Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация работы по формированию информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.. 6
1.1. Сущность информационных умений как компонента
учебной деятельности и содержание каждого из видов информационных умений. 6
1.2. Анализ педагогического опыта формирования
информационных умений при обучении математики в начальной школе. 14
1.3. Анализ УМК и ЦОР по математике для начальной
школы с точки зрения возможностей и методических приемов, связанных с
формированием информационных умений. 23
Выводы по первой главе. 47
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.. 49
2.1. Содержание констатирующего эксперимента. 49
2.2. Система заданий по формированию
информационных умений при изучении математики в начальной школе. 56
2.3. Методические рекомендации по формированию
информационных умений при изучении
математики в начальной школе. 72
Выводы по второй главе. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 80
Введение:
Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования информационные умения
выделены в группе метапредметных умений и определены следующим образом:
информационные умения – это «использование различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета».
Следовательно,
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования необходимо развивать у младших школьников умение
формулировать информационный запрос, ориентироваться в источниках информации и
выбирать источник информации в соответствии с информационным запросом, находить
в данном источнике информацию и отбирать необходимую, соотносить старую и новую
информацию, определять степень важности информации, работать с разными
источниками информации, перерабатывать информацию, переводить ее из одной формы
в другую.
Формирование
информационных умений осуществляется в начальной школе на всех учебных
предметах. Математике в этом ряду отводится особое место, которое обусловлено
своеобразием математического языка, высоким уровнем абстракции.
Вопросы
формирования информационных умений у школьников рассматривались многими
психологами и педагогами, среди них: А.С. Захаров, И.А. Зимняя, С.М. Касаткин,
Н.А. Лошкарева, О.В. Панфилова, И.Н. Трушкова, А.П. Федосеева, Т.П. Хиленко.
К настоящему
времени накоплено значительное число теоретических и практико-ориентированных
исследований, посвященных проблеме формирования информационной грамотности,
информационной компетентности, информационной культуры и информационной
деятельности у учащихся (Н.И. Гендина, А.В. Горячев, А.Л. Семенов, А.В.
Хуторской, Т.Н. Романченко, М.Б. Лебедева, Т.А. Аверьянова, Г.С. Галиуллина,
Б.И. Блюменау, В.А.Уханов и др.).
Несмотря на
множество исследований можно выделить существующее противоречие между быстрым
темпом приращения знаний и отсутствием понимания у учителей по организации процесса
формирования информационных умений, что соответственно выдвигает в число
первоочередных задачу формирования информационных умений учащихся начальной
школы. Учащиеся начальной школы должны иметь теоретические знания и
практические умения работы с различным источникам информации и быть мотивированы
к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Иными словами, начальная школа должна
готовить учащихся, способных быстро ориентироваться и самообучаться, владеющих информационной культурой.
Исходя из
актуальности выделенных противоречий, была сформулирована тема работы: «Организация
работы по формированию информационных умений при изучении математики в
начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Объект исследования – организация работы по формированию
информационных умений при изучении математики.
Предмет исследования – организация работы по формированию
информационных умений при изучении математики в начальной школе в условиях
реализации ФГОС НОО.
Цель исследования – разработать систему заданий и
методические рекомендации по формированию информационных умений при изучении
математики в начальной школе.
Задачи исследования:
Заключение:
В ходе
выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Под
информационными умениями младших школьников целесообразно понимать способность
к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой
информации посредством устных и письменных информационных технологий. Другими
словами, информационные умения являются свойством личности, проявляющимся в способности
находить, хранить и применять информацию в различных её видах. Информационные
умения являются общеучебными и универсальными, так как помогают работать с
информацией в урочной и внеурочной деятельности. Различают
информационно-поисковые и информационно-аналитические умения, которые
необходимо развивать комплексно.
2. Курс
математики, как интегрированный учебный предмет начального общего образования,
способствует формированию комплекса универсальных учебных действий,
обеспечивающих младшим школьникам овладение умениями работать с информацией.
Соответствующие возможности несет в себе как содержание математического
материала, включающее достаточное количество знаково-символической информации
(цифры, знаки арифметических действий, знаки отношений, математические записи,
чертежи, графики, диаграммы и т.п.), так и средства его изучения,
предполагающие использование различных моделей (предметных, графических,
символических) при освоении математических понятий, свойств, зависимостей.
Готовность применять освоенные информационные умения при выполнении учебных или
практических задач, а также в повседневной жизнедеятельности, свидетельствует
об овладении обучающимся информационными умениями.
3. Из
представленного описания и проведенного анализа, в содержании учебников по
математики для начальной школы таких УМК как: «Школа России», «Гармония»,
«Перспектива», и в заданиях заложено целенаправленное формирование первичных
навыков работы с информацией. Педагоги получают возможность построить учебный
процесс в логике информационно-развивающего обучения (дидактическое направление
формирования информационной культуры младших школьников) при условии грамотного
подбора методов и приемов работы с детьми. Однако все проанализированные
учебники содержат недостаточно заданий направленных на формирование
информационных умений. Следовательно, существует необходимость в дополнении
учебников по математике в начальной школе заданиями по формированию
информационных умений учащихся.
4. Рассмотренные
методы по формированию у младших школьников умения поиска и выделения
необходимой информации на уроках математики и во внеурочной деятельности
помогают развить у учащихся умение выделять нужную информацию, умение
ориентироваться в информации, получать новые знания из различных источников и разными
способами.
5. С целью
определения уровня сформированности информационных умений у младших школьников
была проведена экспериментальная работа. В экспериментальной работе приняли
участие ученики 4 класса в количестве 27 человек: 11 мальчиков и 16 девочек.
Была
организована и проведена диагностика уровня сформированности информационных
умений у младших школьников (констатирующий). Для определения уровня
сформированности информационных умений младших школьников использовалась
диагностическая методика под авторством С.Ю. Прохорова. Диагностика проводилась
в форме самостоятельной работы учащихся с предложенными заданиями.
6. Разработаны
задания и методические рекомендации по формированию и развитию информационных
умений.
Цель работы
достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО 1.1. Сущность информационных умений как компонента
учебной деятельности и содержание каждого из видов информационных умений Информационная
деятельность связана с получением, хранением, обработкой и передачей
информации. Основу ее составляют информационные умения – одна из составляющих
информационной грамотности и культуры. Они же представляют и средство этой
деятельности. Овладение ими способствует и содействует самообразованию и
становлению личности в информационном обществе.
Однако, в
педагогической литературе понятие «информационные умения» не является однозначно
определенным. Большинство авторов определяют их как способность личности
самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и
передавать информацию. Информационные (интеллектуально-информационные) умения
рассматриваются как действия, которые формируются в процессе активной учебной
деятельности и являются ее результатом.
В содержании Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования впервые на
государственном уровне как одна из главнейших задач современной системы
образования представлено развитие универсальных учебных действий в качестве
основы развития умения учиться, саморазвития и самосовершенствования [38].
Универсальные
учебные действия (УУД) являются инвариантной основой в образовательном и
воспитательном процессах. Широкое значение понятия универсальные учебные
действия включает умение учиться, другими словами способности субъекта к личностному
развитию и совершенствованию методом получения осознанного и активного нового общественного
опыта. В наиболее узком (в психологии) определение термина универсальные
учебные действия можно установить в качестве совокупности методов действия ученика
(а кроме того связанных с ними умений образовательной работы), гарантирующих
его способность к самостоятельному освоению нового знания и умения, в том числе
организацию самого процесса.
Информационное
умение в программе формирования универсальных учебных действий специально не
выделяются. Их можно определить в совокупности всех 3 категорий, но главным образом
они заключены в группе – познавательные учебные действия.
В первый раз
программа развития общеучебных умений разрабатывалась Н.А. Лошкаревой в 1980
году. Навыки эффективного мышления и работы с информацией (интеллектуальное
умение) охватывают следующее:
1. Ориентировка
в собственной структуре знаний и осознание необходимости новых знаний.
2. Навыки по
созданию и предварительного отбора источников информации для поиска новых знаний
(энциклопедия, словарь, справочник, СМИ, Интернет-ресурс и пр.).
3. Получение
новых знаний (информации) из разных источников и различными методами (наблюдения,
чтения, слушания).
4. Навыки по
переработке полученной информации (анализ, обобщение, классификация, сравнивание,
выделение причин и следствия) для достижения необходимых результатов, включая и
для разработки новых продуктов.
5. Навыки по преобразованию
информации из одной формы в другую (текстовая, табличная, схематичная, графическая,
иллюстрация и др.) и подбирать наиболее удобную для себя форму. Осуществляя
работу с информацией, навыки по передаче ее содержание в сжатом либо
развернутом виде (план текста, тезис, конспект) [18, с. 34].
В настоящее
время есть 5 главных систематизаций общеучебных умений (по Н.А. Лошкаревой,
В.Ф. Паламарчук, А.В. Усовой, Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, С.Г. Воровщикова
и Д.В. Татьянченко).
В соответствии
с классификацией общеучебных умений по С.Г. Воровщиковому и Д.В. Татьяничевой можно
определить учебно-информационные умения. Классификация основывается на понятии
информации в качестве сведений – объекта передачи, преобразования, применения и
хранения. С данной точки зрения источник информации может быть рассмотрен в
качестве подсистемы, генерирующей, собирающей и передающей информацию; сведения
в качестве собственно информации, закодированной при помощи определенного знака;
канал – средство передачи сведений; получатели (либо потребители) в качестве
подсистемы получающей и интерпретирующей сведения [5, с. 24].
Под
информационно-интеллектуальными умениями можно понимать умения, которые
обусловили оптимальность работы с информацией в процессе строгого соблюдения логико-информационных
закономерностей языка на уровне описаний, объяснений и прогноза для достижения
познавательной цели. Информационные основы данных умений заключаются в отборе,
конкретизации, структурировании информации для практического использования в
учебно-познавательной работе. Интеллектуальные основы данных умений заключаются
в реализации интеллектуально-познавательных возможностей на уровне знаний,
пониманий и прогнозирований в учебно-познавательной работе [35, c. 45].
Анализируя
образование в качестве деятельности учащегося, которая включает получение
информации от педагога либо в итоге самообразования, ее преобразование и
представление в ходе исполнения образовательных задач, тогда
учебно-информационными умениями являются общеучебные умения, гарантирующие определение,
переработку и применение информации для решения образовательных задач.
В качестве
обоснования для группировки учебно-информационных умений авторами были выбраны основные
источники информации: текст и реальный объект. Под реальным объектом можно
понимать предмет, процесс, явление, объективно существующий в реальности. Под
текстом можно понимать целостную последовательность знаковых единиц. Тексты подразделяются
на устный (вербальный) и письменный (документальный). Таким образом, умения, ориентированные
на работу с текстом, также подразделяются на данные группы.
В
соответствии с этим учебно-информационные умения – это:
— навыки
по работе с письменным текстом;
— навыки
по работе с устным текстом;
— навыки
по работе с реальным объектом в качестве источника информации (умения,
связанные с наблюдением и реализацией эксперимента; умения по моделированию).
Однако, информационная
деятельность намного шире учебно-информационных умений, которые указаны в ФГОС
в рамках универсальных учебных действий. Она охватывает такие умения:
— работы
с различными источниками информации;
— разработки
и наполнения первичных форм для сбора информации;
— систематизации
информации для достижения поставленной цели, ориентированности на результат;
— структурирования
и анализа первичной информации;
— без
искажений воспринимать и передавать информацию;
— выделение
ключевой информации;