Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9 1.1 Анализ содержания внеурочной деятельности школьников
в теории и практике современного образования 9 1.2 Особенности организации внеурочной деятельности
младших школьников 18 1.3 Деятельность педагогического коллектива по
организации внеурочной деятельности младших школьников 26 Выводы по главе 1 33 ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ 35 2.1 Совместная
деятельность по интеллектуальному развитию младших школьников в работе
предметных кружков 35 2.2 Организация
сотрудничества педагогов и родителей по интеллектуальному развитию младших
школьников 44 2.3 Результаты
организации внеурочной деятельности младших школьников по их
интеллектуальному развитию 47 Выводы по главе 2 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ
А «БЛАНКИ И КЛЮЧИ К МЕТОДИКАМ» 63
Введение:
Внеурочная деятельность – это обязательная часть
образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на
повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая
участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации
активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для
воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах,
отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного
выбора их детьми [46].
Организация образовательной деятельности обучающихся
на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний,
умений и навыков в практической, социально и личностно значимой деятель-ности
во внеурочное время должны обеспечить достижение комплекса личностных,
метапредметных и предметных результатов. Кроме того, внеурочная деятельность в
начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить
благоприятную адаптацию детей к обучению в школе; снизить учебную нагрузку
обучающихся; улучшить условия для развития младших школьников; учесть
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для организации внеурочной деятельности важно дифференцировать
ее от других видов деятельности. Внеурочная деятельность может содержать в себе
черты каждого вида деятельности. Это не традиционный урок, хотя она также
направлена на достижение образовательных результатов, закрепленных в ФГОС.
Важно подчеркнуть, что внеурочная деятельность способствует решению
образовательных задач, которые не удается решить на уроках
Актуальность исследования
заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развить у детей интерес к
различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению организовать своё свободное время.
Внеурочная деятельность создает возможность для
организации межличностных отношений в классе между педагогом и младшими
школьниками с целью создания ученического коллектива и органов ученического
самоуправления. Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и
педагогическую направленность и способна решать задачи нравственного воспитания
и развития интеллектуальных интересов младших школьников.
В процессе интеллектуального развития у младших
школьников развиваются положительные черты характера и потребность к развитию в
себе хороших качеств: работоспособность, умение мыслить, придумывать и доходить
до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и
убежденность, любовь и интерес ко всему окружающему, желание учиться и много
знать.
Степень изученности вопроса об организации внеурочной деятельности
младших школьников по их интеллектуальному направлению нашла в трудах многих
ученых;
− Проблемами мотивации занимались и
классики педагогики П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин;
− Современные отечественные исследователи
изучали особенности формирования интереса у младших школьников А. Г. Ковалев, А. К. Маркова,
Г. И. Щукина;
− Исследованием творческих способностей
занимались А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубиншейн, В. А. Сухомлинский,
Б. М. Теплов и другие;
Проблему интеллектуального развития изучали многие
отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Айзенк, Б. Г. Ананьев, Ф. А.
Бине, Д. Векслер, Т. С. Комарова, Ч. Э. Спирмен, Б. М. Теплов У. Штерн, Д. Б. Эльконин
и другие. Проблема исследования
обусловлена
необходимостью разработки содержания внеурочной деятельности, способствующего
процессу формирования познавательных интересов младших школьников.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с
тем, что в соответствии с ФГОС НОО организация внеурочной деятельности
обучающихся является обязательной частью образовательного процесса в школе, а
также в ФГОС НОО приоритетом названо формирование интеллектуальных
способностей. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению
задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет
успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться
не тем, сколько учащийся может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет
применить на практике.
Вышеуказанные особенности данной проблемы определили
ключевые компоненты исследования.
Темой данного
исследования является: «Организация
внеурочной деятельности по интеллектуальному развитию младших школьников».
Цель
исследования: обоснование и экспериментальная проверка содержания,
форм и методов организации внеурочной деятельности младших школьников по
интеллектуальному развитию.
Объект
исследования – внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет
исследования – формы и методы организации внеурочной деятельности
по интеллектуальному развитию младших школьников.
Гипотеза
исследования – организация внеурочной деятельности по
интеллектуальному развитию младших школьников будет результативной,
если:
— проанализировать
содержание внеурочной деятельности школьников в теории и практике современного
образования;
— выявить и
охарактеризовать особенности организации внеурочной деятельности младших
школьников;
—
представить деятельность педагогического коллектива по организации внеурочной
деятельности младших школьников;
— описать
совместную деятельность по интеллектуальному развитию младших школьников в
работе предметных кружков;
— организовать
сотрудничество педагогов и родителей по интеллектуальному развитию младших
школьников;
—
проанализировать результаты организации внеурочной деятельности младших
школьников по их интеллектуальному развитию. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Выполнить анализ содержания внеурочной деятельности школьников в
теории и практике современного образования.
2. Рассмотреть особенности организации внеурочной
деятельности младших школьников.
3. Изучить деятельность педагогического коллектива по
организации внеурочной деятельности младших школьников.
4. Представить совместную деятельность по
интеллектуальному развитию младших школьников в работе предметных кружков.
5. Описать организацию сотрудничества педагогов п
родителей интеллектуальному развитию младших школьников.
6. Проанализировать результаты организации внеурочной
деятельности младших школьников по их интеллектуальному развитию.
Методологическую основу исследования составили труды таких ученых как Д. В. Григорьев, Н. И. Дереклеева,
Е. В. Евладова, А. В. Казанни-кова, В. О. Кутьев,
Л.Г. Логинова, П. В. Степанов, Р. И. Удалова и других.
В методологическую базу входят такие методы, как:
Теоретические методы – метод
терминологического анализа для определения сущности базовых понятий
исследования; анализ литературы, позволивший осуществить оценку состояния
научно-теоретической разработанности проблемы, обобщение и анализ,
систематизация;
Эмпирические
методы – педагогический эксперимент, опросные методы, анализ
и интерпретация полученных результатов.
Экспериментальной
базой является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа № 39», г. Кемерово ул. Василия Толстикова, 1
контингент – младшие школьники 3 «Б» класса, в количестве 29 человек.
Этапы
работы:
− первый
этап – выбор темы; подбор литературы; определение объекта, предмета, гипотезы и
других компонентов исследования; составление плана; написание теоретической
части; подбор материала для эмпирического исследования;
− второй
этап – исследовательский, практический; составление первоначального плана;
подбор материала для организации практико-ориентированного исследования;
написание практической части исследования;
− третий
этап – оформительско-внедренческий, заключительный; соотнесение результатов
теоретического и практического исследования, формулировка выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных позиций по
вопросу организации
внеурочной деятельности младших школьников и деятельности педагогического
коллектива по организации внеурочной деятельности младших школьников; в
реализованном анализе содержания внеурочной деятельности школьников в теории и
практике современного образования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его материалы (в частности,
программу предметного кружка по занимательной математике «Решаем
нестандартные задачи») в педагогическом процессе начальной
школы с целью оптимизации внеурочной деятельности, направленной на
интеллектуальное развитие младших школьников.
Личный вклад автора заключается в реализации анализа научно-методической
литературы по проблеме исследования, который позволил оценить состояние
разработанности проблематики; в проведении самостоятельного педагогического
эксперимента по организации внеурочной деятельности младших
школьников по их интеллектуальному развитию.
Достоверность полученных
результатов обеспечивалась методологически обоснованным планированием и
проведением исследования, системой адекватных, взаимодополняющих методик,
применением методов математико-статистической обработки данных.
Апробация и
внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования
были предоставлены педагогу 3 «Б» класса МБОУ «Основная общеобразовательная
школа № 39», а также администрации МБОУ. Разработанная программа предметного кружка по занимательной
математике «Решаем нестандартные задачи» рекомендована для внедрения в
педагогический процессу указанного образовательного учреждения.
Заключение:
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении
цели, что позволило обосновать содержание, формы и методы организации
внеурочной деятельности младших школьников по интеллектуальному развитию.
Достижению цели исследования
способствовало решение следующих задач:
− был выполнен анализ содержания внеурочной деятельности
школьников в теории и практике современного образования;
− были
рассмотрены особенности организации внеурочной деятельности младших школьников;
− была
изучена деятельность педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности
младших школьников;
− была
представлена совместная деятельность по интеллектуальному развитию младших
школьников в работе предметных кружков;
− была
описана организация сотрудничества педагогов п родителей интеллектуальному
развитию младших школьников;
− были
проанализированы результаты организации внеурочной деятельности младших
школьников по их интеллектуальному развитию.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что в условиях организации внеурочной деятельности возможно
стимулировать интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста. Внедрение
комплекса мероприятий по
развитию интеллектуальных способностей у младших школьников в рамках внеурочной
деятельности позволило развить интеллектуальную сферу учащихся,
принимавших участие в опытно-экспериментальной работе.
Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы в полной мере, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Анализ содержания внеурочной
деятельности школьников в теории и практике современного образования Данный параграф будет посвящен представлениям
о внеурочной деятельности и ее содержании в современной теории и практике
образования.
Одним из компонентов реализации приоритетного
национального проекта «Образование» выступает переход учреждений общего
образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
нового поколения. Отличием федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения выступают требования к построению внеурочной
деятельности учащихся, как к обязательной части всего образовательного процесса
учебного заведения. В комплекс внеурочной деятельности учащихся входит весь
перечень видов их деятельности, за исключением учебной, с помощью которой можно
рационально решать задачи воспитания, развития и социализации учащихся [46].
Новый ФГОС [46] конкретизирует
соотношение воспитания и образования, под первым в нем понимается
ценностно-ориентированный процесс, миссия образования. Воспитательный процесс
должен распространяться и включаться во все виды образовательной деятельности,
т.е. он должен затрагивать как учебную, в рамках различных учебных дисциплин,
так и внеурочную деятельность.
Д. В. Григорьев и П. В. Степанов в
«Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» [13] под внеурочной деятельностью школьников понимают организацию
деятельности на базе вариативной составляющей образовательного (учебного)
плана, которая выстраивается участниками процесса образования и различается с
урочной системой обучения.