Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык и литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Описательный тип речи в романе Ф. Искандера «Сандро из Чегема»: лингво-дидактический аспект».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3

Глава I. Описание как функционально-смысловой тип речи 7

1.1. Понятие функционального-смыслового типа речи в современной лингвистике текста 7

1.2. Лингвистическая специфика описательного текста 11

1.3. Описание в художественном тексте 13

Выводы по главе 21

Глава II. Лингвистические особенности разных описательных контекстов романе Ф. Искандера «Сандро из Чегема» (на примере главы «Тали – чудо Чегема») 23

2.1. Языковые средства создания статического портрета человека 23

2.2. Языковые средства создания динамического портрета человека 28

2.3. Языковые средства характеристики национального типа 34

2.4. Языковые средства создания пейзажной зарисовки 40

Выводы по главе 43

Глава III. Работа с описательным текстом на уроке русского языка 45

3.1 Обучение типам речи в рамках школьного курса 45

3.2. План-конспект урока по главе «Тали – чудо Чегема» романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема» 52

Выводы по главе 60

Заключение 62

Библиографический список 66


  

Введение:

 

Данная работа посвящена анализу описательного типа речи в романе Ф. Искандера «Сандро из Чегема» в лингводидактическом аспекте.

Актуальность исследования. Понятие «функционально-смысловой тип речи» (ФСТР) уже давно введено в научный и учебный оборот, оно не раз становилось предметом специальных исследований. Однако до сих пор, по мнению Н.С. Валгиной, «не найден наиболее надежный критерий выделения и разграничения разных типов» [Валгина 2003: 79]. Эта проблема имеет как теоретический, лингвистический, так и практический, дидактический, аспекты.

Проблема теоретического характера заключается в том, что на сегодняшний день в лингвистике не создано единой классификации функционально-смысловых типов речи (ФСТР), не разработаны единые основания для такой классификации. С одной стороны, традиция использования известной еще с античных времен трехчастной системы — описание, повествование, рассуждение — столь сильна, что в большинстве научных, методических и учебных изданий ученые, педагоги ориентируются именно на эту классификацию. С другой стороны, указанная типология ФСТР кажется большинству исследователей слишком обобщенной и условной. Поэтому предлагается либо дифференцировать разновидности каждого типа, например, в рамках рассуждения выделить такие подтипы, как доказательство, определение, выводное сообщение, и выделить дополнительные, самостоятельные, типы речи, например, объяснение [Одинцов 1980], инструктирование [Валгина 2003], либо создать иную классификацию на функционально-семантическом основании, например, выделить изобразительный и информативный регистры речи, внутри которых представить их разновидности [Золотова 1982].

В рамках данной работы интерес представляет описательный тип речи. Его изучению посвящены работы многих исследователей. Так, В.М. Хамаганова изучает роль текста типа «описание» в рамках художественных произведений [Хамаганова 2012]. Е. В Зырянова сосредотачивает внимание на особенностях экспликации говорящего как субъекта сознания в художественном описании в прагматическом аспекте [Зырянова 2014]. П.В. Невская проводит анализ структурно-типологические особенностей портретных описаний в художественном произведении [Невская 2009]. Н.А. Подосинникова занимается разработкой вопроса об описании как функционально-смысловом типе речи в современной лингвистике [Подосинникова 2009]. Однако, как показал обзор литературы по теме исследования еще не была предпринята попытка комплексного лингводидактического осмысления такого типа ФСТР как «описание», что имеет научную значимость, исходя из того, что в настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает коммуникативную направленность. Актуальность исследования проблемы обучения функционально-смысловым типам текста на уроках русского языка в начальной школе определяется недостаточной разработанностью в лингводидактике методической системы, направленной на формирование у учащихся начальной школы умения создавать высказывания определенного типа речи.

Новизна работа состоит в том, что в ней на примере определённого материала (11 глава («Тали – чудо Чегема») романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема») проводится комплексный анализ языковых средств, используемых при создании статистического и динамического портретов, а также для создания характеристики национальных типов и пейзажных зарисовок.

Объект работы – художественный текст как сфера использования описательного типа текста.

Предмет работы – языковые средства описательного типа текста в рамках художественного произведения.

Цель работы – установить языковые средства описательного типа текста в рамках художественного произведения.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

— рассмотреть подходы к определению понятия функционально-смыслового типа речи (ФСТП);

— систематизировать лингвистические особенности описательного текста в художественном произведении;

— определить роль описательного текста в рамках художественного произведения;

— выделить и систематизировать языковые средства создания статического портрета человека;

— установить языковые средства создания динамического портрета человека;

— определить языковые средства характеристики национального типа;

— выявить особенности использования в тексте описания языковых средств создания пейзажной зарисовки;

— разработать методические рекомендации по работе с описательным текстом на уроке русского языка с учащимися средней школы.

Материалом исследования послужила 11 глава «Тали – чудо Чегема» из романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема».

Поставленные задачи решались при помощи следующих методов и приемов: общенаучный метод, метод систематизации и обобщения, метод контекстуальной выборки примеров, метод описания, метод стилистического анализа, метод моделирования, метод проектирования.

Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Р.С. Аликаев, Н.С. Валгина, А.А. Вейзе, М.М. Глазкова, Г.А. Золотова, М.Н. Кожина, Т.П. Мальчевская, Е.И. Мотина, О.А. Нечаева, А.Н. Подосинникова, Э.М. Рамонова, К.А. Рогова, И.Х. Таутиева, Т. Трошева и др.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в теорию изучения функционально-смысловых типов речи, в частности в исследовании уточняются подходы к дефиниции термина «функционально-смысловой тип речи», а также систематизируются типологические черты описания как одного из функционально-смысловых типов речи.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы на курсах по стилистике русского языка. Разработанный план-конспект урока по главе «Тали – чудо Чегема» романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема» может быть применен учителями русского языка при работе с учащимися 9-х классов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.

Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико-обзорный характер. В ней рассматриваются основные понятия исследования – функционально-смысловые типы речи (ФСТП), описательный тип речи.

Во второй главе анализируются языковые средства, используемые автором для создания статического портрета человека, динамического портрета человека, характеристики национального типа, создания пейзажной зарисовки.

В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируют-ся в виде выводов основные положения исследования.

Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.

В приложении представлены контексты из романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема» (глава 11 «Тали – чудо Чегема»).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

В соответствии с поставленной целью и задачами были получены следующие результаты:

Обзор истории изучения понятия функционально-смыслового типа речи (ФСТР) показал, что исследовательский интерес к данному аспекту зародилмя еще в античные времена одновременно с появлением риторики и поэтики как научных отраслей. За долгое время развития и изучения данного феномена в речи ученые предлагали различные понятия для номинации изучаемого явления, например, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы, пр. Термин функционально-смысловой тип речи (ФСТР), который в современном языкознании считается общеупотребимым был предложен О.А. Нечаева в 1974 г. На сегодняшний день содержание понятия приведенного термина вмещает в себе представления лингвистической науки о функционально-смысловых типах речи, которые понимаются как уни¬версальные типологические единицы текста, которые можно выделить на осно¬ве коммуникативно-прагматических, логико-смысловых, структурно-семантических признаков текста. Говоря о типологии функционально-смысловых типов речи, стоит отметить, что среди современных исследователей нет единства мнений относительно выделения тех или иных типов текста. Тем не менее, в самом общем варианте принято считать, что в современном русском языке наличествуют три типа текста – описание, повествование, рассуждение.

Обзор типологических признаков такого ФСТР как описание позволил установить, что под ним понимается разновидность функционально-смыслового типа речи, в основе которого лежит изображение целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно. Текст-описание – это важнейший элемент речи, который позволяет ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие или явление. Имена существительные занимают важное место в описательном тексте, они номинируют предметы описания и прилагательным, которые раскрывают его характеристики. К формальным признакам описания относятся следующие: монологическая форма высказывания; в тексте перечисляются одновременные или постоянные признаки предмета / объекта / лица; в тексте присутствует единая видо-временная форма.

Особое место тексты-описания занимают в художественной литературе, где они, являясь важнейшим элементом речи, позволяют живо, ярко, наглядно и образно представить тот или иной предмет, человека, событие, явление. С точки зрения стилистики образность текста описания, использующегося в рамках художественного произведения, заключается в уникальной манере автора использовать риторические средства языка, которые помогают ему создавать неповторимые образы и привлекают внимание читателей. Главный инструмент автора на пути создания образности описания – это стилистические средства языка, которые могут проявляться на всех языковых уровнях – лексическом, грамматическом, синтаксическом, фонетическом, морфологическом.

В ходе анализа текстов-описаний, представленных в 11 главе («Тали – чудо Чегема») романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема» было устанолвено, что для создания статистического портрета героев романа показал, что для данного текста описания характерно активное использование существительных и местоимений, которые номинируют описываемого персонажа. Для того, чтобы описать качества, свойства и параметры того или иного героя автор произведения использует такие части речи, как прилагательные и причастия. На стилистическом уровне отмечается обилие эпитетов, метафор и сравнительных конструкций, посредством которых автор раскрывает все грани рисуемого образа.

При создании динамических портретов посредством текстов-описаний автор романа характеризует героев посредством описания их привычек, любимых действий и занятий. В текстах данного типа отмечается использование существительных, выражающих по своей семантике длительность действия. При помощи таких лексем автор создает определенный временной интервал в ограниченном пространстве.

Изучение языковых средств, используемых для характеристики национального типа показало, что для создания описательных текстов данного типа автор использует лексические, грамматические и стилистические средства. На лексическом уровне за счет использования национально-маркированной лексики, автор создает аутентичность описания и передает национальный колорит. Помимо этого, на лексическом уровне отмечается использование тематической лексики, за счет которой раскрываются национальные черты чегемецев. На грамматическом уровне посредством использования определенных видо-временных форм глагола автор описывает свойственные чегемцам национальные черты. На синтаксическом уровне отмечается использование сложноподчиненных предложений, которые осложнены причастными и деепричастными оборотами, за счет которых автор описывает все нюансы национального характера чегемцев.

Анализ описания пейзажных зарисовок показал, что на стилистическом уровне не отмечается обилие фигур и приемов. Для создания природных образов автор использует существительные, которые номинируют описываемые объекты и явления, а также прилагательные, при помощи которых Ф. Искандер раскрывает параметры и качества описываемых явлений. На синтаксическом уровне отмечается использование распространённых конструкций, в рамках которых автор раскрывает все нюансы описываемого природного явления или объекта.

Работа над формированием коммуникативной компетенции учащихся осуществляется в процессе изучения всего курса русского языка в школе. Особое внимание формированию коммуникативной компетенции уделяется на уроках развития речи, в частности, на уроках обучения описанию как типу речи. Формирование коммуникативной компетенции происходит путем развития определенных коммуникативных умений учащихся, направленных на создание связных устных и письменных высказываний разных функционально-смысловых типов. Данные умения находятся в основе коммуникативной компетенции, и их развитие на уроках русского языка идет в процессе усвоения таких понятий, как стиль речи, описание как тип речи, композиционная структура описания как типа речи, функция описания, характерная черта описания, языковые особенности описания, анализ и редактирование текста типа описания.

В ходе усвоения учащимися сведений об описании как типе речи формируются следующие коммуникативные умения: определять тему и основную мысль текста типа описания; строить текст-описание с использованием простых и сложных композиционных форм; создавать текст-описание в различных стилях речи; использовать языковые средства выразительности, характерные для описания; совершенствовать и редактировать созданный текст.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Описание как функционально-смысловой тип речи

1.1. Понятие функционального-смыслового типа речи в современной лингвистике текста

Изучение функционально-смыслового типа речи (ФСТР) имеет длительную историю, обращение к проблемам разграничения стилей повествования отмечается еще в античные времена, когда зародилась риторика и поэтика, в сферу научного интереса которых находились вопросы стилевого оформления текста в аспекте реализации им коммуникативных задач с максимальной эффективностью [Трошева 2014]. Обзор литературы по теме исследования показывает, что разные исследователи использовали различные термины для обозначения исследуемого явления, можно отметить следующие: типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы, пр.

Термин «функционально-смысловой тип речи» был предложен О.А. Нечаевой, она впервые использовала его в своей монографии «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)», изданной в 1974 г. [Нечаева 1974] В настоящее время именно данное терминологическое сочетание используется в предложенной автором формулировке для номинации системы стилевых и языковых особенностей, присущих тому или иному типу текста. Именно выход в свет данного научного труда ознаменовало рост научно-исследовательского интереса к изучению различных функционально-смысловых типов речи в разных функциональных стилях языка. Однако чаще всего в сферу научного интереса лингвистов попадают тексты художественного стиля.

Функционально-смысловой тип речи рассматривается современными лингвистами как уни¬версальная типологическая единица текста, выделяемая на осно¬ве различных признаков (коммуникативно-

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы