Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Зарубежное регионоведение

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Опыт регионального управления в Китае

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5 Глава
1 Теоретические основы региональной политики 8 1.1 Сущность региональной политики 8 1.2 Становление и эволюция региональной
политики 18 Глава
2 Характеристика регионального управления в КНР 28 2.1 Становление китайской региональной
политики 28 2.2 Особенности современного
регионального управления в КНР 41 Глава
3 Проблемы и перспективы развития региональной политики в КНР 53 3.1 Проблемы регионов и регионального
управления в КНР 53 3.2 Перспективы развития региональной
политики в КНР 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЕ
А 81

  

Введение:

 

Актуальность темы выпускной
квалификационной работы. Одной из особенностей региональной политики Китайской Народной Республики
(далее – КНР) является самостоятельность регионов, которая достигается благодаря
стратегии сфокусированного развития. Последняя предполагает поддержку и развитие
отдельных регионов и районов, а также осуществление определенных проектов и программ
ввиду их особенности. На этом же принципе основано и разделение страны на экономические
районы. Организация китайской территории исторически сложилась на объединении однородных
территорий с почти полным самообеспечением. При этом каждый из секторов побережья
должен влиять на отсталую внутриматериковых территорию, прилегающую к нему. Именно
поэтому имеющиеся экономические районы в большинстве вытянуты с запада на восток.
В некоторой степени эта стратегия соответствует принципу концентрации в региональной
политике Европейского Союза.

При этом КНР не только сосредоточивает
необходимые ресурсы в определенных регионах, но и осуществляет соответствующие меры
в сфере безопасности, политической стабильности, социального обеспечения и др. В
частности, правительство Китая проводит политику превентивной дипломатии, решает
вопросы спорных территорий и демаркации границ с сопредельными странами, принимает
меры по сдерживанию сепарационных тенденций, предоставление частичной автономии
отдельным группам, подавление дискриминации господствующей нации хань над другими
национальностями путем их сплочения в экономической и политической сферах.

Одной из главных задач Китая
на перспективу является модернизация и экономическое освоение приграничных районов
страны, которые в большой степени лишены иностранных инвестиций. Всего насчитывается
пять автономных районов, где компактно проживают этнические и религиозные меньшинства.
Это около 108 000 000 человек, проживающих на приграничных территориях КНР, площадь
которых составляет треть от общего — Тибет, историческая Маньчжурия, которая занимает
современные провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, Синьцзян-Уйгурия и Внутренняя
Монголия. Это территории, исторически были буферными зонами, которые защищали Внутренний
Китай от внешних угроз и сохраняют свою стратегическую важность сих пор. В частности,
власть над Тибетом открывает Китая выход в Южную Азию и является причиной затяжного
конфликта с Индией. Контроль над Синьцзян-Уйгурским автономным регионом (далее
— СУАР) обеспечивает стране связи с богатыми энергоносители странами Центральной
Азии. Внутренняя Монголия, в свою очередь, соединяю Китай с Монголией, а Маньчжурия
представляет собой своеобразный мост между Китаем и Кореей, Японией и Российской
Федерацией (далее -РФ). Следует отметить, что пограничные территории КНР, где проживают
этнические меньшинства, — это горные и пустынные зоны. Кроме того, здесь функционируют
довольно неудовлетворительные системы транспортных коммуникаций и в целом наблюдается
низкий уровень экономической активности местного населения.

Стратегическая важность автономных
районов Китая, их огромная площадь и большая протяженность границ, экономическая
отсталость заставляют политические круги КНР искать пути их развития через сотрудничество
с соседними странами. Китайская Народная Республика как государство-член Всемирной
торговой организации и Центрально-Азиатского Регионального Экономического Сотрудничества
уделяет серьезное внимание вопросам приграничной торговли. Характерной чертой региональной
политики Китая являются структурные преобразования в сельском хозяйстве и промышленности.
Анализ региональной политики Китая интересен с точки зрения возможности применения
успешного опыта в российских реалиях. Этим вызвана актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности
темы. Значительное внимание исследованию особенностей регионального развития и региональной
политики Китая уделено в работах Л.И. Кондрашовой, Е.Н. Самбуровой, П.А. Минакира,
Д.А. Изотова. Вопросам развития экономики регионов, формирования зон развития, экономическим
реформам и современного социально-экономического развития Китая посвящены работы
российских синологов: А.В. Островского, В.Я. Портякова, Э.П. Пивоваровой, С.Г. Лузянина,
Я.М. Бергера, Л.И. Кондрашовой, П.М. Мозиаса, В.В. Жигулевой, Н.Н. Котлярова, В.Г.
Гельбраса, коллективные труды ученых Института Дальнего Востока РАН. К числу российских
исследователей, посвятивших работы историческим и культурным аспектам развития Китая,
следует отнести П.М. Иванова, Л.С. Васильева, вопросам развития современной мировой
экономики — И.С. Целищева, В.Г. Клинова, Е.А. Брагину. К числу китайских ученых
— экспертов в области особенностей и проблем социально-экономического развития КНР
на современном этапе относятся Ху Аньган, Би Цзияо, Ши Юйлун, Цао Чжунсян, Ли Шицин,
Вэн Цихао, Бо Чжиюэ, Хуан Яньцзе, Чэнь Шаофэн, иностранных – Мари-Франсуа Ренар
(Mary-Francoise Renard), Эзра Фогель (Ezra F. Vogel).

Объект выпускной
квалификационной работы – выступают механизмы регулирования развития регионов
КНР как субъектов социально-политических отношений.

Предмет выпускной
квалификационной работы – выявление перспективных направлений развития регионов
Китая

Цель выпускной
квалификационной работы – выявление особенностей регионального управления в
КНР.

Для достижения целей в работе
поставлены такие задачи:

— изучить теоретические основы региональной политики;

-проанализировать становление и эволюцию региональной политики;

-изучить становление китайской региональной политики;

-рассмотреть особенности современного регионального управления
в КНР;

-проанализировать проблемы региональной политики в КНР;

-рассмотреть
перспективы развития региональной политики в КНР.

Методологическую основу исследования.
В дипломной работе использовались различные методы: экономико-статистический метод
был применен для исследования экономической ситуации в Китае, уровня его социально-экономического
развития к концу 1970-х гг., а также политических условий и особенностей региональной
политики Китая до 1978 г.; для определения основных движущих сил развития экономики
региона, выявления тенденций и перспектив был применен метод систематизации и сравнительного
анализа. В заключении и выводах использовался метод актуализации.

Теоретической основой и методологической
базой исследования при написании работы послужили труды российских, китайских и
зарубежных авторов, занимавшихся исследованием особенностей регионального развития,
региональной политики Китая, проведения мероприятий политики реформ и открытости,
построения социализма с китайской спецификой, социально-экономического развития
Китая после 1978 г.

Теоретическую значимость исследования.
Результаты исследования являются теоретическим обобщением имеющейся информации по
региональному управлению в КНР. Они обобщают и систематизируют опыт регионального
управления в КНР, выделяя эффективные и неэффективные решения региональной политики
и их влияние на развитие регионов

Практическую значимость выпускной
квалификационной работы. Результаты исследования можно использовать для изучения
регионального управления в КНР и для выработки, на основе иностранного опыта, политики
регионального управления в РФ.

Структуру выпускной квалификационной
работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе исследован опыт
регионального управления в Китае.

В процессе исследования
была достигнута задача по анализу теоретических основ региональной политики.
Так, выяснено, что регион — это пространственно смежная популяция людей,
связанная либо исторической необходимостью, либо по выбору к определенному
географическому положению. Зависимость от местоположения может возникать из-за
общей тяги к местной культуре, местным центрам занятости, местным природным
ресурсам или другим местным удобствам. В основе региональной политики лежат
теории регионального развития.

Из-за меняющейся роли
«региона» в экономическом развитии политика, ориентированная на регионы,
претерпела значительные изменения в целях, географическом охвате, управлении и
инструментах политики. Старая парадигма региональной политики заключалась в
принятии решений сверху вниз. Новая парадигма региональной политики является территориальной, многоуровневой,
инновационной и ориентированной на разные типы регионов.

В работе исследованы
факторы региональной политике КНР. В частности то, что демографический и
географический масштаб Китая привел к тому, что на региональную политику влияют
сложные взаимосвязанные социально-экономические, политические, этнические,
территориальные и исторические факторы. В Китае выделяют прибрежные регионы,
северо-восточные регионы, центральные регионы и западные регионы.

В
процессе исследования удалось прийти к выводу, что основу региональной политики
КНР определило историческое существование и чрезмерное увеличение разрыва в
развитии между Востоком и Западом. Это общая проблема, которая долгое время
мешала здоровому развитию экономики и общества Китая. В связи с этим Китай
реализует политику по поддержке развития и строительства западного региона, а
реализация скоординированного развития восточного и западного регионов является
важной целью региональной политики Китая, а также важной стратегической задачей
в модернизации Китая.

Анализ
показал, что осуществление масштабного освоения западного региона —
долгосрочная и трудная историческая задача в региональном управлении КНР. Общая
стратегическая цель заключается в том, чтобы после нескольких поколений усилий,
к тому времени, когда страна в основном модернизируется в середине 21 века,
коренным образом изменить относительно отсталый облик западного региона.  На современном этапе благодаря усилиям по
развитию западных регионов, экономика и отрасли промышленности значительно
развились, развитие ключевых областей значительно ускорилось, и были
значительно усилены социальные меры развития, такие как наука, образование,
здравоохранение и культура.

В
процессе работы  было выявлено, что основная
проблема регионального развития заключается в том, что регионы Китая никогда не
были на одном уровне развития. По этой причине добиться сокращения неравенства
очень сложно. Ситуация усугубляется тем, что в ряде регионов, такие как,
например, СУАР, Тибет, проживают национальные меньшинства, среди которых есть
настроения к сепаратистским выступлениям. В результате Китаю приходится
реализовывать сдерживающую политику, что ограничивает развитие регионов.

Рассмотренные
в исследовании перспективы,  дают возможность
сделать вывод, что в дальнейшем китайская региональная политика сохранит свой
вектор развития, направленный на поддержку развития западных регионов. Текущий
и будущий период — важный период стратегических возможностей для западного
региона для углубления реформ, расширения открытости и ускорения развития. Для
повышения эффективности региональной политики Китая необходимо активизировать
инициативы по развитию, сосредоточиться на росте социально-экономических
инициатив, развитию науки, образования и доступа к медицине в отстающих
регионах. Такой подход позволит сократить разрывы в региональном развитии.

В
процессе исследования была достигнута цель исследования, а именно: выявлены особенности
регионального управления в КНР.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы региональной политики 1.1 Сущность региональной политики Хотя все теоретики регионального
развития заинтересованы в понимании процесса регионального роста и упадка, среди
исследователей нет единого мнения о том, как следует определять регионы. Некоторые
теоретики просто предполагают априорное существование целостного географического
и экономического объекта, известного как регион, тогда как другие основывают теорию
на более точных определениях. Ниже приводится обзор некоторых из наиболее распространенных
подходов к определению регионов.

Кристаллер (1933 г.) и Лош
(1954 г.) предлагают свой подход к определению региона. В теории центрального места
Кристаллера и Лоша регионы определяются как иерархические системы центральных мест
или городов. В каждом регионе есть небольшое количество крупных городов более высокого
порядка и большое количество более мелких городов более низкого порядка[1].

Более популярным подходом
среди недавних теоретиков было определение региона в терминах пространственно взаимозависимого,
или «узлового», рынка труда. Согласно Э.М. Гуверу и Ф. Гиратани[2], узловые регионы имеют такие
характеристики: они функционально интегрированы изнутри в той степени, в которой
потоки рабочей силы, капитала или товаров более распространены внутри региона.

Г.В. Ричардсон  расширяет узловую концепцию, чтобы включить полицентрические
области, которые имеют несколько узлов и несколько периферий, но демонстрируют высокую
степень внутренней функциональной интеграции[3].

Концепция «функциональной
экономической зоны» Карла Фокса представляет собой разновидность узлового подхода,
основанного на представлении о том, что доминирование центрального узла над окружающей
периферией объясняется пространственной зависимостью рабочих от смежных рабочих
мест. Этот подход обеспечивает концептуальную основу для разграничения экономических
зон.

Теоретики сочли концепцию
функциональной экономической зоны Фокса весьма полезной, поскольку труд является
единицей измерения, существует четкое соответствие между региональным анализом и
анализом социального благосостояния. Во-вторых, концепция функциональной экономической
зоны включает пространство и пространственную интеграцию между экономическими единицами
в определение региона. В-третьих, существует четкое экономическое обоснование разграничения
регионов на основе функционально интегрированных рынков труда[4].

Проблема подхода состоит в
том, что инфраструктурные достижения ослабили многие центростремительные силы, которые
связывают пригородные рынки труда с деловыми районами центрального города в целях
обеспечения занятости. Последствия этих изменений для определения региона состоят
в том, что региональные границы становятся более трудными для определения и могут
не отражать пространственную зависимость между трудоустройством и центрами занятости.

Поскольку географические или
экологические границы редко соответствуют функциональным экономическим районам,
специалисты по планированию могут неверно оценить экологические последствия регионального
экономического развития, используя определение функциональных экономических зон.

Поэтому Бюро переписи населения
Соединенных Штатов Америки (далее –США) полагается на оценки схем передвижения,
чтобы разграничить статистические районы мегаполисов, которые похожи на функциональные
экономические районы Фокса и Кумара, но соответствуют административным границам
(округам), а не фактическим районам передвижения[5].

Регионы также были определены
с точки зрения степени внутренней однородности по отношению к некоторым факторам.
Этот подход был использован Министерством торговли США для определения регионов
в Соединенных Штатах на основе однородных групп прилегающих штатов[6].

На примере региона, определенного
размером рынка труда, региональная граница появится в тех местах, где проявляются
различия в характеристиках рабочей силы. Используя в качестве примера доход, можно
определить регионы с разным уровнем дохода.

Также были предложены «районы
планирования», которые соответствуют единицам политического или административного
контроля[7]. Преимущество этого подхода
состоит в том, что политические и административные границы напрямую соответствуют
границам, по которым плановики и политики разрабатывают и реализуют политику.

Регионы также могут быть определены
с точки зрения природных ресурсов, экосистемы или других географических границ.
Так, А.Маркусен  определяет регион как «исторически
сложившееся непрерывное территориальное общество, обладающее физической средой,
социально-экономической, политической и культурной средой, а также пространственной
структурой, отличной от других регионов и других крупных территориальных единиц,
города и страны[8].

Это определение признает,
что регионы — это исторически определенные образования, возникающие в значительной
степени благодаря взаимодействию между людьми и местными природными ресурсами. Хотя
усовершенствования в области транспорта устранили многие ограничения, налагаемые
географией, исторические закономерности формирования регионов по-прежнему влияют
на эволюцию современных регионов.

Итак, регион — это пространственно
смежная популяция (людей), связанная либо исторической необходимостью, либо по [1] Fox, Karl
A., and T. Krishna Kumar. 1994. The functional economic area: Delineation and
implications for economic analysis and policy. In Urban-regional economics,
social system accounts, and eco-behavioral science: Selected writings of Karl
A. Fox. James R. Prescott, Paul van Moeskeke, and Jati K. Sengupta, eds. Ames:
Iowa State University Press [2] Hoover,
Edgar M., and Frank Giarratani. 1985. Introduction to regional economics. 3d
ed. New York: Knopf [3]
Richardson, Harry W. 1979. Aggregate efficiency and interregional equity. In
Spatial inequalities and regional development, Hendrik Folmer and Jan
Oosterhaven, eds. Boston: Martinus Nijhoff. [4] Dawkins C. Regional
Development Theory: Conceptual Foundations, Classic Works, and Recent
Developments // Journal of Planning Literature. November 2003. – P.130-172 [5] Dawkins C.
Regional Development Theory: Conceptual Foundations, Classic Works, and Recent
Developments // Journal of Planning Literature. November 2003. – P.130-172 [6] Hoover,
Edgar M., and Frank Giarratani. 1985. Introduction to regional economics. 3d
ed. New York: Knopf [7]
Richardson, Harry W. 1979. Aggregate efficiency and interregional equity. In
Spatial inequalities and regional development, Hendrik Folmer and Jan Oosterhaven,
eds. Boston: Martinus Nijhoff. [8] Markusen,
Ann. 1985. Profit cycles, oligopoly,
and regional development. Cambridge, MA: MIT Press

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы