Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Опека и попечительство над несовершеннолетними в РФ, проблемы и перспективы развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Понятие и
значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 6
1.1 Понятие и правовая природа опеки и попечительства над
несовершеннолетними. 6
1.2 Субъекты опеки и попечительства над несовершеннолетними. 14
Глава 2. Права и обязанности опекунов и попечителей. 24
2.1 Права опекунов и попечителей. 24
2.2 Обязанности опекунов и попечителей. 28
Глава 3. Реализация опеки и попечительства над
несовершеннолетними. 34
3.1 Условия и порядок на значения опеки и попечительства. 34
3.2 Защита прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и
попечительством. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 49
Введение:
Актуальность
темы исследования. В Российской Федерации, как в правовом государстве,
законодателем закреплены основные принципы и механизмы, которые позволяют
реализовывать субъектами своих прав, при этом законодатель закрепляет
особенности реализации отдельным прав теми субъектами, которые являются
наиболее уязвимыми в силу определённых особенностей. Такие механизмы нужны, в
первую очередь, детям.
Необходимость
в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не
позволяющий последним в полной мере реализовывать принадлежащие им права,
пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом человека во многом
определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным
участником различных правоотношений и обладателем прав.
Все права ребенка могут быть поделены на
имущественные и личные неимущественные. Несмотря на активное закрепление прав
детей и развитие гарантий их осуществления (от развития законодательной базы до
деятельности специализированных органов государственной власти) на практике
встает проблема: права детей не всегда реализуются в полном объеме.
Причины могут быть в разном: отсутствие
правовой культуры, немотивированные запреты со стороны взрослых, нежелание
прислушиваться к мнению ребенка, проблемы с выявлением нарушений, отсутствие
знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться,
отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участвовать в
реализации отдельных прав детей.
Одним из неимущественных прав ребенка
является право жить и воспитываться в семье, однако до настоящего времени
количество детей, которые остались без попечения родителей остается достаточно
большим. Для обеспечения данного права, а также и для защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних существует институт опеки и попечительства.
Бесспорно, данный институт является важным, ведь именно благодаря институту
опеки и попечительства над несовершеннолетними, происходит устройство
несовершеннолетнего, а также при установлении опеки и попечительства
обязанности по обеспечению и защите прав несовершеннолетних возлагаются на
опекунов и попечителей.
Положения об опеке и попечительстве
закреплены в нормах гражданского[1] и семейного
законодательства[2].
Наиболее детально вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, а
также права и обязанности субъектов данных правоотношений закреплены в
Федеральном законе «Об опеке и попечительстве».
Степень разработанности темы исследования.
В ходе написания работы были использованы труды таких исследователей вопросов
опеки и попечительства как: Белоголовцева
Е.В., Белькова Е.Г., Бесолова
А.А., Кесаева Р.Э., Борисов В.В., Гусарова Г., Зекиряев Т.Б., Илюхин А. В., Кайнов В.И., Касьянова И.Н., Ларионов В.И., Лобковская А.А., Магдесян Г.А.,Максимов И.Н., Максимова Е., Михеева Л.
Ю., Мухамадеева Ю.Д., Нечаева А.М., Пивоварова Т.Г., Кузнецова О.В., Расулова
Ф.У., Рузанова Е.В., Савицкая А.А., Томбулова Е.Г., Семенова И.Ю., Скоробогатова В.В., Созинова М.В., Токарева Т.Ю., Хафизова А.И.,
Вильданова Г.Б., Хватова М.А., Чашин А. Н., Черников О.А., Савченко
Ю.С., Шакалова В.Г. и других.
Цель исследования – исследование института
опеки и попечительства, а также анализ современного состояния исследуемого
института, выявление проблем. Возникающих в связи с осуществлением опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели были
поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие института опеки и
попечительства.
2. Проанализировать круг субъектов правоотношений по опеке и попечительству над
несовершеннолетними детьми.
3.
Рассмотреть права опекунов и попечителей.
4. Выделить особенности обязанностей
опекунов и попечителей.
5. Охарактеризовать
условия назначения опекунов и попечителей.
6. Рассмотреть проблемы, возникающие при
защите прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством.
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие при реализации опеки и попечительства над
несовершеннолетними.
Предметом исследования нормы российского
законодательства, регламентирующие институт опеки и попечительства, научные
исследования проблемы и судебная практика.
Методологическая
основа исследования представлена общенаучными диалектическими методами
познания, включающими принципы объективности, системности и научности.
Исследование построено на использовании системного подхода, а также общенаучных
методов: логического, сравнительного, структурно-функционального и других.
Структура исследования определена целями и
задачами исследования. Работа имеет введение, три главы, включающие в себя шесть
параграфов, заключение, список литературы. [1] Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №
32. – Ст. 3301. [2] Семейный кодекс Российской
Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –
1996. – № 1. – Ст. 16.
Заключение:
По
результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Особенностью правового статуса ребенка
является наличие специального правового статуса, который связан с уязвимостью
несовершеннолетних и необходимостью усиленной защиты. Особенности правого
статуса ребенка закреплены в нормах семейного законодательства путем
закрепления прав и обязанностей ребенка, которым корреспондируют права и
обязанности родителей, а также лиц, из заменяющих. Особое значение в правовом
статусе ребенка имеет дееспособность и ее особенности. Опекунство
назначается над малолетними. Над
несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство
(п. 1 ст. 33 ГК РФ). Попечители и опекуны являются законными представителями и
выступают в защиту прав и интересов несовершеннолетних, в отношениях с любыми
лицами, в том числе в судах (п. 2 ст. 31 ГК РФ).
