Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Технические науки Чс

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Организационно-правовое регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.. 6

1.1. Нормативно правовое регулирование в области защиты
населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. 6

1.2. Работа по обеспечению выполнения действующего
законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС.. 21

1.3. Проблемы законодательного регулирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 32

Выводы по первой главе. 33

Глава
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АРКТИКЕ. 35

2.1. Деятельность МЧС России по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике. 35

2.2. Анализ административно–правовых актов и судебной
практики, в сфере обеспечение безопасности Арктической зоны Российской Федерации. 38

2.3. Рекомендации по нормативно-правовому регулированию
комплексной безопасности в Арктике. 50

Выводы по второй главе. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 66

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 73

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность темы настоящего связана с тем, что динамичное
развитие любой территории требует повышения уровня обеспечения ее безопасности
вне зависимости от типа угроз. Именно динамичное развитие характеризует
Арктический регион в настоящее время. Чтои объясняет интерес к исследованию
вопросов обеспечения защиты населения и территории Арктики от чрезвычайных
ситуаций, как одного из наиболее часто встречающихся видов нарушения
безопасности.

В современном мире невозможно обеспечивать развитие или
безопасность как государства, так и его отдельного региона без достаточной
нормативно-правовой базы, что объясняет необходимость исследования правовой полиики,
проводимой государством в Арктике. В XXI века как никогда
ранее необходима комплексная система продуманного законодательства, отвечающего
современным требованиям. Обращение к теме исследования продиктовано тем
обстоятельнством, что на данный момент такого отвечающего современным
требованиям законодательства, регулирующего вопросы защиты населения и
территории от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в Арктике, не создано.
Проведенный обзор законодательных актов и лиетаруты по теме исследования
показал, что законодательные акты не сведены в единую систему, а также имеется
ряд противоречий, которые будут рассмотрены непорседственно в основной части
исследования.

Исходя из актуальности темы была сформулирована цель и
определены объет и предмет исследования.

Цель исследования: изучить организационно-правовое регулирование предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, а также сформулировать рекомендации
по нормативно-правовому регулированию комплексной безопасности в Арктике.

Объект исследования: механизмы организационно-правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в Арктике.

Предмет исследования: нормативно-правовые механизмы регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в Арктике.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— изучить нормативно-правовое регулирование в области защиты
населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

— оценить особенности работы по обеспечению выполнения
действующего законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС;

— определить основные проблемы законодательного регулирования
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

— рассмотреть деятельность МЧС России по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике;

— провести анализ административно–правовых актов и судебной
практики, в сфере обеспечение безопасности Арктической зоны Российской Федерации;

— разработать рекомендации по нормативно-правовому
регулированию комплексной безопасности в Арктике.

Для решения поставленных задач использовались общие и частно-научные
методы, среди которых следует выделить
методы научного анализа и синтеза, обобщения, а также исторический, системный, сравнительно-правовой
и нормативно-логический. Нормативно-правовую базу данной работы составили Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, ведомственные
акты МЧС России, материалы судебной практики.

Степень научной разработанности
проблемы: В настоящее время существует
значительное число исследований, посвященных организации системы обеспечения
безопасности населения. Некоторые ученые выделяют обеспечение безопасности в
отдельную науку, так ее рассматривают в своих работах А.Г. Елагина[1],
Н.В. Косолапова[2], В.В
Угольниковой[3], А.А.
Чеконина[4].

При рассмотрении вопросов обеспечения гражданской защиты
населения как взаимообусловленной и взаимосвязанной системы, в функционировании
которой участвуют как государственные структуры, так и органы местного
самоуправления, были изучены работы О.В. Ковтуна и Н.В.Свентской[5].

При проведении настоящего исследования также были изучены
положения социологии безопасности, представленные в трудах В.Н. Кузнецова[6]
и В.Б. Медведева[7],
заключающиеся в определении сущности, формах, методах и средствах обеспечения
безопасности жизнедеятельности.

Проблемами, касающимися нормативно-правовому регулированию
безопасности, занимались такие авторы, как А.В Малько., С.Б. Немченко, А.А. Смирнова[8];
Т. В. Вилова[9] и др.

Данная работа, с учетом ее практической и исторической значимости,
представляет интерес для исследователей, изучающих особенности эволюции правовой
политики в сфере пожарной безопасности, исследующих вопросы правового регулирования
противопожарной деятельности, а также для лиц, изучающих проблемы правоприменения
в данной области.

Структура данной работы определяется ее целью, задачами и состоит
из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, последовательно раскрывающих
тему исследования, списка литературы и приложений. [1] Елагин А. Г.
Безопасность жизнедеятельности — научный процесс познания объективно истинного
знания о

явлении
безопасности: учеб. пособие. СПб., 2013. [2] Косолапова Н. В.,
Прокаменко Н. А. Социокультурные аспекты безопасности жизнедеятельности: учеб.
пособие. М., 2016 [3] Угольников В. В.
Мультидисциплинарный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности,
сохранению здоровья и жизни: учеб. пособие. М., 2015. [4] Чеконин А. А.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в категориях философии: учеб.
пособие. М., 2014 [5] Ковтун О. Б.,
Свентская Н. В. Методические подходы к созданию комплексной системы
безопасности жизнедеятельности населения в субъектах РФ: учеб. пособие. М.,
2016 [6] Кузнецов В. Н.
Социология безопасности: учеб. пособие. М., 2007. [7] Медведев В. Б.
Методологические основы социологического анализа безопасности: учеб. пособие.
М., 2002. [8] Малько А.В.,
Немченко С.Б., Смирнова А.А. Правовая политика в сфере обеспечения пожарной
безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий (обзор материалов «Круглого стола») //
Научноаналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной
противопожарной службы МЧС России». 2015. № 2. С. 135. [9] Вилова Т. В.
Судебная практика защиты экологических прав в Арктической зоне Российской
Федерации (на примере Архангельской области) // Экология человека. 2018. № 10.
С. 4–8.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное
исследования позволило сделать следующие основные выводы.

В настоящее время правовое обеспечение функционирования
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций находится в зоне
особого внимания законодателей. Сегодня это сложная отрасль законодательства,
вобравшая в себя нормы административного, гражданского, трудового и
экологического права. Однако становится все более очевидным, что она нуждается
в дальнейшем совершенствовании и систематизации.

В последние годы
арктические государства расширили законодательство по арктической проблематике.
В настоящее время арктическими странами созданы наиболее эффективные правовые
инструменты, направленные на защиту хрупкой арктической среды . Внедрение
системы интегрированного природопользования является первым шагом, который
необходимо предпринять. Глубокие научные исследования должны стать обязательной
основой любого арктического проекта. Кроме того, большое внимание следует
уделять анализу схем сохранения биологического разнообразия. Наконец, в России
необходимы специальные законы для обеспечения: регулирования, предотвращения и
реагирования на загрязнение нефтью и другими защитными оболочками; охрана и
рациональное использование ресурсов Арктики и сохранение арктических морских и
природных достопримечательностей.

В Арктическом регионе очень тесно взаимосвязаны абсолютно все
аспекты обеспечения безопасности и защиты, в том числе от ЧС. Механизмами решения
возникающих в сфере защиты населения и территории от ЧС должно стать
синхронизированное на всех уровнях законодательство и отлаженное сотрудничество
всех уровней власти и населения. Арктика как регион должен развиваться как
пространство конструктивного взаимодействия и безопасности.

Анализ нормативно-правовой базы
регулирования вопросов обеспечения безопансости населения и территории
Арктического сектора РФ, а также обзор существующих механизмов реализации
государственной политики в предупреждении и мониторинге ЧС, анализ
функционирования РСЧС в Арктике показал, что действующее законодательство
нуждается в дальнейшем совершенствовании с целью придания вопросам обеспечения
безопасности в Арктике комплексного характера.

Действующая законодательная база имет
ряд пробелов и проблем, решение которых должно быть направлено. Прежде всего на
закрепление правового режима арктической территории РФ, определения правового
положения опорных зон развития и АКАСЦ МЧС России. Кроме того, отсутствие
,действенного единого правового механизма внедрения в Арктике системы аппаратно-программного
комплекса (далее -АПК) «Безопасный город» позволяет сформулировать ряд задач,
которые следует решать в первую очередь:

1. Устранить имеющиеся пробелы в
арктическом законодательстве, сформулировав недостающие юридические нормы,
повышающие его качество и наиболее полно и точно определяющие правовой режим
арктического пространства, включая создание опорных зон развития и внедрение в
условиях Севера АПК «Безопасный город» по обеспечению национальной безопасности;

2. Включить в будущий федеральный
закон об Арктике положения, предусматривающие развитие сил МЧС России в области
гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
определив правовое положение АКАСЦ. Исходя из определенных в государственной
программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской
Федерации на период до 2025 года» задач по созданию в Арктике комплексных
спасательных центров МЧС России и внедрение АПК «Безопасный город», целесообразно
дополнить законопроект рядом статей, раскрывающих особенности правового
положения и функционирования АКАСЦ, а также принципы построения и развития АПК
«Безопасный город» в опорных зонах развития. Кроме того, следует закрепить
статус АПК «Безопасный город» в области обеспечения национальной безопасности
Арктической территории России.

При помощи рекоменудемых дополнений
законопроект будет сводить в единый комплекс все ключевые нормативно-правовые
акты по вопросам развития региона, обеспечения его комплексной безопасности от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных
непосредственно с деятельностью МЧС России.

Кроме того, необходимо внести ряд
изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность МЧС России в
Арктическом регионе. Необходимо детально закрепить процедуру контроля за ходом
внедрения в северном регионе АПК «Безопасный город», а также за ходом
строительства комплексных спасательных центров.

Для обеспечения безопасности городов
и населенных пунктов необходимо внедрять научно обоснованные методологии и
инструменты учета убытков от стихийных бедствий; совершенствование
моделирования, оценки и мониторинга риска бедствий; обмен технологиями и
информацией с использованием космических спутников с использованием геопространственных
данных; данных дистанционного зондирования Земли в рамках международного
сотрудничества.

3. Предложить редакцию по уточнению
некоторых понятийных категорий, имеющихся в тексте законопроекта «О развитии
Арктической зоны РФ», которые допускают двойное толкование. Прежде всего,
следует обратить внимание на доработку законопроекта «О развитии Арктической
зоны Российской Федерации», составляющий основу иных подзаконных
нормативно-правовых актов. Закон «О развитии Арктической зоны Российской
Федерации» позволит создать единую правовую систему, которая позволит
комплексно регулировать вопросы любых аспектов обеспечения безопасности в
Арктическом регионе.

В законопроекте употребляются
различные термины («арктическая зона», «опорная зона», «сухопутные территории»
и «управление зоной развития»), которые в сущности понятны каждому, но при
комбинации в одном сложноподчиненном предложении затрудняют понятие сущности и
вызвают неоднозначность толкования. В связи с этим можно предложить замену
термина «арктическая зона» на термин «арктический регион», поскольку именно
понятие «регион» наиболее употребительно для обозначение территории как части
пространства в геополитике.

Целесообразно в законопроекте
применять термин именно «арктический регион», чтобы обозначить территориальную
принадлежность Российской Федерации.

Необходимо уточнить терминологую в
спорной ситуации применения  термина
сухопутные территории», поскольку понятие «сухопутные» связано с транспортными
средствами или путями сообщения, а «территории» бывают только материковые и
островные. Таким образом, сочетание данных двух понятий в едином термине
создает противоречивую трактовку. В данном случае необходимо применить
сочетание понятий сухопутные границы

Еще одно довольно противоречие и
затрудняющее интерпритацию законона понятием является термин «опорные зоны
арктического региона». Исходя из текста законопроекта под этим термином
понимаются своеобразные экономические зоны развития с особым правовым режимом,
образование которых предусмотрено в законопроекте. Исходя ихз данного термина
предлагается разделить арктическую территорию РФ на восемь/девять опорных зон,
каждая из которых будет организована и подконтрольна определенному федеральному
ведомству. Федеральное ведомство будет курировать подконтрольную опорную зону
на основе комплексного проекта развития и финансироваться из бюджета. Общий
контроль за социально-экономическим развитием опорных зон возложен на
Правительство Российской Федерации.

Для того, чтобы законопроект
функционировал следует внести само понятие «опорные зоны», а также
зафиксировать стутус и принципы управления. В противном случае закон будет
уязвимым и неэффективным.

4. Обосновать необходимость
дальнейшей правовой инициативы МЧС России, как участника Арктического Совета в
разработке совместных международных актов по осуществлению мероприятий в рамках
Арктической Стратегии защиты окружающей среды. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года No 474 «О национальном
развитии Российской Федерации на период до 2030 года» одной из целей обозначена
цифровая трансформация, которая необходима для достижения «цифровой зрелости»
основных отраслей экономики, социальной сферы, здравоохранения; государственное
управление; увеличение доли услуг в электронном виде до 95%; увеличение
инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза
по сравнению с показателями 2019 года. Эта первая «цифровая зрелость» должна
быть внедрена в систему МЧС и Минприроды, для информирования о состоянии
окружающей среды, мониторинга загрязнения, прогнозирования распространения
лесных пожаров на большие расстояния, анализа рисков и угроз природного и
техногенного воздействия. Она доступна не только в рамках органа по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и любому гражданину или
представителю бизнес-сообщества через цифровую платформу.

Необходимо усовершенствовать
внедрение межведомственных интегрированных систем РСЧС с участием Министерства
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Кроме того, представляется
целесообразным придать рекомендациям по строительству «Безопасного города» и
рекомендациям МЧС РФ в этой сфере (которые даже не публикуются) статус нормативного
правового акта, носящего обязательный, а не рекомендательный характер. А также
консолидировать полномочия органов исполнительной власти субъектов и органов
местного самоуправления в части создания и развития агропромышленного комплекса
«Безопасный город».

Исходя из выявленных проблем во второй главе были предложены
рекомендации по устранению выявленных недостатков, что  позволит обеспечивать все аспекты
безопасности от мониторинга и предупреждения, до защиты национальной
целостности. Кроме того, предложенные рекомендации окажут положительное влияние
и на социально-экономическое развитие Арктического региона России.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ

1.1. Нормативно правовое регулирование
в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера Необходимость изучения нормативно-правовой базы регулирования
вопросов обеспечения безопансости, в том числе и предотвращения ЧС на территории
Арктики для России на данном этапе связана с тем, что именно сейчас вопросы безопасности
приобретают новое значение. А обеспечение безопасности без эффективных нормативно-правовых
механизмов государственного регулирования невозможно.

Еще одним важным аспектом, который обеспечивает законодательство,
является обеспечение защитыи предотвращения чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого
целесообразно, прежде всего, определить что такое чрезвычайные ситуации и какие
они бывают.

Понятие чрезвычайной ситуации закреплено в Федеральном законе
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»[1].
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного бедствия или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей среде, большие материальные потери и нарушения условий
жизни и деятельности людей[2].

Чрезвычайные ситуации бывают природного и техногенного характера.

Источником чрезвычайной природной ситуации может стать опасное
природное явление. Опасным природным явлением является природное явление, событие
природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые
по своей интенсивности, масштабам распространения и продолжительности могут нанести
ущерб людям, объектам экономика и природная среда[3].

Чрезвычайные ситуации природного характера возникают в результате
стихийных бедствий или стихийных бедствий. Стихийное бедствие – это явление, которое
не зависит от воли человека, не связано с его деятельностью, происходящее в результате
резких изменений параметров природной среды[4].
Каждый регион страны имеет свои климатические и географические условия. Следовательно,
чрезвычайные ситуации в разных регионах будут иметь свою специфику. Стихийные бедствия,
как правило, неожиданны. За короткое время они разрушают территории, жилища и коммуникации,
приводя к голоду и болезням. Различают следующие виды чрезвычайных ситуаций природного
характера (рисунок 1). Рисунок
1 – Виды чрезвычайных ситуаций природного характера[5]

Техногенные пожары и взрывы – это инциденты, которые вызваны хозяйственной
деятельностью человека[6].
Из-за насыщенности производства сложным оборудованием такие аварийные ситуации возникают
чаще, что вызывает большую озабоченность у специалистов. Крупные промышленные аварии
наносят значительный вред здоровью человека, непоправимый ущерб окружающей среде
и наносят значительный ущерб экономике страны. Значительное количество пожарных/взрывчатых
веществ и соединений используется и перерабатывается в энергетической, нефтехимической
и металлургической промышленности. Кроме того, техногенные пожары приводят к потере
производства, к снижению прибыли и зарплат сотрудников. Впоследствии деньги нужны
на реставрационные работы, компенсации сотрудникам или членам их семей.

Техногенные пожары могут нанести не только материальный ущерб
предприятию, но и стать причиной гибели и ухудшения состояния окружающей среды.
Наиболее распространенные источники техногенных чрезвычайных ситуаций  — пожары и взрывы на ряде объектов,
представленных на рисунке 2. Рисунок
2 – Объекты, наиболее часто подверженные техногенных ЧС в виде пожаров и
взрывов[7] По видам веществ, подвергающихся горению, пожары классифицируются
следующим образом[8]:

1. Причиной пожара
являются твердые вещества (дерево, текстиль, пластик) и другие.

2. Газообразные, возникающие
в природе, а также промышленные.

3. Жидкости ( нефть
и нефтепродукты , смолы, спирт).

4. С участием электрического
тока.

5. Легкие металлы (литий,
титан и другие).

 По способам связи с окружающим
пространством техногенные пожары являются открытыми и закрытыми. Первая группа (в
нее входят пожары в заборах) подразделяется на:

1. Масса, имеющая высокую
скорость распространения и характеризующаяся охватом больших площадей.

2. Распространяясь,
постоянно увеличивая ширину и периметр фронта, огонь, двигаясь в разных направлениях
с неоднородной скоростью.

3. Локальный (нераспространяющийся).

4. С участием электрического
тока.

5. Легкие металлы (литий,
титан и другие).

 Классификация техногенных
пожаров по внешним признакам процесса: наружные (всегда открытые) или внутренние
(делятся на открытые и скрытые).

Другая классификация: открытая (легко обнаруживается визуально)
или скрытая (может быть наружной и внутренней, концентрироваться в пустотах строительных
конструкций, обнаруживается на основаниях: повышение температуры конструкции, изменение
цвета штукатурки; появление дыма из трещин).

Пожары — это несчастные случаи, которые происходят чаще всего,
причины которых наиболее разнообразны и которые требуют методов и методов вмешательства,
адаптированных к условиям и потребностям каждого инцидента[9].

В зависимости от типа пожара (характер пожара материала), метеорологических
условий (ветер) и эффективности вмешательства, материальный ущерб может быть ограничен
(один автомобиль, здание или производственная или складская установка) или затронуть
обширные районы (лесные или сельскохозяйственные пожары, углеводороды, газ или другие
сильно огненные mable products, складские или трубопроводные установки, портовые
установки и железнодорожное или морское транспортное оборудование). Взрывы относятся
к другой категории.

Каждый тип пожара является объектом конкретных технических предписаний
в отношении профилактики, вмешательства и поведения пострадавшего населения. Важно
также отметить, что многие пожары имеют криминальное происхождение и что во время
вооруженного конфликта или кризиса, а также непрямых войн (саботажа) вмешательство
человека также провоцирует крупные несчастные случаи.

По практическим соображениям лучше всего обращаться к технической
документации, которая должна быть известна или доступна всем службам безопасности
и пожаротушения, а также национальным и региональным центрам оповещения о стихийных
бедствиях и информационным центрам.

Это особенно касается спасения и ликвидации пожаров на автомагистралях,
зданиях, предназначенных для использования большим количеством людей (больницы,
гостиницы, кинотеатры, высотные здания, универмаги и т. Д.); Пожары, затрагивающие
дымоходы, одежду, хлопок (тюки, сыпучая, взрывоопасная пыль), корма (ферментация),
пожары на высоких складах, силосах или подземных гаражах, а также лесные пожары.
Все эти виды вмешательства подлежат специальным мерам[10].

Пожары могут распространяться более или менее быстро в зависимости
от их причин, характера горящих материалов и товаров, противопожарных установок
(автоматических разбрызгивателей), метеорологических условий, способов информирования
населения и инициативы, которую оно осуществляет, а также скорости и эффективности
промежуточных служб и их противопожарного оборудования.

В свете накопленного опыта профилактика считается наиболее важной
и состоит из двух различных компонентов. С одной стороны, основная ответственность,
лежащая на политических органах, уполномоченных выполнять правовые предписания,
касающиеся противопожарной защиты, прогнозировать несчастные случаи и информировать
население, а также устанавливать меры и средства для борьбы с пожарами и взрывами.
С другой стороны, ответственное поведение каждого человека основано на образовании,
ориентированном на осторожность и соблюдение инструкций в случае пожара.

 Определение и контроль
за осуществлением конкретных правил защиты от пожаров, характерных для каждого предприятия,
представляющего потенциальную опасность, включая подготовку персонала службы безопасности,
также актуально в этом контексте[11].

Многочисленные виды пожаров и связанные с ними регенеративные
и защитные меры обусловливают целесообразность ограничить настоящее исследование
конкретными мерами, принимаемыми политическими властями только в одном районе, а
именно в отношении «лесных пожаров». Этот тип пожара представляет особый интерес
для развивающихся стран, и превентивные меры, которые должны применяться, имеют
общее репрезентативное значение, то есть:

— организация службы
наблюдения, предупреждения и сигнализации (безопасности) на местном и региональном
уровнях;

— осуществление законодательства,
регулирующего использование огня всем населением, присутствующим в лесах или на
опушке лесов, и, в частности, владельцами и лицами, осуществляющими профессиональную
деятельность в чувствительных районах;

— планирование и подготовка
бетона ( периодическое техническое обслуживание) для тушения пожаров путем надлежащего
озеленения территории и соответствующего лесоразделения , ограничивающего распространение
огня (чередование растительности, расчистка, обрезка), создание и поддержание подъездные
пути (вымирание) и противопожарные зоны, а также оборудование для борьбы с елей,
такое как водоснабжение (трубопроводы, цистерны), сторожевые вышки и метеорологические
посты, а также строительство вертолетных посадочных площадок;

— наблюдение и обнаружение
пожаров, как только специальная метеорологическая служба прогнозирует опасность
пожаров (которая включает в себя автоматические или мобильные статистические посты,
наблюдающие за ветрами и растительностью: сухость, сила, направление, эволюция);

— как только опасность
пожара возрастает, активация плана тревоги (основного плана вмешательства), требующего
участия отрядов превентивного вмешательства (пожарных), и их широкого позиционирования
как можно ближе к угрожаемым зонам, а также предоставление водных бомбардировщиков
и специализированных воздушных судов машины, готовые к действию;

— подготовка и конкретизация
(организация) механизма вмешательства: для этого необходимо создание специализированных
программ управления, обеспечивающих координацию мощного и эффективного оборудования
и средств борьбы с лесными пожарами ( инструктаж);

— управление готовностью
и координация использования средств вмешательства органов власти и информационно-тревожных
служб для населения требуют защищенной сети передачи (радиосети);

— планирование эвакуации
населения, которое, возможно, находится под угрозой в различных чувствительных районах,
особенно если существуют риски взрыва (резервуары и газовые трубопроводы, взрывчатые
вещества или склады боеприпасов, добыча углеводородов, погрузочно-разгрузочные или
транспортные установки, другие опасные материалы и т.д.[12]

 Средства вмешательства,
применяемые в рамках скоординированных действий на местном, региональном или трансграничном
уровнях, варьируются в зависимости от серьезности инцидента. Фактор времени и качество
вмешательства имеют первостепенное значение. Пожаротушение требует, чтобы значительные
средства были доступны в нужное время и в нужном месте и применялись как можно быстрее.
Шансы на успех выше, когда пожар только что вспыхнул .

Как правило, приведение в действие способов и средств борьбы с
пожарами и взрывами является обязанностью общинных властей, которые могут применять
пожарных (профессионалов или добровольцев), усиленных имеющимися гражданскими или
военными средствами вмешательства[13].
Но очевидно, что преодоление крупных пожаров и конкретных пожаров и управление особо
мощными взрывами требуют технической поддержки профессионалов и экспертов, особенно
в случае токсичных или радиоактивных осадков. Когда эти подкрепления необходимы,
они должны предоставляться на региональном или национальном уровне. Если национальные
средства вмешательства оказываются недостаточными для обеспечения защиты населения
и окружающей среды.

Правительство страны, пострадавшей от стихийного бедствия, должно
обратиться за международной чрезвычайной помощью.

Что касается «лесных пожаров», то средства их ликвидации логически
адаптированы к техническим возможностям соответствующих государств и секторов. Старая
техника «огненного избиения» все еще часто используется; это требует многочисленных
рабочих рук, мужества и чувства гражданского долга, с небольшими шансами на успех.

В развитых странах методы вымирания все чаще используют воду,
как правило, с химическими добавками (замедлителями или пенами). Методы Intervention
должны быть соответствующим образом адаптированы и привлекать очень компетентный
персонал, использующий мобильное и быстрое оборудование, такое как внедорожные транспортные
средства, моторизованные насосы, автоцистерны, водометы и авиация (водные бомбардировщики,
самолеты или вертолеты различной вместимости).

Таким образом, рабочая сила состоит из меньшинства профессиональных
пожарных (лидеров) и большинства добровольцев. Таким образом, приведение этих сил
в действие предполагает оперативную и стратегическую операцию с эффективной структурой
управления , имеющей надежные средства командования. Ключом к успеху является координация
различных мер по защите и оказанию помощи и сотрудничество всех соответствующих
средств и услуг[14].

Из-за сходства ущерба, причиненного взрывом и землетрясением (прямые
и вторичные последствия), представляется целесообразным применять одни и те же принципы
вмешательства и помощи к этим двум типам бедствий, особенно в отношении тактики
вмешательства, структуры управления и план действий в случае стихийных бедствий.

Крупные воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские аварии
похожи тем, что они, как правило, связаны с быстро движущимися транспортными средствами,
перевозящими много людей или большое количество товаров и веществ, которые могут
нанести прямой или косвенный ущерб населению и окружающей среде, окружающей место
аварии. Последствия этих аварий умножаются, когда речь идет о нескольких одинаковых
или различных типах транспортных средств или транспортных средств или когда транспортные
средства врезаются в здания или объекты, укрывающие людей или содержащие вещества,
представляющие опасность для человека и окружающей среды (деревни, вокзалы, аэропорты,
склады и т.д.).

С учетом различных средств или систем транспорта и, следовательно,
условий и обстоятельств, при которых может произойти авария, зачастую невозможно
обеспечить защиту и немедленное спасение экипажа и пассажиров, подвергающихся риску.
Следовательно, приоритет должен быть отдан предотвращению, а затем ускорению поисково-спасательных
операций. С этой целью организация
систем наблюдения и оповещения о дорожном движении, а также разработка планов аварийно-спасательных
работ, охватывающих различные потенциальные риски, которые не могут быть локализованы
заранее, должны, насколько это возможно, быть подготовлены службами безопасности
транспортных компаний в сотрудничестве с местными, региональными и национальными
организациями. власти и промежуточные органы.

 Контроль за всеми авариями
в первую очередь является обязанностью командира (начальника) и личного состава
пострадавшего транспортного средства. Именно они должны максимально ограничить полученный
ущерб. Пассажиры должны подчиняться указаниям персонала на борту (защитные и спасательные
меры) и вести себя так, как они проинструктированы правилами по чрезвычайным ситуациям,
особенно воздушным, железнодорожным или морским[15].

Что касается поисково-спасательных операций и операций по оказанию
помощи, то соответствующие средства или система транспорта и район (страна), где
они происходят, будут определять, кто является ответственным лицом в месте бедствия.

 Принципы вмешательства
заключаются в следующем:

— В случае воздушного
бедствия, происходящего в аэропорту или в непосредственной близости от него (как
правило, в радиусе 5 км), контроль за инцидентом является обязанностью властей аэропорта,
поскольку контроль за воздушным движением является обязанностью соответствующего
аэропорта, а диспетчерская вышка отвечает за предупреждение служб безопасности и
вмешательства. В случае необходимости они могут вызвать местные пожарные команды
и подкрепления гражданской обороны. Как правило, специальные планы спасения в случае
стихийных бедствий (красная тревога, специальные планы для аэропорта) будут активированы
только с согласия компетентных политических органов.

Если инцидент происходит за пределами района, находящегося под
контролем властей аэропорта, политические власти пострадавшего района будут отвечать
за развертывание местных групп вмешательства (полиция, пожарная команда, гражданская
защита, службы здравоохранения и т.д.). Контроль за спасательными работами в случае
необходимости возьмет на себя вышестоящие органы (региональные, ведомственные) в
сотрудничестве с экспертами авиационных служб и судебных органов (установление ответственности),
а также за катастрофу, идентификацию пострадавших, сбор и реституцию личных вещей)
и представителей задействованной транспортной компании[16].

— В случае железнодорожных
аварий сигнализация, разведка и спасение будут контролироваться региональным центром
управления движением (диспетчерским центром) железных дорог или ближайшей станцией
.

Если ущерб оправдывает это, местные власти могут взять под контроль
первоначальное вмешательство (первая помощь), координируя действия имеющихся средств
(полиция, пожарная команда, гражданская оборона, медицинские услуги) в тесном сотрудничестве
со специализированными службами соответствующей компании. Впоследствии план спасения
или красная тревога на железнодорожные катастрофы могут быть активированы высшими
политическими властями. Меры по защите, исследованиям, спасению и оказанию помощи
будут зависеть от тактики вмешательства, продиктованной несчастным случаем, и имеющихся
средств.

— Что касается дорожно-транспортных
происшествий, то важно проводить различие между дорожно-транспортными происшествиями,
происходящими на автомагистралях, и дорожно-транспортными происшествиями, происходящими
на других дорогах, с учетом специальных правил, которые могут регулировать определенные
маршруты связи или чувствительные районы.

 Оперативный контроль за
вмешательством на дорогах первоначально обеспечивается центром управления движением
или спасением автомагистрали, который предупреждается свидетелями (с помощью телефонная
сеть автомагистралей) или полицейским патрулем.

Спасательные средства будут поставляться спасательным центром
(управление дорожным движением) и соседними аварийными службами. При необходимости
на помощь также могут быть вызваны специалисты по работе с опасными веществами (химические
или радиоактивные продукты, углеводороды и т.д.) и службы здравоохранения (вертолеты,
машины скорой помощи, специально обученный медицинский персонал). В общем, будет
активирован специальный план, драпированный в качестве меры предосторожности[17].

Крупные аварии, происходящие на дорогах, отличных от автомагистралей,
находятся под контролем политических властей района, в котором они происходят, которые
обеспечивают первоначальное вмешательство с использованием имеющихся в их распоряжении
средств. В случае особо тяжких аварий, а именно пожаров или утечки химических веществ
или пуллутантов, для вмешательства и проведения операций (специальные планы) будет
предложен более высокий уровень управления .

— Спасательные операции
в случае морских или речных катастроф осуществляются в соответствии с принципами
солидарности между моряками и нормами национального и международного морского права.
В случае инцидента спасательные мероприятия на борту являются обязанностью капитана
судна, приоритетом которого должно быть спасение пассажиров, а затем экипажа. Кроме
того, морские государства, как правило, обладают национальной службой по морским
и судоходным каналам, которая отвечает за обеспечение надзора и безопасности надточных
вод и побережий, а также за организацию спасательных работ в море.

Структурная схема формирования законодательной базы в области
защиты и ликвидации ЧС и происшествий представлена на рисунке 3.

После Конституции РФ[18]
основным нормативным актом, регулирующим вопросы защиты населения от ЧС,
является ФКЗ №3 от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном
положении»[19], в
ст. 3 которого закреплены основания введения в стране чрезвычайного положения
исходя из той или иной чрезвычайной ситуации. В законе также определены возможыне
меры и временные ограничения, которые могут быть введены/примены в зависимости
от типа ЧС.

Еще одно ключевое положение в вопросах защиты населения от ЧС
занимает Федеральный закон «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от
21.12.1994 г.[20]
На рисунке 4 представлена структура данного закона. Рисунок
3 — Структурная схема законодательной базы в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[21] Рисунок
4 – Структура Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»[22] Непосредственное отношение к защите от чрезвычайных ситуаций имеет
также Федеральный закон от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателей».

Основные организационно-правовые и экономические механизмы создания
и функционирования аварийно-спасательных формирований, отвечающих за обеспечение
и прогнозирование ЧС закреплены в Федеральном законе от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О
безопасности».

 Важное значение имеет также
Федеральный закон от 29 декабря 1994г. №79-ФЗ «О государственном материальном резерве»,
согласно которому определено, что государственный резерв может быть использован
для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС или оказания гуманитарной
помощи.

Ряд других законов и краткое освещение затронутых в них вопросов
представлены в приложении 1. Необходимость ликвидации последствий ЧС связана с функционированием
систем оповещения, поэтому эти вопросы также были закреплены на законодательном
уровне в таких федеральных законах как ФЗ-№126 от 07.07.2003г. «О связи» и ФЗ-№5485-1
от 21 июля 1993г. «О государственной тайне».

Для реализации законов требуются подзаконные нормативно-правовые
акты. В сфере защиты начеления от ЧС, а также ликвидации возможных последствий принято
более 20 Указов Президента Российской Федерации, около 200 нормативных правовых
актов Правительства Российской Федерации, свыше 1000 нормативных актов МЧС России
и некоторых других министерств и ведомств, входящих в единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[23].
Кроме того, нормативно-правовые акты принимаются и на уровне каждого субъекта РФ.

Поскольку предупреждение и ликвидация последствий ЧС невозможно
без необходимых сил и средств рядом Постановлений Правительства РФ были
закреплены вопросы о материальном обеспечении федеральных и региональных РСЧС.
Основные Постановления и сфера ответственности, обозначенная в них представлены
в приложении 2.

Анализ нормативно-правовой базы в сфере защиты населения от
ЧС показал, что за последние годы эта база была значительно увеличена и дополнена
различными документами, регламентирующими деятельность РСЧС. Взаимодействие
органов государственной власти различных уровней позволило усовершенствовать
существующее обустройство в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения в стране, и во всех ее субъектах в частности. Принятые
нормативно-правовые акты дополняют Основы государственной политики в области
обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности
критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного,
техногенного характера и террористических актов. [1] Закон РФ О
безопасности от 05.03.1992 № 2446-1 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2 Официальный
интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2022) [2] Бельков О.А.
Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //
Безопасность. 2019. № 3. С. 91–94. [3] Серебренников Е.А. О
проблемах законодательного регулирова-ния единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций// Аналитический вестник № 20, 2016. [4] Бельков О.А.
Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //
Безопасность. 2019. № 3. С. 91–94. [5] Составлено
автором [6] Бельков О.А.
Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //
Безопасность. 2019. № 3. С. 91–94. [7] Составлено
автором [8] Буркеев Н.М.
Государственный пожарный надзор в области защиты населения и территории от ЧС:
курс лекций. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2016. – 157с. [9] Буркеев Н.М.
Государственный пожарный надзор в области защиты населения и территории от ЧС:
курс лекций. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2016. – 157с. [10] Кузнецов В. Н.
Социология безопасности: учеб. пособие. М., 2007. [11] Медведев В. Б.
Методологические основы социологического анализа безопасности: учеб. пособие.
М., 2002. [12] Медведев В. Б.
Методологические основы социологического анализа безопасности: учеб. пособие.
М., 2002. [13] Угольников В. В.
Мультидисциплинарный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности,
со-хранению здоровья и жизни: учеб. пособие. М., 2015. [14] Чеконин А. А.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в категориях философии: учеб.
пособие. М., 2014 [15] Чернов Ю.И.
Демографический кризис – основная проблема России [Текст] / Ю.И. Чернов //
Научно-аналитический журнал Обозреватель – OBSERVER. 2021. № 8 (295). С 25-36. [16] Петрянин А.В.,
Петрянина О.А. Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы //
Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. 2013.
№ 21. С. 173–176. [17] Овсепян Г.М.
Пожарная безопасность как предмет правового регулирования и объект научного
познания // ЮП. 2014. №4.- С.23 [18] Конституция
Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный
ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2022) [19] Федеральный Закон
№3 от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрании
законодательства Российской Федерации от 31 мая 2001
г. № 19. ст. 1215
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2022) [20] Федеральный
закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 21.12.1994 г. // Собрании законодательства
Российской Федерации от 31
мая 1994
г. № 22.
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2022) [21] Право.
Безопасность. Чрезвычайные ситуации» [Электронный ресурс]. URL: http://igps.ru/scientific/scientific-magazines.html
дата обращения (02.03.2022) [22] Закон РФ О
безопасности от 05.03.1992 № 2446-1 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2 Официальный
интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 20.02.2022) [23] Правовая политика
в сфере обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций
и ликвидации последствий стихийных бедствий, опубликованы (проведен в 2016
году) [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/. дата обращения
(02.03.2022)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы