Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Охрана окружающей среды как направление международного сотрудничества (опыт Европейского союза)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ… 9

1.1. Охрана окружающей
среды как международная проблема. 9

1.2. Становление
политики ЕС в сфере защиты окружающей среды.. 26

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЕС В ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА.. 34

2.1.Программа
действий по защите окружающей среды.. 34

2.2. Особенности
реализации стратегии в области изменения окружающей среды и климата. 50

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ… 62

3.1. Влияние
политики ЕС в области охраны окружающей среды на
отношения с Россией. 62

3.2. Тенденции
современной политики Евросоюза в сфере охраны окружающей среды.. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 80

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 83

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема
охраны окружающей среды представляется актуальной для современных международных
отношений, современной науки и практики. Эта проблема определяется
необходимостью прогнозирования последствий изменения окружающей среды для
природы и общества. Наиболее важным в проблеме исследования и прогнозирования изменений
является вопрос об их причинах.

Особая актуальность проблемы, связанной с защитой
окружающей среды определяется тем, что в настоящее время отмечаются заметные
тренды в ее изменении, например, в загрязнении, повышении приповерхностной
температуры воздуха, температуры поверхности океана, в повышении его уровня,
сокращении площади морских льдов, таяния ледников и вечной мерзлоты.

Актуальность исследования объясняется тем,
что в самые последние годы наметились три опасных процесса в международной
области, негативно повлиявших на состояние проблем в области международного
сотрудничества в данной области:

— во-первых, обострение международной
напряженности между рядом ведущих стран Запада и другими государствами мира,
вызванное стремлением западных стран силовыми средствами сохранить существующие
военно-политическую и финансово-экономическую системы в условиях быстрого изменения
соотношения сил между разными центрами силы;

— во-вторых, нарастание остроты глобальных
экологических проблем и возрастающее отставание в процессе подготовки и
реализации принятых решений в области международной экологической безопасности;

— в-третьих, снизилась эффективность
основных переговорных механизмов — ООН, ее органов и ассоциированных
организаций – в результате целенаправленных попыток ряда западных стран
ослабить международно-правовую и институциональную систему миропорядка.

Европейский Союз представляет собой
объединение, которое проводит активную внешнюю политику по защите окружающей
среды. Изучение его опыта, особенностей формирования, практической реализации в
условиях необходимости выработки согласованной позиции 27 стран-участниц,
представляет интерес как для научного исследования, так и для возможного
заимствования опыта в условиях Российской Федерации.

Объект исследования
– политика Европейского Союза в сфере защиты окружающей среды.

Предмет исследования.
Предметом исследования является совокупность механизмов, форм, основных
направлений международного сотрудничества Европейского Союза в сфере защиты
окружающей среды.

Цель работы заключается
в комплексном анализе международного сотрудничества Европейского Союза в сфере
защиты окружающей среды.

Задачи
исследования. Достижение цели предполагает решение
следующих исследовательских задач:

— рассмотреть охрану окружающей среды
как международную проблему;

— исследовать становление политики ЕС
в сфере охраны окружающей среды;

— изучить программу действий в области
защиты окружающей среды;

˗ проанализировать особенности реализации
стратегии в области изменения окружающей среды и климата;

— определить влияние политики ЕС в
области охраны окружающей среды на отношения с Россией;

—  выявить тенденции современной
политики Евросоюза в области охраны окружающей среды.

Методология и методы исследования. При работе над данной темой использовался
подход историографического анализа, в рамках которого применялись историографический,
хронологический, проблемно-хронологический методы для исследования динамики
развития вопроса политики Евросоюза в сфере защиты окружающей среды.

Также, в ходе анализа применяется метод
описательного линейного анализа для рассмотрения вопросов формирования стратегии
ЕС по защите окружающей среды, разработки политики, которая сосредотачивается
на динамической связи между более широким контекстом, в рамках которого
осуществляется политическая деятельность.

