерации на новый уровень.

5. Единообразие практики органов контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. Зачастую специалисты в возражениях на жалобы участников закупок ссылаются на решения УФАС других субъектов Российской Федерации, подразумевая, что существует единообразие решений, особенно когда детали дела практически совпадают. На данный момент решение вопроса остается неоднозначным. Из пояснений ФАС следует, что решение подобных проблем возможно, только если коллегиальные органы ФАС России напрямую будут заниматься дачей разъяснений норм действующего законодательства в сфере закупок.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в сфере закупок

1.1. Понятие, сущность и содержание государственных закупок

Проблема правового регулирования государственных нужд существует со времен образования российского государства, когда для их (нужд) обеспечения потребовались государственные (бюджетные) средства. В частности первые попытки такого регулирования были осуществлены еще в VIII в. Так в одной из новелл Русской правды содержит контракт на ремонт и возведение мостов («Урок местникам» ). Исследователи полагают, что данные положения повсеместно регламентировали порядок найма для строительства мостов в городах Древней Руси . В.И. Кузнецов в своих исследованиях пишет о существовании исторических документов (записи в Переяславской летописи от 1346 г.), согласно которых дружинники были наделены полномочиями не только управлять средствами из казны князя (по его поручению), но им имели полномочия заключать договоры.

Заслуживает внимания один первых сохранившихся документов описывающий государственную закупку муки и сухарей в г. Смоленске, осуществленную в соответствии с Указом царя Алексея Михайловича «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей» (от 07.07.1654). Данный документ интересен тем, что он содержит описание порядка формирования публичного заказа, определяет условия и поиск исполнителей. В период правления Петра I продолжается совершенствование механизма госзакупок. Акт 1830 года, подписанный Николаем I объединил все ране существовавшие разрозненные правовые нормы и инструкции и стал удобным и подробным руководством в сфере государственных закупок для чиновников до окончания дореволюционного периода. Таким образом, дореволюционное законодательство, регламентирующее сферу госзакупок было направлено на соблюдение государственных интересов, а также на взаимодействие государства и предпринимателей.

В советский период, в аспекте нашего исследования, заслуживают внимания такие нормативно-правовые акты, как «Положение о государственных подрядах и поставках» (1927 г.), (в котором были установлены особе правила участия гос. заказчика при проведении госзакупок), а также «Инструкция о порядке публичных торгов на государственные подряды и поставки» (от 27.06.1923) (фактически содержала дореволюционные нормы проведения торгов (запечатанный пакет, устное информирование)), однако вводила и «новшество» — условия переданные через телеграф. Данные акты потеряли свою актуальность после окончания эпохи НЭПА, с этого периода, в плоть до начала 90-х гг., существовало централизованное снабжение. Однако эти документы имеют практическое значение для создания и совершенствования современного законодательства в области государственных закупок.

В начале 90-х гг. Президентом был принят Указ № 826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы». Однако законодателям, в сложный переходный период, не удалось определить правосубъективность, место и роль хозяйствующих субъектов в системе обеспечения государственных закупок .

Таким образом, регламентация такого важного вопроса, как расходование государственного бюджета на гос. закупки была рассредоточена по разным нормативно правовым актам, а государственное обеспечение муниципальных образований фактически регламентировалось «местечковыми» Положениями. Поэтому в 21.07.2005 был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный акт явился попыткой создать совершенно новый механизм взаимодействия государственных (муниципальных) структур и предпринимателей, основанный на принципах конкуренции. Были определены порядок формирования тендерной комиссии, регламентация содержания, уточнения и изменения тендерной документации, оценка и сравнение тендерных заявок, регламент ведения протокола конкурса. Однако не совершенство некоторых норм и отсутствие эффективного механизма контроля оставили возможности для совершения мошеннических схем вывода бюджетных средств .

Ключевым этапом реформирования современной системы государственных и муниципальных закупок стал Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с определением Дж.Ходжсона и исходя из понимания того, что рынок представляет собой своего рода организованный обмен, в рамках которого содержаться контрактные соглашения. Рынок же в свою очередь состоит из институтов и механизмов .

В соответствии с институциональной теорией, проблема развития контрактных отношений рассматривается при учете более широкого круга форм собственности. Помимо частной собственности, в рамках рассмотрения данной теории исследуется также государственная и акционерная. В данной экономической системе государству отводится двойная роль, поскольку с одной стороны государство является гарантом выполнения контрактов, а с другой – равноправный субъект контрактных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы