Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Технические науки Пожарная безопасность

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Определение необходимого комплекса превентивных мероприятий в области защиты населения и территорий на основе оценки территориальных рисков возникновения ЧС в Алтайском крае

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Глава.
Состояние защищенности населения и территории Алтайского края  6

2 Глава.
Выявление и анализ рисков на территории Алтайского края. 21

3 Глава.
Разработка предложений по улучшению комплекса превентивных мероприятий в
области защиты населения и территорий. 54

Глава 4.
Экономическая оценка комплекса превентивных мероприятий в области защиты
населения и территорий Алтайского края. 72

Заключение. 76

Список
использованных источников. 80

Приложения. 84

  

Введение:

 

Ежегодно
пожары наносят огромный материальный ущерб, подвергая опасности жизни тысяч
человек. Пожары происходят на различных объектах защиты, как промышленных, так
и в зданиях с массовым и круглосуточным пребыванием людей.

Особую
актуальность на сегодняшний момент представляют методики по количественной
оценке пожарного риска. Выполнив расчёты, по этим методикам можно сопоставить
реально существующий уровень риска в организации тем предельным значениям,
установленным законодательством.

От
рассчитанных величин пожарного риска зависит и значение пожарной опасности
здания либо сооружения. Пожарный риск бывает как индивидуальный, так и
социальный.

Проблемой
оценки риска занимались такие видные советские и российские учёные, как В.Г.
Горский, А.И. Елохин, А.А. Косачев, В.И. Присадков, А.И. Черноплеков и другие.
Любое чрезвычайное происшествие на одном из объектов России затрагивает
экономическую безопасность нашей страны.

Для
решения организационно-управленческих задач по обеспечению пожарной
безопасности таких сложных социально-экономических систем, как регионы и страна
в целом, разработана теория интегральных (территориальных) пожарных рисков.
Вопросы разработки и применения этой теории исследовали Н.Н. Брушлинский, Ю.М.
Глуховенко, В.Б. Коробко, Е.А. Клепко, А.В. Красавин, С.В. Соколов, Н.Л.
Присяжнюк.

Оценка
пожарной опасности муниципальных образований с использованием указанных
интегральных (территориальных) пожарных рисков проведена в диссертационной
работе С.Ю. Попкова.

В своей
работе С.Ю. Попков использовал теорию интегральных пожарных рисков для решения
задач по управлению уровнем пожарной безопасности АТЕ России, преимущественно
при обосновании мест дислокации, численности сил и средств подразделений
пожарной охраны, функционирующих и создаваемых на территориях муниципальных
образований. В работе подробно исследовано влияние данного элемента системы
противопожарной защиты на уровень пожарной безопасности муниципального образования.

Однако
до настоящего времени не проводилось обоснование положительного влияния на
уровень пожарной безопасности муниципального образования внедрения систем
предотвращения пожаров и гибели при них людей, а также пассивных систем
противопожарной защиты.

Решить
вопрос повышения уровня пожарной безопасности муниципальных образований без
подобных исследований представляется проблематичным, поскольку само по себе
внедрение активных систем противопожарной защиты (мест дислокации подразделений пожарной охраны) не оказывает
существенного влияния на количество пожаров и гибель при них людей. Поэтому
существует необходимость адаптировать известный метод оценки пожарной опасности
в Алтайском крае, с целью исследования влияния элементов указанных систем на уровень
основных городских и сельских пожарных рисков, что и определяет актуальность
данного исследования.

Целью работы является
исследование пожарных рисков Алтайского края и подготовка предложений по
снижению основных пожарных рисков.

Для достижения поставленной
в работе цели требуется решить следующие задачи:


раскрыть понятие и виды пожарных рисков;


рассмотреть возможности использования интегрального социально-экономического
показателя для оценки пожарных рисков;


изучить способы управления пожарными рисками;


провести анализ пожарных рисков в разных странах мира;


провести анализ частных пожарных рисков Алтайского края;


исследовать факторы, детерминирующие интегральные пожарные риски в Алтайском
крае;


рассмотреть особенности управления пожарными рисками в Алтайском крае;


выявить возможности обеспечения пожарной безопасности в Алтайском крае на
основе оценки и управления пожарными рисками;


разработать рекомендации по управлению пожарными рискам.

Объект
исследования — система обеспечения пожарной безопасности на территории
Алтайского края.

Предмет
исследования — пожарные риски Алтайского края на основе интегрального
социально-экономического показателя пожарного риска.

Методы
исследования — методы системного анализа, математической и социальной статистики.

Достоверность
результатов работы достигнута за счет использования официальных статистических
данных, применения методов, соответствующих цели и задачам исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе проведен анализ распределения
количества пожаров в Алтайском крае за период 2018-2021 гг., который
показывает, что основная доля пожаров приходится на жилой сектор, что
составляет 70 % от общего количества. Именно при пожарах в жилом секторе
произошли максимальные человеческие жертвы (92%).

Данная тенденция сохраняется на протяжении
многих лет, что позволяет сделать вывод о недостаточности принимаемых мер по
стабилизации ситуации с пожарами в жилом секторе.

В результате обработки аналитических расчетов
интегральных (территориальных) пожарных рисков определен комплексный показатель
пожарной опасности, равный 0,689, что свидетельствует о том, что ситуация с
пожарами в сельской местности лучше, чем в городе.

Но, несмотря на низкий показатель пожарной
опасности в сельской местности Алтайского края, целью последующего изучения
оценки пожарных рисков является выявление наиболее важного муниципального
района Алтайского края, на территории которого потенциально опасны и
стратегически важны расположены и действуют объекты национальной безопасности
страны.

Обзор и анализ пожаров, произошедших в
Алтайском крае, показал, что 84 % пожаров приходится на жилой сектор, а
основной причиной пожаров и гибели людей стало нарушение правил устройства и
эксплуатации электрооборудования.

При этом условиями, способствующими гибели
людей при пожарах, являлись нахождение лиц в состоянии алкогольного
(наркотического) опьянения и нахождение в состоянии сна.

Поэтому оснащение электросетей жилых домов
устройством защитного отключения снизит риск возникновения пожаров, но
существенно не повлияет на вероятность возникновения пожаров в Алтайском крае.

В целях снижения значений ожидаемых
экономических потерь и количества пострадавших (погибших) людей от воздействия
ОФП в рамках реализации мероприятий пожарной безопасности разработана целевая
программа обеспечения противопожарной защитой городских и сельских населенных
пунктов. системы, а именно автономные датчики дыма.

В результате проведенных расчетов установлено,
что безопасность людей в жилом доме при пожаре при его оснащении автономными
дымовыми пожарными извещателями (АДПИ) обеспечивается.

Ежегодно
пожары наносят огромный материальный ущерб, ставя под угрозу жизни тысяч людей.
Пожары возникают на различных объектах защиты, как производственных, так и в
зданиях с массовым и круглосуточным пребыванием людей.

В
сложившейся ситуации важным решением может стать разработка и реализация на
программном уровне риск-ориентированных методов осуществления деятельности
контрольно-надзорных органов, при которых распределение ресурсов будет
основываться не на случайной контролирующей деятельности, а на
риск-ориентированных подходах, при которых больше внимания будет уделяться
объектам с высоким уровнем риска.

В реальности проверить все объекты защиты
невозможно и проверки происходят выборочно, что приводит к тому, что некоторые
объекты проверяются часто, хотя уровень риска причинения вреда от их
деятельности достаточно низок.

Риск-ориентированный подход к пожарной
безопасности позволит сосредоточить надзорные и профилактические мероприятия
там, где вероятность причинения ущерба и его масштабы будут наибольшими.
Проверки на таких объектах будут проводиться чаще и тщательнее с привлечением
самых компетентных специалистов. К настоящему времени теоретическая база
риск-ориентированных подходов уже достаточно разработана, однако их фактическое
использование пока ограничено.

Разработка и внедрение проектируемой
информационно-управляющей системы позволит на практике отразить результаты,
достигнутые в теоретических разработках, представив их в единой программной
среде, расширенной дополнительными функциями, с помощью которых можно будет как
прогнозировать аварии, так и происшествий, и давать объективную оценку в режиме
реального времени.

Гипотетически спроектированная система
позволит сократить время, затрачиваемое на оценку риска, вести учет большого
массива информации о показателях риска и их возможных негативных последствиях.

Для создания полноценной базы данных объектов
охраны проектируемая система будет подключена к базам данных Департамента
градостроительства, Архитектуры, Департамента финансов и многих других.
Благодаря этому информация о характеристиках зданий, систем обнаружения пожара
и автоматического пожаротушения будет постоянно обновляться. Все объекты,
внесенные в базу данных, будут разделены на пять классов в зависимости от
уровня риска. Система будет носить динамический характер и работать по принципу
изменения класса объекта в зависимости от поступающей информации о нем и с
учетом критериев, влияющих на состояние пожарной безопасности.

Основной программный блок
информационно-управляющей системы будет состоять из различных баз данных,
построенных по методу выделения малых объектов с использованием процедур
кластерного анализа, что позволит определять сходство и различие объектов по
совокупности объектов и структурировать полученные данные в систему.

Гипотетически есть возможность внедрить в
систему интеллектуальную составляющую, с помощью которой она сможет
самостоятельно строить графики проверок, порядок и очередность проверок на
объектах, учитывать нормативную базу и количество наличие персонала.

После заполнения входных данных система будет
автоматически определять порядок и очередность проверок в зависимости от
степени опасности объектов охраны, выделяя объекты в критическом состоянии, а
также отмечая несоблюдение сроков проверки или предстоящие изменения из баз
данных других ведомств. Обо всем этом оператор будет уведомлен соответствующими
сообщениями.

При внедрении подходов к разработке
человекоориентированных интерфейсов информация в разрабатываемой системе будет
отображаться в понятной, удобной для познавательного восприятия форме, что
сведет к минимуму появление фактора человеческой ошибки и позволит сотрудникам
комфортно выполнять свои обязанности с минимальными временными затратами.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Глава. Состояние защищенности населения и
территории Алтайского края Алтайский
край входит в состав Алтае-Саянского экологического региона и является одним из
ключевых регионов, определяющих устойчивое экологическое состояние Сибири. По
решению ЮНЕСКО Алтайский край включен в число 200 приоритетных экорегионов
планеты. Своеобразное географическое положение Алтайского края обусловило
развитие на ограниченной площади самых разнообразных природных комплексов и
процессов, большой концентрации природных ресурсов. Решение проблем
рационального природопользования особенно актуально для районов народного
хозяйства, а также районов развития туристской индустрии края.  Для решения поставленных экономических,
социальных и экологических задач необходимо иметь данные об опасных и
неблагоприятных природных процессах, их влиянии на хозяйственную деятельность,
в том числе туристскую, чтобы обеспечить экономическую стабильность и
экологическую безопасность региона. Выявление и оценка опасных процессов
определяет основную цель настоящей работы. Исследования выполнены с
использованием литературных источников, тематических карт, космических снимков,
материалов собственных экспедиционных наблюдений

Административным
центром Алтайского края является город Барнаул. В составе Алтайского края 11
городов, 30 поселков городского типа. Образован 28 сентября 1937 года.

Алтайский
край граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Абхазия.
На территории края выделяют степные и низкогорные природные районы:
Кулундинскую степь, Рудный Алтай, Приобское плато, предгорья Алтая.

Поскольку
большая часть территории Алтайского края лежит на равнине, для нее характерны
небольшие абсолютные высоты: от 79 м (озеро Большое Яровое) в западной части Кулундинской
равнины до 300-320 м на юго-востоке Приобского плато. На крайнем юге Алтайский
край вплотную подступает к Среднегорью (самая высокая точка — Королевский
белок, 2298 м).

В
Алтайском крае много разнообразных рек от небольших ручейков до крупнейших рек
в Сибири. Главная река края — полноводная Обь (в пределах края —493 км),
которая образуется при слиянии Бии и Катуни, в 20 км юго-западнее Бийска.

На
равнинах Алтайского края множество озер (более 5000), 60% из них — пресные,
остальные — соленые и горько соленые. Двадцать пять озер крупные, площадью,
более 10 км2. Самое большое озеро края Кулундинское, его площадь 728 км2.

Основным
богатством Алтайского края являются земельные ресурсы, они состоят из пахотных
земель (6888367 га), многолетних насаждении (9600 га), сенокосов и пастбищ
(3917305 га), залежных земель (58537 га). Распахано 41,2% земель края.

Лесной
фонд в крае занимает 26% от общей площади. Вдоль рек Барнаулки, Касмалы,
Кулунды, Бурлы тянутся встречающиеся только в Алтайском крае ленточные боры
сосновые леса, растущие по песчаным берегам рек [1].

Алтайский
край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на стыке крупнейшей в мире
Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Поверхность Алтайского края делится
на равнины и горы, из которой большая часть территории является равниной. На
востоке она окаймлена невысоким Салаирским кряжем, а на юге вплотную подступает
к Алтайским горам. В общем плане территория Алтайского края представляет собой
местность, постепенно повышающуюся с северо-запада на юго-восток. Алтайские
горы состоят из хребтов, имеющих сложное расположение.

Типы
рельефа в горах Алтая разнообразнее, чем на равнинах: имеется низкогорье,
средне- и высокогорье, участки древних равнин и межгорные котловины. Низкогорье
поднимается над равнинами края на 500 метров и постепенно переходит в
среднегорье с высотами до 2000 метров. В пониженных участках равнины
расположены крупные озера – Кулундинское, Большое Яровое, Кучукское, являющиеся
остатками древнего моря, существовавшего на месте равнин. Кулундинская
низменность, имеющая самые низкие в крае отметки высоты (96-98 метров над
уровнем моря), расположена на северо-западе. Кулундинская степь представляет
собой гигантскую чашу, занимающую междуречье рек Иртыша и Оби. Она имеет
плоскую, хорошо выровненную поверхность с чередующимися волнисто-овражными
участками.

Приобское
плато, для которого характерны пологие склоны увалов в виде террас, и
Бие-Чумышская возвышенность – наиболее высокие предгорные участки
Западно-Сибирской равнины.

Поверхность
Приобского плато расчленена эрозийными долинами, простирающимися параллельно
друг другу по ложбинам древнего стока. В направлении их протянулись и увалы. С
востока Приобское плато ограничивает река Обь, долина которой имеет
асимметричное строение: правый берег низкий, а левый – высокий. Водоразделы на
Приобском плато плоские, с замкнутыми котловинами, по склонам водоразделов
находятся балки и овраги.

Резкую
континентальность климата региона определяет его удаленность от морей и
океанов, высокая приподнятость территории над уровнем моря, барьерная роль
горных цепей. Такой тип климата характеризуется холодной, продолжительной
зимой, умеренно теплым в горах и жарким, засушливым в котловинах летом, малым
количеством осадков в степных районах и значительными осадками в предгорных и
горных районах, большими тепловыми ресурсами вегетационного периода и большой
амплитудой годовых и суточных температур.

Гидрографическая
сеть Алтайского края хорошо развита. Около 92% ее территории относится к
верхней части бассейна Оби (к бассейну Северного Ледовитого океана). На
территории края находится 11 тысяч озер, 230 из них представляют собой водоемы
площадью зеркала до 1 км2 .

Озера
имеют пестрый химический состав, 60% из них пресные, остальные соленые и
горько-соленые. Сложность и неоднородность почвенного покрова Алтайского края
обусловлены его географическим положением в различных природных зонах.
Отчетливо выделяются почвы равнинной и горной областей. Почвы равнины
представлены каштановыми, различными подтипами черноземов, серыми лесными,
лугово-черноземными и луговыми, дерново-подзолистыми типами.

Из всех
областей Западной Сибири Алтайский край имеет самую высокую распаханность. На
долю пастбищ приходится 2674,7 тыс. га (24,5%), сенокосов 1219,2 (11%) из всех
земель, используемых в сельском хозяйстве. Многолетние насаждения занимают 10,8
млн га. Природные условия исследуемого региона, характеризующиеся сильными
морозами, частыми метелями, высокой пожарной опасностью, развитием наводнений и
паводков, которые приводят к возникновению опасных природных явлений и
чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера [2].

Пожарная
опасность в Алтайском крае обостряется с середины весны и заканчивается
пожароопасная обстановка серединой осени. В основном напряженная обстановка
складывается с лесным фондом, большие территории лесных массивов подвержены не
достаточному вниманию со стороны курьирующих и контролирующих органов, в связи
с этим вопрос анализа пожарной обстановки является актуальным. Ведь анализ
пожарного состояния позволяет разработать мероприятия направленные на снижение
пожарной опасности.

Пожары в
данном регионе можно рассматривать как значимый фактор риска
социально-экономических и экологических последствий: гибели и травмирования
людей, уничтожения материальных ценностей, загрязнения окружающей среды.

На
основании данных [2,3,4] был выполнен ретроспективный анализ пожаров,
произошедших на территории Алтайского края с 2007 по 2020 гг. с определением
прямого ущерба с учетом цен, действующих в определенном году, и количеством
жертв. Данные анализа представлены в таблице 1. Таблица 1

Последствия пожаров на
объектах техносферы в Алтайского края с 2007 по 2020 гг. Год Социальные
и пожарные показатели последствий пожаров Население, тыс.чел Количество пожаров, ед. Прямой
ущерб, тыс. руб Погибло при пожа ре,
чел Травмировано при пожаре, чел Уничтожено строений,
ед 2007 2942,2 7201 53843 426 268 1120 2008 2899,1 6690 46887 441 245 985 2009 2893,4 6269 50636 472 213 900 2010 2872,1 5926 47756 428 206 936 2011 2855 5515 60560 403 187 895 2012 2838,5 5070 77899 326 155 799 2013 2826,3 4732 103305 318 134 853 2014 2823,5 4572 116311 313 127 812 2015 2821,8 4357 121769 302 117 733 2016 2763,1 4087 142699 294 113 615 2017 2761,2 3924 159879 274 112 623 2018 2750,9 3768 161974 267 108 701 2019 2742,5 3641 154454 247 107 698 2020 2734,1 3396 177344 235 97 652 Усредненные
значения показателей 2823,9 4818,87 107646,3 312,9 155,2 798 Приведенные
в таблице 1 данные показывают, что в Алтайском крае ежегодно происходят свыше 3
тыс. пожаров, на которых погибает более 200 человек.

В конце
октября 2021 года в Алтайском крае было объявлено об окончании пожароопасного
сезона. Соответствующее постановление подписал Губернатор Алтайского края
Виктор Томенко. А сегодня, 17 ноября, итоги минувшего сезона обсудили на
заседании Правительства Алтайского края. Заседание провел глава нашего региона.

Профилактическая
работа – важный аспект. Нужно продолжить развитие современных форм и методов.
Хорошо зарекомендовали себя маневренные группы. Отдельно необходимо рассмотреть
вопрос оказания практической помощи старостам сельских поселений в реализации
всех задач профилактики природных и лесных пожаров и обеспечения пожарной
безопасности.

С начала
пожароопасного периода 2021 года на территории Алтайского края зарегистрировано
4111 природных пожаров, в том числе 53 — на землях сельхозназначения. Стоит
отметить, что благодаря принятым мерам, удалось снизить количество пожаров на
23 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Наибольшее
количество природных пожаров было зафиксировано на территории следующих
районов: Каменский, Первомайский, Благовещенский, Славгородский и Хабарский.

Все
задачи на пожароопасный период 2022 года известны. В плане включения в бюджеты
органов местного самоуправления финансовых средств на реализацию первичных мер
пожарной безопасности, направленных на защиту населенных пунктов от природных
пожаров. Ход пожароопасного сезона находится на еженедельном контроле.

Несмотря
на то, что с каждым годом количество пожаров и число жертв снижается, прямой
ущерб наоборот существенно увеличивается. Это может быть связано, как с ростом
инфляции, так и с применением на производстве и в социальной сфере
дорогостоящего оборудования, а также с увеличением объемов производства и
предпринимательства. Очевидно, что состояние пожарной безопасности в крае нельзя
признать удовлетворительным.

Вопросы
организации и непосредственно осуществления пожарной профилактики представляют
собой многоуровневый и межотраслевой комплексный комплекс задач, которые
необходимо решать не только усилиями Департамента надзорной деятельности и
профилактической работы МЧС России и других структурных подразделений
министерства, но и силами общества и государства[12].

Противопожарная
профилактика по своей сути включает два направления: непосредственное
предупреждение на конкретных территориях, объектах и ​​населенных пунктах
(профилактические мероприятия) и мероприятия по предупреждению нарушений
требований пожарной безопасности (надзор), с последующим привлечением к
уголовной ответственности виновных. Грамотно построенный и реально
функционирующий противопожарный комплекс является очень мощным средством
обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, содержание противопожарных
мероприятий следует дифференцировать в зависимости от того, на что направлены
наши усилия.

Можно
предложить следующее деление:

1.
предупреждение пожаров на территориях (где можно использовать паспорт
территорий — предупреждение лесных, торфяных и других ландшафтных пожаров);

2.
предупреждение пожаров различных объектов. Логично обратиться к содержанию
главы 8. «Классификация зданий, строений и помещений по пожаровзрывоопасности»
Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности» [5] ;

3.
населенные пункты (исходя из специфики — города федерального значения, НО,
наукограды и другие муниципальные образования, что отсылает нас к достаточно
разработанному Федеральному закону № 131-ФЗ «О 37 общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»)[6].

И,
конечно же, профилактику пожаров следует делить на общую и специальную
профилактику. Мерой их дифференциации является характер профилактических
мероприятий и их направленность. Общая противопожарная профилактика
предполагает воздействие на коллективном уровне (в масштабе государства,
региона, организации) — это противопожарная пропаганда, просветительские
мероприятия, неформальное обучение работников организаций мерам пожарной
безопасности, повышение уровня правовой культуры, то есть устранение причин,
которые являются общими, а не всегда специфическими[4].

Общая
профилактика пожаров предполагает применение хозяйственных,
социально-культурных, правовых и организационных мер в целом. Такой уровень профилактической
деятельности предполагает, что позитивное развитие общества, совершенствование
его политических, экономических, социальных и других институтов, устранение
кризисных явлений из жизни людей объективно могут способствовать предотвращению
пожаров.

Под
специальной пожарной профилактикой понимаются мероприятия, направленные на
ликвидацию конкретных очагов возможного возгорания, а также причин и условий,
способствующих его возникновению [20].

Исходя
из изложенных соображений, целесообразно принять во внимание следующие
определения, которые могут быть реализованы в разрабатываемых проектах
нормативных правовых актов в области пожарной безопасности:

1.
Противопожарная профилактика — совместная деятельность органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления и организаций, направленная на
предупреждение возникновения пожаров в целях обеспечения пожарной безопасности
территорий, объектов и населенных пунктов.

2.
Социально значимым объектом является объект (здание, помещение), в котором
осуществляется социально-медицинское обслуживание маломобильных групп
населения, медицинских учреждений и организаций образования, подвергающихся
повышенному риску гибели и травматизма при пожарах и чрезвычайных ситуациях.
природного и технического характера.

3.
Коммунально-эксплуатационный объект — объект (здание, помещение, сооружение)
жизнеобеспечения (водо-, газо-, тепло-, энергообеспечение и т.п.) населенных
пунктов, обслуживающий функционирование жизнедеятельности в повседневном режиме
и при негативное воздействие природных и техногенных факторов, имеющих
(несущих) характер восполнения ущерба.

Правонарушения
в области пожарной безопасности — это действие, поведение, действия людей,
действие или бездействие, которые вызывают или могут привести к пожару, поэтому
правонарушением может быть только акт поведения, внешне выраженный со стороны
правонарушителя. Значение этой черты заключается в том, что за ней скрывается
общепринятая позиция «за мысли не судят». Таким образом, нельзя считать
проступком непроявление в поступках внутреннего образа мыслей, чувств, причем
не только положительных, но и отрицательных. Мыслительные процессы не
регулируются законом.

Проанализировав
ряд нормативных правовых актов, касающихся предупреждения пожаров, следует
сделать вывод, что основная проблема данного направления заключается в том, что
в настоящее время этот аспект нашел отражение только в Федеральном законе от 21
декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». безопасность». В настоящей
редакции изложено определение понятия пожарной профилактики: «это совокупность
профилактических мероприятий, направленных на устранение возможности
возникновения пожаров и ограничение их последствий». В Федеральном законе от 21
декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О правилах пожарной безопасности» также имеется ряд
определяющих моментов, касающихся организации противопожарной защиты [4].

Результат
рассмотрения Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной
безопасности» в редакции от 30 декабря 2015 г. показывает, что вопросам
пожарной безопасности уделяется должное внимание. Так, статья 1 «Основные
понятия» дополнена определением «противопожарный режим», в действующей редакции
оно звучит так: «противопожарный режим — совокупность требований пожарной
безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные
правовые акты о пожарной безопасности, определяющие правила поведения человека,
порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий,
сооружений, помещений организаций и иных объектов защиты в целях обеспечения
пожарной безопасности»[4]. В новой редакции дополнены и (или) изложены такие
понятия, как «пропаганда пожарной безопасности», «обучение пожарной
безопасности», «управление пожарной безопасностью».

Эти
концепции определяют превентивную направленность на предотвращение пожаров.
Ниже приведены определения в действующей редакции Федерального закона от 21
декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[4]: противопожарная пропаганда
— информирование общества о способах обеспечения пожарной безопасности;
обучение мерам пожарной безопасности — это организованный процесс формирования
знаний, умений и навыков граждан в области пожарной безопасности в системе
общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и
служебной деятельности, а также в повседневной жизни; Управление в области
пожарной безопасности — это деятельность органов, осуществляющих деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения
пожарной безопасности.

Статья
3 «Система пожарной безопасности» претерпела изменения. Трансформировано
определение системы пожарной безопасности, в него включены такие определения,
как «предупреждение пожаров, их тушение и аварийно-спасательные работы». Полный
текст определения в современном варианте выглядит так: «система пожарной
безопасности – это совокупность сил и средств, а также правовых,
организационных, экономических, социальных, научно-технических мероприятий,
направленных на предупреждение пожаров, их тушение и проведение
аварийно-спасательных работ»[4].

К
основным функциям системы пожарной безопасности добавлена ​​организация и
осуществление противопожарной защиты. В статью 4 «Виды и основные задачи
пожарной охраны» добавлен абзац: «Организация управления в области пожарной
безопасности и координация противопожарной деятельности осуществляются
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в
области пожарной безопасности» [4]. Статья 18 «Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной
безопасности» дополнена абзацем следующего содержания: «осуществление в
пределах своей компетенции мер социально-экономического стимулирования
обеспечения пожарной безопасности, в том числе производство и заготовка
пожарных -технической продукции, а также участие населения в предупреждении и
борьбе с пожарами»[4]. Изменения претерпела и статья 25 «Противопожарная
пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности».

В
действующей редакции это выглядит так: «Противопожарная пропаганда
осуществляется через средства массовой информации, путем выпуска и
распространения специальной литературы, рекламной продукции, тематических
выставок, показов, конференций и использования иных форм информирования
населения, не запрещено законодательством Российской Федерации.

Противопожарную
пропаганду осуществляют органы государственной власти, федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности,
органы местного самоуправления и организации [4, 6].

Обучение
мерам пожарной безопасности работников организаций проводится по программам
противопожарного инструктажа или пожарно-технического минимума [5]. Порядок,
виды, сроки обучения работников организаций мерам пожарной безопасности, а
также требования к содержанию программ профессиональной подготовки, порядок их
утверждения и утверждения определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В
зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной безопасности
работников организаций проводится непосредственно на месте работы и (или) в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность [5].

В
организациях образования проводится обязательное обучение студентов мерам
пожарной безопасности. Добровольные отряды юных пожарных могут быть созданы
органами, осуществляющими управление образованием и пожарной охраной. Порядок
создания и деятельности добровольных отрядов юных пожарных определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на решение задач в сфере образования. в области пожарной
безопасности»[8].

Подводя
итоги, можно сказать, что Федеральный закон Российской Федерации N448-ФЗ «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по
вопросам пожарной безопасности, обучения населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», принятый 30 декабря 2015 г. внесены
изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ «О пожарной
безопасности» данные изменения позволяют использовать новые инструменты для
повышения эффективности правового регулирования общественных отношений,
возникающих в сфере пожарной безопасности в Российской Федерации. Федерация. К
сожалению, пожарная профилактика в настоящее время не регламентирована ни в
одном подзаконном акте МЧС России.

Проблема
заключается в том, что это направление не обеспечено реальными правовыми
механизмами, так как нет конкретных рычагов для проведения этой работы. Кроме
того, хозяйствующие субъекты в условиях несбалансированной экономической и
социальной ситуации в стране стремятся максимально минимизировать затраты на
пожарную безопасность, найти разумные варианты сочетания решений
функционального назначения объекта и риска. потерь в случае пожара на нем.
Важнейшей проблемой борьбы с правонарушениями, в частности в сфере пожарной
безопасности, является их предупреждение, устранение причин и условий,
порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их
совершению[14].

Правонарушения
в области пожарной безопасности никак не могут быть устранены путем борьбы
только непосредственно с ними, но их количество можно значительно сократить,
если действия будут направлены на степень восприятия бытия обществом.
Правонарушения в области пожарной безопасности связаны с конкретными отраслями
права, т. е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения всего
этого общества, содержащейся в норме, иными словами, то, что это деяние
является правонарушением, должно быть обязательно указаны в правилах поведения
общества и права.

Противоправность
обычно связана с запрещением деяния государством с помощью правовых средств,
исходя из этой возможности государственного принуждения. Любое правонарушение в
области пожарной безопасности остается общественно вредным по своему характеру
для общества или личности. Только в этом случае он признается таковым. Вред
может быть не только материальный, но и нравственный, измеримый и неизмеримый,
физический и духовный, значительный и незначительный, возмещаемый и
невосполнимый, имел место и может быть нанесен. Правонарушение обязательно
должно быть виновным деянием, т. е. в результате свободного волеизъявления
правонарушителя. При проведении правовой оценки важно иметь в виду возможность
выбора разных типов поведения. Виды правонарушений в области пожарной
безопасности и их классификация представляют собой деление правонарушений на
группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений,
степени общественной опасности, субъектам и распространенности (по количеству,
времени, регионам) [ 3].

Профилактика
правонарушений в области пожарной безопасности – это комплекс организационных,
правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и условий совершения
правонарушений в области пожарной безопасности или предупреждение их
проявления. Целью профилактики правонарушений в области пожарной безопасности
является защита личности, имущества, общества и государства от действий или
бездействия личности [4, 5].

Основными
задачами пожарной профилактики являются: формирование законопослушного
поведения граждан, должностных лиц в области пожарной безопасности; снижение
ущерба, а также потерь от пожаров; устранение причин, а также условий
возникновения пожаров; 44 Несовершение правонарушений в области пожарной
безопасности юридическими и физическими лицами.

Государственная
система профилактики правонарушений в области пожарной безопасности строится на
следующих принципах: ведущая роль в предупреждении пожаров государства; участие
в предупреждении пожаров всех государственных, общественных учреждений и
граждан в пределах их прав и обязанностей; законность; последовательность и
сложность; многоуровневый; приоритет превентивных мер противопожарной защиты
перед репрессивными мерами; непрерывность и преемственность предупреждения
пожаров на всех этапах ее осуществления [4, 5].

Требование
«Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуется с учетом
положений:


доведение государством и обществом до сведения граждан содержания законов об
ответственности относительно характера их занятий и ответственности за
совершение определенных действия, приведшие к пожару;


развитие личности, общества и государства несовместимы с равнодушием
должностных лиц и граждан к нарушениям в области пожарной безопасности;


предупреждение правонарушений в области пожарной безопасности в отношении
граждан должно сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него
физического лица. Выводы
по главе Подводя
итоги первой главы, можно сделать следующие основные выводы.

В
целом функционирование современной российской системы предупреждения ЧС и
преодоления их последствий строится на основе оперативного реагирования органов
МЧС на уже возникшие бедствия, но, как показывает практика, данный подход не
приносит желаемого эффекта. Несмотря на увеличение государственных ассигнований
количество человеческих жертв и размеры экономического ущерба не уменьшаются.
Поэтому необходим новый комплексный подход, рассчитанный не только на ведомственную
деятельность МЧС, но и на принципы территориального управления, обеспечивающий
синергию усилий всех уровней власти, хозяйственных субъектов и структур
гражданского общества, расположенных на соответствующей территории.

Характерной
чертой любой ЧС является её территориальная привязка, поэтому комплексное
осуществление мероприятий по предупреждению бедствий и преодолению их
последствий возможно лишь на основе территориального подхода, реализуемого
посредством регионального управления. Именно региональные органы власти в
наибольшей мере обладают информацией о местных условиях, приближены к зонам ЧС
и располагают местными ресурсами, способны решать задачи эффективного
реагирования всей региональной социально-экономической системы на негативное
изменение её параметров и институциональных условий в результате возникновения
ЧС, а также могут сформировать и использовать экономический механизм
предупреждения и преодоления последствий ЧС. Причем данный механизм,
представляя собой систему отношений в рамках социально-экономического развития
регионов, выступает как основной элемент обеспечения подобной комплексности,
позволяющей органично интегрировать мероприятия оперативного характера,
проводимые в период ЧС, с мероприятиями по предупреждению ЧС и деятельностью по
полной экономической реабилитации объектов и регионов. Его формирование и
эффективная реализация выступают главным фактором совершенствования
отечественной системы предупреждения и преодоления последствий ЧС.

Таким
образом, объективная необходимость оценки существующей концепции организации
системы предупреждения ЧС на конкретной территории (Алатйский край) с целью
разработки необходимых мероприятий по преодоления последствий ЧС и управления
этими процессами на основе регионального экономического механизма актуальна и
востребована, что и будет сделано во второй главе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы