Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ономастические единицы в произведениях Екимова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ.. 7
1.1 Лингвокультурология как
область научного знания. Направления, цели и задачи отечественной
лингвокультурологии. 7
1.2 Современная
российская ономастика: направления научного поиска и ведущие школы.. 11
1.3 Имя собственное в
художественном тексте: особенности функционирования, изучение эстетической роли
онимов в современной лингвистике. 15
1.4 Выводы по главе 1. 29
ГЛАВА 2.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОНОМАСТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б.П.
ЕКИМОВА.. 31
2.1. Борис Петрович
Екимов – классик современной русской литературы: основные вехи творчества. 31
2.2. Ономастические
единицы в произведениях Б.П. Екимова: количественные показатели и специфика их
представленности в тексте в зависимости от разряда и тематики произведения. 33
2.3. Текстообразующая
функция ономастических единиц в произведениях Б.П. Екимова. 44
2.4. Донская тематика в
ономастиконе художественного текста Б. П. Екимова 50
2.5. Выводы по главе 2. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 57
Введение:
Изучение
структурных компонентов художественных произведений осуществляется в контексте
той культуры, представителем которой является писатель. Литературное творчество
как феномен функционирует в широком, культурно-обусловленном пространстве, что
оказывает прямое воздействие на используемые автором лексические единицы,
наделяя их дополнительными коннотациями и оттенками значения, доступными, в
первую очередь, для носителей языка. Ономастический
пласт лексики играет важную роль в языке, поскольку он неразрывно связан с
культурными, историческими, политическими, социальными и прочими аспектами
развития общества. Он служит их отражением в текстах разных жанров, приобретая
наибольшую выразительность именно в пространстве художественных произведений.
Ономастические лексические единицы в литературе способствуют повышению
выразительности текста, передают дополнительные имплицитные оттенки значения
слов, привнося в текст неявный смысл, который может быть воспринят в полной
мере только носителями языка. По сути, в семантике ономастических лексических
единиц присутствуют как собственно лингвистические, так и экстралингвистические
компоненты значения, что подчеркивает глубину их семантики в определенном
культурном пространстве [Брысина 2003]. Актуальность
темы настоящего исследования связана с тем, что оно находится в парадигме
значимых на сегодняшний день исследований в области ономастической лексики. В
современных исследованиях широко распространено понимание ономастики как
категории лексики с глубокой семантикой, которая передается на лингвистическом
и экстралингвистическом уровнях. Кроме того, исследование является актуальным,
так как оно посвящено проблеме изучения особенностей ономастики в пространстве
художественных текстов, что отражает прямую связь литературы и культуры,
истории, общественно-политических особенностей развития народа. По сути,
настоящее исследование находится в границах актуального на сегодняшний день междисциплинарного
подхода в рамках гуманитарных дисциплин. Изучение
особенностей использования ономастических единиц в творчестве Б.П. Екимова
также отражает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы. В произведениях
писателя представлено пространство сельского быта Донского края, выражаемое в
том числе и через ономастику. Возрастающий исследовательский интерес к
региональным культурным особенностям, которые как раз и отражены в творчестве
Б.П. Екимова, также является важным аргументом в пользу актуальности этой
работы. Объектом
настоящего исследования являются ономастические лексические единицы в
творчестве Б.П. Екимова. Предметом
настоящего исследования является стилистическая и эстетическая роль ономастических
единиц в художественном произведении. Цель
исследования состоит в том, чтобы выявить семантические, стилистические,
этнолингвистические и лингвокультурологические особенности ономастических
лексических единиц в литературном творчестве Б.П. Екимова. Поставленная
цель подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние
лингвокультурологии и определить её роль в изучении художественного текста.
2. Охарактеризовать основные направления
отечественных ономастических школ в аспекте поэтонимии.
3. Выявить особенности функционирования имени
собственного в пространстве художественного текста с учетом его эстетической
функции.
4. Описать особенности творчества Б.П.
Екимова и проанализировать специфику представленности ономастических единиц в
произведениях писателя.
5. Установить принципы реализации
текстообразующей функции ономастических единиц в произведениях Б.П. Екимова.
6. Охарактеризовать роль ономастических
единиц в представлении донской тематики в творчестве Б.П. Екимова. Методология
исследования для выявления особенностей функционирования ономастических единиц
в произведениях Б.П. Екимова строится на использовании описательного метода,
включающего приёмы систематизации и классификации для формирования структуры
корпуса примеров, количественный анализ при рассмотрении особенностей специфики
представленности ономастических единиц в произведениях Б.П. Екимова. Теоретическая
база исследования представлена работами следующих ученых: М.Н. Астафурова, Е.Л.
Березович, В.Д. Бондалетов, Е.В. Брысина, И.Б. Воронова, Д.И. Ермолович, В.М.
Калинкин, Г.Ф. Ковалев, В.Н. Михайлов, С.А. Скуридина, А.В. Суперанская, Н.В.
Усова, О.И. Фонякова и др. Теоретическая
значимость настоящего исследования состоит в том, что оно рассматривает
проблему функционирования ономастических единиц в пространстве художественного
текста. Проведенное исследование доказывает текстообразующую функцию ономастики
в литературных текстах, с учетом их лингвистической и экстралингвистической
семантики. Кроме того, в исследовании поднимается проблема формирования значительного выразительный потенциал ономастических
единиц в литературных произведениях, а также подчеркивается прямая связь
культурно-исторического пространства и представленных в нем имен собственных. Практическая
значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть
использованы при изучении лексикологии и ономастики русского языка, в рамках
преподавания лингвокультурологии и этнолингвистики, а также при рассмотрении
проблем языка и стиля художественного текста. Полученные результаты могут быть
применимы при изучении авторского стиля Б.П. Екимова, рассмотрении особенностей
и функций ономастических лексических единиц в его творчестве. Материал
выпускной квалификационной работы может быть положен в основу более углубленного
изучения проблем функционирования ономастических единиц в художественных
произведениях, их способности отражать культурно-специфические и региональные
особенности бытовой жизни. Используемые в исследовании примеры могут
применяться в качестве иллюстраций в лекционных и практических занятиях по
вопросам поэтонимики. Структура
работы обусловлена поставленной целью и задачами. Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В
первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения ономастических
лексических единиц в современной лингвистике: рассматриваются функциональные,
структурные особенности имени собственного, а также его роль в пространстве
художественных произведений. Кроме того, изучается и лингвокультурный аспект
семантики онимов. Вторая
глава посвящена анализу и описаниям особенностей функционирования
ономастических единиц в творчестве Б.П. Екимова: изучаются особенности
представленности этих элементов в произведениях писателя, принципы их
функционирования, а также роль в описании донской жизни.
Заключение:
Подводя итог, мы
хотели бы отметить, что имена собственные как научная проблема изучаются в
рамках ономастики, которая рассматривает характерные особенности онимов в
лексической системе языка. Для целей настоящего исследования ключевыми являются
исследования Воронежской ономастической школы, посвященные роли онимов в
художественной литературе, нельзя также не отметить и работы В.М. Калинкина,
посвященные проблеме изучения поэтонимов и их соотнесенности с культурой. Примечательно, что имя собственное
выполняет в языке важные функции, соотносясь при этом с культурно-историческим
контекстом и особенностями развития общества. Многообразие подходов к
рассмотрению роли и места имени собственного в языке в рамках лингвистических
исследований также лежит в основе нескольких подходов к классификации имен
собственных. Наиболее полно эта проблема была освящена в исследованиях А.В.
Суперанской. Кроме
того, художественные тексты отличаются тем, что в них имена собственные влияют
напрямую на формирование содержательно-смыслового пространства текста, на его
структурные особенности. Они также представляют собой явные маркеры конкретного
художественного мира, в котором разворачиваются события определенного
произведения. Кроме того, имена собственные позволяют передавать существующие в
культуре ассоциации, выражаемые этими лексическими единицами. В рамках
настоящего исследования мы разделяем точку зрения В.Д. Бондалетова, который
отмечал, что имена собственные в пространстве литературного текста
характеризуются выраженными ассоциациями и коннотациями, считываемыми
носителями языка. Их использование существенно обогащает семантику и образность
художественного текста. Практическая часть исследования позволила
установить, что онимы применяются для номинации героев, для расширения восприятия
их образов, для привнесения в текст дополнительных оттенков значения и
коннотаций. Количественный анализ доказывает, что ключевыми и наиболее
популярными разрядами ономастических единиц являются антропонимы. Оттенки
значения и детали образов при этом формируются в том числе и средствами словообразовательной
структуры русского языка, которые применительно к именам собственным добавляют
дополнительные компоненты значения. Проведенный анализ позволил доказать,
что ономастические единицы, которые соотносятся с донскими пейзажами, описаниями
природы и перемещений героев, выражаются преимущественно топонимами. Топонимия
как феномен подразумевает семантическую и стилистическую связь с конкретной
описываемой местностью, территорией, что позволяет читателям погрузиться в
создаваемый писателем мир. Анализ произведений Б.П. Екимова также
позволил установить, что онимы разных разрядов позволяют описывать
культурно-исторические реалии, поскольку они обладают выраженными
культурно-историческими коннотациями, понятными только носителям определенной
культуры. Поскольку повествование в рассказах Б.П. Екимова происходит
преимущественно в сельской местности донского края, ономастикон его
произведений отражает единицы быта этого региона. Более
того, проведенный в рамках исследования анализ позволил доказать, что
ономастические единицы разных разрядов выполняют текстообразующую функцию в пространстве
литературных произведений Б.П. Екимова. Их продуктивность в этом вопросе
обусловлена тем, что они обладают лингвистическими и экстралингвистическими компонентами
значения. Они способны передавать дополнительные оттенки значения, считываемые
носителями русского языка, что указывает на высокую степень наполненности
онимов коннотациями и ассоциациями, существующими в конкретной лингвокультуре. В
рамках проведенного анализа также было установлено, что ономастикон Б.П.
Екимова отражает соотнесенность творчества писателя с донским регионом, что
проявляется в первую очередь в специфике используемых топонимов и антропонимов.
За счет этих ономастических единиц у читателя формируется причастность к донскому
региону, он переносится в художественное пространство писателя. В
целом, можно говорить о том, что за счет использования ономастических единиц, Б.П.
Екимов создает яркие образы, соотносимые с русской культурой и историей в целом
и с донским краем, в частности, что подчеркивает важную роль лексических единиц
этого типа в пространстве художественных произведений Б. П. Екимова.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ 1.1 . Лингвокультурология как область
научного знания. Направления, цели и задачи отечественной лингвокультурологии Широко известно, что
полноценное изучение лексической структуры любого языка не может быть
эффективным без освоения и понимания широкого круга проблем, связанных с
культурой народа [Постовалова 1999, с. 30]. В настоящее время становится все
более актуальной проблематика взаимодействия языка и культуры, она является
одной из главных в языкознании, и для ее исследования осуществляются различные
подходы и способы. Важным этапом в развитии современного филологического научного
познания является появление лингвокультурологического
направления, изучающего взаимодействие языка и культуры, так как язык
является путеводителем в «социальной действительности», который становится всё
более значимым во главе изучения культуры [Постовалова 1999, с. 36-39].
Необходимо
подчеркнуть наличие конкретного понятия «лингвокультура», которое воспринимается в исследовательской
литературе как культура, которая получила свое выражение в системе языка.
Ключевыми составляющими рассматриваемого понятия являются понятия «язык» и «культура»,
что накладывает определенные проблемы на вопрос формулировки дефиниции лингвокультуры. Данный термин
интерпретируется довольно широко и связан с разными образами, наименованиями,
именами, текстами, символами ценностями, традициями, а также языковыми
средствами.
Н.Ф. Алефиренко
указывает, что лингвокультура может
рассматриваться как культура, которая была закреплена в системе знаков языка,
но при этом изображалась в языке и через язык [Алефиренко 2010, с. 10]. Более
того, необходимо отметить, что лингвокультура
включает в себя образы сознания носителей языка, выраженные средствами
языка [Питина 2007, с. 42].