Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация индивидуального подхода к младшим школьникам на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 9
1.1 Индивидуальный подход как педагогическая
категория. 9
1.2. Организация индивидуального подхода при
обучении младших школьников 17
1.3. Возможности индивидуализации обучения на уроках
математики в начальной школе. 25
Выводы по главе 1. 33
Глава 2. Методические аспекты
организации индивидуального подхода к младшим школьникам на уроках математики.. 34
2.1.
Диагностика уровня математического развития обучающихся 1 класса. 34
2.2.
Содержание работы по организации индивидуального подхода к младшим школьникам
на уроках математики. 36
2.3.
Анализ эффективности проведенной работы.. 51
Вывод
по главе 2. 53
Заключение. 55
Список литературы.. 58
Введение:
В
настоящее время становятся актуальными требования к личностным качествам
современного ученика – способности самостоятельно пополнять знания и их
обновлять, проводить поисковую работу по нахождению материала, проявлять
творчество. Федеральный государственный образовательный стандарт направил
учебный процесс таким образом, чтобы в процессе обучении у учеников начальных
классов были сформированы любознательность, самостоятельность, креативность,
было выработано умение организовывать собственную учебную деятельность.
Акцентируя
внимание на ребенке как объекте обучения и развития, исследователи
подчеркивают, что он – не просто «новое издание» старшего поколения, которое
должно воспринимать и воспроизводить в себе все то положительное, что уже было
накоплено. Для дальнейшего культурного и экономического прогресса социума очень
важно уже с детства развивать те особые качества, от которых зависит социальная
ценность каждого человека. Ученые убеждены, что в центр процесса обучения
необходимо поставить ребенка с его собственными интересами и способностями,
собственным жизненным опытом и индивидуальными потребностями [1]. Уровень
знаний и развития учащихся любого класса всегда будет неодинаков, даже при
условии использования современных педагогических техник и приемов. Несмотря на
ряд факторов (одинаковый минимум знаний у всех учащихся, положительное
отношение к уроку, желание усвоить материал наилучшим образом), новые знания
усваиваются школьниками по-разному. Такая неравномерность усвоения знаний
обусловлена наличием существенных индивидуальных различий среди учащихся,
связанных с различными аспектами умственной (познавательной) и практической
деятельности [1; 14; 52]. Именно поэтому проблема индивидуальных различий в
обучении школьников все настойчивее привлекает внимание психологов, дидактов,
учителей.
Ориентация
образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным
обучение без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся,
предоставляя им право выбора способов и методов обучения.
Индивидуализация
— это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей
личности учащихся во всех формах и методах школьной системы.
При
этом индивидуальный подход в процессе обучения математике решает следующие
задачи:
— создавать
заинтересованность каждого ученика при изучении математики,
— создавать
условия, способствующие формированию умений учеников высказываться
индивидуально, не боясь совершить ошибку,
— уметь
использовать различные материалы, способствующие более полному усвоению знаний,
— создавать
условия, способствующие достижению образовательных результатов, предусмотренных
программой,
— стимулировать
учеников искать пути для решения той или ной задачи,
— создавать
ситуации общения, позволяющие детям высказывать свои мысли и проявлять
инициативу.
Математика
объективно является самым сложным школьным предметом, требующим более
интенсивной умственной работы, более высокого уровня обобщающей и
абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения
математического материала всеми детьми на одном и том же высоком уровне, но для
каждого важно создать ситуацию успеха и добиться максимального для него
результата. Индивидуализация обучения осуществляется на основе тщательного
изучения работы каждого ученика с помощью систематического и своевременного
выявления уровня усвоения каждого раздела программы, анализа результатов
мониторинговых исследований, рекомендаций школьного психолога, конструктивного
диалога с родителями.
Заключение:
Таким образом, в педагогической
литературе существуют различные подходы к определению сущности, соотношения
понятий семантической группы индивидуализации обучения.
Определяя индивидуализацию
обучения, ученые подчеркивают различные существенные признаки этого понятия:
это процесс, который направлен на развитие индивидуальности; предполагает
обособление (выделение) ученика в
процессе обучения для учета присущих ему индивидуальных особенностей; требует
определенную организацию этого процесса (систему индивидуализированных способов
и приемов взаимообусловленных действий учителя (преподавателя) и учащихся на
всех этапах учебной деятельности)
Математика является одной
из самых сложных школьных дисциплин и вызывает объективные трудности у многих
школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными
способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса
математики учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.
Использование преимуществ индивидуального подхода обеспечивает каждому
школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом
его индивидуальных особенностей.
Обобщая существующие определения
подчеркнем следующие существенные признаки индивидуального обучения:
педагогическое воздействие на ученика, что находится вне коллектива;
взаимодействие преподавателя только с одним учеником явно или через средства
обучения; создание необходимых и достаточных условий для самостоятельного
обучения. Таким образом, в педагогической
литературе существуют различные подходы к определению сущности, соотношения
понятий семантической группы индивидуализации обучения.
Определяя индивидуализацию
обучения, ученые подчеркивают различные существенные признаки этого понятия:
это процесс, который направлен на развитие индивидуальности; предполагает
обособление (выделение) ученика в
процессе обучения для учета присущих ему индивидуальных особенностей; требует
определенную организацию этого процесса (систему индивидуализированных способов
и приемов взаимообусловленных действий учителя (преподавателя) и учащихся на
всех этапах учебной деятельности)
Во
второй главе представлены результаты исследования математических знаний и
умений учеников 1 класса в двух группах. КГ- успевающие ученики и ЭГ —
слабоуспевающие ученики.
На
контрольном этапе исследования после проведения диагностики, было выявлено по
результатам констатирующего исследования, в КГ только двое детей не смогли
решить по одному заданию, все остальные справились с выполнением трех заданий.
В ЭГ 60% детей выполнили задания на низком уровне, только 40% получили средний
уровень.
На
основе результатов констатирующего эксперимента мы разработали индивидуальные
задания для всех групп учащихся. Эти задачи предусматривают овладение всеми
учащимися обязательного объема математических знаний и умений, определенных
программой, а также создают условия для продвижения на высший уровень.
Дифференцированные задачи были введены в экспериментальном классе.
По
результатам контрольного исследования, в КГ только один ребенок не смогли
решить одного задания, все остальные справились с выполнением трех заданий. В
ЭГ 50% детей выполнили все задания и 50% допустили по одной ошибке. Динамика
математических знаний и умений учеников в ЭГ значительная, если на
констатирующем этапе, не было ни одного ученика, который получил бы высокий
уровень, то на контрольном этапе таких учеников стало 50%. Работа с
учащимися на основе индивидуального обучения обнаружила, что в их развитии
произошли положительные изменения. Эксперимент, в основу которого мы положили
принцип индивидуализации и дифференциации заданий по математике, показал:
1)
благодаря использованию дифференцированных заданий успеваемость в
экспериментальном классе выросла, по сравнению с контрольным;
2)
использование дифференцированных заданий, которые имеют целью развитие
творчества, обусловливает не только повышение умственных способностей ребенка,
но и значительное повышение интереса к математике вообще;
3) подбор
заданий с учетом психофизического типа каждого ребенка ведет к улучшению
успеваемости ученика, повышение умственного уровня, придает ученику уверенности
в себе;
4)
дифференцированные задания развивают у ребенка такие качества личности, как
умение оценивать свои возможности, ставить перед собой новые и новые задачи.
Дифференцированное и
индивидуальное обучение способствует развитию математического образования;
дифференциация обучения в математике — важное средство приобщения детей до
изучения ее в средних учебных заведениях; дифференциация имеет определенное
разветвление: классы с углубленным изучением этого предмета, в которых
проявляются особые способности учащихся и углубляются их знания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Индивидуальный подход
как педагогическая категория Идеи по учету в процессе обучения
индивидуальных особенностей ребенка встречаются еще в произведениях античных
философов – Демокрита, Платона, Аристотеля. Позже принцип природосообразности
получил всестороннее обоснование в трудах великих философов и педагогов XVII –
XVIII вв. Я. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо [9; 17].
Я. Коменский в соответствии со своей
философской теорией эволюции считал, что в природе и, соответственно, в воспитании
не может быть скачков, все происходит последовательно, благодаря саморазвитию.
В своем труде «Великая дидактика» он указывал на то, что обучение должно
происходить легко и приятно, если все средства обучения умело применять в
соответствии с природными способностями, учитывая возрастные особенности.
Характеризуя шесть типов способностей учащихся, которые они имеют от рождения,
Я. Коменский писал: «… есть ученики послушные и любознательные в учебе, но
медленные и вялые. Они могут идти по следам идущих впереди. Но для того, чтобы
сделать это для них возможным, нужно снизойти к их слабости, никогда не
перегружать их, не предъявлять к ним строгих требований, относиться к ним
доброжелательно и терпеливо… пусть они позже придут к цели, однако они будут
крепче, как бывает с поздними плодами» [9, 123].
Он выступил против индивидуального
обучения, за его общий характер и показал необходимость сочетания организации
индивидуальной и общеклассной учебной деятельности. Обращая внимание на
целесообразность организации учебной работы на уроке (учить всех всему) и,
исходя из принципа природосообразности.
Необходимость учета возрастных, а также
индивидуальных особенностей детей, как обязательного условия их обучения и
воспитания, была обозначена еще в трудах педагогов эпохи Просвещения. Так, Д.
Локк в трактате «Мысли о воспитании» писал: «…тот, кто имеет дело с детьми,
должен основательно изучить их характер и способности, следить за тем, в какую
сторону они легко уклоняются, и что для них подходит, каковы их природные
задатки, как можно их усовершенствовать, и для чего они могут пригодиться» [12,
234].
Ж.-Ж. Руссо считал, что каждое
человеческое существо является прекрасным, награжденным даром творчества, что
путем воспитания нужно сделать так, чтобы природные способности были
максимально развиты и засияли новыми гранями. В романе «Эмиль или О воспитании»
он пишет: «…наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам
прокладывает» [17, 121].
Разделяя мысли Я. Коменского и Д. Локка он
отметил о необходимости воспитания ребенка в соответствии с его умственными
особенностями:«… каждый разум имеет свой собственный слог, согласно которому
и следует управлять им…» [17, 134].
Анализ развития педагогической мысли в
России в XVIII в. показывает, что в педагогических произведениях того времени
освещается много вопросов, касающихся обучения и воспитания, среди них вопросы
учета индивидуальных особенностей. Например, в трактате известного писателя А.
Бестужева отмечается: Воспитывать – значит учитывать его свойства, его
чувствительность, нужды, страсти на его совершенствование или создание его
таким, каким хочешь видеть… [1, 410].
Г. Сковорода утверждал, что «каждый
ребенок имеет свои природные задатки, от раскрытия которых зависит развитие
разума и развитие природных способностей.Природа зажигает к делу и укрепляет в
труде, делая труд сладким» [18, 322].
Поэтому важной задачей
учебно-воспитательного процесса Г. Сковорода считал развитие у ребенка
интеллекта, его естественных склонностей и способностей.
К. Ушинскому принадлежит теоретическое
обоснование индивидуального подхода, а также идея внедрения индивидуального
подхода в условиях коллективного обучения. Педагог утверждал, что знания,
совершенствуясь, могут превзойти пределы человеческих сил. Основное условие успешного
обучения ребенка – учет его возрастных, психологических особенностей. Он
отмечал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то
она должна сначала узнать его во всех отношениях [19, 56].
Индивидуализацию в обучении поддерживала
педагог Х. Алчевска (вторая половина XIX – начало XX вв.), которая отмечала,
что в процессе обучения «…необходимо учитывать … разнородные способности…
Обучение может быть действительно доступным только тогда, когда из поля
внимания учителя не выпадает ни один ученик. Это ставит школу перед
необходимостью организации индивидуального подхода» [10, 137].
Психолог Л. Выготский занимался вопросами
индивидуальных целей воспитания и подходил к проблеме личности и воспитания с
точки зрения педагогической психологии. Он, в частности, писал: «Постоянные
указания на социальный характер воспитательного процесса вовсе не означают
отмены проблемы личности в школе или равнодушия к ней. В конечном счете,
воспитание всегда имело делос отдельными личностями, и социальная среда состоит
или, правильнее, реализуется в отдельных индивидуумах» [4, 154].
Л. Выготский отмечал, что «…каждая
конституция отличается особыми, неповторимыми, единичными, ей одной надлежащими
качествами и свойствами…» [4, 156].
Психолог Г. Костюк утверждал, что индивидуальный
подход – это не только приспособление обучения к имеющимся индивидуальным
особенностям детей, но и направление и обеспечение дальнейшего развития их
умственных сил в наиболее благоприятном для учащихся направлении [11, 34].
Отечественной психолого-педагогической наукой
разработаны общие принципы обучения учащихся и