Самая
популярная юридическая форма устройства несовершеннолетних была и остается
опекунством (попечением).
Субъектами правоотношений по опеке и
попечительству являются опекуны и попечители с одной стороны и лица, над
которыми установлена опека и попечительство, с другой стороны. Особым субъектом
является орган опеки и попечительства. Структура органов опеки и попечительства
устанавливается территориальными субъектами Российской Федерации.
Обязанности, стоящие перед опекунами или
попечителями по отношению к опекаемому, во многом сходны с родительскими. Опекун или попечитель обязан воспитывать
ребенка — заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии,
совместно проживая с ним. Также на него возлагается обязанность обеспечить
получение ребенком основного общего образования, заботиться о его здоровье.
Отсутствие родительского попечения бывает
разным. Главный фактор отсутствия попечения – это когда ребенок или подросток
остался без помощи и заботы со стороны родителей. Отсюда следует, что его
интересы ущемлены и страдают. За такими семьями устанавливается надзор со
стороны органов опеки, органов социальной защиты, инспекторов по делам
несовершеннолетних.
В ходе исследования были выделены виды
условий, при наступлении которых может быть назначена опека и попечительство:
1. Негативные условия (отсутствие решения
суда о лишении опекуна (попечителя) родительских прав).
2. Позитивные условия.
Опека
(попечительство) устанавливается для воспитания детей, лишившихся родительского
попечения и для защиты личных и имущественных прав этих детей. Эти цели
взаимосвязаны, потому что теплые и доверительные условия воспитания в семье
непосредственно говорят о бережном отношении к праву каждого
несовершеннолетнего на надлежащее семейное воспитание.
Факт
утраты ребенком по тем или иным причинам родительского попечения является
основанием установления опеки и попечительства над детьми. Отсутствие родительского
попечения может проявляться в случае смерти родителей, лишения их родительских
прав, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от обязанности
воспитать детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе
родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций,
организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций и по
иным причинам.
Предельный
срок опекунства определяется достижением подопечным 14 лет, если в судебном
порядке не решен вопрос о признании лица недееспособным. Попечительство имеет
нижнюю и верхнюю временные границы, связанные с достижением несовершеннолетним
соответственно 14 и 18 лет. Права, предоставленные опекунам и попечителям
законом, осуществляются под надзором органов опеки и попечительства.
Обязанности, стоящие перед опекунами или попечителями
по отношению к опекаемому, во многом сходны с родительскими. Опекун или попечитель обязан воспитывать
ребенка — заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии,
совместно проживая с ним. Также большое значение имеют нормы, касающиеся
представительства и защиты прав и интересов ребенка — обязанность опекуна или
попечителя, исполнение которой осуществляется с помощью юридических действий.
Основанием возникновения отношений между опекуном или
попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства.
Обязанности опекуна (попечителя) в таком случае осуществляются безвозмездно. На
практике такие отношения обусловлены не безразличностью потенциальных опекунов
(попечителей) к судьбе подопечного, как правило, при наличии родственной связи.
Однако, Закон об опеке предусматривает установление опеки и попечительства и по
договору об осуществлении опеки и попечительства. На основании договора
обязанности опекуна становятся возмездными. Возмездность отношений увеличивает
шансы граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, быть принятыми в
семью, сокращая количество находящихся в различных учреждениях.
Защита прав и интересов детей считается одной из
наиглавнейших задач всякой страны. В настоящее время закреплена ценность
домашнего воспитания.
Одним из способов защиты прав несовершеннолетних,
находящихся под опекой и попечительством является освобождение и отстранение
опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей. Основаниями для
отстранения являются ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих
обязанностей; нарушение законных прав и интересов подопечного; выявление
органом опеки и попечительства нарушения правил охраны имущества подопечного.
Среди особенностей правового регулирования
имущественных отношений с участием подопечных выделяется принцип разделения
имущества подопечного и опекуна (попечителя). Подопечные могут пользоваться
имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия, выражаемого в устной
форме или вытекающего их обстоятельств. Распоряжение имуществом подопечных
находится под контролем органов опеки и попечительства. Главным образом такой
контроль осуществляется посредством издания обязательных для исполнения актов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 1.1 Понятие и правовая природа опеки и попечительства
над несовершеннолетними В соответствии со статьей
6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»[1]
ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы
человека и гражданина.
В правовой науке выделяют
общественные и естественные признаки и свойства человека, которые
индивидуализируют его как участника гражданско-правовых отношениях и влияют на
его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность,
имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол. Для определения понятия
правоспособности и дееспособности необходимо обращаться к положениям ГК РФ.
Большое значение придается такому признаку
как возраст. Потому что именно от него зависит объем дееспособности. В разных
государствах устанавливается свой возраст, с которого человек начинает
считаться совершеннолетним и может самостоятельно осуществлять свои права и
нести обязанности.
Считается, что до достижения возраста
совершеннолетия человек в силу незрелости своей психики подвержен влияниям
окружающих и не может самостоятельно определить, как ему поступить в конкретной
ситуации. Это происходит вследствие отсутствия у человека какого–либо
жизненного опыта и несформированности моральных принципов о добре и зле.
Поэтому ему необходимо пройти процесс социализации, чтобы стать личностью. В
Российской Федерации человек становится совершеннолетним с достижением возраста
восемнадцати лет (п. 1 ст.21 ГК РФ). [1] Федеральный закон от 24.07.1998 №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. – 03.08.1998. – № 31. – ст. 3802.