Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Финансы и кредит

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.. 8

1.1. Сущность, основные элементы и характеристика
бюджетного процесса  8

1.2. Состав и структура доходов и расходов
бюджетной системы: определение и классификация. 13

1.3. Особенности и методы управления
доходами и расходами бюджетной системы   18

2. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ.. 25

2.1. Организация бюджетного процесса
в РФ.. 25

2.2. Анализ доходов бюджетной системы
РФ.. 28

2.3. Анализ расходов бюджетной системы
РФ.. 31

3. НАПРАВЛЕНИЯ
ОПТИМИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ
И РАСХОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.. 45

3.1. Опыт управления доходами и расходами
бюджетной системы за рубежом  45

3.2. Способы повышения эффективности
системы управления доходами и расходами бюджетной системы.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 82

  

Введение:

 

Краткая
характеристика темы исследования. Формирование доходов государственного бюджета
является результатом реализации фискальной политики и основой эффективной деятельности
правительства. Учитывая, что подходы к формированию доходов государственного бюджета
существенно различаются в разных странах по структуре налоговых доходов и их соотношению
с неналоговыми доходами, единого оптимального соотношения не существует.

Формирование
доходов государственного бюджета существенно различается по странам, что связано
с особенностями построения финансовой системы, местом и ролью государственных финансов
в развитии экономики.

Определение
оптимальной структуры доходов государственного бюджета напрямую связано со структурой
ВВП страны по видам экономической деятельности, поскольку их соотношение во многом
определяет структуру налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, распределение
статьи расходов может стимулировать или сдерживать активность в различных областях
в будущем.

Понимание
бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации как сложного многоаспектного
явления правовой действительности позволяет выделить несколько теоретических оснований
анализа бюджетного законодательства: бюджетное законодательство Российской Федерации
является самостоятельной формой объективации бюджетной деятельности Российской Федерации;
относительная автономность системы бюджетного законодательства Российской Федерации
обусловлена конституционно-правовым статусом Российской Федерации и самостоятельностью
его бюджетной деятельности; границы сферы реализации бюджетного законодательства
Российской Федерации определяются объемом бюджетной компетенции для субъектов Российской
Федерации; основы структуры бюджетного законодательства Российской Федерации определяются
Российской Федерацией; бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из
актов бессрочного действия и актов, срок действия которых ограничен рамками финансового
года; элементный состав структуры бюджетного законодательства субъекта Российской
Федерации, как правило, определяется им самостоятельно, исходя из признания необходимости
регулирования отдельных групп бюджетных отношений.

Проблематикой
этой темы занимались следующие ученые: Шувалов И.И., Чертков А.Н., Шемякина О.Б.
и другие.

Формирование
доходов государственного бюджета и их оптимальное соотношение давно находятся в
центре внимания исследователей и остаются актуальными не только для стран, где государственные
финансы находятся в процессе реформирования, но и для стран с устойчивыми финансовыми
отношениями, в том числе в части бюджетной политики. Среди публикаций в выборке
наиболее цитируемыми являются Pommerehne and Schneider (1978), которые исследовали
проблему фискальной иллюзии. Авторы предлагают рассмотреть систематическое занижение
фискальной нагрузки и ее влияние на доходную и расходную части бюджета на примере
Швейцарии. Следует отметить работу Бреннана и Бьюкенена (1978), в которой обосновывается
важность выбора оптимального набора налоговых инструментов для формирования доходов
государственного бюджета. Публикация Ашера (1986) широко цитируется. Исследуются
проблемы уклонения от уплаты налогов и их влияние на формирование правил в государственных
финансах, значение таких уклонений для доходов государственного бюджета. Есть много
других наиболее цитируемых публикаций, посвященных формированию доходов государственного
бюджета в разных регионах и разных группах стран: Schwarz (2008), посвященный арабским
странам Ближнего Востока, Kollias and Paleologou (2006), Dincecco (2006). 2009),
изучавший фискальную политику в странах ЕС, Fairfield (2015), сосредоточивший внимание
на формировании доходов государственного бюджета в странах Латинской Америки, и
другие. Среди всех авторов, изучавших данный вопрос, есть лидер по цитируемости.
Анализ публикаций Afonso and Jalles (2016) показал, что подавляющее большинство
из них исследуют бюджетную и фискальную политику, а также их взаимосвязь с денежно-кредитной
политикой, особенно в Европейском союзе. В другой работе Afonso and Jalles (2016a),
посвященной изучению иллюзорной устойчивости государственных финансов в странах
ОЭСР, с помощью коинтеграционного анализа установлено, что в некоторых странах –
Австрии, Канаде, Франции, Германии, Нидерландах, Швеции и Соединенное Королевство,
в этих странах отсутствует устойчивая связь между структурой доходов и расходов
государственных бюджетов. В другом исследовании фискальных детерминант распределения
доходов от государственных облигаций и улучшения фискального баланса отмечается,
что рост расходов на заработную плату государственных служащих и социальных расходов
имеет относительно негативное влияние, проявляющееся в некотором дисбалансе как
в доходах, так и в расходах, что также влияет на рост доходности. сами спреды государственных
облигаций

Объект
исследования: бюджет РФ.

Предмет
исследования: процесс исполнения бюджета.

Цель исследования:
рассмотрение особенностей оптимизации бюджетного процесса: совершенствование системы
управления доходами и расходами бюджетной системы.

Основные
задачи исследования:

— Рассмотреть
понятие бюджетного процесса

— Рассмотреть
этапы бюджетной системы в целом

— Изучить
бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации

— Рассмотреть
пути оптимизации бюджетного процесса.

Методы
исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был
использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету:
анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы.

Структура работы соответствует логике исследования и включает
введение, основную часть, заключение и библиографический список.

Во введении приводится краткая характеристика темы исследования,
определяются объект, предмет, цель, формулируются задачи, обозначаются методологические
основы работы.

В основной части описывается бюджетный процесс на уровне субъекта
РФ, проводится анализ исполнения бюджета.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются
его основные выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Бюджетный процесс – это сложнейший комплексный
механизм, в котором переплетаются социально-экономические, юридические и правовые
аспекты осуществления бюджетной политики государства, одним из приоритетных показателей
эффективности реализации которой является степень правовой регламентации бюджетного
процесса в Российской Федерации.

Полное понимание системы планирования и
подготовки бюджета необходимо не только для составления прогнозов расходов, но и
для того, чтобы иметь возможность консультировать лиц, ответственных за разработку
политики, в отношении осуществимости и желательности конкретных бюджетных предложений
с макроэкономической или микроэкономической точки зрения. Гораздо легче контролировать
государственные расходы на «начальном» этапе подготовки бюджета, чем на более позднем
этапе исполнения бюджета.

Планирование и подготовка бюджета являются
(или должны быть) основой эффективного управления государственными расходами. Чтобы
быть полностью эффективными, системы управления государственными расходами требуют
четырех форм фискальной и финансовой дисциплины:

1. контроль совокупных расходов для обеспечения
доступности; то есть соответствие макроэкономическим ограничениям;

2. эффективные средства для достижения распределения
ресурсов, отражающего приоритеты политики расходов;

3. эффективное предоставление государственных
услуг (производственная эффективность); и

4. минимизация финансовых затрат на управление
бюджетом (т.е. эффективное исполнение бюджета и методы управления денежными средствами
и долгом).

Подготовка бюджета является основным механизмом
достижения пунктов (1) и (2); пункт (3) обычно фигурирует в качестве элемента подготовки
бюджета только в промышленно развитых странах, в то время как пункт (4) в основном
касается исполнения бюджета и управления денежными средствами. Более того, никакая
система исполнения бюджета или кассового планирования (предметы разделов 4 и 5)
не может сделать больше, чем смягчить проблемы, вызванные некачественной или нереалистичной
подготовкой бюджета.

Подготовка бюджета — это процесс, в котором
назначенные организации и отдельные лица имеют определенные обязанности, которые
должны выполняться в рамках заданного графика. Этот процесс обычно устанавливается
и контролируется нормативно-правовой базой. Несмотря на общие общие процедуры, системы
подготовки (и исполнения) бюджета все же демонстрируют различия в зависимости от
их исторического происхождения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 1.1. Сущность,
основные элементы и характеристика бюджетного процесса Центральное место в любой финансовой системе
занимает бюджет.

Решения по государственному бюджету
должны иметь значение для всех нас. Государственные бюджеты влияют на качество
жизни рабочих, семей и сообществ по всей стране — они решают судьбу дорог,
школ, здравоохранения, общественного транспорта, чистого воздуха и воды и
многого другого. Каждый год лица, ответственные за разработку государственной
политики, принимают важные решения о том, как предоставлять эти услуги и как
обеспечить, чтобы государственных доходов было достаточно для их
финансирования.

Помимо расходования собственных
средств, регионы играют важную роль в реализации федеральных программ и
принятии решений о том, как расходовать федеральные средства — например, при
разработке медицинских услуг, или определении того, куда инвестировать
федеральные средства на шоссе и общественный транспорт. И государственные
бюджеты используются для распределения средств, от жилья до здравоохранения и
общественной безопасности, для поддержки местных сообществ.

Бюджеты могут изменить и даже спасти
жизни. Государственный бюджет показывает его приоритеты. Государственные
бюджеты играют решающую роль в удовлетворении потребностей жителей и создании
возможностей для процветания семей и сообществ. Государственные бюджеты также
могут сократить давнее расовое и экономическое неравенство в доступе к рабочим
местам, жилью и образованию; многие сторонники говорят, что бюджет — это
«моральный документ». Это также означает, что каждый заинтересован в
результатах государственного бюджета.

Государственный бюджет и бюджетная система
— это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе распределения
и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет — это инструмент для мобилизации
средств во всех секторах экономики для реализации государственной политики в стране
и за рубежом. Бюджет используется для перераспределения ВВП между секторами, отраслями
и предприятиям для регулирования и стимулирования экономики и финансирования социальной
политики, учитывающей долгосрочные интересы страны.

В соответствии с редакцией ст. 6 БК РФ бюджет
– форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Например, в Великобритании бюджет называется
отчетом канцлера казначейства (министра финансов) в Палате общин, который содержит
цифровую информацию о прошлом финансовом году и рекомендациях на будущее. Под определением
бюджетного законодательства Российской Федерации в настоящее время под бюджетной
концепцией понимается формирование средств фонда, а также форма расходов на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Зимарин К.А. и Закирова Ю.А. рассматривают
бюджет как это основной инструмент государства в централизации и перераспределении
валового общественного дохода [2].

Швецов Ю.Г. определяет бюджет как «централизованный
фонд денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественно значимых ценностей
в целях ликвидации неравенства и повышения жизненного уровня населения» [3].

Что касается государственных финансов (государственных
и муниципальных финансов), то под центральным валютным фондом понимается Центральный
валютный фонд, который традиционно формируется в бюджете для обеспечения функций
соответствующих органов власти (государственных и местных).

Такое толкование раскрывает содержание бюджета
как социально-экономического события, демонстрирует его роль в общественном воспроизводстве,
указывает на то, что бюджет является источником финансирования государственных или
местных органов самоуправления, необходимых для выполнения своих функций и осуществления
экономической и финансовой политики.

Бюджет как финансовый план предназначен
для покрытия государственных расходов и доходов. Бюджет выступает в качестве основного
финансового плана государства, определяет правовые права и обязанности участников
бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников экономических
отношений. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Многие
страны устанавливают разные даты начала и окончания финансового года:

— В Соединенных Штатах он начинается с октября
1 и заканчивается в сентябре 30

— В Швеции-1 июля и 30 июня соответственно

— В Японии-1 апреля и 31 марта

— Бюджетный год в России совпадает с календарным
годом. В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации финансовый
год заканчивается 31 декабря, а счет, используемый для пополнения годового бюджета,
должен быть закрыт в 24 часа 31 декабря.

Как экономическая категория, бюджет является
частью экономических (денежных) отношений между государством, хозяйствующими субъектами
и населением, предусматривающих перераспределение расходов на часть общественных
благ в процессе образования и использование централизованных средств для удовлетворения
общественного спроса [7 – c. 256-270].

Как и любые другие финансовые отношения,
бюджетные отношения имеют следующие важные особенности:

— это экономические отношения;

— они всегда носят денежный характер;

— они связаны с формированием и использованием
денежных средств.

Государственный бюджет
является основным бюджетным планом государства и создает реальные экономические
возможности для осуществления властью своих полномочий. Бюджет учитывает конкретные
направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового
внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора
экономики. Перераспределение национального дохода, обеспечение удовлетворения потребностей
государства, защита непроизводственных отраслей и государственных предприятий осуществляется
за счет бюджета. Бюджет является важным условием любой национальной деятельности,
которая требует денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Бюджет не сразу определяется
как экономическая категория. Только в последние годы, с точки зрения государственного
бюджета независимой экономической категории и с точки зрения законодательной базы
государства, желательно рассматривать его как финансовый план [4 – c. 56-95].

 Основными функциями государственного бюджета являются:

— Формирование
доходного бюджета фонда.

— Использование
бюджетного фонда — это расходование бюджетных средств.

— Проверка
использования бюджетных средств.

Первую функцию выполняют
доходы бюджета. Доходы бюджета — средства, полученные безвозмездно и безвозвратно
по поручениям органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. К ним относятся:

— налог
на прибыль хозяйствующих субъектов (участников социального процесса-физических и
юридических лиц);

— кредиты;

— доходы
от государственного имущества (предприятий);

— доходы
от выпуска банкнот.

Структура доходов бюджета
неустойчива в зависимости от конкретной ситуации экономического развития страны.
Изменения в структуре доходов бюджета отражают изменения, связанные с экономическими
процессами. Например, изменение налоговой и кредитной ставки на рост отражает значительное
снижение производства, то есть изменение отчета о потреблении и сборе [14 – c. 146-180].

Вторая бюджетная функция связана со специальными
бюджетными расходами. Как экономическая единица в целом, государство учитывает экономические
интересы всех остальных участников процесса тиражирования, поэтому бюджетные расходы
несет экономика в целом. Поддержание макроэкономических показателей в национальной
экономике требует бюджетных средств для отдельных отраслей экономики, контрпродуктивных
территорий, экономических зон (региональных административных объединений), различных
форм собственности и отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов меняется чаще,
чем структура бюджетных средств. Изменение соотношения военных расходов и социальных
потребностей в пользу первых свидетельствует о тенденции сокращения экономического
производства.

Функция бюджетного контроля обеспечивает
условия для проведения мониторинга с целью создания определённых условий. Эта функция
может быть использована в связи с первой или второй функцией.

 Функция
контроля определяет способность государства эффективно влиять на все экономические
процессы.

Бюджетный
процесс – это процесс принятия решений о распределении государственных ресурсов
в соответствии с политическими приоритетами правительства. Именно через бюджетный
процесс правительство получает полномочия парламента расходовать соответствующие
деньги путем принятия ежегодных актов об ассигнованиях и других законодательных
актов, устанавливающих специальные ассигнования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы