Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация налогового контроля и налогового мониторинга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации
налогового контроля и мониторинга 5
1.1. Налоговый контроль, понятие, задачи и формы.. 5
1.2. Налоговый мониторинг, сущность, особенности и
необходимость применения 16
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогового
контроля и мониторинга в РФ.. 22
Глава 2. Анализ процедур налогового контроля и
мониторинга на примере ИФНС № №14 по г. Москве. 36
2.1. Общая характеристика ИФНС № 14 по г. Москве. 36
2.2. Порядок проведения налогового контроля и
мониторинга в ИФНС № 14 по г. Москве. 41
2.3. Анализ налоговых проверок в ИФНС № 14 по г.
Москве. 46
Глава 3. Основные направления совершенствования
налогового контроля и мониторинга в ИФНС № 14 по г. Москве. 58
3.1. Оценка
эффективности проведения налогового контроля и мониторинга в ИФНС № 14 по г.
Москве. 58
3.2. Разработка основных направлений
совершенствования процедур налогового контроля в ИФНС № 14 по г. Москве. 67
Заключение. 77
Список использованной литературы.. 82
Приложение А.. 88
Введение:
Важным условием реализации стратегии
социально-экономического развития на федеральном и на региональном уровнях является
эффективная налоговая политика государства. Она, в свою очередь, не может быть
полноценна без создания продуктивной системы налогового контроля, которая
позволяла бы обеспечивать стабильность экономического развития, создавая
прочную основу бюджетного устройства государства.
Устанавливая формальные правила по начислению и
выплате налогов, государству нужно использовать соответствующие механизмы по
контролю за соблюдением данного правила. Имея в наличии результаты данного
контроля, государство может осуществлять воздействие на участников налоговых
отношений для достижения целей правового регулирования.
Следовательно, налоговый контроль является важной
категорией налогового права, которая определяет основу государственного
управления в сфере налогообложения и способствующей достижению целей правового
регулирования.
Наравне с контрольной деятельность важной остается
тенденция по развитию механизмов в области внедрения системы постоянного
наблюдения, исследования, оценки и анализа налогообложения, налоговых рисков и
т.д. Такое явление подразумевает действие налогового мониторинга, который на
современном этапе развития налоговых
процедур выделился в самостоятельную
форму налогового контроля.
Актуальностью выбранной темы выпускной
квалификационной работы является необходимость более глубокого изучения
процедур налогового контроля и налогового мониторинга в Российской Федерации.
Налоговые органы, как и все государственные органы, эффективно применяют
контроль, так как он является основным элементом управления. При помощи
процедуры контроля происходит установка достоверности данных о полноте,
своевременности и эффективности выполняемого задания, а также о законности
операций и действий, которые осуществляются должностными лицами при выполнении
заданий, выявлении внутренних резервов улучшения деятельности и устранения
допущенных нарушений и недостатков в работе.
Таким образом, контроль в системе налогообложения является методом руководства компетентного органа
государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований
налогового законодательства.
Анализ теоретических концепций, которые рассматривают различные аспекты
организации и повышения эффективности контроля в системе налогообложения,
показал, что большинство авторов единодушны в определении налогового контроля
как главной составляющей в деятельности как предприятия, так и налогового
органа.
Объект исследования – ИФНС № 14 по г. Москве.
Предмет исследования – совокупность экономических
отношений в сфере процедур контроля и мониторинга налогообложения.
Цель работы
заключается в развитии теоретических представлений об организации налогового контроля и налогового
мониторинга.
Задачи,
необходимые для достижения поставленной цели:
— изучение
теоретических аспектов организации налогового контроля и мониторинга;
— анализ процедур
налогового контроля и мониторинга на примере ИФНС № №14 по г. Москве;
— обоснование
основных направлений совершенствования налогового контроля и мониторинга в ИФНС
№ 14 по г. Москве.
В выпускной
квалификационной работе применялись общенаучные методы исследования, а именно
монографический анализ, экономико-статистический метод, приемы экономического
анализа и синтеза.
Заключение:
Проведение процедур налогового контроля – основа всех функций налоговых
органов. В ВКР был затронут данный вопрос в связи с его актуальностью, которая
состояла в необходимости более глубокого изучения процедур налогового контроля
в Российской Федерации при помощи исследования его информационного обеспечения.
Так в выпускной квалификационной работе были решены следующие основные
задачи:
1. Изучены теоретические аспекты информационного обеспечения процедур
контроля налогообложения. Так, установлено, что под налоговым контролем
понимают основную часть государственного контроля, а также неотъемлемую
составляющую финансового контроля. В РФ законодательно обусловлено, что в
государственный финансовый контроль включается и контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Доказано, что
налоговый контроль нацелен на то, чтобы обеспечивать правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты
налоговых платежей в бюджеты различных уровней, а также, чтобы обеспечивать
выполнение прочих обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами о
налогах и сборах.
В ВКР установлено, что с введением налогового
мониторинга как формы налогового контроля, РФ приблизилась к модели организации
налогового администрирования ведущих стран мира. Налоговая система нашей страны
пока еще молода и ей есть куда стремиться, поэтому необходимо использовать
положительный опыт зарубежных стран в части успешно функционирующих механизмов
налогового контроля, стремиться к совершенствованию законодательства и
выработке налоговой дисциплины у налогоплательщиков. Указано, что ограниченность получения достоверной
информации из источников определяется внутренней организацией информационной
системы и взаимодействием между структурными подразделениями органов налоговой
службы и другими субъектами процесса прогнозирования налоговых поступлений, а
также некорректным отношением со стороны субъектов данного процесса (коррупция,
обман, некомпетентность и несоответствие отношение к налогоплательщикам).
Однако практика обмена информацией, которая сформировалась в настоящее время
является трудоемкой и недостаточно мобильной.
Анализ современного
состояния нормативно-правового регулирования процедур налогового контроля
показал, что существуют многочисленные нормативно-правовые акты различных
уровней в отношении рассматриваемой темы.
2. Проведен
анализ процедур контроля налогообложения на примере ИФНС. В качестве объекта
исследования была выбрана ИФНС №14 по г. Москве, которая представляет собой
федеральный орган исполнительной власти по осуществлению функций, связанных с
контролем и надзором в области соблюдения налогового законодательства, с
правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджетный уровень налогов, сборов и иных обязательных платежей,
в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно данной задаче в ВКР был рассмотрен порядок проведения процедур
контроля налогообложения и оценка эффективности проведения налогового контроля,
по результатам которых можно сделать следующие выводы. По проведенным камеральным проверкам за три
последних года нарушения по разным налогам становятся меньше, но данный фактор,
к сожалению, относятся не ко всем проведенным проверкам. В частности, по НДС
нарушения в 2019 году увеличилось 43%. Рассматривая показатели камеральных
проверок со стороны уменьшений налоговых нарушений можно просмотреть, что по
единому социальному налогу их становится все меньше с каждым годом. По
сравнению с 2018 годом в 2019 году результативность камеральных проверок стало
меньше по таким налогам как: транспортный налог, ЕНВД, НДПИ, земельный налог и
ЕСН.
Проанализировав отчеты о результатах контрольной работы налоговых органов
было сказано, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным
образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в
налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с
другими федеральными органами исполнительной власти.
Было отмечено, что налоговые проверки служат основными методами
осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения
отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной налоговой проверки
критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. В ИФНС №14 по г. Москве
налоговые инспекторы, как и в других налоговых инспекциях, составляют акты
камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение
налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемее к
ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и
сборов данными налогоплательщиками. Анализ статистических данных даёт
основания, для того чтобы можно было говорить о постоянно совершенствующимся
уровне контрольных мероприятий в ИФНС №14 по г. Москве. Необходимо так же
отметить, что на федеральном уровне налоговые доходы так же возрастают, что
свидетельствует о комплексном улучшении процесса администрирования налоговых
доходов.
3. Был
проведен анализ налоговых проверок на основании информационного обеспечения
процедур контроля налогообложения, их эффективность. Отмечено, что доля
налоговый проверок начала расти начиная с 2013 года. Как было видно из анализа
структуры деятельности ИФНС №14 по г. Москве, там функционирует не один отдел,
занимающийся именно камеральными проверками, а, следовательно, их деятельность
направлена именно на проведение налоговых проверок. Было отмечено, что объем
информации, изучаемый ИФНС №14 по г. Москве в ходе камеральной проверки,
является сравнительно небольшим. Но от этого камеральная проверка не теряет
своей значимости.
Согласно представленным данным в данной ВКР по ИФНС №14 по состоянию на
2019 год провела 12 328 налоговых проверок, из которых 5 809 – это
были проверки предприятий и организаций, а 6 519 – это проверки физических
лиц. Если сравнивать с предыдущим периодом – 2018 годом, то отметим снижение
налоговых проверок на 8%, а также снижение количества проверок физ.лиц на 17 %.
В числе проведения налоговых проверок ИФНС №14 по г. Москве наблюдается неравномерность в
динамике. Кроме того, доказано, что количество проводимых налоговых проверок не
обязательно влияет на качество. По результатам проведенного анализа было
отмечено и выявлено, что при снижении показателя, отражающего число проводимых
налоговых проверок за год, возрастал показатель уплаты дополнительных денежных
средств в бюджет. Из этого можем сделать заключение о том, что число
налогоплательщиков, представляющих декларации и сведения о своей деятельности с
ошибками с годами уменьшается, однако увеличивается значимость данных ошибок.
Система управления контроля налогообложения преследует своей целью
оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта
управления на объекты управления посредством контрольной функции. В такой
системе в объектом выступают предприятия и организации различных форм
собственности, а также физические лица. Субъектом является налоговая служба.
Воздействие происходит через систему установленных законодательством налогов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового
контроля и мониторинга
1.1.
Налоговый контроль, понятие, задачи и формы
Под налоговым
контролем понимают основную часть государственного контроля, а также
неотъемлемую составляющую финансового контроля. В РФ законодательно
обусловлено, что в государственный финансовый контроль включается и контроль за
исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.[1]
Существует
несколько определений понятия налогового контроля. Так в общем понимании под
налоговым контролем подразумевают набор
специальных мер государственного регулирования, которые обеспечивают
экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и
муниципальных фискальных интересов для осуществления эффективной
государственной финансовой политики.[2]
В другом,
более узком понимании понятие налогового контроля означает проверку
государственными структурами в лице компетентных органов законности и
целесообразности действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и
сборов.
Цель
налогового контроля состоит в предупреждении и выявлении налоговых
правонарушений, в том числе и налоговых преступлений, а также привлечение к
ответственности лиц, которые нарушают налоговое законодательство.[3]
Контроль в
сфере налогообложения нужен как способ обеспечения законности в налоговом
праве, и он осуществим на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности
налогообязанных лиц.[4]
Объектами налогового
контроля являются денежные средства, которые движутся в процессе
аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и
иные ресурсы налогоплательщиков.
Предмет налогового
контроля — валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые
декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и
т. д.
Субъекты
налогового контроля — налоговые органы, органы, государственных внебюджетных
фондов, таможенные органы. Кроме того, отдельные контрольные полномочия в
области налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Минфину РФ. [5]
Основные
задачи налогового контроля отразим на рисунке 1.1.
В
соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговый контроль осуществляется
должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции при
помощи:[6]
— налоговых
проверок;
— получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; [1] Гаджиибрагимов А.Д. Налоговый контроль в структуре финансового контроля/
А.Д. Гаджиибрагимов // В сборнике: Современные проблемы инновационного
развития науки. Сборник статей международной научно-практической
конференции. — 2016. — С. 31-34. [2] Апресова Н.Г. Налогообложение бизнеса: правовые основы:
Научно-практическое пособие для магистров / Н.Г. Апресова. — М.: Проспект,
2013. — 144 c. [3] Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие
/ А.З. Дадашев. — М.: КноРус, 2015. — 531 c. [4] Осокина, И.В. Налоговый контроль в налоговом процессе. Учебник / И.В.
Осокина. — М.: Инфра-М, Магистр, 2015. — 418 c. [5] Налоговое право: учебник. / Под ред. И.Ш.
Килясханова, А.М. Багмета, А.И. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 527 с. [6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №
117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)