Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Оптимизация гос. политики в сфере доп. образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
1
Теоретические основы реализации государственной политики в сфере
дополнительного образования. 7
1.1 Дополнительное образование
как объект государственного регулирования 7
1.2.
Государственная политика в сфере дополнительного образования: понятие,
содержание, основные направления. 14
1.3
Зарубежный опыт государственной поддержки дополнительного образования 23
2
Практические вопросы реализации
государственной политики в сфере дополнительного образования. 31
2.1
Характеристика системы образования администрации муниципального образования
«Сакмарский район» Оренбургской области (с позиции оказания услуг по
дополнительному образованию) 31
2.2
Анализ показателей реализации государственной политики в сфере дополнительного
образования (на примере отдела образования администрации муниципального
образования «Сакмарский район» Оренбургской области) 39
2.3
Проблемы реализации государственной политики в сфере дополнительного
образования (на примере отдела образования администрации муниципального
образования «Сакмарский район» Оренбургской области) 47
3
Разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию государственной политики в
сфере дополнительного образования. 57
Заключение. 69
Список
использованных источников. 74
Приложения. 85
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена возрастающей
ролью образования в современной общественной жизни. В современной социальной
политике образование по праву занимает одно из центральных мест. В настоящее
время все актуальнее становится идея непрерывного образования, в котором особая роль
отводится дополнительному образованию. Дополнительное образование детей занимает важное место
в общей системе получения знаний. Обращаясь к конкретной личности, дополнительное
образование обеспечивает ее социальное, культурное, экономическое обогащение,
что, в свою очередь, ведет к развитию общества в целом.
Государственная
политика в области дополнительного образования является одним из важнейших
компонентов социальной политики государства. Интерес представляет изучение и
осмысление деятельности органов публичной власти по реализации государственной
политики в сфере дополнительного образования, поскольку имеется целый ряд
проблем, требующих незамедлительного и системного решения. Наиболее ярко
проблемные ситуации проявляются на уровне муниципалитетов.
Степень изученности проблемы исследования. Теоретические,
организационно-правовые основы, практические аспекты реализации государственной
политики в сфере дополнительного образования отражены в трудах Л.И. Акининой,
Е.В. Аникиной, И.Н. Антоновой, Э.К. Афониной, С.В. Барабановой, В.К. Баринова,
К.А. Бездетко, В.В. Грабарь, С.А. Деулиной, Н.А. Елецких, В.Ю. Жукова, Р.В.
Заневского, Н.В. Корзниковой, К.Р. Путимцевой, Е.Н. Романовой, С.В. Соколовой,
А.А. Шаклеиной, К.В. Филимонова и др. ученых и практиков. Объектом исследования
определена государственная политика в сфере дополнительного образования.
Предметом исследования являются
организационно-управленческие отношения, складывающиеся в области реализации
государственной политики в сфере дополнительного образования.
Цель исследования – на основе анализа практических вопросов
реализации государственной политики в сфере дополнительного образования на
примере отдела
образования Сакмарского муниципального района Оренбургской области
выявить ключевые проблемы и разработать предложения по ее оптимизации.
Заключение:
В России сфера образования представляет собой
регулируемую государством подсистему, формирование и развитие которой осуществляется
при непосредственном участии различных государственных органов и учреждений на
основе соответствующих нормативных правовых актов.
Дополнительное образование для детей выступает в
качестве основной составляющей образовательного пространства. формируемого
современным российским государством.
Государственную политику в сфере дополнительного
образования предлагается понимать как совокупность различных мероприятий,
действий, решений и т. д. органов публичной власти, объединенных общей целью –
поступательным развитием дополнительного образования.
Нормативно-правовая база на всех уровнях власти
определяет место и значимость дополнительного образования детей в системе
современного российского образования.
Приоритетными направлениями реализации государственной
политики в сфере дополнительного образования определены развитие и внедрение
новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования
системы дополнительного образования детей, а также совершенствование кадрового
потенциала системы дополнительного образования детей.
Отмечено разнообразие дополнительного образования в
зарубежных странах. Институциональное устройство обусловлено территориальным
устройством государства.
Анализ практических аспектов реализации
государственной политики в сфере образования в Сакмарском районе Оренбургской
области позволил отнести к позитивным
тенденциям развития системы дополнительного образования детей следующие
позиции:
— в
системе дополнительного образования сконцентрирована работа по выявлению,
поддержке и развитию одаренных детей в творческой и социальной сферах
деятельности;
— стабильность
охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей – 96 % от общего
количества обучающихся;
— в
учреждениях системы образования сохраняется приоритет бесплатности и равного
доступа дополнительного образования для детей.
По итогам анализа отмечено,
что потенциал системы дополнительного образования в Сакмарском районе
Оренбургской области в настоящий момент используется не в полной мере, что связано
с: кадровыми, методическими,
организационно-управленческими, финансовыми и др. проблемами.
Устранение перечисленных выше проблем реализации
государственной политики в сфере дополнительного образования позволит
совершенствовать способы овладения подрастающим поколением муниципальных
образований современной культурой, содействовать их эффективной интеграции в
окружающее социальное пространство, т.е. требуется разработка мер по
оптимизации государственной политики в сфере дополнительного образования.
Решение
кадровых проблем требует обновления педагогических кадров, привлечения и
закрепления молодых специалистов на местах, обеспечение возможности для
творческой работы среднего поколения, создание необходимых условий для
продления творческой активности старшего поколения и передачи им опыта
молодежи.
Совершенствование
нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики в сфере
дополнительного образования требует приведения в соответствие муниципальных
программ с федеральными и региональными проектами развития образования, разработки
и применения документов, подтверждающих получение гражданином дополнительного
образования в государственном/муниципальном учреждении.
В плане
совершенствования методического обеспечения:
— требуется
разработка и реализация такого перспективного направления дополнительного
образования как профессиональное обучение и получение профессии с аттестатом,
что требует создания материально-технической базы для профессиональной
составляющей обучения;
— развитие инновационной
составляющей: создание эффективно функционирующих организационных
механизмов, направленных на разработку и поддержку инновационной идеи,
методическую и мотивационную поддержку педагогов, профессиональное развитие и
обмен передовым педагогическим опытом, оформление, апробацию и экспертизу
результатов инновационной деятельности, продвижение и распространение
инновационной образовательной услуги;
— развитие проектного управления;
— внедрение современных образовательных
технологий, в том числе – цифровых;
— организация безопасной цифровой
образовательной среды.
— разработка
критериев, показателей оценки эффективности дополнительных образовательных
программ, педагогической деятельности в сфере дополнительного образования.
Ресурсное
обеспечение: обновление материально-технической базы учреждений дополнительного
образования.
Решение
организационно-управленческих проблем требует организации тесного взаимодействия
муниципальных общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования и
других субъектов образовательных отношений в рамках сетевого взаимодействия. Создание
уникальных экосистем организаций дополнительного образования в составе
корпоративных партнёрств, альянсов с ведущими центрами дополнительного
образования, с центрами культуры и спорта, сетевое сотрудничество с ведущими
экспертами в области управления, педагогики, дополнительного образования.
Требуется разработка новых единиц
(учреждений) сети дополнительного образования, основной задачей является
обеспечение координации деятельности по организации дополнительного образования
детей, а также развитию проектной деятельности, что потребует проведение организационных изменений
Также
необходимо:
— проведение
мониторинговых исследований состояния системы дополнительного образования детей
в различных сегментах образования;
— осмысление
опыта функционирования подобных систем в истории отечественного образования (на
других основаниях и с другими декларируемыми задачами);
— соотнесение
отечественной системы с зарубежными аналогами;
— организация
понимания востребованности и стратегической необходимости дополнительного
образования детей для конкурентного и успешного будущего России;
— определение
ценностного назначения учреждений дополнительного образования детей и оснований
для установления их видов;
— уточнение
направлений (направленностей) образовательной деятельности;
— выявление
успешных адаптированных моделей и оформление их как эталонных и др.
На основании этих данных можно
сделать заключение об оптимизации государственной политики в сфере дополнительного
образования как важной формы учебной активности, направленной на достижение
основных целей образования.
Решение
задач, поставленных перед системой дополнительного образования детей в рамках
реализации государственной образовательной политики, требует принятия
продуманных, взвешенных, основанных на серьезных научных проработках решений со
стороны органов государственного и муниципального управления образованием и
разработки механизма управления дополнительным образованием детей, который
позволит развивать его на качественно новом уровне с учетом многочисленных проблем.
Фрагмент текста работы:
1.1 Дополнительное образование как объект государственного регулирования Образование
относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества. Образование
вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в
формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих
социально-экономическим потребностям нашего общества. Именно образование
формирует основу развития производительных сил. Образование – это важнейшая
составляющая человеческого капитала, который в свою очередь оказывает влияние
на экономическое развитие государства. Одной из ключевых содержательных характеристик современной
системы образования становится ее непрерывность, этот термин можно понимать,
как преемственность всех уровней образования и непрерывность как необходимость
учиться всю жизнь, не только узнавать новое, но и переучиваться, а нередко и
начинать очередной этап своей профессиональной деятельности «с нуля» [2, с. 35].
Сегодня
диплом об образовании не дает гарантий и представлений о характере тех
требований, которые будут предъявлены молодым людям в профессиональной жизни,
если он не дополнен талантом творческого мышления и общения. Единственной
предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс
самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются в
системе дополнительном образования, как обучение и воспитание в сотрудничестве,
разноуровневое и разновозрастное обучение; проектная деятельность, учебные
телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное
многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике [там же, с. 35-36].