Кроме того, при написании данной работы
большое внимание уделяется структурному анализу для изучения внутренней структуры
и закономерностей функционирования Европейского Союза, системному анализу, в
рамках которого использовался структурно-функциональный метод для обследования
угрозы, исходящей из политики в области защиты окружающей среды на региональном
и международном уровнях.

Степень
изученности проблемы. Политика Европейского Союза в области
защиты окружающей среды представляет собой достаточно острую, но вместе с тем,
специфическую тематику, и большая часть материалов по данному направлению
написана в самом Евросоюзе. Среди отечественных авторов можно выделить работы
А. Гусева и А. Гусева[1], и Е. Матвеевой[2], которые посвящены в целом
политике по защите окружающей среды ЕС.

Среди зарубежных работ можно отметить
материалы А. Бентли[3],
который рассматривает становление политики в сфере окружающей среды как
глобальной проблемы, Б. Сингха и О. Сингха[4], изучающих влияние
глобального потепления на изменение климата и А. Галенович[5], изучающего отношения
России и Евросоюза в экологической сфере.

Важную роль в исследовании сыграли
материалы, опубликованные различными структурами, том числе аналитическими
центрами, Европейского Союза[6], а также других
международных и региональных структур по данному вопросу[7].

В них дается подробная информация и анализ
политики Евросоюза в области защиты окружающей среды и различных ее аспектов,
таких как изменение климата, загрязнение воздуха, вопросы биоразнообразия,
рассматриваются достоинства и недостатки проводимых Брюсселем мероприятий.

Источниковая
база исследования. В процессе работы над диссертационным
исследованием были использованы опубликованные письменные источники, среди
которых законодательные документы, документы международных организаций,
статистические источники.

К законодательным документам относятся,
прежде всего, Киотский протокол к
Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата[8], Парижское
соглашение[9], Рамочная
конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата[10],
являющиеся основными международными документами, регулирующими политику в
данной сфере. Климатическая доктрина Российской Федерации[11] раскрывает позицию России
по указанным вопросам.

Важное значение имеют международные
документы Европейского Союза. Среди них особое место занимают Шестая[12] и Седьмая[13] программы по защите
окружающей среды, детально раскрывающие основные направления политики ЕС.

Помимо этого, следует отметить комплекс
директив Европейского Союза, регулирующих те или иные аспекты защиты окружающей
среды. Директивы Евросоюза направлены на решение прикладных аспектов, они подробно
раскрывают особенности регулирования политики по защите окружающей среды в
Европейском Союзе, обозначают проблемные моменты и пути их решения, дают
возможность отследить выполнение ключевых решений по данному направлению[14].

Наконец, к статистическим источникам
относится доклад Европарламенту о выполнении Седьмой программы по защите
окружающей среды[15],
подготовленный Комитетом по защите окружающей среды, общественного здоровья и
продовольственной безопасности, который раскрывает достижении и недостатки
выполнения планов в сфере политики Евросоюза в сфере защиты окружающей среды.

Структура работы. Данная
работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных
источников и литературы.

В первой главе раскрываются особенности
формирования политики ЕС в сфере охраны окружающей среды.

Во второй главе анализируются сущность и
особенности политики ЕС в области охраны окружающей среды.

В третьей главе рассматриваются тенденции
и перспективы политики Евросоюза в области охраны окружающей среды. [1] Гусев А., Гусев А.
Деятельность Европейского Союза в сфере формирования экологической
политики и реализации программ устойчивого развития -Текст :
электронныйURL:  — http://www.jurnal.org/articles/2008/polit11.html (дата обращения:12.03.2021) [2] Матвеева Е. Экологическая
политика Евросоюза
-Текст : электронныйURL:  — http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999_West_2010_6/48.pdf (дата обращения:12.03.2021) [3] Bentley B. Allan. The Emergence of Climate
Change as a Global Problem. -Текст : электронныйURL:  — https://www.openphilanthropy.org/sites/default/files/Allan%20climate-governance-biblio_140404.pdf.
(дата обращения:12.03.2021) [4] Bharat Raj Singh and Onkar Singh.Study of
Impacts of Global Warming on Climate Change: Rise in Sea Level and Disaster
Frequency-Текст : электронныйURL:  —
https://www.intechopen.com/books/global-warming-impacts-and-future-perspective/study-of-impacts-of-global-warming-on-climate-change-rise-in-sea-level-and-disaster-frequency.
(дата обращения:12.03.2021) [5] Galenovich А.Russia and the EU: A perspective on climate policy
collaboration.  -Текст :
электронныйURL:  — https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/briefing_note/join/2013/522304/EXPO-AFET_SP(2013)522304_EN.pdf (дата обращения:12.03.2021) [6] Bilateral and regional cooperation. Russian
Federation.  -Текст :
электронныйURL:  —
https://ec.europa.eu/environment/international_issues/relations_russia_en.htm (дата обращения:12.03.2021); Climate Change  -Текст : электронныйURL:  —
https://globalissuesnetwork.org/learn-about-our-global-issues/climate-change/ (дата обращения:12.03.2021); EU Environment and Climate Change
Policies.  -Текст : электронныйURL:  —
https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2019/638428/IPOL_STU(2019)638428_EN.pdf
(дата обращения:12.03.2021); The
2030 Agenda for Sustainable Development and the SDGs.  -Текст : электронныйURL:  — https://ec.europa.eu/environment/sustainable-development/SDGs/index_en.htm (дата обращения:12.03.2021) , etc [7] Environment and Climate Change Mainstreaming in EU Development
Cooperation.  -Текст :
электронныйURL:  — https://www.oecd.org/dac/EC-Briefing-Note.pdf (дата обращения:12.03.2021); Climate change accelerates. -Текст : электронныйURL:  — https://public.wmo.int/en/media/press-release/global-climate-2015-2019-climate-change-accelerates (дата обращения:12.03.2021), etc [8] Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации
Объединенных Наций об изменении климата. -Текст : электронныйURL:  — https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml. (дата обращения:12.03.2021) [9] Парижское соглашение -Текст : электронныйURL:  — https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf (дата обращения:12.03.2021) [10] Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об
изменении климата. -Текст : электронныйURL:  — https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml. (дата обращения:12.03.2021) [11] Климатическая доктрина Российской Федерации.  -Текст : электронныйURL:  — https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/269098 (дата обращения:12.03.2021) [12] Шестая программа действий
Европейского Сообщества в области окружающей среды и комментарий к ней. Перевод
и комментарий П.А.Калиниченко.  -Текст :
электронныйURL:  — https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/shestaya-programma-dejstvij-evropejskogo-soobshhestva-v-oblasti-okruzhayushhej-sredy-i-kommentarij-k-nej-perevod-i-kommentarij-p-a-kalinichenko/ (дата обращения:12.03.2021) [13] Decision No 1386/2013/EU of the European
Parliament and of the Council of 20 November 2013 on a General Union
Environment Action Programme to 2020 ‘Living well, within the limits of our planet’.  -Текст :
электронныйURL:  — https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32013D1386 (дата
обращения:12.03.2021) [14] Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23
April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and
amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC (OJ L 140, 5.6.2009, p. 16); Directive
2009/29/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009
amending Directive 2003/87/EC so as to improve and extend the greenhouse gas
emission allowance trading scheme of the Community (OJ L 140, 5.6.2009, p. 63), etc [15] Report on the implementation of the 7th Environment Action Programme
(2017/2030(INI)). Committee on the Environment, Public Health and Food
Safety.  -Текст : электронныйURL:  — https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2018-0059_EN.html
(дата обращения:12.03.2021)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Защита окружающей среды стала одной из
международных проблем, угрожающих существованию человечества. Международное
сообщество вынуждено принимать согласованные меры по смягчению последствий негативных
изменений. Важными этапами развития международного сотрудничества стали Рамочная
конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (1992 год),
Киотское соглашение (1997 год) и ныне действующее Парижское соглашение (2015
года).

С самого
начала Европейский Союз стал играть ведущую ролью в глобальном управлении защитой
окружающей среды, добиваясь принятия амбициозных международных обязательств. Будучи
единственной региональной организацией, являющейся членом Рамочной конвенции
Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотского протокола, ЕС
можно считать уникальным международным субъектом в этой области.

Современная
политика в области защиты окружающей среды в ЕС развивается с 1990 года, вводя
общие меры в области выбросов парниковых газов, возобновляемых источников
энергии и энергоэффективности. Основа климатической политики в масштабах ЕС
была разработана, внедрена и пересматривалась с течением времени.

Программы по защите окружающей среды ЕС
служат базовыми документами реализации его климатической политики. Седьмая
программа ЕС формулирует три тематические цели:

— защита, сохранение и приумножение
природного капитала Союза;

— превращение Союза в ресурсосберегающую,
экологически чистую и конкурентоспособную низкоуглеродную экономику;

— защита граждан Союза от давления,
связанного с окружающей средой, и рисков для здоровья и благополучия.

Неспособность полностью реализовать
существующую политику не позволяет Союзу достичь требуемых стандартов качества. Брюссель
выступает в качестве лидера экологического движения в мире, что находит
отражение в принимаемых документах.

На основе выполнения Седьмой программы по
защите окружающей среды, можно отметить, что противодействие процессам
изменения климата возникает во всех областях работы, начиная с решения вопросов
экологического руководства в связи с международными переговорами или в сельском
хозяйстве.

Россия и ЕС являются стратегическими
партнерами с общими экологическими проблемами и интересами на трансграничном,
европейском, региональном и глобальном уровнях. Россия и ЕС сотрудничают в
региональных экологических структурах. Они также являются партнерами в
глобальных многосторонних природоохранных соглашениях и форумах. Россия и ЕС работают
вместе над повышением эффективности использования ресурсов, устранением
неустойчивых моделей потребления и производства и улучшением совместимости
экологической политики с целью обеспечения высокого уровня защиты окружающей
среды посредством прозрачного и последовательного применения законодательства и
нормативных актов.

Краеугольным камнем отношений между
Россией и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое создало
институциональную основу для диалога. Саммиты проводятся два раза в год. Сотрудничество
между Россией и ЕС ведется в рамках четырех «общих пространств». Одно из этих
общих пространств охватывает экономические проблемы и окружающую среду.

Пять экспертных подгрупп включают в себя
биоразнообразие и природа; изменение климата; управление и охрана
правоприменения в лесном хозяйстве; мониторинг и конвергенция; и водные и
морские проблемы. Приоритетные действия, запланированные в области окружающей
среды:

— разработка общей
экологической информационной системы;

— обмен опытом по
комплексным разрешениям на основе наилучших из доступных технологий, включая
более чистое производство и снижение энергоемкости производства;

— разработка совместных
действий по борьбе с незаконной и неустойчивой заготовкой древесины (в
частности, посредством добровольной схемы сертификации древесины);

— создание единых
стандартов для оценки воздействия на окружающую среду для трансграничных
проектов.

Разница в подходах к экологической
политике России и ЕС обусловлена более широким кругом проблем энергетической
безопасности и стратегии. В свою очередь, сложные взаимоотношения игроков,
особенности внутренней среды в ЕС и внешняя взаимозависимость обуславливают их
сотрудничество.

В этой связи, учитывая текущую роль и
стремление Европейского Союза сохранить свою роль мирового лидера в сфере
защиты окружающей среды, для России представляется целесообразным осуществлять
секторальное взаимодействие, развивая климатическую дипломатию, и по отдельным
вопросам, в которых может наблюдаться совпадение интересов, совместно
продвигать региональные и глобальные инициативы, тем самым не только
способствуя улучшению экологической ситуации и внося вклад в вопросы изменения
климата, но и утверждая себя (совместно с Евросоюзом) в качестве лидирующего
глобального актора в данной сфере.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1.1. Охрана окружающей среды как международная проблема Глобальное потепление и изменение
окружающей среды измеряются средними глобальными температурами. Считается, что
природные явления и деятельность человека являются основными причинами такого
повышения температуры. Изменение климата, вызванное ростом выбросов углекислого
газа транспортными средствами, заводами и электростанциями, не только повлияет
на атмосферу и море, но также изменит геологию Земли. Выбросы углекислого газа
в результате использования ископаемой энергии изменяют климат, и, согласно
оценкам, ожидается, что температура будет расти в среднем на 2-6 градусов
Цельсия в течение периода до 2100 года, что является сильнейшим показателем по
сравнению с текущей средней температурой 1,7 градусов Цельсия[1].

Это может вызвать огромные изменения во
всей человеческой  цивилизации, как
положительные, так и отрицательные, но влияние на общество в настоящее время
очень неопределенно. Прогнозы показывают, что сильные штормы могут смыть прибрежные
города уже в следующем десятилетии, а некоторые страны сильно пострадают уже в
среднесрочной перспективе.

Глобальное потепление вызвано прежде всего
увеличением «парниковых» газов, таких как диоксид углерода (CO2), закись азота
(NOX), диоксид серы (SO2), водород и т.п.[2]
Таким образом, потепление планеты приводит к изменениям климата, которые могут
отрицательно влиять на погоду. Основными показателями глобального потепления являются
следующие[3]:

— температура над землей;

— горные снежные покровы и ледники;

— содержание тепла в океане;

— морской лед;

— уровень моря;

— температура морской поверхности;

— температура над океаном;

— влажность;

— тропосферная температура.

Глобальное потепление в сегодняшнем
сценарии представляет угрозу или как минимум создает вызовы для выживания человечества. Сырая нефть, уголь и газ
являются основными ресурсами для мировых поставок энергии. Как следствие,
только в Индии, по оценкам, загрязнение автотранспорта возросло в восемь раз за
последние два десятилетия. Один только этот источник, по оценкам, составляет
около 70 процентов от общего загрязнения воздуха. Индия занимает пятое место в
мире после США, Китая, России и Японии. Ожидается, что вклад Индии в мировые
выбросы углерода в ближайшие годы увеличится из-за быстрых темпов урбанизации,
увеличения использования автотранспорта и дальнейшего использования старых и
более неэффективных угольных и топливных электростанций[4]. [1] Bharat Raj Singh and Onkar Singh. Study of Impacts of Global Warming on
Climate Change: Rise in Sea Level and Disaster Frequency  — Текст : электронныйURL:  —
https://www.intechopen.com/books/global-warming-impacts-and-future-perspective/study-of-impacts-of-global-warming-on-climate-change-rise-in-sea-level-and-disaster-frequency.
(дата обращения:22.02.2021) [2] Key Issues — Climate Change — Текст : электронныйURL:  — https://www.canada.ca/en/environment-climate-change/corporate/transparency/briefing/key-issues-climate-change.html. (дата обращения:22.02.2021) [3] Bharat Raj Singh and Onkar Singh. Study of
Impacts of Global Warming on Climate Change: Rise in Sea Level and Disaster
Frequency  — Текст : электронныйURL:  —
https://www.intechopen.com/books/global-warming-impacts-and-future-perspective/study-of-impacts-of-global-warming-on-climate-change-rise-in-sea-level-and-disaster-frequency.
(дата обращения:22.02.2021) [4] Bharat Raj Singh and
Onkar Singh. Study of Impacts of Global Warming on Climate Change: Rise in Sea
Level and Disaster Frequency  — Текст :
электронныйURL:  —
https://www.intechopen.com/books/global-warming-impacts-and-future-perspective/study-of-impacts-of-global-warming-on-climate-change-rise-in-sea-level-and-disaster-frequency.
(дата обращения:22.02.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы