Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организация фестиваля.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ. 7
1.1 Развитие
коммуникативных навыков подростков как педагогическая проблема 7
1.2. Фестиваль как социокультурный феномен. 16
Вывод по I Главе. 31
ГЛАВА II ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ». 33
2.1. Анализ программы творческих мероприятий Международного
фестиваля «Детство без границ». 33
2.2. Проект «Кругосвет» по развитию коммуникативных навыков
подростков 41
Выводы по II Главе. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
Введение:
Направление
работы: Данная работа нацелена на изучение развития коммуникативных навыков
подростков в процессе проведения фестиваля, представляющего интерес для
исследований в направлении «Социально-культурное проектирование».
Актуальность
темы проистекает из современного общественного положения, когда очень многие родители
не могут уделять достойного внимания выработке у своих детей подросткового
возраста должных навыков коммуникации.
Это,
как правило, происходит потому, что они вынуждены работать на двух или трёх
работах, чтобы одеть, обуть и прокормить своих детей. У них нет времени для
того чтобы нормально поговорить со своими детьми, узнать, легко ли им общаться
с одноклассниками и товарищами по кружку, секции. клубу, нет ли у них проблем в
общении с учителем.
Как
правило, родители появляются дома только тогда, когда дети уже спят, и уходят
на работу тогда, когда дети ещё не встали с постели. Они не в состоянии оказать
своим детям ни психологической поддержки, ни практической помощи.
В
то же время, такая поддержка детям требуется в очень высокой мере, потому что без
хорошо развитых навыков коммуникации подросткам будет сложно завести себе
друзей, объяснить учителю или руководителю кружка, секции, клуба по интересам
свои чаяния, пожелания, поделиться своими мечтами.
Фестиваль
как излюбленная и хорошо апробированная многими поколениями пионерских вожатых
и педагогов форма организации детского творчества и досуга позволяет также в
должной мере развивать у подростков
коммуникативные навыки.
В
то время как родители не могут полноценно помогать своему ребёнку в
установлении полноценных контактов с себе подобными, а тем более – иметь весьма
смутное представление о его успеваемости. Поэтому задача школы – помогать таким
родителям, равно как и самим подросткам.
Главное,
чтобы школа могла своевременно выделять достаточно замкнутых и необщительных
подростков, которые могли бы
поучаствовать в фестивале и приобрести благодаря этому более устойчивые навыки
коммуникации.
В виду резко ухудшающейся
экономической обстановки и отвлеченности родителей от решения семейных, в
частности – детских проблем, приобретает
особое звучание изучение развития коммуникативных навыков подростков в процессе
проведения фестиваля.
Представляется,
что изучение развития коммуникативных навыков подростков в процессе проведения
фестиваля в дальнейшем позволит
сформировать адекватную систему средств противодействия отчуждению подростков
друг от друга. их замыкания в собственных проблемах в современной школе.
Более
того, перед семьёй и школой стоит совместная задача благодаря своевременному
развитию навыков коммуникации привить подростку чувство гражданской
ответственности, чувства патриотизма и способности отвечать за свою семью.
Степень
разработанности темы: данная тема явилась объектом внимания значительно
количества научных организаций и учреждений. Однако стремительное развитие
общественной ситуации и включённых в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно
побуждает искать новые действенные решения там, где традиционные взгляды и
алгоритмы теряют присущую им эффективность.
Проблема:
каковы
возможности фестиваля в процессе развития коммуникативных навыков подростков? Цель: научное
обоснование процесса развития коммуникативных навыков подростков в процессе
организации и проведения Международного фестиваля «Детство без границ». Объект: процесс
развития коммуникативных навыков подростков. Предмет: фестиваль
как эффективная форма развития коммуникативных навыков подростков. Задачи: 1.
Изучить развитие коммуникативных навыков подростков как педагогическую
проблему. 2.
Рассмотреть фестиваль как социокультурный феномен. 3.
Проанализировать программу творческих мероприятий Международного фестиваля
«Детство без границ». 4.
Разработать и обосновать проект «Кругосвет» по развитию коммуникативных навыков
подростков.
Гипотеза
исследования: участие подростков в фестивале способно
оказать надлежащее влияние на развитие у них жизненно необходимых навыков
коммуникации. Теоретическая значимость
данной работы состоит в посильном обогащении материалов исследования развития
коммуникативных навыков подростков в процессе проведения фестиваля.
Практическая
ценность исследования заключается в формировании практических
рекомендаций по расширению многообразия форм и усилению развития коммуникативных навыков подростков в
процессе проведения фестиваля.
Апробация
исследования состоялась на базе XXI Международного фестиваля «Детство без
границ», проведённого Союзом пионерских организаций – Федерацией детских
организаций (СПО-ФДО), проваедённого в 2019 году в Москве [1].
Среди
отзовистов, позитивно отнесшихся к проведенной работе – доктор педагогических
наук, профессор университета г. Мостар, Босния и Герцеговина, госпожа Славица
Павлович, доктор психологических наук, профессор Университета Бин Халида,
Египет, госпожа Бошра Ахмед Эсмиэль Арноут, доктор медицинских наук, профессор
университета г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия, господин Габер Ахмед
Саад Ибрагим и др. Методологическая основа работы: в основу данного
исследования положены работы представителей
отечественной философской и педагогической школы в направлении развития коммуникативных
навыков у подростков, таких, как И. А.Ильин, Д. С.Лихачёв, Г. К.Селевко.
Также
приобщены к данному исследованию и работы собственно о влиянии плодотворного сотрудничества
школы и семьи в процессе развития коммуникативных навыков у подростков (И. В. Метлик,
Н. В. Микляева, Е. Н. Бородина, А. Б. Теплова). Кроме этого, при подготовке к
написанию работы исследованы положения аксиологического подхода к развитию коммуникативных
навыков у подростков (Е. В. Бондаревская, А. Д. Леонтьев, В. А. Сластенин, и
др.), а также о высоком потенциале воспитания социально значимой деятельности
(М. А. Ступницкая, Е. С. Полат, Н. В. Иванова, Е. Б. Новикова) и др.
Методы:
анализ научной и нормативно-правовой документации, синтез, сравнение,
сопоставление, обобщение, библиографический метод.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы
развития коммуникативных навыков подростков в процессе организации фестиваля, в оценке
выдающихся современных учёных. Первый параграф отражает пути
развития коммуникативных навыков подростков как педагогической проблемы. Второй
параграф включает в себя описание фестиваля как социокультурного феномена. Вторая
глава посвящена проектированию процесса развития коммуникативных навыков
подростков на примере организации и проведения Международного фестиваля
«Детство без границ». В первом параграфе второй главы представлен анализ
программы творческих мероприятий Международного фестиваля «Детство без границ».
Во втором параграфе второй главы содержится описание проекта «Кругосвет» по
развитию коммуникативных навыков подростков. Работа снабжена приложениями, раскрывающими
особенности хода исследования.
Заключение:
В
ходе данного исследования была достигнута его цель: научно обоснован процесс
развития коммуникативных навыков подростков в процессе организации и проведения
Международного фестиваля «Детство без границ».
Для
достижения вышеуказанной цели были поставлены и успешно решены следующие задачи
работы:
1. Изучено
развитие коммуникативных навыков подростков как педагогическую проблему. 2.
Рассмотрен фестиваль как социокультурный феномен. 3.
Проанализирована программа творческих мероприятий Международного фестиваля
«Детство без границ». 4.
Разработан и обоснован проект «Кругосвет» по развитию коммуникативных навыков
подростков.
Объектом
проделанной работы стал процесс развития коммуникативных навыков подростков. В
свою очередь, предмет работы — фестиваль как эффективная форма развития
коммуникативных навыков подростков.
Среди
отзовистов, позитивно отнесшихся к проведенной работе – доктор педагогических
наук, профессор университета г. Мостар, Босния и Герцеговина, госпожа Славица
Павлович, доктор психологических наук, профессор Университета Бин Халида,
Египет, госпожа Бошра Ахмед Эсмиэль Арноут, доктор медицинских наук, профессор
университета г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия, господин Габер Ахмед
Саад Ибрагим и др.
Методологической
основой проведённой работы стали научные труды представителей отечественной
философской и педагогической школы в направлении развития коммуникативных
навыков у подростков, таких, как И. А.Ильин, Д. С.Лихачёв, Г. К.Селевко.
Также
приобщены к данному исследованию и работы собственно о влиянии плодотворного
сотрудничества школы и семьи в процессе развития коммуникативных навыков у
подростков (И. В. Метлик, Н. В. Микляева, Е. Н. Бородина, А. Б. Теплова). Кроме
этого, при подготовке к написанию работы исследованы положения аксиологического
подхода к развитию коммуникативных навыков у подростков (Е. В. Бондаревская, А.
Д. Леонтьев, В. А. Сластенин, и др.), а также о высоком потенциале воспитания
социально значимой деятельности (М. А. Ступницкая, Е. С. Полат, Н. В. Иванова,
Е. Б. Новикова) и др.
В
первой главе рассмотрены теоретические основы развития коммуникативных навыков
подростков в процессе организации фестиваля, в оценке выдающихся современных
учёных.
Первый
параграф отражает пути развития коммуникативных навыков
подростков как педагогической проблемы. Второй параграф включает в себя
описание фестиваля как социокультурного феномена. Вторая глава посвящена
проектированию процесса развития коммуникативных навыков подростков на примере
организации и проведения Международного фестиваля «Детство без границ».
В
первом параграфе второй главы представлен анализ программы творческих
мероприятий Международного фестиваля «Детство без границ». Во втором параграфе
второй главы содержится описание проекта «Кругосвет» по развитию
коммуникативных навыков подростков. В
ходе исследования были применены следующие методы: анализ научной и
нормативно-правовой документации, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение,
библиографический метод.
Таким образом, проведённое в данной работе исследование позволяет
сделать следующие выводы:
1. Развитие
навыков коммуникации у подростков является залогом своевременного формирования
их общечеловеческой культуры, гражданственности, а также становления
гармоничной личности. В силу данного обстоятельства педагогам средних
общеобразовательных учреждений и центров детского творчества следует объединять
усилия по выработке коммуникативных навыков у представителей данной возрастной
категории, проводя фестивали, конкурсы, олимпиады, спартиады и соревнования
иных конструктивных форм для того чтобы у каждого подростка появился
побудительный момент для совершенствования уровня собственной коммуникативной
культуры.
2. Проведение
международных, всероссийских, региональных и местных фестивалей детского
творчества является оптимальным стимулирующим началом для выработки
коммуникативных навыков у детей подросткового возраста. Их соревновательный
эффект и традиционно благожелательная атмосфера делает фестиваль как таковой
неповторимым социокультурным феноменом, значение которого в воспитании у
подростков коммуникативной культуры. гражданственности и всех лучших качеств
личности невозможно переоценить.
3. Международный
фестиваль «Детство без границ», проводимый на протяжении уже двух десятилетий,
имеет достаточно давние и обширные культурные традиции диалога культур,
непосредственными участниками которого в данном случае выступают все подростки,
юноши и девушки, принимающие участие в вышеназванном выдающемся культурном
событии. Помимо этого, значительную подпитку в плане пополнения методической
копилки по теме улучшения коммуникативных навыков подростков получают при этом
и учителя средних образовательных школ, подготавливающие подростков к участию в
данном фестивале, и педагоги внешкольных образовательных учреждений,
прибывающие на фестивальные мероприятия вместе с юными участниками своих
кружков, секций и клубов по интересам.
4. Высокое
значение в развитии коммуникативной культуры на местах приобретает организация
и проведение региональных этапов подобных международных фестивалей.
Необходимость принимать на своей территории культурные события особой
социальной значимости позволяет региональным организаторам мобилизовать для
этого все имеющиеся у них ресурсы, использовать богатые культурные традиции
региона, открыть новые таланты и насытить новыми позитивными смыслами всю
культурную жизнь принимающего на своей территории данный фестиваль субъекта
Российской Федерации.
5. Программа
творческих мероприятий Международного фестиваля «Детство без границ» являет
собой высокий образец значимого события культурной жизни Российской Федерации и
мира в целом, направленного на гармоничное разностороннее развитие личности
детей, подростков, юношей и девушек в духе следования передовым достижениям
мировой культуры и духовного наследия своих предков.
6. Разработанный
для Международного фестиваля «Детство без границ» и обоснованный в данной работе проект
«Кругосвет» по развитию коммуникативных навыков подростков заслуживает большого
и пристального внимания как органичная модель сплочения подростков в
коллективном творческом деле, а также установления между ними дружественной
атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки и общей эмпатии. Подобные мероприятия
способны оказать значительное влияние на формирование коммуникативной культуры
подростков, и помочь им надёжно закрепить выработанные у них навыки
межкультурной коммуникации.
7. В процессе разработки и проведения
программы творческих мероприятий Международного фестиваля «Детство без границ»
были использованы наиболее актуальные и действенные современные методики и
алгоритмы установления взаимопонимания между подростками различного возраста,
пола, национальности, вероисповедания и социально-культурных предпочтений. Это
позволило провести вышеназванное мероприятие на высоком культурном уровне и
внести достойный вклад в дело упрочения мира и взаимопонимания между народами,
полномочными представителями которых в недалёком будущем на лучших сценических
площадках мирового уровня вполне могут стать и призёры данного фестиваля.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ФЕСТИВАЛЯ
1.1 Развитие коммуникативных
навыков подростков как педагогическая проблема Коммуникация (от лат. — делаю
общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия.
Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или
косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим)
коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их
восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями.
Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции
коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при
охранении индивидуальности каждого ее элемента.
М. С.
Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным
объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект
передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические
сведения, указания и т.п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо
усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует
между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается,
обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение
состояния одного партнера в состояние другого [18; 242].
В словаре Ожегова, сказано, что коммуникация является
одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности,
стимулятором ее развития. В процессе общения люди не только формируют свои
представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят "общий
язык". Общение — одновременно обмен действиями, поступками, мыслями,
чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому
себе, к собственной душе [26; 206].
Другой
подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования
коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который
рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и
воспитания детей.
По мнению
Л.С. Выготского, формирование коммуникативных навыков детей является одной из
приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения
в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов
общения.[7; 89]
Средствами коммуникативного процесса является
намерение его участников повлиять на поведение другого, обеспечить свою
идеальную представленность в другом, необходимым условием чего выступает не
просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в
которой происходит общение [7; 115].
Опираясь на приведенные выше признаки коммуникативного
процесса, мы заключаем, что коммуникативная сторона общения не может быть
ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает
активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия
друг на друга, поэтому ниже приведены мысли психологов, изучающих проблему
коммуникации.
В современном мире проблема коммуникативного
взаимодействия людей стала особенно острой. Эффективная коммуникативная
деятельность является залогом успешного развития ребёнка, поэтому необходимо
обеспечить её максимально успешное развитие подростковом возрасте.
В настоящее время в
образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания»,
которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет
понимания над знанием. На смену авторитарному субъект-объектному подходу
приходит гуманный личностно ориентированный подход, в котором развитие
учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса.
Главная же идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Практика работы
показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно
эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только
академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но социализации.
Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения, и его успешной
адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, диктуется возросшими
требованиями к образованию [28], где личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия — основа умения
учиться.
Современные требования
активизировали задачу овладения школьниками коммуникативными умениями. Дефицит
общения формирует у личности явление агрессивности, душевной опустошенности,
антиобщественных наклонностей. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме
оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе
общения.
По мнению Б. Ф Ломова,
коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся
(на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной
деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в
соответствии с задачами общения [21; 22].